Золотниковый клапан Советский патент 1982 года по МПК F16D48/02 F16K31/00 

Описание патента на изобретение SU956855A1

айб. Полость 11.справа от золотника 4 служит управляющей камерой Исполнительного клапана. В отверстии крышки 3 установлен подвижный толкатель 12, заплечик 13 которого находится в управляющей камере 11. Уплотнение 14 предотвращает утечки рабочей жидкости из камеры 11 по зазору мелуцу толкателем 12. и крышкой 3. В хвостовике толкателя 12 имеется отверстие 15; в которое входит конец индикаторного рычага 16. Последний закреплен на оси 17, запрессованной в бобышки крышки 3. Рычаг 16 имеет фиксатор --муфту 18 со штифтом 19 и. пластинчатой пружиной, свободный изогнутый конец которой входит в канавку 20. В крышке 3 имеется глухое отверстие 21, в которое может входить штифт 19 при повороте рычага 16 муфты 18.

Золотниковый клапан установлен На каретке 22 трансмиссии, в котором выполнены каналы для сообщения клапана с гидросистемой. Соответствующие каналы имеются в корпусе 1 клапана. Канал 23 сообщен с источником давления, каналы 24 и 25, являющиеся входными, - с гидроцилиндрами 26 и 27 трансмиссии, канал 28 с одним из выходов ОСНОВНОГО устройства управления исполнительными золотниками (см. ниже), каналы 29 и 30 - со сливом. Выходной канал 24 является нормально включенным, а канал 25 - нормально выключенным. Усилие сжатия упором 8 и 9 до их полной деформации превышает гидравлическое усилие, действующее на золотник 4 со стороны камеры управления. С этой целью жесткость С упоров 9 и 10 выбрана из соотношени

P-S

С

Р - давление в камере управления 11;

площадь торца золотника 4,

S допускаемое смещение золотXника вследствие деформации упора (обычно х%0,1 - 0,2см)

На принципиальной схеме системы управления трансмиссии (фиг. 2), изображенной упрощенно, представлены лишь те элементы, которые необходимы для пояснения сущности изобретения. Трансмиссия 31 условно изображена гидроцилиндрами 32-36 фркционных муфт (не показаны),

Порядок включения гидроцилиндров указан в таблице.

Похожие патенты SU956855A1

название год авторы номер документа
Система автоматического управления трансмиссией транспортного средства 1966
  • Красневский Леонид Григорьевич
SU887286A1
Устройство автоматического переключения передач ступенчатой трансмиссии транспортного средства 1982
  • Бартошевич Зенон Иосифович
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Чабан Владимир Федотович
  • Амельченко Петр Адамович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
SU1046132A1
Механизм плавного включения ступеней гидромеханической трансмиссии транспортного средства 1981
  • Красневский Леонид Григорьевич
SU1008022A1
Устройство управления многоступенчатой передачей транспортного средства 1985
  • Красневский Леонид Григорьевич
  • Шейнкер Израиль Гильевич
  • Солнце Михаил Леонидович
SU1341072A1
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией 1985
  • Красневский Леонид Григорьевич
  • Шейнкер Израиль Гильевич
  • Минаев Георгий Федорович
  • Иванов Леонид Петрович
SU1341071A1
Гидравлическая система управления ступенчатой трансмиссией транспортного средства 1977
  • Красневский Леонид Григорьевич
  • Митин Борис Ефимович
  • Шейнкер Израиль Гильевич
  • Солнце Михаил Леонидович
  • Минаев Георгий Федорович
SU737258A1
Устройство для перекрытия ствола скважины 1980
  • Гафуров Олег Гареевич
  • Кузнецов Павел Борисович
  • Петросянц Анатолий Арамаисович
  • Семеновых Александр Викторович
  • Сказыткин Анатолий Федорович
SU1024583A1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫМИ И НАГРУЗОЧНЫМИ РЕЖИМАМИ 1991
  • Тарасик В.П.
  • Рынкевич С.А.
RU2010734C1
Система автоматического управления и защиты многоступенчатой трансмиссии транспортного средства 1988
  • Красневский Леонид Григорьевич
SU1523417A1
Устройство управления гидропередачами технологических тележек транспортного средства 1980
  • Габай Евгений Владимирович
  • Зандман Исаак Генихович
  • Кутьков Геннадий Михайлович
  • Харченко Анатолий Алексеевич
  • Лазарев Александр Михайлович
  • Амельченко Петр Адамович
  • Ярош Семен Дмитриевич
SU912557A1

Иллюстрации к изобретению SU 956 855 A1

Реферат патента 1982 года Золотниковый клапан

Формула изобретения SU 956 855 A1

НейтВклраль

Вкл

Вкл

Вкл

Вкл

Вкл Вкл

Вкл

Вкл Вкд

Система управления содержит гидронасос 37 с приводом от элементов трансмиссии, регулятор 38 давления гидронасоса 37, исполнительное устройство 39, состоящее из золотнико вых клапанов 40-43, и основное устройство 44 дистанционного управления испалнительн т1ми клапанами, имеющее выходы 45-48, дренажную гидролинию 49 и шток iO ручного управления.

