Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах для бесступенчатого регулирования скорости.
Известен импульсный вариатор скорости, содержащий корпус, установленные в нем на опорах выходной и валы, кинематически связанные с последним устройство регулирования скорости с водилом, ось которого описывает конусную поверхность отно сительно оси входного вала и моноцентрический преобразователь вращения, вьтолненный в виде конической забчатой передачи, включающей закрепленные на промежуточных коаксиальных валах секторные центральные колеса и взаимодействующие с ними и связанные в водилом секторные сателлиты, закрепленное на выходном валу коническое зубчатое колесо и взаимодействующие с ним два промежуточных конических колеса, казкдое из которых, связано с промежуточными коаксиальными валами через муфты свободного хода 1.
К недостатку этого варианта относится сложность его конструкции, обусловленная наличием коаксиальных
валов и секторных центральных зубчатых колес и сателлитов.. Наиболее .близким к изобретению по
с технической сущности является импульсный вариатор скорости, содержащий корпус, установленные в нем на опорах соосньге выходной и входной валы, кинематически связанные с последним
to устройство регулирования скорости с водилом, ось которого описывает конусную поверхность относительно оси входного вала, и моноцентрический преобразователь движения с четырьмя муфтами свободного хода,
15
В известном вариаторе юноцентри- . ческий преобразователь движения выполнен в виде связанных через коническую зубчатую передачу и муфты свободного хода двух коаксиальных промежуг
20 точных валов, из которых внутренний промежуточный вал имеет две соосные цапфы и шарнирно связанные с ними промежуточное кольцо, а наружный промежуточный вал имеет две ступени с
25 закрепленными на них охватывающими промежуточное кольцо полукольцами с соосными цапфамиV Водило выполнено в виде шатуна с закрепленным на его конце шарнирно связаннь1М с цапфами
30 полуколец ведущим кол-ьцом, имеющим диа1- е траль но противоположные цапфы, шарнирно связанные с промежуточным кольцом. Оси цапф полуколец и внутре него промежуточного вала взаимно пер пендикулярны, расположены наклонно симметрично к оси промежуточных валов и пересекаются с этой осью в точ ке, совпадающей обычным центром полу колец, промежуточного и ведущего колец и с вер-линой описываемой осью водила конусной поверхностью 2. , К недостатку этого вариатора относится сложность его конструкции/ обусловленная наличием промежуточных коаксиальных валов и зубчатой передачи . Целью изобретения является упроще ние конструкции вариатора. Поставленная цель достигается тем что в нем водило выполнено в виде вилки с двумя диаметрально противоположными дуговыми стержнями, имеющи ми каяэдый в средней части проушину и на концах - цапфы, а моноцентрически преобразователь движения выполнен в виде установленного с возможностью вращения относительно связанной с ко пусом оси кольца с двумя диаметра:льно противоположными цапфами, шарнирно связанными с соответствующими про ушинами дуговых стержней, и четырех трехлучевых рычагов, каждый из которых концами шарнирно связан соответственно С одной из пар диаметрально противоположных цапф дуговых стержней и одйой из расположенных на выхо ном валу муфт свободного хода. На чертеже схематично изображен импульсный вариатор скорости. Устройство содержит корпус 1, установленные в нем на опорах соосные входной 2 и выходной 3 валы, устройство регулирования скорости, включающее связанный с входным валом 2 направляющий дугообразный стержень 4, взаимодействующий с ним ползун 5 и связанное с ним через рычаг б водило которое выполнено в виде вилки 7 с двумя диаметрально противоположными .