(54)
ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩИЙ БАМПЕР АВТОМОБИЛЯ | 2007 |
|
RU2328385C1 |
БАМПЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2318685C1 |
ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩИЙ КУЗОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2014 |
|
RU2565639C1 |
ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩИЙ БАМПЕР АВТОМОБИЛЯ | 2007 |
|
RU2332318C1 |
Энергопоглощающее устройство кузова транспортного средства | 1987 |
|
SU1500529A1 |
БАМПЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2288115C1 |
БАМПЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2007 |
|
RU2328388C1 |
ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩИЙ БАМПЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2538826C1 |
БАМПЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2007 |
|
RU2328387C1 |
БАМПЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2288116C1 |
Изобретение относится к транспорт ному машиностроению и касается устройств пассивной безопасности транспортных средств.
Известно энергопоглощающее устройство кузова транспортного средства в виде бампера, содержащего облицовку, выполненную из упругого материала и имеющую участки с ячеистой прямоугольной структурой, причем стенки ячеек расположены соосно направлению удара, а лицевые поверхности каждого участка образованы краями стенок и поперечных перегородок ячеек, и энергопоглощающие элементы flj.
Недостатками известного устройства являются ограниченная площадь энергопоглощения (только в зоне бампера) и незащищенность остальных участков передней части кузова, сложность изготовления облицовки и конструкции энергопоглощающих элементов.
Наиболее близким к предлагаемому является(энергопоглощающее устройство кузова транспортного средства/ содержащее ячеистую облицовку, имеющую открытие с обеих сторон ячейки, выполненную из упруго-пластичного материала, закрепленную на опорной ланели в передней части каркаса кузова и связанную с рамой транспортного средства посредством энергопоглощающего- элемента 2J.
Облицовка состоит из центральной и боковых частей, при этом высота каждой боковой части меньше высоты центральной части, закрывающей переднюю часть кузова как в зоне бампера, так и выше ее. Перед центральной час10тью облицовки установлен энергопоглсэщаюший элемент в виде пластины.
Недостатком данного устройства является слохсность конструкции и недостаточная степень энергопоглощения
15 по высоте передней части кузова.
Цель изобретения - повышение степени энергопоглощения.
Эта цель достигается за счет того, что ячеистая облицовка имеет перемен20ную по высоте и ширине передней части кузова толщину, максимальную в нижней зоне облицовки, ячейки образованы ребрами клинообразного сечения, а наружная поверхность облицовки армирована сеткой, выполненной из пластичного металла, при этом упомянутый энергопоглощаюций элемент выполнен в виде полого бруса ромбического сечения, установленного поперек продольной оси транспортного средства
и передней стенкой сопряженного с ко цами ребер ячеек облицовки, верхней стенкой связанного с полом кузова, а задней стенкой соединенного с рамой транспортного средства.
На фиг, 1 „изображена передняя часть кузова транспортного средства с знергопоглощающим устройством, продольный разрез; на фиг. 2 - то же вид сбоку; на фиг. 3 - сечение А-А н .фиг. 1; На фиг. 4 - сечение Б-Б {на фиг. 1; на фиг. 5 - узел I на фиг. 1 в увеличенном масштабе; на фиг. б - сечение В-В на фиг. 2.
Энергопоглощающее устройство кузова транспортного средства содержит ячеистую облицовку 1, с тыльной Сто.роны1 которой: выполнены ребра 2 клинообразного сечения сужающиеся к свободным концам и образующие открытые с сторон ячейки 3, например шестигранной формы, составляющие сотовую конструкцию. Облицовка изготовлена методом литья из упругопластичного материала, например эластомера. . . Длина ребер 2, т.е. толщина облицовки/ изменяется по высоте и ширине передней части .кузова, принимая 1/1аксимальное значение в нижней зоне 4 облйЦовки, имеющей наибольшую вероят ность соударений - зоне расположения традиционного бампера (отсутствующег в данной конструкции).
Наружная поверхность облицовки 1 армирована сеткой 5, выполненной из пластичного металла, например алюг/мния..
