айб. Полость 11.справа от золотника 4 служит управляющей камерой Исполнительного клапана. В отверстии крышки 3 установлен подвижный толкатель 12, заплечик 13 которого находится в управляющей камере 11. Уплотнение 14 предотвращает утечки рабочей жидкости из камеры 11 по зазору мелуцу толкателем 12. и крышкой 3. В хвостовике толкателя 12 имеется отверстие 15; в которое входит конец индикаторного рычага 16. Последний закреплен на оси 17, запрессованной в бобышки крышки 3. Рычаг 16 имеет фиксатор --муфту 18 со штифтом 19 и. пластинчатой пружиной, свободный изогнутый конец которой входит в канавку 20. В крышке 3 имеется глухое отверстие 21, в которое может входить штифт 19 при повороте рычага 16 муфты 18.
Золотниковый клапан установлен На каретке 22 трансмиссии, в котором выполнены каналы для сообщения клапана с гидросистемой. Соответствующие каналы имеются в корпусе 1 клапана. Канал 23 сообщен с источником давления, каналы 24 и 25, являющиеся входными, - с гидроцилиндрами 26 и 27 трансмиссии, канал 28 с одним из выходов ОСНОВНОГО устройства управления исполнительными золотниками (см. ниже), каналы 29 и 30 - со сливом. Выходной канал 24 является нормально включенным, а канал 25 - нормально выключенным. Усилие сжатия упором 8 и 9 до их полной деформации превышает гидравлическое усилие, действующее на золотник 4 со стороны камеры управления. С этой целью жесткость С упоров 9 и 10 выбрана из соотношени
P-S
С
Р - давление в камере управления 11;
площадь торца золотника 4,
S допускаемое смещение золотXника вследствие деформации упора (обычно х%0,1 - 0,2см)
На принципиальной схеме системы управления трансмиссии (фиг. 2), изображенной упрощенно, представлены лишь те элементы, которые необходимы для пояснения сущности изобретения. Трансмиссия 31 условно изображена гидроцилиндрами 32-36 фркционных муфт (не показаны),
Порядок включения гидроцилиндров указан в таблице.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система автоматического управления трансмиссией транспортного средства | 1966 |
|
SU887286A1 |
Устройство автоматического переключения передач ступенчатой трансмиссии транспортного средства | 1982 |
|
SU1046132A1 |
Механизм плавного включения ступеней гидромеханической трансмиссии транспортного средства | 1981 |
|
SU1008022A1 |
Устройство управления многоступенчатой передачей транспортного средства | 1985 |
|
SU1341072A1 |
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией | 1985 |
|
SU1341071A1 |
Гидравлическая система управления ступенчатой трансмиссией транспортного средства | 1977 |
|
SU737258A1 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫМИ И НАГРУЗОЧНЫМИ РЕЖИМАМИ | 1991 |
|
RU2010734C1 |
Устройство для перекрытия ствола скважины | 1980 |
|
SU1024583A1 |
Система автоматического управления и защиты многоступенчатой трансмиссии транспортного средства | 1988 |
|
SU1523417A1 |
Устройство управления гидропередачами технологических тележек транспортного средства | 1980 |
|
SU912557A1 |
НейтВклраль
Вкл
Вкл
Вкл
Вкл
Вкл Вкл
Вкл
Вкл Вкд
Система управления содержит гидронасос 37 с приводом от элементов трансмиссии, регулятор 38 давления гидронасоса 37, исполнительное устройство 39, состоящее из золотнико вых клапанов 40-43, и основное устройство 44 дистанционного управления испалнительн т1ми клапанами, имеющее выходы 45-48, дренажную гидролинию 49 и шток iO ручного управления.
Вкл
Вкл
Вкл Вкл Вкл Вкл Вкл Вкл
Вкл Вкл
Вкл
Вкл Вкд Вкл Вкл
Напорная гидролиния 51 гидронасоса 37 подключена ко входам устройства 44 и ко входам клапанов 40 и 43. Каждый из клапанов 40-43 имеет конструкцию, соответствующую фиг. 1. Их камеры управления подключены к выходам 45-48 основного устройства 44 управления исполнительными клапанами. Последнее может быть выполнено в виде любой из известных конструкций - многопозиционного распределителя, комллекта электромагнитных клапанов и т.д.
Устройство работает следующим образом.
Работа при исправном состоянии основного устройства управления .исполнительными клапанами.