дуговыми стержнями 8 и 9, имеющими в средней части проушины 10 и. И и на концах - цапфы 12-15, моноцентрический преобразователь движения, включающий установленные на выходном валу 3 четыре муфты свободного хода 16-19, установленное с возможностью вращений относительно связанной с корпусом оси 20 кольцо 21 с диаметРально противоположными цапфами 22 и 23, шарнирно связанными соответственно с проушингили 10 и 11, четыре трехлучевых ричага 24-27, из которых рычаг 24 шарнирно связан с цапфами 12 и 15 и через рычаг 28 с муфтой свободно хода 18, рычаг 25 шарнирно связан с цапфами 13 и 14 и через рычаг 29 с муфтой свободного хода 19, рычаг 26 щарнирно связан с цапфами 13 и 14 и через рычаг 30 с муфтой свободного хода 17, а рычаг 27 шарнирно связан с цапфами 12 и 15 и через рычаг 31 с муфтой свободного хода 16. Ось цапф 22 и 23, ось 20 и ось валов 2 и 3 взаимно перпендикулярны - и пересекаются в точке, совпадающей с точкой пересечения осей цапф 12-15, оси водила и вершиной конусной по- . верхностью, описываемой осью водила. Эта точка является моноцентром преобразования движения. Оси цапф 12-15 расположены в плоскости, перпендикулярной к оси водила, цапфы 12 и 15 соосны, цапфы 13 и 14 также соосны, оси цапф 12 и 13 взаимно перпендикулярны и наклонены 20 под УГЛОМ 45°. Геометричебкие оси рычагов 24-27 наклонены к оси входного вала 2 под одинаковым углом и также пересекаются в моноцентре преобразователя. Импульсный вариатор скорости работает следующим образом. При равномерном вращении входного вала 2 и направляющего стержня 4 с ползуном 5 водило совершает качательное движение относительно двух взаимно перпендикулярных осей. При этом ось водила описывает относительно оси входного вала 2 конусную поверхность, вершина которой совпадает с моноцентром преобразователя вращения, а ричаги 24-27, благодаря их шарнирным связям с цапфа:ми 12-15 связанных с водилом дуговых стержней 8 и 9, совершают качательные движения относительно двух взаимно перпендикулярных осей. Качательнне движения рычагов муфтами У свободного хода преобразуются в однонаправленное непрерывное вращение выходного валаЗ. Регулирование скорости вращения выходного вала осуществляется путем перемещения ползуна 5 вдоль направляющего стержня 4 с помощью известного устройства (не показан). Такое выполнение вариатора, позволяет значительно упростить его конструкцию и уменьшить габариты, а также получить высокую равномерность вращения выходного вала. Формула изобретения Импульсный вариатор скорости, содержащий корпус, установленные в нем на опорах соосные выходной- к входной валы, кинематически связанные с последним устройство регулирования скорости с водилом, ось которого описывает конусную поверхность относительно оси входного вала, и моноцентрический преобразователь движения с четырьмя муфтами свободного хода, от л ичающийся тем, что, с целью упрощения конструкции -вариатора, водило вьшолнено в виде вилки с двумя диаметрально противоположными, дуговыми стержнями, имеющими каждый в средней части проушину и на концах - цапфы, а моноцентрический преобразова-г тель движения выполнен и виде установ ленного с возможностью враицения относительно связанной с корпусом оси кольца с двумя диаметрально противоположными цапфами, шарнирно связанными с соответствующими проушинами дуговых стержней, и четырех трехлучевых рычагов, каждый из которых
Концами шарнирно связан соответственно с одной из пар диаметрально противоположных цапф дуговых стержней я (ОДНОЙ из расположенных на выходном валу муфт свободного хода.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
,1. Авторское свидетельство СССР по заявке I 2561196/28, кл. F 16 Н 29/04, 1977.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке 2681249/28, кл. F 16 Н 29/04, 1978.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Импульсный вариатор скорости | 1985 |
|
SU1310565A1 |
Импульсный вариатор скорости | 1977 |
|
SU983354A1 |
Импульсный вариатор скорости | 1989 |
|
SU1650995A2 |
Импульсный вариатор скорости | 1987 |
|
SU1428885A1 |
ЗУБЧАТО-РЫЧАЖНЫЙ ВАРИАТОР | 1998 |
|
RU2147701C1 |
РЕВЕРСИВНЫЙ ИНЕРЦИОННЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР | 1993 |
|
RU2068133C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР | 1992 |
|
RU2031267C1 |
ЗУБЧАТО - ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 2016 |
|
RU2636440C2 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2006 |
|
RU2332599C2 |
ДИСКОВЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ ВАРИАТОР | 2008 |
|
RU2357139C1 |
Авторы
Даты
1982-12-23—Публикация
1979-04-06—Подача