Устройство контроля нагрева букс железнодорожного транспортного средства Советский патент 1982 года по МПК B61K9/06 

Описание патента на изобретение SU977249A1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано для контроля нагрева букс железнодорожных транспортных средств, например пассажирских вагонов .

,Известно устройство контроля нагрева букс транспортных средств, содержащее датчики температуры, блок выявления перегрева датчиков и неисправности их электрических цепей датчиков, соединенный с датчиками температуры, источником питания, элементами сигнализации и торможения, подключенными к выходному транзистору, диоды и резисторы fl Недостатком известного устройства является низкая надежность работы, так как сигнализатор тревоги одинаково срабатывает как в случае перегрева букс, так и при обрыве или коротком замыкании цепи датчиков нагрева.

Цель изобретения - повышение надежности устройства.

Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено генератором импульсов, подключенным к выходному транзистору и блоку выявления перегрева датчиков и неисправности их электрических цепей, который содержит

источник опорного напряжения,транзисторы и тринистор, при этом к эмиттеру транзистора прямой проводимости подключен положительный полюс источника питания, переход база-эмиттер шунтирован резистором, аколлектор связан с коллектором одного транзистора обратной проэодимости через диод, включенный в направлении прямой проводи10мости, при этом база транзистора подключена через резистор к положительному полюсу источника питания и через два последовательно соединенных диода, включенных в направлении прямой

15 проводимости, к датчикам температур, а эмиттер транзистора соединен с катодом стабилитрона, анод которого соединен с управляющим электродом тринистора, который шунтирован резисто20ром и конденсатором, а анод подключен к элементг м сигнашизации и торможения, эмиттер второго транзистора обратной проводимости связан с точкой соединения упомянутых двух после25довательно соединенных диодов и с резистором, подключенным к базе транзистора прямой проводимости. При этом переход база-эмиттер второго транзистора шунтирован резистором, а

30 база подключена через диод к источнику опорного напряжения, кроме того, один из входов генератора импульсов подключен к источнику питания, а другой вход подключен к коллектору транзистора прямой проводимости блока выявления перегрева датчиков и неисп(равности их электрических цепей через последовательно соединенные резистор и диод, точка соединения которых подключена к коллектору второго тран- ; зистора обратной проводимости.

На чертеже представлена схема предлагаемого устройства. .

Устройство содержит источник 1 питания, блок 2 выявления перегрева датчиков и неисправности их электрических цепей и подключенные к нему элементы сигнализации, электрический звонок 3 и лампочку 4. К блоку 2 подключены последовательно соединенные .между собой, установленные на каждой буксе датчики 5...,б температуры (показаны только два датчика). Блок 2 содержит транзистор 7 прямой проводимости, транзисторы 8 и 9 обратной проводимос.ти, стабилитрон 10, тринис- тор 11, источник 12 опорного напряжения. Эмиттер транзистора 7 подключен к положительному полюсу источника 1 питания, переход база-эмиттер шунтирован резистором 13, а коллектор связан с коллектором транзистора 8 обратной проводимости через диоды 14. База транзистора 8 подключена через резистор 15 к положительному полюсу источника .1 питания, а через последовательно соединенные диоды 16 и 17 - к датчикам 5,...6 температуры, соединенными с отрицательным полюсом источника 1 питания. Эмиттер транзистора 8 соединен с катодом стабиг литрона 10, анод которого связан с управляющим электродом тринистора 11. Переход управляющий электрод-катод тринистора 11 шунтирован резисторсяч 18 и конденсаторном 19. Анод транзистора 11 подключен к электрическим цепям 20 управления электропневматическим тормозом (-не показан) и через диод 21 к электрическому звонку 3 и лампочке 4. Эмиттер транзистора 9 обратной проводимости связан с точкой 22 соединения диодов 16 и 17 и с резистором 23, подключенным к базе транзистора 7 прямой проводимости . Переход база-эмиттер транзистора 9 шунтирован резистором 24, а база подключена к источнику 12 опорного напряжения через диод 25. Устройство для контроля нагрева букС имеет генератор 26 прямоугольных импульсов (выполненной, например, по схеме несимметричного мультивибратора) и выходной транзистор 27. Выход 28 генератора ,26 подключен к базе выходного транзистора 27. Вход 29 генератора 26 подключен к положительному полюсу сточника. 1 питаний,вход

