Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано В различных механизмах для бесступенчатого регулирования скорости.
Известен импульсный вариатор скорости, содержащий корпус, входной и выходной валы, планетарный механизм с коническими зубчатыми колесами, включающий связанное с выходным валом водило, два сателлита, установленные на осях через муфты свободного -хода разнонаправленного действия, заторможенное центральное колесо и устройство регулирования скорости, выполненное в виде зубчато-реечной передачи с наклонной шайбой, которая в своем центре шарнирно связана с выходным валом, а на периферии связана с рычагом, меняющим угол наклона шгЛбы в широких пределах 1.
Данный вариатор обеспечивает широкий диапазон изменения скорости выходного вала, однако недостатком его являются повышенные динамические нагрузки, обусловленные возвратнопоступательным движением зубчатых реек.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является импульсный вариатор скорости, содержащйй корпус, устройство регулирования скорости с эодилом, ось которого описывает конусную поверхность, кинематически связанный с последним входной вал, выходной вал .с.закрепленным на нем коническим зубчатым колесом, взаимодействующие с последним два промежуточных конических колеса, связанные с ними соответственно два центральных конических зубчатых колеса, взаимодействующие с;ними два сателлита и четыре муфты свободного хода.
В известном вариаторе муфты свободного хода (Встроены в сателлиты и в центральные колеса и связывают сателлиты с водилом, а центральные колеса с валами промежуточных конических зубчатых колес 2.
20
К недостаткам известного вариатора следует отнести сложность конструкции, обусловленную наличием встроенных в зубчатые колеса и сателлиты муфт свободного хода, а также значи25. тельные габариты и массы-.качающихся сателлитов со встроенными муфтами свободного хода, что увеличивает их инерционность и нагружает муфты свободного хода дополнительными динамическими нагрузками. Целью изобретения является упрощение конструкции и улучшение динами ческих свойств вариатора. Указанная цель обеспечивается тем что вариатор снабжен коаксиальными валами, каждый из сателлитов (выполне в виде двух диаметрально противополо но расположенных секторов, жестко связанных с водилом, каждое rf5 центргшьных конических колес выполнено в виде двух диаметрально противоположно расположенных секторов, каждый из которых закреплен на одном из двух коаксиальных валов, связанных с про. межуточным коническим зубчатым колесом, через муфты свободного хода. На чертеже изображен предлагаемый импульсный вариатор скорости. Импульсный вариатор скорости содержит корпус 1, входной вал 2, устройство регулирования скорости 3 с качающимся водилом 4, шарнирно связанным с криволинейным направляющим стержнем 5, закрепленным в своем центре на входном валу 2, выходной вал 6 с закрепленным на нем коническим зубчатым колесом 7, взаимодействующие с ним промежуточные конические зубчатые колеса 8 и 9, центральные зубчатые конические колеса, каждое из которых выполнено в виде двух диаметрально противоположных секторо соответственно 10,11 и 12, 13, .взаимодейств:дощие с ними сателлиты, также выполненны в виде секторов соответственно 14,15 и 16,17, которые закреплены на водиле 4, коаксиальные валы 18 и 19, коаксиальные валы 20 и 21, муфты свободного хода 22-25. Сектор 10 закреплен на валу 21 и свя зан с коническим зубчатым/ колесом 8 муфтой свободного хода 25, сектор 11 закреплен на валу 20 и связан с кони ческим зубчатым колесом муфтой свободного хода 24, сектор 12 закреплен на валу 18 и связан с коническим зуб чатым колесом 9 муфтой свободного хо да 23/ сектор13 закреплён на валу 19 и связан с коническим зубчатым колесом 9 муфтой свободного хода 22. Оси входного 2 и выходного 6 валов, оси промежуточных конических зубчаты - колес 8 и 9, ось 26 сателлитов пересекаются в одной точке, совпадающей с центром кривизны направляющего стержня 5. Вариатор работает следующим Ьбразом. Вращение входного вала 2 и направ ляющего стержня 5 преобразуется в пространственное качание водила 4 относительно взаимноперпендикулярных осей зубчатых конических колес 8 и 9 и оси 26 сателлитов.При этом секторные сателлиты и центральные колеса также совершают колебательные движения относительно своих осей воашения. .Колебательные движения секторо.в 10,11 и 12,13 в направлениях, позволяемых муфтами свободного хода 24,25 и 22, 23 попеременно передаются на промежуточные зубчатые конические колеса 8 и 9, а от них движение передается коническому зубчатому колесу 7 и, следовательно, выходному валу 6. Направленность действий муфт свободного хода выбирается из условия обеспечения .преобразования колебательных движений секторов 10,11 и 12,13 в однонаправленное вращение зубчатого колеса 7 и выходного вала 6,(на чертеже направления вращений звеньев показаны стрелками). Регулирование скорости ойуществляется путем перемещения конца водила 4 вдоль стержня 5. . Предлагаемое выполнение вариатора упрощает его конструкцию и улучшает динамические свойства, что позволяет повысить верхнюю границу диапазона рабочих скоростей вариатора. Формула изобретения Импульсный вариатор скорости, содержащий корпус, устройство регулирования скорости с водилом, ось которого описывает конусную поверхность, кинематически связанный с последним входной вал, выходной вал с закрепленным на нем коническим зубчатым колесом, взаимодействующие с последним два промежуточных конических зубчатых колеса, связанные с ними соответственно два центральных конических зубчатых колеса, взаимодействуюоще. с ними два сателлита и четыре муфты свободного хода, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и улучшения динамических свойств вариатора, он снабжен коаксиальными валами, каждый из сателлитов выполнен в виде двух дигилетрально противоположно распа оженных секторов, жестко связанных с водилом, каждое из центральных конических колеб выполнено в виде двух диаметрально противоположно расположенных секторов, каждый из которых закреплен на одном, из двух коаксиальных валов, связанных с промежуточным коническим зубчатым колесом через муфты свободного хода. Ис±очники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР 589808, кл. F 16 И 29/04, 1975. 2.Авторское свидетельство СССР по заявке 2314758/20, кл. F 16 Н 29/04, 1976. f .f W f
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Импульсный вариатор скорости | 1979 |
|
SU983355A1 |
РЕВЕРСИВНЫЙ ИНЕРЦИОННЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР | 1993 |
|
RU2068133C1 |
ИНЕРЦИОННЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ИМПУЛЬСИВНЫЙ ВАРИАТОР | 2002 |
|
RU2212575C1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2006 |
|
RU2332599C2 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА | 2001 |
|
RU2184894C2 |
РЕГУЛИРУЕМАЯ ПЕРЕДАЧА | 2000 |
|
RU2181451C2 |
Гидроинерционный трансформатор | 1990 |
|
SU1744350A1 |
ДИСКОВЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ ВАРИАТОР | 2008 |
|
RU2384774C1 |
ЗУБЧАТО - ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 2016 |
|
RU2636440C2 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА | 2000 |
|
RU2171929C2 |
Авторы
Даты
1982-12-23—Публикация
1977-12-26—Подача