Ротор коллекторной электрической машины Советский патент 1982 года по МПК H02K9/20 

Описание патента на изобретение SU951570A1

Изобретение относится к эпектромаши нестроению и может найти применение в конструкции роторов (якорей) коппекторных эпектрических машин большой мощности (свыше 1ООО кВт), например транспортных электрических машин. Известна конструкция ротора электрической машины, включающая сердечник (магнитопровод) с расположенной на нем обмоткой, и торцовые элементы, охлаждаемые при помощи тепловых трубок 11Такая констру кция ротора не обеспечи вает исключение температурных напряжений, обусловленных разницей в температуре торцовых элементов. Наиболее близким техническим рещением к предлагаемому является конструкция ротора коллекторной электрической машины, имеющая сердечник с расположенной на нем обмоткой и коллектор, содержащие аксиальные каналы для движения охлаждающей среды. Охлаждение этой конструкции ротчра осушествляется путем продувания охчаждаюшего воздуха через аксиальные каналы коллектора и сердечника от независимого вентилятора 21. i Недостатки этой конструкции ротора заключается в том, что мощность электрической машины ограничена, что обусловлено высокими температурными напряжениями в коллекторе (свыше 2О% от напряжений,-обусловленных силами арочного распора), ограничивающими допустимую нагрузку мащины, и низкой эффективностью теплоотдачи от середечника с обмоткой к вентилирующему в аксиальных каналах воздуху (теплоотдача к воздуху менее эффективна, чем к жидкости); в коллекторе возникают значительные температурные напряжения, обусловленные большой разностью температуры меди круговой арки коллектора и стального корпуса (температура меди в продолжительном номинальном режиме отличается от температуры корпуса более чем в 5 раз) и коэффициентов температурного расширения этих элементов конструкции колч лектора (коэффициенты температурного 305 раглиирюния меди и стапи отпичаются более, чем в 1,5 раза), 11опь изобретения - снижение величины температурных напряжений в коппекторе и повышение мощности эпектрической машины. Поставгтенная цель достигается тем, что в конструкции ротора, имеющей сердечник с расположенной на нем обмоткой и коллектор, содержащие аксиапьньге ка- налы для движения охлаждающей среш, ротор -снабжен тепловыми трубками, холодные участки которых закреплены на поверхности корпуса коппектора, в горячие участки расположены в сердечнике вдоль обмотки. При этом участки длины тепловых тру бок на коллекторе и в сердечнике размещены параллельно и пи под углом к оси ротора ка разном радиусе от оси. Предпочтительным является размещение участ ков тепловых трубок под углом от 5 до 60 к оси ротора. Па чертеже изображен ротор предлагаемой конструкции, продольный разрез Ротор имеет сердечник 1 с расположенной на нем обмоткой 2 и коллектор, состоящий из комплекта металлических коллекторных пластин 3, корпусной изопя дни 4 и металлического корпуса 5 с аксиальными каналами 6. Комппекщ коллекторных пластин 3 электрически соединен с обмоткой 2 сердечника 1, содержащего аксиальные каналы 7. Сердечник 1 с обмоткой 2 и корпус 5 коллектора размещены на обшем валу 8. Ротор снабжен тепловыми трубками 9 , длина которых соответствует длине ротора, размещенными симметрично по длине его окружности Каждая тепловая трубка имеет заглушенные концы {А, С) и заполнена теплоноси телам. Один участок длины каждой тепло вой трубки (АВ) закреппен.на поверхности корпуса коллектора, а другой участок длины каждой тепловой трубки (ВС) расположен в сердечнике вдоль его обмотки. Тепловые трубки, копичество и размеры которых определяют тепловым расчетом электрической машины, закладывают в сердечник при сборке ротора и закрепляют, например, путем сварки. Для этого чтобы разместить участки тепловых трубок Б сердечнике, в нем изготавливают отверстия, размер и расположение кото рых определены размером и расположением этого участка длины тепловых трубок. После установки собранного коллектора на вал ротора холодные участки длины тепловых трубок закрепляют на поверхнос 04. ти корпуса коллектора, например, путем сварки. Охлаждение сердечника с обмоткой и передачи тепла к корпусу коллектора происходит за. счет изменения агрегатного состояния теплоносителя в тепловых трубках. Тепло, выделяющееся на рабочей поверхности пластин коллектора и в проводниках обмотки, нагревает эти элементы конструкции и передается путем теплопропроводпости к корпусу коллектора и сердечнику. В связи с большой толщиной корпусной изоляции 4 коллектора, рассчитанной на полное рабочее напряжение машины (свыше 1ООО В) и низким коэффициентом ее теплопроводности (О,О02 Вт/см ), температура корпуса 5 коллектора всегда ниже, чем комплекта коллекторных пластин 3 (более, чем в 5 раз).Охлаждение корпуса коллектора при вращении путем теплоотдачи с поверхности к воздуху еще более увеличивает разницу в температурах меди круговой арки коллектора и корпуса. Температура проводников обмотки, закрытых изоляцией, всегда выше (почти в 3 раза), чем температура комплекта- коллекторных пластин, рабочая поверхность которых открыта для доступа охлаждающего воздуха. Температура сердечника ротора выше (почти в Ю раз) чем температура корпуса коллектора Так как ротор снабжен тепловыми трубками, то теплоноситель (например вода, ацетон, метанол и другие), заполняющий тепловые трубки, .испаряется на горячем участке длины трубок (ВС). Более тяжелая жидкая фаза теплоносителя под действиемцентробежных сил перемещается на горячие участки (ВС) длины тепловых трубок, расположенные на большем радиусе от оси ротора (центробежная сила пропорциональна весу, радиусу и квадрату частоты вращения), вытесняя оттуда более легкую газообразную фазу теплоносителя на холодные участки (АВ) длины тепловых трубок, расположенные на меньшем радиусе от оси. На холодном участке длины тепловых трубок происходит кон- . денсация газообразной фазы теплоносителя и передача тепла более холодному корпусу. коллектора. Образующаяся на холодном участке дпины тепловых трубок ишдкая фаза теплоносителя под действием центробежных сил перемещается на горячий участок длины тепловых трубок, где забирает-тепло от сердечника и испаряется. Таким образом происходит непрерывный процесс отвода тепла от сердечника с обмоткой и передача тепли корпусу кол5. - 951