30 подключен к коллектору транзистора 7 прямой проводимости через резистор 31 и диод 32. Точка 33 соединения резистора 31 и диода 32 подключена к коллектору транзистора 9

обратной проводимости через диод 34.. Коллектор выходного транзистора 28 подключен к лампочке 3 и звонку 4, а эмиттер - к отрицательному полюсу источника 1 питания. В качестве термочувствительных- элементов в датчиках нагрева 5,...б применены позисторы.

В генераторе 26 прямоугольнь/k импульсов к его входу 30 подключена база транзистора 35 прямой проводимости, эмиттер которого подключен к источнику 36 смещения.

Устройство работает следующим образом.

От источника 1 питания на датчики 5,...6 температуры подается напряжение через резисторы .13 и 23 и диод 17. Падение напряжения на датчиках определяется суммарной величиной их внутреннего сопротивления. При нормальном состоянии букс и электрической цепи датчиков (ждущий режим работы) внутреннее сопротивление датчиков невелико и изменяется в небольших пределах. В этом случае ток, протекающий через переход база-эмиттер транзистора 7, достаточен по величине для удержания этого транзистора в открытом состоянии. Транзистор 8 закрыт, так как сумма падения напряжений на

5 сопротивлении датчиков 5,..,6, диодах 16 и 17 меньше суммы падения напряжений на переходе база-эмиттер транзистора 8, стабилитрона 10 и переходе управляющий электрод-катод

0 тринистора 11. Транзистор 9 также закрыт, так как сумма падения напряжений на сопротивлении датчиков 5 ,. ...6 температуры и диоде 17 превосходит сумму падения напряжений на переходе

5 база-эмиттер транзистора 9, диоде 25 и напряжения источника 12.

Таким образом, база транзистора 35 . генератора 26 прямоугольных импульсов оказывается подключенной через диод 32, резистор 31 и открытый переход коллектор-эмиттер транзистора 7 к источнику 36 смещения. Поэтому транзистор 35 закрыт. Так как генератор 26 выполнен по -схеме несимметричного мультивибратора, то второй его транзистор также закрыт, и выходной транзистор 27, подключенный к выходу 28 генератора 26 закрыт. Лампочка 4 и звонок 3 не включены.

При нагреве одной или нескольких

0 .букс выше определенной предельной

темпера.туры внутреннее сопротивление соответствующих датчиков 5,...6 резко увеличивается, но не превосходит определенного конечного значения. Падение напряжения на сопротивлении

датчиков нагрева также резко возрастает и стремится квеличине напряжения источника 1 питания, но ток базы транзистора 7 не прерывается и удерживает его в открытом состоянии. Диод 16 закрывается, так как сумма падения напряжений на сопротивлении датчиков нагрева превосходит сумма падения напряжений на переходе база-эмиттер транзистора 8, стабилитроне 10 и переходе управляющий электрод-катод тринистора 11. Через управляющий электрод тринистора 11 начинает протекать трк по цепи открытый переход коллек,тор-эмиттер транзистооа 7, диод 14, открывшийся переход коллекторэмиттер транзистора 8 и стабилитрон 10,достаточный для отпирания тринис- тора. Резистор 18 и конденсатор 19 служат для защиты тринистора 11 от помех. Через лампочку 4 и звонок 3 начинает протекать ток от положительного полюса источника питания далее через диод 21, открытый тринистор 11 к отрицательно полюсу источника 1 питания. Лампочка 4 и звонок 3 включаются и выдают постоянные световой и звуковой сигналы о перегреве буксы. Одйовременно происходит автоматическое срабатывание электропневматического тормоза. При этом база транзистора 35 генератора 26 прямоугольных импульсов остается подключенной к источнику 36 смещения и возбуждения генератора 26 не происходит.

