Электрическая машина Советский патент 1982 года по МПК H02K1/20 H02K5/04 H02K9/08 

Описание патента на изобретение SU983900A1

Изобретение относится к электро- технике, в частности к конструкции асинхронных электродвигателей малой и средней мсядности с безотходной .или малоотходной технологией их изТотовления. Известна электрическая машина, в которой закрытые электродвигатели переменного тока обычно изготавливаются с оребренным обдуваемым корпусом 1 . В такой конструкции тепло от потерь в спинке сердечника статора передается к корпусу через контайтннй зазор, в котором имеется значительный перепал температуги, что ухудшает тепловое состояние двигателей. Для устранения этого недостатка в ря де конструкций применен непосредственный обдув спинки сердечника охлаждающим воздухом. Однако такая схема способствует улучшению теплопе редачи только в зоне спинки статора и не затрагивает лобовые части обмоток, где наблюдается повышенный по сравнению с пазовой частью нагрев обмоток. Наиболее близкой к изобретению является электрическая машина, содер жащая щиты с наружными ребрами охлаж ения, корпус, сердечник статора с составной зубчатой зоной и спинкой, и капсулированную обмотку 23. Недостатками такой электромашины являются слабая теплопередача от пазовой части обмотки к сердечнику и перепад температуры между шихтованными зубцами и прессованной частью сердечника в пазовой части. Цель,изобретения - улучшение охлаждения закрытой обдуваемой электромашины при снижении материалоемкости. Указанная цель достигается тем, что над пазами зубцовой зоны сердечника расположены аксиальные вентиляционные каналы, щиты имеют окна, дополнительные расположенные на внутренней поверхности ребра охлаждения, между которыми образованы каналы, сообщающиеся с указанными окнами и аксиальными вентиляционными каналами сердечника, и выступы с кольцевыми выточками, заполненными герметиком для уплотнения внутренней полости машины, а лобовые части капсулированной обмотки расположены между внутренними ребрами охлаждения и выступами щитов.

При этом спинка сердечника вьлюлнена с размещенными на внутренней поверхности ребрами, между которыми расположены указанные аксиальные вентиляционные каналы.

Причем зубцовая зона выполнена в виде продольно шихтованных зубцов, между которыми расположены указанные аксиальные вентиляционные каналы.

На фиг, 1 показана предлагаемая машина, продольный разрез/ на фиг,2то же, поперечный разрез; на фиг.З вариант устройства.

Электромашина включает прессованную, например, из отходов электромеханической стсши, смешанных с железным порошком и связкой, спинку 1, внутри которой расположены продольношихтованные зубцы 2 из электротехнической стали и пазы с обмоткой 3, Обмотка 3 статора закапсулирована теплопроводящим составом 4 и на торцах лобовых частей обмоток с помсвдью выточек 5, заполненных герметиком на щите б, уплотняет внутреннюю полость электромгииины, К лобовым частям обмоток (к теплопроводящему составу) плотно прижаты внутренние ребра 7 охлаждения, которые соединены со щитами б и наружньвъш ребрами 8 охлаждения. Вентиляционные каналы, образованные между ребрами 7 и окнами в щитах 9 сообщаются с кангшами 10 между внутренней поверхностью спинки 1 и зубцовой зоны 2 и 3.

Другим вариантом выполнения вентиляционных каналов 10 являются каналы между продольно шихтованными зубцами 2, гладкой внутренней поверхностью спинки 1-статора и интегральной изоляционной крышкой 11, перекрывающей обмотки 3 в пазах статора.

Охлаждение электродвигателя осуществляется следующим образом.

Воздух с помощью вентилятора 12 нагнетается в окна щита 9 и по каналам между ребрами 7 поступает в каналы 10 и затем в каналы между ребрами 7 на выходе, откуда,.отобрав тепло от активных частей, покидает электродвигатель (показано стрелка-, ми) ,

Преимуществом такой системы охлаждения для двигателя, изготовленного по безотходной или малоотходной технологии, является эффективность отвода тепловых потерь непосредственио из русла их возникновения. Тепловые потери в спинке статора частично отводятся через наружную гладкую (или

слегка оребренную) поверхность и в каналы 10, Это обеспечивает снижение перепада температуры на 20-30°С.

