Устройство автоматического включения резерва собственных нужд электростанции /его варианты/ Советский патент 1982 года по МПК H02J9/06 

Описание патента на изобретение SU951555A1

зервные выключатели, содержащее на каждой секции шин реле положения резервного выключателя, исполнительный блок контроля питания, а к выходам - цепи отключения рабочего ввода, неответственных и ответственных двигателей и цепи включения выключателей резервного питания 2. Однако известное устройство не мо жет представить потерю станцией СоН. в указанных аварийных режимах. Цель изобретения - повышение надежности путем исключения отключения резервного трансформатора при его Перегрузке и повышение надежности на электрических станциях, на которых резервный трансформатор допус кает одновременный самозапуск двигателей собственных нумад одной из подключаемых секций Поставленная цель достигается тем что в устройство автоматического вкл чения резерва собственных нужд элект станций, состоящихиз рабочих секций шин, подключенных к резервной шине ч рез резервные выключатели, содержаще для каждой секции шин реле положения резервного выключателя, исполнительны блок, к входам которого подключен бло контроля питания, а к выходам - цепи отключения рабочего ввода неответственных и ответственных двигателей и цепи включения выключателей резервно го питания, введен логический блок, состоящий из разделительных диодов и выходных реле по одному на секцию, контакты которых подключены к цепям отключения соответствующих ответственных двигателей, причем обмотка каж дого выходного реле блока логики через замыкающий контакт реле блока кон троля питания и соответствующий разделительный диод подключена к последовательно соединенным контактам реле положения резервного выключателя своей секции и к онтактам .других двух реле положения резервных выключателей остальных секции во всех сочетаниях. Кроме того, в устройство АВР собственных нужд электростанции, состоящих из рабочих секций шин, подключенных к резервной шине через резервные выключатели, содержащее для каждой секции шин реле положения резервного выключателя, исполнительный блок, к выходам которого подключен блок контроля-питания, а к выходам - цепи отключения рабочего ввода неответствен ных и ответственных двигателей и цепи включения выключателей резервного питания, введен логический блок, состоящий из разделительных диодов и выходных реле по одному на секцию, контакты которых подключены к цепям отключения соответствующих ответственных двигателей, причем обмотка каждого выходного реле блока логики через замыкающий контакт реле блока контроля питания и соответствующий разделительный диод подключена к последовательно соединенным контактам реле положения выключателя своей секции и каждого из других реле положения резервного выключателя. На фиг. 1 представлена структурная схема устройства, на фиг. 2 подключение реле контроля положения резервного выключателя и выполнение блоков контроля питания и логики устройства, когда ПРТСН допускает одновременный самозапуск двигателей двух секций с.н., на фиг. 3 исполнение блока 4, когда ПРТСН допускает самозапуск лишь двигателей 9ДНОЙ секции. Устройство содержит реле 1 контроля положения резервного выключателя секции с.Но, блоки 2 контроля питания, один выход блока 2 подключен к исполнительному органу 3, а другой - к блоку 4 логики, к которому подключены также выходы блоков 1 и 2, выходы блоков 3 и 4 подключены в цепи отключения неответственных и ответственных двигателей, выключатели 5 двигателей 6, шины 7резервного питания, выключатели 8резервного питания, к цепям включения которого подключены выходы блоков 3, рабочие трансформаторы 9 С.Н., ПРТСН 10, секции с.н. 11, 12 13 и 14 - соответственно первая, вторая, третья и четвертая, катушка 15 отключения выключателя резервного питания, его блок-контакты 16, резистор 17, реле 18 минимального напряжения блока 2 контроля, реле 19 времени, одно из реле 20 (другие не показаны) исполнительного органа, контакты 21-24 реле положения включено соответственно первого, второго, третьего, четвертого секционных выключателей С.Н., контакты 25-28 с выдержкой времени при отпадении реле 20, соответственно, З.М.Н. первой, второй, третьей и четвертой секций С.Н., выходные реле блока 4, действующие на отключение всех двигателей, кроме особо ответственных (на тепловых станциях - дымососа и циркуляционного насоса, на атомных главного циркуляционного насоса и цикуляционного насоса), соответствую1ДИХ из этих секций: накладки 33, блок-контакты 3 выключателя отключаемого двигателя, его катушка 35 отключения, контакты 36 одного из выходных реле блока k (например реле 19).