Для приведения предлагаемого устройства в исходное состояние необходимо кратковременно от,ключить напря- . жение питания.

Если по каким-либо причинам произойдет обрыв электрической цепи датчиков 5,...6, то ток/ протекающий в цепи базы транзистора 7, прекращается, и за счет шунтирования резистором 13 перехода база-эмиттер транзистор 7 закрывается. Ток, протекающий через управляющий электрод три истора 11, недостаточен для его открытия. Потенциал коллектора транзистора 7 становится меньше потенциала базы транзистора 35 генератора 26 прямоугольных импульсов, и диод 32 закрывается. Это создает условия для возбуждения генератора .26 прямоугольных импульсов. С выхода 28 генератора 26 в базу выходного транзистора 27 будет поступать импульсный ток, и выходной транзистор 27 будет периодически открываться и закрываться.

При этом происходит периодическое включение и выключение лампочки 4 и звонка 3 через периодически открывающийся и закрывающийся коллекторноэмиттерный переход выходного транзистора 27, т.е. будет работать прерывистая световая и звуковая сигнализация о неисправности электрической

цепи датчиков 5...6. Срабатывание . электропневматического тормоза не происходит, так кик диод 21 препятствует протеканию тока в электрической цепи 20 управления этим тормозом. После восстановления целостности электрической цепи датчиков температуры транзистор .7 открывается, и генератор 26 прямоугольных импульсов прекращает свою работу. Выходной

0 транзистор 27 закрывается. Лампочка 4 и звонок 3 выключаются. При коротком замыкании в электрической цепи датчиков 5. ..6 падение напряжения на иоде 17 становится меньше суммы па5дения напряжений на переходе базаэмиттер транзистора 9, диоде 25 и напряжения источника 12, и транзистор 9 открывается. Потенциал коллектора транзистора 9 становится меньше потенциала базы транзистора 35, и ди0од 32 закрывается. Это создает условие для возбуждения генератора 26 прямоугольных импульсов, и генератор 26 начинает работать. С выхода 28 генератора 26 поступает импульсный

5 ток, и выходной транзистор 27 периодически открывается и закрывается. Лампочка 4 и звонок 3 периодически включаются и выключаются, т.е. будет опять рабо±ать прерывистая све0товая и звуковая сигнализация о неисправности электрической цепи датчиков нагрева. Срабатывание электропневма;тического тормоза при этом не происходит, так как диод 21 препят5ствует протеканию тока в электрической цепи 20 управления этим тормозом. После устранения короткого замыкания в электрической цепи датчиков нагрева транзистор 9 закрывается за

0 счет шунтирования, резистором 24 его перехода база-эмиттер и генератор 26 прямоугольных импульсов прекращает свою работу. Выходной транзистор 27 закрывается. Лампочка 4 и звонок 3

5 выключаются.

Применение предлагаемого устройства повышает его надежность, так как обеспечивает получение достоверной информации о перегреве букс или о неисправности электрической цепи

0 датчиков нагрева, а также обеспечивает автоматическое включение электропневматического тормоза только при перегреве букс.

