Изобретение относится к области самолетостроения и может быть применено для стрингеров панелей летательного аппарата при их перестыковке.
Известен стрингер панели летательного аппарата, состоящий из цельнометаллического профиля, полка которого связана с обшивкой летательного аппарата посредством элементов крепления. Перестыковка стрингера осуществляется силовыми элементами в виде накладок (или фитингов)и вызывает появление изгибных деформаций.
Известен также стрингер панели летательного аппарата, содержащий профили, состыкованные между собой с помощью накладок, армированные жгутами из композиционного материала и утолщенные в зоне стыковки, причем одна полка профиля связана с обшивкой панели посредством элементов крепления.
Недостатком стрингера панели с элементами, армированными жгутами, является снижение эффективности применения композиционных материалов за счет увелич
чения веса конструкции в зоне перестыковки стрингера.
Целью изобретения является снижение веса конструкции.
Указанная цель достигается тем, что в известном стрингере, содержащем профиЮли, состыкованные между собой с помощью
ON накладок, армированные жгутами из компо44 О зиционного материала и утолщенные в зоне стыковки, причем одна полка профиля связана с обшивкой панели посредством элементов крепления, полки, связанные с обшивкой, выполнены с продолговатыми отверстиями под элементы крепления с большой осью, расположенной вдоль стрингера, и с прорезями, ориентированными поперек полок.
На фиг. 1 изображен стыкуемый стрингер панели, представляющий собой в поперечном сечении угольник, стойка которого армированажгутами; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - вид В на фиг. 1.
Панель 1 содержит обшивку 2 и стрингер 3 из металлического профиля, армированного жгутами 4, выполненными из композиционного материала. Жгуты 4 соединены с металлической частью профиля матрицей композиционного материала.. Стрингер 3 связан с обшивкой 2 полкой 5 посредством заклепок 6. Стрингер 3 перестыкован накладками 7, В зоне перестыковки в полке стрингера выполнены продольные прорези S. через которые профиль прикреплен к обшивке болтами 9, а также поперечные прорези 10. Стойка 11 профиля в этой зоне имеет утолщение 12, компенсирующее ослабление полки профиля за счет прорезей и одновременно необходимое для местной передами нагрузки через элементы крепления.
Осевая нагрузка в панели врспринимается обшивкой 2 и стрингером 3 и передается в узле стыковки через накладкм 7. Перераспределение нагрузки между обшивкой и стрингером происходит в соответствии с их жесткостью. В зоне соединения панели обшивка И стрингер работают отдельно, так как в полке 5 профиля выполнены продольные прорези 8, обеспечивающие взаимное перемещение стрингера и обшивки. За счет исключения в этом месте присоединения обшивки к профилю равнодействующая нагрузка, воспринимаемая стрингером, проходит через его собственный центр тяжести.
Поперечные прорези 10 в полке 5 стрингера в сочетании с продольными прорезями 8 позволяют довести линию центров жесткости профиля до линии расположения крепежных болтов в накладке 7 и осуществить симметричную деформацию жгутов 4 стрингера 3 при восприятии и передаче нагрузки.
Отсутствие изгибной деформации стрингера в зоне его перестыковки позволяет исключить увеличение поперечного сечения накладок (или фитингов) и удлинение зоны перестыковки.
Таким образом, данное решениеобеспечивает при перестыковке стрингера панели разгрузку от изгибной деформации как соединения жгута с металлической частью профиля, так и панели в целом. За счет этого снижается вес конструкции при сохранении ее высокой несущей способности.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КЕССОН КРЫЛА ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2013 |
|
RU2532255C1 |
КРЫЛО САМОЛЕТА | 2014 |
|
RU2557638C1 |
ПЛАНЕР МНОГОРЕЖИМНОГО САМОЛЕТА-МОНОПЛАНА | 1997 |
|
RU2173654C2 |
КЕССОН КРЫЛА ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2013 |
|
RU2532254C2 |
Ребристая трехслойная панель | 2018 |
|
RU2687229C1 |
ЗАКОНЦОВКА ЭЛЕМЕНТА ЖЕСТКОСТИ | 2011 |
|
RU2562094C2 |
Способ изготовления адаптивного крыла с гибкой бесщелевой механизацией | 2022 |
|
RU2784223C1 |
СТАБИЛИЗАТОР ВЕРТОЛЕТА | 2019 |
|
RU2715249C1 |
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПАНЕЛЬ МИНИМАЛЬНОЙ МАССЫ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОБВОДООБРАЗУЮЩИХ АГРЕГАТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2013 |
|
RU2542801C2 |
КОНСТРУКЦИЯ УЗЛА ГЕРМЕТИЧЕСКОЙ ПЕРЕГОРОДКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2010 |
|
RU2522538C2 |
СТРИНГЕР ПАНЕЛИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащий профили.состыкованные между собой с помощъю накладок, армированные жгутами из композиционного материала и утолщенные в зоне стыковки, гтричем одна полка профиля связана с обшивкой панели посредством элементов крепления, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью снижения веса панели, полки, связанные с обшивкой, выполнены с продолговатыми отверстиями под элементы крепления с большой осью, расположенной вдоль стрингера, и с прорезями, ориентированными поперек полок.
/f
Гиммельфарб А.А | |||
Основы конструирования в самолетостроении | |||
М., Машиностроение, 1971, с.261-262 |
Авторы
Даты
1991-10-30—Публикация
1980-07-14—Подача