Рассмотрим работу устройства, когда ПРТСН допускает одновременный самозапуск двигателей двух секций с.н. Тогда блок 4 выдает отключающие сигналы в том случае, если включены любые три секционных выключателя с.н. и хотя бы на одной из секций блок 2 выявил потерю питания (например сработала защита минимального напряжения), причем сразу после включения выключателя 8 сигнал выдается на отключение двигателей той секци ;, где выявлена потеря питания. Отключаются все двигатели, кроме дымососа и циркуляционного насоса. Дымосос осуществляет вентиляцию парогенератора, циркуляционный насос обеспечивает сохранение вакуума и работу маслоохладителей, что позволяет при исправном оборудовании энергоблока станции значительно быстрее включить его в работу.

Пусть первая секция потеряла питание с.н. Напряжение понижается и реле 18, замыкая контакты, запускает реле 19, которое через выдержку времни 0,5 с воздействует на реле 20 исполнительного органа, которое замыкает контакты 25 в цепях блока 4 (фиг. а другими контактами отключает неответственные двигатели. От другого реле минимального напряжения (не показано) отключается рабочий выключатель и включается резервный к ПРТСН, подключая первую секцию. При этом замыкаются контакты 21 реле положения включено 8 ее секционного выключателя. Ни одн ) из выходных реле 29-32 в действие не приходит. Если после подключения первой секции к резервному трансформатору подключается любая другая секция из-за потери питания, например третья, то контакты 27 реле 20 третьей секции замыкаются, замыкаются контакты 23 реле 1 резервного выключателя этой секции. Но и в этом случае реле 20-32 в действие не приходят, а реле 18, 19 и 20 возвращаются в исходное положение после восстановления напряжения. Реле 2932 не приходят в действие и в любом другом случае, когда включено не болше двух секционных выключателей.

Когда от резервного трансформатора с.н. питаются потребители двух рабочих трансформаторов (в нашем случае первого и третьего) и на него автоматически переводятся потерявшиепитание потребители еще одного рабочего трансформатора, например второг блок 2 второй секции выявляет потерю питания. Контакты 26 реле 20 замыкаются, контакты 21 и 23 уже замкнуты, и, как только включается секционный выключатель второй секции, срабатывает репе 1,замыкая контакты 22. Реле 30 получает питание и замыкает контакты 36 в цепях отключения всех двигателей второй секции, кроме дымососа и циркуляционного насоса. Если после этого (или одновременно) на резервный трансформатор автоматически переводятся и потребители последней (в данном случае четвертой) секции, замыкаются контакты 28 и (контакты 21, 22 и 23 уже замкнуты)-, и реле 32 срабатывает, отключая соответствующие двигатели четвертой секции.

Если во время системной аварии на ПРТСН переводятся потребители двух рабочих трансформаторов (например их выключатели отключаются от устройства отказа выключателей через выходные реле защит блоков) и до этого двигатели с.н. всех блоков питались от рабочих трансформаторов с.н. происходит самозапуск переводимых двигателей.

Если до аварии от резервного транформатора уже питались двигатели одного из рабочих трансформаторов, например второго, то оперативный персонал после подключения второй секции к резервному трансформатору снимает накладку 33 устройства, исключая реле 30 из работы. Поэтому, когда во время аварии два резервных выключателя подключат к ПРТСН потребителей еще двух секций (например первой и третьей), устройство работает следующим образом.