Вкл

Вкл

Вкл Вкл Вкл Вкл Вкл Вкл

Вкл Вкл

Вкл

Вкл Вкд Вкл Вкл

Напорная гидролиния 51 гидронасоса 37 подключена ко входам устройства 44 и ко входам клапанов 40 и 43. Каждый из клапанов 40-43 имеет конструкцию, соответствующую фиг. 1. Их камеры управления подключены к выходам 45-48 основного устройства 44 управления исполнительными клапанами. Последнее может быть выполнено в виде любой из известных конструкций - многопозиционного распределителя, комллекта электромагнитных клапанов и т.д.

Устройство работает следующим образом.

Работа при исправном состоянии основного устройства управления .исполнительными клапанами.

В исходном положении золотника 4 .(фиг. 1) жидкость под давлением из канала 23 проходит в канал 24 и. далее в гидроцилиндр 26, который включа ется. Гидроцилиндр 27 через канал 20 сообщен со сливом т.е. выключен. Золотник 4 пружиной 5 прижат к толкателю 12, а последний к упору 10. Усилия пружины 5 не достаточно для полной деформации упора 10, который сохраняет коническую форму.

Для переключения ступеней золотник 4 перемещают из исходного (крайнего правого) положения в крайнее левое. Для этого от основного устройства 44 (фиг. 2) подается жидкость по каналу 28 и управляющую камеру 11. Под действием давления жидкост;и золотник 4 перемещается влево до встречи с упором 9. Гидроцилиндр 26 соединяется со сливом, а в гидроцилиндр 27 подается давление из канала 23. Усилие прижатия золотника 4 здесь также недостаточное для полной деформации упора 9, который сохранит коническую форму. Толкатель 12 удерживается в исходном положении давлением в камере 11..

Работа при неисправном основном устройстве управления исполнительными клапанами.

При невозможности подачи давления в камеру управления 11 золотник 4 перемещают вручную с псмощью аварийного устройства управления, Для этого муфту 18 фиксатора перемещают вверх индикаторный {ялчаг 16 поворачивают по часовой стрелке и толкателем 12 перемещают золотник 4 влево до встречи с упором 9. Муфту 18 поворачивают на 180 и опускают. Штифт 19 входит в отверстие 21, конец пружины - в канавку 20. Золотник 4 фиксируется в левом рабочем положении.

Устранение заклинивания золОтника

Наиболее распространенным видом оказов исполнительных клапанов является заклинивание, золотника в крайних положениях. Отказ проявляется в том, что при подаче управляющего сигнала (давления) в камеру 11 или при его снятии клапан не срабатывает. При разборке золотник обычно находят заклиненным в одном из крайних положений. Известно, что причиной закли.нивания являются твердые частицы загрязнений, соизмеримые с величиной зазора в золотниковой паре и затягиваемые в этот зазор вместе с утечками рабочей жидкости. Возможно также слипание более мелких частиц в комки в процессе облитерации зазора.

Наличие сопротивления перемещению золотника в определенном напр авлеНИИ свидетельствует о том, что загрязнения попали именно с этого направления. Чаще всего они застревают вблизи входа в зазор.. Повторные

0 попытки перемещения золотника в том же направлении приводят к дальнейшему затягиванию частиц в зазор, усугубляют заклинивание и могут вызвать задиры на поверхности золотниковой

5 .пары.

В этом случае целесообразно несколько сдвинуть золотник в противоположном направлении, в результате .чего загрязненйя могут быть выведены из зазора. Однако в известных

0 коне тру К1$иях движению в нужную сторону препятствует упор зрлотнкка или крьшка корпуса, так что золотник зафиксирован с одной стороны загряз.нениями, а, с другой - упеком.

5

В предлагаемой конструкции заклинивание устра-няют следующим образом.

Заклинивание в исхойноН положении , (фиг. 1) опред еляпот путем попытки перемацения золотника 4 индикатор0ным рычагом 16 с нормальным рабочим . усилием (примерно равным усилию пружины 5). Если передвинуть золотник не удается, то рычаг поворачивают против часовой так, что5бы деформировать упОр 1Q заплечиком 13 толкателя 12. Между золотником и затшечиком 13 образуется зазор, на величину которого пружина 5 пере- местит золотник вправр. повторными

0 короткими движениями рычага :i6 добиваются того, чтобы зарязнения были выведены из зазора и золотник смог свободно першлеститься в левое положение. . .

Заклинивание золотника в .левом крайнем положении определяют по отсутствию сопротивления перемещению индикаторного рычага 16 .до. положения фиксации штифтом 19. Для устранения заклинивания рычагом 16 через толкатель 12 нажимают На золотник 4 с усилием,, достаточным для деформации упора 9. Повторными наж.атиями, сопровождаемыми перемещением з.олотника на величину деформации, доби ваются его освобождения для движения вправо.

Заклинивания в промежуточных положениях более редки и устраняются легче ввиду большего свободного хода рычага.16, чем деформация упоров 9 и 10.

Работа системы управления с золотниковым клапаном предлагаемой конструкции.

