Устройство для измерения осевой силы Советский патент 1982 года по МПК G01L5/12 

Описание патента на изобретение SU979916A1

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯОСЕВОЙ

Изобретейиё откосится к силоизмерительной технике и может быть ис- пользовано для измерения усилия прижатия фрикционных накладок муфты сцепления транспортного средства.

Известно устройство для измерения осевых усилий, содержащее упругую муфту с двумя фланцами, скрепляемыми с помощью болтов и жестко связанными ступицами с концами вала, и тензодатчики, включенные в измерительную цепь Cl.

Недостатком устройства является невозможность его использования при испытаниях муфт сцепления транспортных средств.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство, содержащее корпус, установленный на коленчатом валу двигателя, ведущий диск, взаимодействующий с корпусом через штифты, имеющие на торцах расположенные по оси пальцы, связанные со свободными концами балок равного сопротивления, скрепленных с корпусом, нажимной диск, связанный с корпусом посредством закрепленного на нем кожуха, ведомый диск, расположенный между ведущим и нажимным дисками и связанный с первичным СИЛЫ

валом коробки передач, пружинное устройство, расположенное между нажимным диском и кожухом, датчики , деформации, укрепленные на балках равного сопротивления и соединенные .проводами с токосъемным устройством 2.

Основным недостатком устройства .л являются значительные габариты в осевом направлении, позволяет осуществить его установку в картере сцепления серийного автомобиля и требует изменения конструкции самого картера, привода выключения сцеп 5 Ленин, узла крепления коробки передач и карданного вала. Изменение ряда конструктивных параметров автомобиля вызывает нежелательное перераспределение нагрузок, возникаюцщх в трансмиссии .

Увеличение осевых габаритов устройства обусловлено наличием диафрагNbi, служащей для передачи крутящего

25 момента от двигателя к ведущему диску, и наличием элементов ее крепления к корпусу и ведущему диску, а также расположением балок равного сопро- тивления между корпусом и ведущим

30 лиском.

Целью изобретения является упроще ние устройства за счет расширения функциональных воэможноатей его отдельных элементов.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве для измерения осевой силы, содержащем корпус, установ1 ленный на коленчатом валу, ведущий диск, вэаимодействукиций с корпусом через штифты, имеющие на торцах расп ложенные .по оси пальцы, связанные со свободными концами балок равного сопротивления, скрепленных с корпусом, нажимной диск, связанный с корпусом посредством закрепленного на нем кожуха, ведомый диск, расположенный между ведущим и нажимным дисками и связанный с первичным вапо1 1 , Ркоробкй передач,пружинное устрс йство)

расположенное между нажимным диском и кожухом, датчики деформации, укреп- леннйе на балках равного сопротивления, один палец каждого штифта жестко связан1с ведущим диском, а другой , выполнен с диаметрально противоположными выступами, контактирующими со свободным концом балки равного сопротивления, причем балки расположень1 вне корпуса со стороны коленчатого вала, а штифты пропущены через отверстия, выполненные в корпусе.

.На фиг.1 изобрс1жено устройство, вид в сечении;- на фиг.2 - вид А на фиг,1 (частичный); на фиг.З - ,

Устройство (фиг.1) содержит корпу 1 , закрепленный болтами 2 на коленчатом Bajjy 3 двигателя 4. Ведущий диск 5 связан с корпусом 1 через штифты б и балки 7 равного сопротивления изгибу, закрепленные на корпусе болтами 8.

При зтом каж,цый штифт контактирует одним из торцов 9 с плоскостью 10 ведущего, диска 5 и соединен с ним посредством пальца 11, расположенногсз в отверстии 12. На противоположно торце 13 штифта б выполнены диаметрально противоположные-выступы 14, которые при установке располагаются

по окружности, центр которой СОВПадает с осью устройства. Выступы 14 контактируют с плоскостью 15 балки разного сопротивления, обеспечивая неизменное плечо приложения силы при изгибе балок от осевого усилия (фиг. 2 и 3), С целью осуще&твления передачи к рутящего момента на штифте выполнен палец 16, проходящий через отверстие 17 балкой 7 равного сопротивления и контактирующий с ней частью боковой поверхности

Для исключения образования зазоро между плоскостью 15 балки 7 равного сопротивления и выступами- 14 штифта в йальце 16 выполнено отверстие 18, i в которое вставлена шпилька 19, конл

тактирующая с плоскостью 20 балки равного сопротивления и поджимающая к ней ведущий диск 5 со штифтами 6.

В качестве варианта исполнения, обеспечивающего уменьшение осевых габаритов, предусмотрено расположение балок и ведущего диска по разные стороны от корпуса, для чего в корпусе сделаны отверстия 21 для прохождения штифтов. В этом случае балки располагаются в свободном пространстве между двигателем 4 и корпусом 1 ,и все устройство получается более компактным.

При этом с целью упрощения и по вышения точности балки.7 равного сопротивления могут быть выполнены как одна деталь на кольце 22. На корпусе 1 закреплен болтами 23 кожух 24 сцепления, соединенный с нажимным .диском 25, имеющим возможность перемещения. Ведомый диск 26 расположен между ведущим и нажимным дисками и может свободно перемещатьс по шлицам первичного вала 27 коробки передач. Пружинное устройство 28 расположено между Нсшимным диском и кожухом.