Если З.М.Н. первой или третьей секции (или и той и другой) успеет сработать, то сразу после включения последнего из двух включающихся выключателей создается цепь на срабатывание реле 29 или 31 (или обоих). Реле 29 или 31 (или оба) отключают соответствующие двигатели первой или третьей (или обоих) секций, а все потребители второй секции остаются в работе. Если 8.М.Н« не успеют сработать (включение секционных выключателей произойдет по отключению выключателей рабочих трансформаторов от выходных реле защит блоков) то начинается самозапуск двигателей двух секций при питании от тех же шин двигателей ранее переведенной секции с.н. Самозапуск не обеспечивается. Срабатывает З.М.Н. и схема работает как и в предыдущем случае.

Если до аварии от ПРТСН питались двигатели двух рабочих трансформаторов (например, первой и второй) накладки 33 сняты, то при подключении еще двух секций отключаются все двигатели подключившихся секций, кроме дымососов и циркуляционных насосов.

Если во время системной аварии на резервный трансформатор переводятся потребители всех четырех рабочих трансформаторов, схема работает следующим образом.

До тех пор пока не включились секционные выключатели каких-то трех секций реле 29-32 в действие не приходят. При их включении происходит самозапуск двигателей сразу трех секций, и если З.Н,Н„ на секциях с.н не успели сработать к этому моменту, реле 29-32 не действуют. Напряжение садится. Подключение четвертой секции еще больше способствует посадке напряжения Срабатывает З.И.Н. и в худшем случае могут одновременно сработать все реле 29-32 и отключить все двигатели всех секций, кроме дымососов и циркуляционных насосоВо

выставив выдержку времени З.М.Но на секциях соответственно 0,5; 0,6; 0,7; 0,8 с можно добиться сохранения СоН. одного или двух блоков даже в этом режиме. Действительно, при снижении напряжения на шинах резервного трансформатора сначала срабатнвает .Н.

При выполнении блока k по схеме фиг. 3 устройство работает в рассмотренных режимах аналогично изложенном Разница лишь в том, что отключение большинства двигателей секций при подключении к ПРТСН производится уже при двух включенных резервуарных выкпючателях, а не при трех, как в схеме фиг. 2.

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет сохранить с.н. одного блока и особо ответственные двигатели остальных блоков даже при самой тяжелой аварии. Кроме того, большим достоинством устройства является его простота и возможность собрать

его в эксплуатации силами местных служб релейной-защиты на выпускаемых промышленностью промежуточных реле.

Формула изобретения

15

1.Устройство автоматического включения резерва собственных нужд злактростанции, состоящих из секций шин,, подключенных к резервной шине через

резервные выключатели, содержащее для каждой секции шин реле положения.резервного выключателя, исполнительный блок, к входам которого подключен блок контроля питания, а к выходам - цепи

отключения рабочего ввода неответст- : венных и ответственных двигателей , и цепи включения выключателей резервного питания, отличающеесятем, что, с целью повышения надежности путем исключения отключения -резервного трансформатора при его перегрузке, в него введен логический блок, состоящий из. разделительных диодов и выходных реле по одному на ,

контакты которых подключены к цепям отключения соответствующих ответственных двигателей, причем обмотка каждого выходного реле блоксГ логики через замыкающий контакт реле блока контроля питания и соответствующий разделительный диод подключена к последовательно соединенным контактам реле положения резервного выключателя своей секции и контактам других двух

реле положения резервных выключателей остальных секций во всех сочетаниях.

2.Устройство,АВР собственных нужд электростанции, состоящих из рабочих секций шин, подключенных к резервной шине через резервные выключатели, содержащее для каждой секции шин реле положения резервного выклю- . чателя, исполнительный блок, к выхоходам которого подключен блок контроля питания, а к выходам - цепи отключения рабочего ввода неответственных и ответственных двигателей и цепи включения выключателей резервного питания, отличающееся тем.