55

Формула изобретения

Устройство контррля нагрева букс железнодорожного транспортного средства, содержащее датчики температуры, блок выявления перегрева датчиков и неисправности их электрических цепей, соединенный с датчиками температуры, источником питания, элементами сигнализации и торможения, подключенными к выходному транзистору, диоды и резисторы, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено генератором импульсов , подключенным к выходному транзистору и блоку выявления перегрева датчиков и неисправности их электрических цепей, который содержит источник опорного напряжения, транзисторы, и тринистор, при этом к эмиттеру транзистора прямой проводимости подключен положительный полюс источника питания, переход база-эмит тер шунтирован резистором, а коллектор связан с коллектором одного тран зистора обратнрй проводимости через диод, включенный в направлении прямо проводимости, при этом база транзистора подключена через резистор к положительному полюсу источника питания и через два последовательно соединенных диода, включенных в нап равлении прямой проводимости, к дат чикам температуры, а эмиттер соединен с катодом стабилитрона, анод ко торого связан с управляющим электро дом тринистора, который шунтирован резистором и конденсатором, а анод подключен к элементам сигнализации и торможения, эмиттер второго транзистора обратной проводимости связан с точкой соединения упомянутых двух последовательно соединенных диодов и с резидтором, подключенным к базе транзистора прямой проводимости,при этом переход база-эмиттер второго транзистора обратной проводимости шунти эован резистором, а база подклю чена через диод к источнику опорного напряжения, кроме того, один из входов генератора импульсов подключен к источнику питания, а другой вход подключен к коллектору транзистора прямой проводимости блока выявления перегрева датчиков и неисправности их электрических цепей через последовательно соединенные резистор и диод, точка соединения которых подключена к коллектору второго транзистора обратной проводимости. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 630112, кл. В 61 J 9/06, 1977.

Похожие патенты SU977249A1

название год авторы номер документа
Устройство автоматического контроля перегрева букс подвижного состава 1979
  • Бандура Николай Иванович
  • Поляков Альберт Иванович
  • Яковлев Михаил Васильевич
  • Кадуба Юрий Николаевич
  • Ситников Александр Петрович
  • Ребрик Борис Николаевич
  • Дубровин Анатолий Андреевич
SU929484A1
Устройство для контроля температуры буксы вагона 1975
  • Пряхин Вадим Николаевич
  • Каменев Геннадий Алексеевич
  • Переверзев Борис Александрович
  • Дергачев Эдуард Петрович
  • Бурмистров Юрий Сергеевич
  • Смирнов Евгений Сергеевич
  • Гордеев Юрий Дмитриевич
  • Филин Андрей Михайлович
SU527328A1
Пожарный извещатель 1985
  • Яковлев Михаил Васильевич
  • Мишутин Олег Анатольевич
  • Козюлин Лев Васильевич
  • Бунаков Николай Сергеевич
  • Юревич Борис Александрович
SU1275503A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БЕСПЕРЕБОЙНОГО ПИТАНИЯ 2010
  • Буковшин Николай Григорьевич
  • Лукьянчиков Александр Николаевич
RU2446540C1
Ждущий мультивибратор 1979
  • Габов Евгений Николаевич
  • Проус Владимир Романович
  • Шевцов Герман Дмитриевич
SU815869A1
Стабилизированный источник электропитания постоянного напряжения 1979
  • Кривоносов Анатолий Иванович
  • Гудименко Анатолий Иванович
  • Копыл Виталий Кириллович
  • Скачко Валериан Николаевич
SU769514A1
Стабилизатор тока 1979
  • Анисимов Владимир Иванович
  • Капитонов Михаил Васильевич
  • Прокопенко Николай Николаевич
  • Соколов Юрий Михайлович
SU826307A1
Генератор импульсов 1981
  • Задубовский Игорь Иванович
  • Калугин Борис Николаевич
  • Николаенко Виктор Тимофеевич
SU1018195A1
Ждущий мультивибратор 1982
  • Габов Евгений Николаевич
  • Проус Владимир Романович
  • Дордий Анатолий Стефанович
SU1102023A2
Селектор уровня постоянного напряжения 1980
  • Скачко Валериан Николаевич
SU943683A1

Реферат патента 1982 года Устройство контроля нагрева букс железнодорожного транспортного средства

Формула изобретения SU 977 249 A1

SU 977 249 A1

Авторы

Яковлев Михаил Васильевич

Козюлин Лев Васильевич

Бунаков Николай Сергеевич

Мейтов Владимир Соломонович

Щербаков Юрий Дмитриевич

Кадуба Юрий Николаевич

Ситников Александр Петрович

Ребрик Борис Николаевич

Бандура Николай Иванович

Даты

1982-11-30Публикация

1979-12-28Подача