Способ определения технического состояния одноступенчатого редуктора Советский патент 1982 года по МПК G01M13/02 

Описание патента на изобретение SU951097A1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к диагностированию механизмов и машин и может быть использовано при оценке технического состояния коробок передач, редукторов ведущих мостов в тракторах, автомобилях и сельскохозяйственных машинах. Известен способ определения технического состояния одноступенчатого редуктора, заключаюшийся в том, что прикладывают постоянные крутящий и нагружающий моменты к валам испытуемого редуктора, определяют вибропреобразователем спектр виброударных импульсов, измеряют амплитудные параметры в выбранных полосах частот спектра и оценивают техническое состояние редуктора по отношению измеренных амплитудных параметров 1. Недостаток данного способа заключается в погрешностях при диагностировании, так как отношение амплитудных параметров зависит от колебательной характеристики редуктора, являющейся характеристикой нестабильной. Цель изобретения - повышение точности. Указанная цель достигается тем, что в способе определения технического состояния одноступенчатого редуктора, заключающемся в том, что прикладывают крутящий момент к одному из валов испытуемого редуктора, определяют вибропреобразователем спектр виброударных импульсов, измеряют амплитудные параметры в выбранной полосе частот спектра и оценивают техническое состояние испытуемого редуктора по отношению измеренных амплитудных па,раметров, измерение амплитудных параметров осуществляют на минимальных и максимальных скоростных режимах работы испытуемого редуктора в полосе частот установочного резонанса вибропреобразователя. Способ реализуется следующим образом. Измерительный вибропреобразователь, например, пьезоакселерометр, устанавливается на корпус редуктора, в месте, ближайшем к сопряжению, излучающем виброударные импульсы. Сигналы с вибропреобразователя усиливаются и с помощью полосового фильтра частоты установочного резонанса вибропреобразователя, выделяют виброударные сигналы, подводят их на вход измерителя амплитудных параметров, например, измерителя средневыпрямленного значения сигнала. Показания измерителя снимают на минимальных и максимальных скоростях вращения ведущего вала. Затем по отнощению показаний на этих скоростных режимах судят о техническом состоянии редуктора. В качестве параметров виброударных импульсов могут использоваться кроме того, величины амплитуд и средние значения максимальных амплитуд. Осуществление предлагаемого способа возможно в связи с возникновением вибрационных импульсов при работе зубчатых передач, обусловленных ударами при пересопряжении зубьев. При выделении виброударных импульсов на частоте установочного резонанса вибропреобразователя в ультразвуковом, диапазоне получают импульсные сигналы, параметры которых с наибольшей точностью отражают энергию (интенсивность), длительность, частоту и другие параметры ударов в сопряжении Так как амплитуда импульсов пропорциональна; скорости удара, резко возрастает чувствительнее этого параметра к техническому состоянию редуктора. При изменении скоростного режима и ухудшении технического состояния редуктора увеличивается энергия соударений, что ведет к увеличению амплитуды импульсов, кроме того, уменьшается их длительность, что ведет к перераспределению амплитудного спектра с увеличением интенсивности высокочастотных составляющих. Интенсивность соударений при обкатке редуктора без нагрузки определяется в основном коэффициентом перекрытия и жесткостью, содержащейся в нем зубчатой передачи. При хорошем техническом состоянии подшипниковых опор во время обкатки редуктора на малых скоростях вращения, Е.Ш. 1000 удары и зацепления носят случайный характер и наблюдаются при входе зубьев в зацепление. При увеличении оборотов вала ведущей шестерни (п.щ. 1450 ) наблюдается улучшение плавности вращения. В случае исследования редуктора с конической зубчатой передачей износ подшипниковых опор приводит к снижению жесткости конической передачи и, следовательно, к ухудшению процесса зацепления. В этом случае, при увеличении скоростного режима обкатки, происходит осевое смещение делительных конусов ведущего и ведомого колеса от центра передачи, изменяется коэффициент перекрытия. В силу отсутствия стабилизирующей нагрузки, при большой осевой игре подшипников, происходит флуктуация положения колес, которая ведет к постоянному изменению коэффициента перекрытия и ошибки щага зацепления и, как следствие, к увеличению количества ударов при зацеплении. При этом увеличивается максимальная амплитуда виброударных импульсов и их частота. Реализация предлагаемого способа позволяет вывести область фильтрации сигнала из области собственных резонансов акустических каналов редуктора, т.е. сделать независимым от его колебательных характеристик отношение амплитудных параметров и тем самым, повысить точность диагностирования. Формула изобретения Способ определения технического состояния одноступенчатого редуктора, заключающийся в том, что прикладывают крутящий момент к одному из валов испытуемого редуктора, определяют вибропреобразователем спектр виброударных импульсов, измеряют амплитудные параметры в выбранной полосе частот спектра и оценивают техническое состояние испытуемого редуктора по отношению измеренных амплитудных параметров, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, измерение амплитудных параметров осуществляют на минимальных и максимальных скоростных режимах работы испытуемого редуктора в полосе частот установочного резонанса вибропреобразователя. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР по заявке- № 2763644/25-28, кл. G 01 М 13/02, 1979 (прототип).

Похожие патенты SU951097A1

название год авторы номер документа
Способ определения технического состояния одноступенчатого редуктора 1984
  • Иванов Владимир Константинович
  • Макаров Ростислав Алексеевич
SU1223076A1
Способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления 1982
  • Метс Т.Л.
SU1075113A1
Способ диагностики дефектов кинематических пар роторных машин 2022
  • Сундуков Александр Евгеньевич
RU2792713C1
Способ испытания передач 1987
  • Бондарчук Петр Николаевич
  • Бирюков Марат Павлович
  • Бондарчук Любовь Николаевна
  • Сочивко Алексей Алексеевич
  • Комаров Станислав Дмитриевич
  • Устинов Юрий Александрович
  • Акимов Владимир Ильич
SU1490538A1
Способ диагностики дефектов зубьев зубчатых колёс редуктора газотурбинного двигателя 2021
  • Сундуков Александр Евгеньевич
RU2783467C1
Способ диагностики дефектов зубьев зубчатых колёс редуктора газотурбинного двигателя 2020
  • Сундуков Александр Евгеньевич
RU2737993C1
Устройство для диагностики подшипников 1983
  • Трофимов Виктор Павлович
  • Шестериков Константин Александрович
  • Рыгалин Виктор Георгиевич
  • Гречинский Дмитрий Алексеевич
  • Иванов Юрий Викторович
  • Тарасов Александр Владимирович
SU1116324A1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ, УЗЛОВ И ПРИВОДНЫХ АГРЕГАТОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Ушаков Андрей Павлович
  • Тварадзе Сергей Викторович
  • Антонов Константин Викторович
  • Зотов Вадим Владимирович
  • Байков Александр Евгеньевич
RU2379645C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ ЧАСТОТЫ УСТАНОВОЧНОГО РЕЗОНАНСА ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ВИБРОПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Скворцов Дмитрий Викторович
  • Орлов Андрей Владимирович
  • Блохин Алексей Леонидович
RU2593646C1
Способ диагностирования передаточных элементов динамических систем вращательного движения 1985
  • Гребенников Александр Сергеевич
SU1416876A1

Реферат патента 1982 года Способ определения технического состояния одноступенчатого редуктора

Формула изобретения SU 951 097 A1

SU 951 097 A1

Авторы

Соловьев Владимир Иванович

Комаров Александр Васильевич

Белый Иван Федорович

Даты

1982-08-15Публикация

1980-07-09Подача