В исходном положении золотника 4 .(фиг. 1) жидкость под давлением из канала 23 проходит в канал 24 и. далее в гидроцилиндр 26, который включа ется. Гидроцилиндр 27 через канал 20 сообщен со сливом т.е. выключен. Золотник 4 пружиной 5 прижат к толкателю 12, а последний к упору 10. Усилия пружины 5 не достаточно для полной деформации упора 10, который сохраняет коническую форму.
Для переключения ступеней золотник 4 перемещают из исходного (крайнего правого) положения в крайнее левое. Для этого от основного устройства 44 (фиг. 2) подается жидкость по каналу 28 и управляющую камеру 11. Под действием давления жидкост;и золотник 4 перемещается влево до встречи с упором 9. Гидроцилиндр 26 соединяется со сливом, а в гидроцилиндр 27 подается давление из канала 23. Усилие прижатия золотника 4 здесь также недостаточное для полной деформации упора 9, который сохранит коническую форму. Толкатель 12 удерживается в исходном положении давлением в камере 11..
Работа при неисправном основном устройстве управления исполнительными клапанами.
При невозможности подачи давления в камеру управления 11 золотник 4 перемещают вручную с псмощью аварийного устройства управления, Для этого муфту 18 фиксатора перемещают вверх индикаторный {ялчаг 16 поворачивают по часовой стрелке и толкателем 12 перемещают золотник 4 влево до встречи с упором 9. Муфту 18 поворачивают на 180 и опускают. Штифт 19 входит в отверстие 21, конец пружины - в канавку 20. Золотник 4 фиксируется в левом рабочем положении.
Устранение заклинивания золОтника
Наиболее распространенным видом оказов исполнительных клапанов является заклинивание, золотника в крайних положениях. Отказ проявляется в том, что при подаче управляющего сигнала (давления) в камеру 11 или при его снятии клапан не срабатывает. При разборке золотник обычно находят заклиненным в одном из крайних положений. Известно, что причиной закли.нивания являются твердые частицы загрязнений, соизмеримые с величиной зазора в золотниковой паре и затягиваемые в этот зазор вместе с утечками рабочей жидкости. Возможно также слипание более мелких частиц в комки в процессе облитерации зазора.
Наличие сопротивления перемещению золотника в определенном напр авлеНИИ свидетельствует о том, что загрязнения попали именно с этого направления. Чаще всего они застревают вблизи входа в зазор.. Повторные
0 попытки перемещения золотника в том же направлении приводят к дальнейшему затягиванию частиц в зазор, усугубляют заклинивание и могут вызвать задиры на поверхности золотниковой
В этом случае целесообразно несколько сдвинуть золотник в противоположном направлении, в результате .чего загрязненйя могут быть выведены из зазора. Однако в известных
0 коне тру К1$иях движению в нужную сторону препятствует упор зрлотнкка или крьшка корпуса, так что золотник зафиксирован с одной стороны загряз.нениями, а, с другой - упеком.
5
В предлагаемой конструкции заклинивание устра-няют следующим образом.
Заклинивание в исхойноН положении , (фиг. 1) опред еляпот путем попытки перемацения золотника 4 индикатор0ным рычагом 16 с нормальным рабочим . усилием (примерно равным усилию пружины 5). Если передвинуть золотник не удается, то рычаг поворачивают против часовой так, что5бы деформировать упОр 1Q заплечиком 13 толкателя 12. Между золотником и затшечиком 13 образуется зазор, на величину которого пружина 5 пере- местит золотник вправр. повторными
0 короткими движениями рычага :i6 добиваются того, чтобы зарязнения были выведены из зазора и золотник смог свободно першлеститься в левое положение. . .
Заклинивание золотника в .левом крайнем положении определяют по отсутствию сопротивления перемещению индикаторного рычага 16 .до. положения фиксации штифтом 19. Для устранения заклинивания рычагом 16 через толкатель 12 нажимают На золотник 4 с усилием,, достаточным для деформации упора 9. Повторными наж.атиями, сопровождаемыми перемещением з.олотника на величину деформации, доби ваются его освобождения для движения вправо.
Заклинивания в промежуточных положениях более редки и устраняются легче ввиду большего свободного хода рычага.16, чем деформация упоров 9 и 10.
Работа системы управления с золотниковым клапаном предлагаемой конструкции.
При работающемдвигателе (не показан) насос 37 подает рабочую жидкость в главную магистраль 51 под давлением, заданным настройкой регулятора 38. При нейтральном пЪложении штока ручного управления 50 основного устройства управления 44 исполнительные клапаны 40-43 находятся в исходном положении(фиг, 2), так как выходы 45-48 устройства 44 сообщены с дренажной гидролинией 49. Жидкость под давлением из гидролинии 51 проходит через клапан 43 в гидро|Цилиндр 35,чт соответствует нейтрали втрансмиссий(см. таблицу).