При работающемдвигателе (не показан) насос 37 подает рабочую жидкость в главную магистраль 51 под давлением, заданным настройкой регулятора 38. При нейтральном пЪложении штока ручного управления 50 основного устройства управления 44 исполнительные клапаны 40-43 находятся в исходном положении(фиг, 2), так как выходы 45-48 устройства 44 сообщены с дренажной гидролинией 49. Жидкость под давлением из гидролинии 51 проходит через клапан 43 в гидро|Цилиндр 35,чт соответствует нейтрали втрансмиссий(см. таблицу).

При перемещении штока 50 в положение I выходи 45, 46 и 47 основного устройства 44 сообщаются с гидролинией 51, в результате жидкость поступает в камеры управления клапанов 40, 41 и 43, которые срабатывают. При этом давление подается: в .гидроцилиндры 33 и 36, что соответствует I ступени (см. таблицу) .

Аналогичйо при установке органа управления 50 в другие положения включаются остальные ступени.

Работа системы управления при отказе основного устройства 44.

При невозможности включить как-иелибо ступени с помощью основного устройства 44 водитель выходит из кабины транспортного средства, с помощью индикаторных рычагов устанавливает и фиксирует клапаны 40-43 в положениях, соответствующих необходимой ему ступени. Для предотвращения самопроизвольного движения транспортное средство должно в это время удерживаться на тормозах если двигатель продолжает работать. После включения ступени продолжают движение транспортного средства без устранения отказа основного устройства 44, которое ремонтируют впоследствии в соответствующих условиях.

Диагностика и устранение отказов золотниковых клапанов 40-43При отказе части исполнительных клапанов (заклинивании их золотников) .приводящем к остановке транспортного средства, дальнейшее нормальное движение невозможнобез устренения отказа. Для обнаружения отказавших исполнительн1г1х клапанов на неподвижном транспортном средстве при неработающем двигателе поочередно воздействуют на индикаторнае рычаги клапанов 40-43. Отказавший клапан и положение в нем золотника определяют по большому Ьвободному ходу, либо наоборот,по заклиниванию индикаторных рычагов в исходном положении. Далее, воздействуя на индикаторые рычаги как описано выше, освобождают заклиненные золотники, после чего возможно нормальное движение транспортного средства.

в известных конструкциях систем, управления для диагностики и устранения отказа необходима разборка механизма управления и специальный инструмент для извлечения золотников. При этом затраты времени несрав-. нимо выше и не исключена опасность дальнейшего загрязнения в процессе разборки и сборки системы.

Возможны различные варианты

0 исполнения описанной системы управления. Очевидно, что число золотниковых клапанов может изменяться применительно, к любой конкретной тракемиссии. О.сновное устройство управления 44, изображенное .схематичеСки, может иметь любое из известных конструктивных исполнений. В частности оно может содержать элементы автоматического управления, иметь

механический или электрический привод из кабины к штоку 50, состоять из электромагнитных клапанов и т.д. Возможны также варианты с механической связью штока 12 с золот5 НИКОМ 4. в этом случае для диаггно.стики поочередно устанавливают во все положения шток 50 при неподвижном транспортном средстве, наблюдают за перемещениями индикаторных рычагов и по перемещениям судят:об исправности системы. Воздействием на рычаги устраняют отказы. В данном варианте диагностика облегчается однако резко возрастает износ уплотнений 14, а также сопротивление

5 движению золо.тникам 4. В связи с этим вариант имеет более ограниченное применение.

Предложенное устройство целесообразно применять в первую очередь на ,

0 транспортных средствах, которые по характеру своего назначения длительное время эксплуатируются вдали от стационарных баз обслуживания и в природных условиях, затрудняющих

5 полевой ремонт - в северных, жаркопустынных районах и т.д. Примером являются строительно-дорожные машины, гусеничные и колесные тягачи, тяжелые самосвалы, автопоезда для

0 дальних перевозок, специальные машины и т.д.

. Формула изобретения

Золотниковый клапан преимущественно для систем управления гидроцилиндрами фрикционных муфт транс,миссии, содержащий корпус с напорными и сливными каналами и расположённый в нем подпружиненный по оси золотник, контактирующий с толкателем,

отличающийся тем, что, с целью повышения удобств эксплуатации путем оперативного устранения заклинивания золотника, он снабжен упругими упорами, закрепленными в

J корпусе по обе стороны от золотника,

связанным с толкателем индикаторным рычагом и подвижно смонтированным н нем фиксатором углового положения рычага, при этом жесткость упругих упоров определяется формулой Р- S

С

X

где С - жесткость упругого упора; Р - давление в камере управления;

S - площадь торца золотника; X - величина деформации упора.

Источники информации, принятые эо внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР № 653148, кл. В 60 К 41/10, 1979.2.Патент США № 3705642, кл. 142/4, 1972 (прототип).

SU 956 855 A1

Авторы

Красневский Леонид Григорьевич

Шейнкер Израиль Гильевич

Солнце Михаил Леонидович

Минаев Георгий Федорович

Захаров Владимир Ильич

Даты

1982-09-07Публикация

1980-10-20Подача