Свободные концы ребер 2 ячеек упираются в опорную панель б каркаса 7 кузова, а в нижней зоне 4 указанные концы сопряжены с передней стенкой а энергопоглощающего элемента, выполненного в виде полого бруса 8 .ромбического сечения, установленного по ширине кузова поперек продольной оси транспортного средства. Задняя стенка б бруса 8 прикреплена к раме 9 транспортного средства и выполнена с отверстием в для присоединения трубопровода 10 подачи воздуха от кондиционера или воздухонагревателя системы отопления.
Верхняя наклбнная стенка г бруса 8 связана с полом кузова и выполнена с щелевидными отверстиями 11 для подачи воздуха в зону расположения ног водителя, кроме того, на этой стенке может быть расположен энергопоглощающий коврик 12.
В облицовке 1 предусмотрены проемы 13 для установки приборов 14 электрооборудования.
При фронтальном столкновении транспортного средства и воздействии на кузов незначительного ударного усилия, -например в нижней зоне 4 облицовки, ее наружная поверхность деформируется, поглощая кинeтичeckyю энергию удара и затем восстанавливает первоначальную форму.
При воздействии большего ударного усилия на облицовку происходит, кроме вышеописанного, деформация ребер 2 ячеек 3, их смятие и скольжение свободных концов ребер с трением по поверхности передней стенки а бруса 8, что сопровождается поглощением кинетической энергии удара, а после прекращения последнего упругая облицовка может восстановить прежнюю конфигурацию.
В случае более значительной величины удара в дальнейшем происходит деформация полого бруса 8, вплоть до его сплющивания, при этом верхняя наклонная стенка г бруса перемещается к вертикальному положению, отводя через энергопоглощающий коврик-12 ноги водителя из опасной зоны. В этой фазе остаточная часть кинетичес кой энергии удара поглощается за сче деформации стенок бруса 8 и смещения вверх передней части пола кузова. При соударении кузова верхней зоной облицовки 1г, расположенной выше зоны 4, энергопоглощение происходит вследствие деформации облицовки совместно с сеткой 5, опорной панелью и каркасом 7 кузова.
Ячеистая облицовка обладает хорошими теплоизоляционными свойствами-, обеспечивающими снижение перепада температур в кузове при колебаниях наружной температуры. Кроме того, подвод через трубопровод 10 и полост бруса 8 охлажденного воздуха в жарко время или подогретого воздуха в холодное время в зону ног водителя существенно улучшает условия его труда.
Улучшение энергопоглощающих свойств устройства позволяет предотвратить или снизить степень травглирования пользователей транспортным средством при фронтальных столкновениях. . .
Предлагаемое уст)ойство наиболее эффективно для автобусов вагонной Компановки и автомобилей с расположенной над двигателем кабиной.
Формула изобретения Энергопоглощающее устройство кузова транспортного средства, содержащее ячеистую облицовку, имеющую открытые с обеих сторон ячейки, выполненную из упруго-пластичного материала, закрепленную на опорной панели в передней части каркаса кузова и связанную с рамой транспортного средства посредством энёргопоглощающего элемента, отличающееся тем, что, с целью повышения степени энергопоглощения, ячеистая, облицовка имеет переменную по высоте и ширине передней части кузова толщину, максимальную в нижИей зоне облицовки,-ячейки образованы ребрами клинообразного сечения, а наружная поверхность облицовки армирована сеткой, выполненной из . пластичного металла, при этом упомянутый энергопоглощаю1ций элемент выполнен в виде полого бруса ромбичекого сечения, установленного поперек продольной оси транспортного средст/
ва и передней стенкой сопряженного с концами ребер ячеек облицовки, верхней стенкой связанного с полом кузова, а задней стенкой соединенного с рамой транспортного средства.
Источники информации, принятые вовнимание при экспертизе
Д. Патент США 4022505, кл. 293-71, опублик. 1977.
Авторы
Даты
1982-10-15—Публикация
1980-12-19—Подача