Экономический эффект от внедрения предложенного устройства образуется за счет повышения надежности и ресурса двигателя от резкого снижения температуры обмоток статора (в среднем на 20-25С), Экспертная оценка показывает, что удается увеличить ресурс двигателя в 1,4 раза,что при планируемом выпуске двигателей 600000 шт, в год и стоимости одного двигателя 22 руб. 50 коп, обеспечит экономический эффект в размере 600000-22,5-0,4 5400 тыс, руб.

Формула изобретения

1.Электрическая машина, содержа0щая щиты с наружными ребрами охлаждения, сердечник статора с составной зубцовой зоной и спинкой, и капсулированную обмотку, отличаю5щаяся тем, что, с целью улучшения охлаждения, над пазами зубцовой зоны сердечника расположены аксиаль- ные вентиляционные кангшы, щиты имеют окна, дополнительные расположен0ные на внутренней поверхности ребра охлаждения, между которыми образованы каналы, сообщающиеся с указанными окнами и аксиальными вентиляционными каналами сердечника, и выступы с коль5цевыми выточками, заполненными герметиком для уплотнения внутренней полости машины, а лобовые части капсу лированной обмотки расположены между внутренними ребрами охлаждения и выступами щитов,

0

2,Машина поп, 1, отличающаяся тем, что спинка сердечника выполнена с размещенными на внутренней поверхности ребрами, между которыми расположены указанные аксиаль5ные .вентиляционные каналы,

3,Машина по п, 1, отлича ющ а я с я тем, что зубцовая зона выполнена в виде продольно шихтованных зубцов, между которыми расположены

0 указанные аксиальные вентиляционные каналы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР

5 по заявке 2811807/07,

кл, Н 02 К 9/20, 1979.

2.Авторское свидетельство СССР 762904, кл, Н 02 К 1/20, 1975,

S&9

Похожие патенты SU983900A1

название год авторы номер документа
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2007
  • Антонюк Олег Викторович
  • Гуревич Эльрих Иосифович
  • Карташова Татьяна Николаевна
  • Пафомов Юрий Владиславович
RU2350006C1
Бескорпусная электрическая машина 1989
  • Аргунов Юрий Васильевич
  • Возилкина Галина Петровна
  • Климов Николай Семенович
  • Масленников Константин Николаевич
  • Новосельцев Михаил Сарпионович
  • Шкуропатов Владимир Михайлович
SU1718341A1
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2009
  • Антонюк Олег Викторович
  • Гуревич Эльрих Иосифович
  • Карташова Татьяна Николаевна
  • Пафомов Юрий Владиславович
RU2396667C1
Статор электрической машины переменного тока 1989
  • Титко Алексей Иванович
  • Кушнир Сергей Станиславович
SU1690084A1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2003
  • Шалаев В.Г.
RU2246786C1
ЭКОНОМИЧНАЯ ДВУХСЛОЙНАЯ ОБМОТКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2014
  • Грачев Павел Юрьевич
  • Макаров Дмитрий Викторович
  • Горшков Роман Геннадьевич
  • Корсаков Андрей Юрьевич
RU2568186C2
Электрическая машина 1991
  • Бурковский Анатолий Николаевич
  • Дмитренко Юрий Иванович
  • Збарский Леонид Александрович
  • Ширнин Иван Григорьевич
  • Захарченко Петр Иванович
  • Красников Геннадий Васильевич
  • Поршнев Юрий Васильевич
SU1820978A3
Статор электрической машины 1987
  • Каплунов Вадим Борисович
  • Кузьмин Виктор Владимирович
  • Кошелев Виктор Васильевич
  • Смородин Вячеслав Иванович
  • Титко Алексей Иванович
  • Черемисов Иван Яковлевич
  • Шофул Анатолий Кириллович
SU1457070A1
Сердечник электрической машины 1982
  • Генендер Исаак Семенович
  • Климовицкий Владимир Давидович
  • Масленников Константин Николаевич
  • Новосельцев Михаил Сарпионович
  • Рязанов Вячеслав Георгиевич
SU1224903A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1997
  • Коваль-Лесков Александр Вадимович
  • Билоненко Николай Иванович
RU2148885C1

Иллюстрации к изобретению SU 983 900 A1

Реферат патента 1982 года Электрическая машина

Формула изобретения SU 983 900 A1

SU 983 900 A1

Авторы

Копылов Игорь Петрович

Пашков Владимир Никитович

Федюшкин Анатолий Михайлович

Яковлев Александр Иванович

Даты

1982-12-23Публикация

1981-04-10Подача