лектора. Температура корпуса коллектора выравнивается с температурой комппекта пластин (может быть и выше температуры пластин), что ведет к снижению температурных напряжетшй в коллекторе (воз-5 можно свести их до нуля). Температура сердечника с обмоткой снижается и выравнивается с температурой элементов коллектора, что ведет к снижению температурных напряжений в роторю и позвоЛя- О ет повысить допустимую нагрузку машины и ее мощность без увеличения габаритов (почти на 20%).

Технико-экономическая эффективность предлагаемой конструкции ротора закпюча-15 ется в следующем: без увеличения габаритных размеров машины повышается ее мощность (для машины мощности 100О кВт примерно на 15-20%); снижается величина температурных напряжений в коллекто- 20 ре (почти на 2О%); повышается интенсивость отвода тепла от обмотки и сердечника ротора.

706

Формула изобретения

Ротор коллекторной электрической машины, содержащий сердечник с обмоткой и аксиальными каналами и коллектор, имеющий корпус и аксиальные каналы, отличающийся тем, что, с цепью улучшения эксплуатационных характеристик путем снижения температурных напряжений, он снабжен тепловыми трубками, одна часть каждой из которых расположена в сердечьгаке вдоль обмотки, а другая, оставшаяся - на поверхности корпуса коллектора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Чехословакии № 158096, кл. 21 d 56/01, 1974.

2. Находкин М. Д. Проектирование тяговых электрических машин, М., 1976 с. 527.

Похожие патенты SU951570A1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА 2018
  • Коровин Владимир Андреевич
RU2687560C1
ТЕРМОЭМИССИОННЫЙ МАГНИТОПРОВОД СТАТОРА 2014
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Бекузин Владимир Игоревич
  • Якупов Айнур Махмутович
RU2581606C1
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 2019
  • Коровин Владимир Андреевич
RU2706016C1
Ротор электрической машины 1985
  • Бондаренко Петр Николаевич
  • Изотов Виктор Андреевич
  • Малышева Надежда Михайловна
SU1257757A1
ГЕНЕРАТОР ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКОГО ПОЛЯ 2001
  • Томион Марк Р.
RU2268542C2
ТЕРМОЭМИССИОННЫЙ ЭЛЕКТРОГЕНЕРИРУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ 1995
  • Синявский Виктор Васильевич
  • Юдицкий Владимир Давидович
RU2086034C1
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2004
  • Кравченко Александр Игнатьевич
  • Матвеев Лев Иванович
  • Федоренко Римма Ивановна
RU2277281C2
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН АВТОНОМНЫХ ОБЪЕКТОВ 2013
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Афанасьев Юрий Викторович
  • Охотников Михаил Валерьевич
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
RU2513042C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА 2004
  • Кравченко Александр Игнатьевич
  • Матвеев Лев Иванович
  • Федоренко Римма Ивановна
RU2283525C2
ТЕПЛООБМЕННИК ДЛЯ КОТЛА И ТРУБКА ТЕПЛООБМЕННИКА 2018
  • Алессандрини Альберто
RU2768317C2

Иллюстрации к изобретению SU 951 570 A1

Реферат патента 1982 года Ротор коллекторной электрической машины

Формула изобретения SU 951 570 A1

SU 951 570 A1

Авторы

Суровиков Алексей Андреевич

Климченков Валерий Тимофеевич

Аликин Рюрик Иванович

Долгошеев Эдуард Антонович

Даты

1982-08-15Публикация

1980-07-08Подача