При перемещении штока 50 в положение I выходи 45, 46 и 47 основного устройства 44 сообщаются с гидролинией 51, в результате жидкость поступает в камеры управления клапанов 40, 41 и 43, которые срабатывают. При этом давление подается: в .гидроцилиндры 33 и 36, что соответствует I ступени (см. таблицу) .
Аналогичйо при установке органа управления 50 в другие положения включаются остальные ступени.
Работа системы управления при отказе основного устройства 44.
При невозможности включить как-иелибо ступени с помощью основного устройства 44 водитель выходит из кабины транспортного средства, с помощью индикаторных рычагов устанавливает и фиксирует клапаны 40-43 в положениях, соответствующих необходимой ему ступени. Для предотвращения самопроизвольного движения транспортное средство должно в это время удерживаться на тормозах если двигатель продолжает работать. После включения ступени продолжают движение транспортного средства без устранения отказа основного устройства 44, которое ремонтируют впоследствии в соответствующих условиях.
Диагностика и устранение отказов золотниковых клапанов 40-43При отказе части исполнительных клапанов (заклинивании их золотников) .приводящем к остановке транспортного средства, дальнейшее нормальное движение невозможнобез устренения отказа. Для обнаружения отказавших исполнительн1г1х клапанов на неподвижном транспортном средстве при неработающем двигателе поочередно воздействуют на индикаторнае рычаги клапанов 40-43. Отказавший клапан и положение в нем золотника определяют по большому Ьвободному ходу, либо наоборот,по заклиниванию индикаторных рычагов в исходном положении. Далее, воздействуя на индикаторые рычаги как описано выше, освобождают заклиненные золотники, после чего возможно нормальное движение транспортного средства.
в известных конструкциях систем, управления для диагностики и устранения отказа необходима разборка механизма управления и специальный инструмент для извлечения золотников. При этом затраты времени несрав-. нимо выше и не исключена опасность дальнейшего загрязнения в процессе разборки и сборки системы.
Возможны различные варианты
0 исполнения описанной системы управления. Очевидно, что число золотниковых клапанов может изменяться применительно, к любой конкретной тракемиссии. О.сновное устройство управления 44, изображенное .схематичеСки, может иметь любое из известных конструктивных исполнений. В частности оно может содержать элементы автоматического управления, иметь
механический или электрический привод из кабины к штоку 50, состоять из электромагнитных клапанов и т.д. Возможны также варианты с механической связью штока 12 с золот5 НИКОМ 4. в этом случае для диаггно.стики поочередно устанавливают во все положения шток 50 при неподвижном транспортном средстве, наблюдают за перемещениями индикаторных рычагов и по перемещениям судят:об исправности системы. Воздействием на рычаги устраняют отказы. В данном варианте диагностика облегчается однако резко возрастает износ уплотнений 14, а также сопротивление
5 движению золо.тникам 4. В связи с этим вариант имеет более ограниченное применение.
Предложенное устройство целесообразно применять в первую очередь на ,
0 транспортных средствах, которые по характеру своего назначения длительное время эксплуатируются вдали от стационарных баз обслуживания и в природных условиях, затрудняющих
5 полевой ремонт - в северных, жаркопустынных районах и т.д. Примером являются строительно-дорожные машины, гусеничные и колесные тягачи, тяжелые самосвалы, автопоезда для
0 дальних перевозок, специальные машины и т.д.
. Формула изобретения
Золотниковый клапан преимущественно для систем управления гидроцилиндрами фрикционных муфт транс,миссии, содержащий корпус с напорными и сливными каналами и расположённый в нем подпружиненный по оси золотник, контактирующий с толкателем,
отличающийся тем, что, с целью повышения удобств эксплуатации путем оперативного устранения заклинивания золотника, он снабжен упругими упорами, закрепленными в
J корпусе по обе стороны от золотника,
связанным с толкателем индикаторным рычагом и подвижно смонтированным н нем фиксатором углового положения рычага, при этом жесткость упругих упоров определяется формулой Р- S
С
X
где С - жесткость упругого упора; Р - давление в камере управления;
S - площадь торца золотника; X - величина деформации упора.
Источники информации, принятые эо внимание при экспертизе
Авторы
Даты
1982-09-07—Публикация
1980-10-20—Подача