что, с целью повышения надежности на электрических станциях, на которых резервный трансформатор допускает одновременный самозапуск двигателей собственных нужд одной из подключаемых секций, 8 него введен логический блок, состоящий из разделительных диодов и выходных реле по одному на секцию, контакты которых подключены к цепям отключения соответствующих ответственных двигателей, причем обмотка каждого выходного реле блока логики через замыкающий контакт реле блока контроля питания и соответствующий разделительный диод подключена

к последовательно соединенным контактам реле положения выключателя своей секции и.каждого из других реле положения резервного выключателя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Бёркович М.А., Семенов В.А. Основы автоматики энергосистем. М.,

Энергия, 1968, с. 128-О1.

2.Байтер И.И Релейная защита и автоматика питающих элементов собственных нужд тепловых электростанций. Изд. 2-е, М., Энергия, 1975,

с. 85-86,

Похожие патенты SU951555A1

название год авторы номер документа
Устройство для защиты минимального напряжения группы к электродвигателей 1988
  • Бурыкин Владимир Васильевич
  • Павлов Геннадий Михайлович
  • Савельев Виталий Андреевич
SU1640774A1
Устройство для блокирования автоматического включения резерва питания собственных нужд тепловых электростанций 1988
  • Кузник Юрий Самойлович
SU1647771A1
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ОТ ПОТЕРИ ПИТАНИЯ НА ПОДСТАНЦИЯХ ПРЕДПРИЯТИЙ С ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ РЕЗЕРВИРОВАНИЕМ 2012
  • Шабанов Виталий Алексеевич
  • Алексеев Виктор Юрьевич
  • Юсупов Рамис Зирякович
  • Исаев Ильгиз Ахтямович
RU2496210C1
УСТРОЙСТВО БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩЕГО АВТОМАТИЧЕСКОГО ВКЛЮЧЕНИЯ РЕЗЕРВА 2006
  • Артемьев Андрей Владимирович
  • Трофимов Юрий Иванович
  • Степанов Дмитрий Иванович
  • Шимко Сергей Васильевич
RU2292621C1
Устройство для защиты и автоматического повторного пуска электродвигателей 1953
  • Озол П.Ж.
SU97505A1
УСТРОЙСТВО АДАПТИВНОГО АВТОМАТИЧЕСКОГО ВКЛЮЧЕНИЯ РЕЗЕРВА 2014
  • Шабанов Виталий Алексеевич
  • Алексеев Виктор Юрьевич
  • Юсупов Рамис Зирякович
  • Клименко Станислав Евгеньевич
  • Исаев Ильгиз Ахтямович
RU2563629C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ВКЛЮЧЕНИЯ РЕЗЕРВНОГО ПИТАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ С ДВИГАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКОЙ 1992
  • Федоров Э.К.
RU2009598C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ВКЛЮЧЕНИЯ РЕЗЕРВНОГО ПИТАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ С ДВИГАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКОЙ 1992
  • Федоров Эрнст Кириллович
RU2009597C1
Устройство автоматического включения резерва 1989
  • Степанов Дмитрий Иванович
  • Вершинина Светлана Иннокентьевна
  • Терехов Евгений Петрович
  • Дорошев Ким Ильич
  • Заболотнов Роберт Иванович
  • Шеховцов Виктор Павлович
  • Тютькин Владимир Александрович
SU1670741A1
Способ самозапуска электроприводов с токоограничивающим реактором 1990
  • Георгиади Валерий Христинович
  • Плясуля Иван Петрович
SU1814143A1

Иллюстрации к изобретению SU 951 555 A1

Реферат патента 1982 года Устройство автоматического включения резерва собственных нужд электростанции /его варианты/

Формула изобретения SU 951 555 A1

у

r/

Id

19

и

l

IMMi

v,,..

- -f

л-;

J.

l

r,

JJ

J/

..

J J

SU 951 555 A1

Авторы

Клецель Марк Яковлевич

Солодухин Иван Никитович

Даты

1982-08-15Публикация

1980-06-18Подача