Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных зубчатых редукторах.
Известны редуйторы, содержащие зубчатые передачи, в венцах колес которых выполнены радиальные oтвepc тия во впадинах зубьев для подачи смааки в зону.зацепления 11.
Недостатком известных редукторов является отсутствие регулировочных устройств для изменения расхода смазки в зоне зацепления зубчатых передач.
Наиболее близким к изобретению по .технической сущности и достигаемому эффекту является редуктор,содержащий корпус с масляной ванной, поддон, крышки, зубчатые колеса, зубья которых в зон ах входа и нахождения в за- . цеплении расположены в полостц со смазкой, образованнойнаружными боковьп и цилиндрическими поверхностями зубьев колес и поверхностями поддона и крышек, полость связана с масляной ванной корпуса каналом в поддоне С2.
Недостатком известного редуктора является невысокая эффективность смазки, связання с отсутствием устройств для регулирования расхода смазки.
ЦеЛью изобретения является повыше-ние эффективности смазки ёубчатых передач.
Указанная цель достигается тем, что в редукторе, содержащем корпус с масляной ванной, поддон, крьЕпки, зубчатые колеса , зубья которых
10 в зонах входа и нахождения в зацеплении расположены в полости со смазкой, образованной.наружными боковыми и цилиндрическими поверхностями зубьев колёс и внутренними поверх15ностями поддона и крышек, полость связана с масляной ванной корпуса каHcUiOM в поддоне, канал выполнен с изменяемым проходным сечением, в ступицах колес вьшолнены кольцевые
20 канавки, а во впадинах .- радиальные отверстия, сообщенные с канавками.
На фиг.1 показан редуктор,продольный разрез; на фиг. 2 - валы зубчатой передачи, разрез ; на фиг. 3 - редактор,
25. поперечный разрез ; на фиг. 4 - поДдон редуктора/ вид-сбоку.
Редуктор состоит из поддона 1 с боковыми крынками 2 и 3, соединенными с поддоном 1 винтами 4. Поддон 1 установлен на болтах 5 в корпусе 6 редуктора. В корпусе 6 на подшипниках 7-10 установлены зубчатые колеса 11 и 12, во впадинах зубчатых венцов ко торых выполнены отверстия 13 и 14. Между зубьями 15 и 16 зубчатых колес 11 и 12 имеется боковой зазор 17. Внутренние поверхности поддона 1, роковых крышек 2 и 3 и наружные поверхности зубчатых колес 11 и 12 образуют полость 18, соединенную каналом 19 с изменяемым проходным сечением 20. Винт 21 регулирует величи ну проходного сечения.Крышки 2 и 3 выполнены с выступами 22 и 23, перекрывакяцими зону зацепления передачи. Смазка-в редукторе залита до уровня 24, обеспечивающего ее попадайие в радиальные отверстия 13 и 14. При работе редуктора зубчатые колеса 11 и 12 вращаются в направлеИНН, указанном стрелками. Смазка, находящаяся на уровне 24 под действием цетробежных сил через отверстия . 13 и 14 поступает в зону зацепления и,по мере вращения колес,попг1дает в полость 18 и через регулируемое проходное сечение 20 поступает в картер корпуса 6 Регулируемое проходное сечение 20 позволяет создать избыточное давление полости 18 и увеличить толгчину смазочной пленки между зубьями 15 и 16 колес 11 IV 12. В предлагаемом редукторе уменьша ется износ зубчатых передач и повыш ется их КПД. При одинаковых нагрузках уменьшаются габариты зубчатоП передачи, так как можно уменьшить ширину и диаметры колес. Формула изобретения Редуктор, содержащий корпус с масляной ванной, поддон, крышки, зубчатые колеса, зубья которых в зонах входа и нахождения в зацеплении расположены в полости со смазкой, образованной наружными боковым1Ги цилиндрическими поверхностями зубьев колес и поверхностями поддона и крышек, полость связана с масляной ванной корпуса каналом в поддоне, о т л и чающийся тем, что, с целью повышения зффективности смазки зубчатых передач, канал выполнен с изменяемым проходным сечением, в ступицах колес выполнены кольцевые канавки, а во впадинах - радиальные отверстия, сообщенные с. канавками. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Кубо А. и др. Исследование высокоскоростных зубчатых передач,Сборник докладов 46 конференции общества инфенеров-механиков Японии. Никок Кикой Танкой, 1973, т. 39, №319, 1043-1052, 2.Авторское свидетельство СССР 499426, кл. F 16 Н 57/04, 1972 (прототип .
u и
«s
Авторы
Даты
1982-12-23—Публикация
1980-01-04—Подача