На балках равного сопротивления установлены датчики 29, воспринимаюfiyie только осевое усилие. Датчики 29 соединены проводами с разъемом 30, установленным на .литовом кольце 31, от которого п зовода 32 через сверления 33 в коленчатом валу 3 к токосьемному устройству, установлен ному.на носке коленчатого ва-. ла двигателя.

Устройство работает следующим образом.

При включении сцепления нажимной диск 25, перемещаясь в осевом направлении, под действием пружины 28 прижимает ведомый диск 26 сцепления к ведущему диску 5,

При работающем двигателе 4 на ведомом диске 26 возникает крутящий момент, часть которого передается от. коленчатого вала 3 двигателя и связанного с ним корпуса 1 через ве-дущий диск 5, жестко связанный в тангенциальном направлении с кожухом 24, установленным на корпусе 1.

Другая часть крутящего момента передается через ведущий диск 5, жестк связанный с корпусом 1 в тангенциальном направлении посредством балок 7 равного сопротивления и штифтов 6, проходящих через отверстия в балках и закрепленных на ведущем диске.

Усилие.прижатия, возникающее в процессе включения муфты на ведутием диске 5, передается от штифтов 6 со специально выполненными на них выступами 14 на балки 7 равного сопротивления, закрепленные на корпусе маховика,Таким образом, при включенном сцеплении балки равного сопротивления нагружсцотся крутящим моментом и осевым усилием, равным усилию прижатия, создаваемому пружиной. Однако вследствие значительной жесткости балок в тангенциальном.направлении деформации наклеенных на балки датчиков, вызываемые крутящим моментом, значительно меньше деформаций, вызываемых осевой силой. Кроме того, датчики соединены между собой таким образом, что гальванометр, включенный в измерительную диагональ, реагирует только на изменение осевой силы.

Положительный эффект от использования предлагаемого устройства заключается в том, что с его помощью можWo измерять реальные нагрузки, возникающие в трансмиссии автомобиля /непосредственно в дорожных условиях. Устройство позволяет исследовать статистические закономерности силового взаимодействия фрикционных элементов муфты -сцепления непосредственно в эксплуатации, что на практике выразится в более правильном подборе фрикционных пар с целью снижения их температурного режима и износа.

Формула изобретения

Устройство для измерения осевой силы, содержащее корпус, установленный на коленчатом валу, ведущий диск взаимодействующий с корпусом через штифты, имющие на торцах расположенные по оси пальцы, связанные со свО бодными концами бгшок равного сопрО тивления, скрепленных с корпусом, нажимной диск, связанный с корпусом посредством закрепленного на нем кожуха, ведомый диск, расположенный междуведущим и нажимным дисками

и связанный с первичным валом коробки передач, пружинное устройство, расположенное между нажимным диском и кожухом, датчики деформации, укрепленные на балках равного сопротий5 ления, отличающееся тем, что, с целью упрощения устройства за счет расширения функциональных возможностей его отдельных элементой, один палец каждого штифта жестко

0 связан с ведущим диском, а другой

выполнен с диаметрально противоположными выступами, контактирующими со свободным концом балки равного сопротивления, причем балки расположены вне корпуса со стороны коленчатотого вала, а штифты пропущены через отверстия, выполненные в корпусе.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

О 1 Авторское свидетельство СССР № 209809, кл. G 01 L 5/12, 1965.

2. Авторское свидетельство СССР № 455252, кл. G 01 L 1/22, 1973 (прототип).

Похожие патенты SU979916A1

название год авторы номер документа
Двухпоточная муфта сцепления 2020
  • Сергиенко Николай Егорович
RU2755842C1
Устройство для измерения осевой силы 1973
  • Ечеистов Юрий Александрович
  • Макаров Анатолий Григорьевич
  • Макаров Сергей Анатольевич
SU455252A1
Двойное автомобильное сцепление 2020
  • Антонов Сергей Александрович
RU2753044C1
ДВУХПОТОЧНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ 2007
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Ломовцев Павел Александрович
RU2357125C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Грабовский А.А.
RU2146010C1
Система управления муфтой сцепления транспортного средства 2017
  • Сергиенко Николай Егорович
RU2645514C1
КОНУСНОЕ СЦЕПЛЕНИЕ 2004
  • Голощапов Владимир Петрович
RU2286262C2
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ СЦЕПЛЕНИЕ 2010
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Панкин Александр Сергеевич
  • Бородин Евгений Валерьевич
RU2436689C1
Муфта сцепления и привод ее управления 1977
  • Семянников Никита Константинович
SU1004681A1
СЦЕПЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Федоров Б.М.
  • Федоров Г.Б.
RU2235229C1

Иллюстрации к изобретению SU 979 916 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для измерения осевой силы

Формула изобретения SU 979 916 A1

SU 979 916 A1

Авторы

Ечеистов Юрий Александрович

Карунин Анатолий Леонидович

Круглов Владимир Александрович

Кретов Андрей Викторович

Даты

1982-12-07Публикация

1981-06-30Подача