Изобретение относится к электро- технике, в частности к конструкции асинхронных электродвигателей малой и средней мсядности с безотходной .или малоотходной технологией их изТотовления. Известна электрическая машина, в которой закрытые электродвигатели переменного тока обычно изготавливаются с оребренным обдуваемым корпусом 1 . В такой конструкции тепло от потерь в спинке сердечника статора передается к корпусу через контайтннй зазор, в котором имеется значительный перепал температуги, что ухудшает тепловое состояние двигателей. Для устранения этого недостатка в ря де конструкций применен непосредственный обдув спинки сердечника охлаждающим воздухом. Однако такая схема способствует улучшению теплопе редачи только в зоне спинки статора и не затрагивает лобовые части обмоток, где наблюдается повышенный по сравнению с пазовой частью нагрев обмоток. Наиболее близкой к изобретению является электрическая машина, содер жащая щиты с наружными ребрами охлаж ения, корпус, сердечник статора с составной зубчатой зоной и спинкой, и капсулированную обмотку 23. Недостатками такой электромашины являются слабая теплопередача от пазовой части обмотки к сердечнику и перепад температуры между шихтованными зубцами и прессованной частью сердечника в пазовой части. Цель,изобретения - улучшение охлаждения закрытой обдуваемой электромашины при снижении материалоемкости. Указанная цель достигается тем, что над пазами зубцовой зоны сердечника расположены аксиальные вентиляционные каналы, щиты имеют окна, дополнительные расположенные на внутренней поверхности ребра охлаждения, между которыми образованы каналы, сообщающиеся с указанными окнами и аксиальными вентиляционными каналами сердечника, и выступы с кольцевыми выточками, заполненными герметиком для уплотнения внутренней полости машины, а лобовые части капсулированной обмотки расположены между внутренними ребрами охлаждения и выступами щитов.
При этом спинка сердечника вьлюлнена с размещенными на внутренней поверхности ребрами, между которыми расположены указанные аксиальные вентиляционные каналы.
Причем зубцовая зона выполнена в виде продольно шихтованных зубцов, между которыми расположены указанные аксиальные вентиляционные каналы.
На фиг, 1 показана предлагаемая машина, продольный разрез/ на фиг,2то же, поперечный разрез; на фиг.З вариант устройства.
Электромашина включает прессованную, например, из отходов электромеханической стсши, смешанных с железным порошком и связкой, спинку 1, внутри которой расположены продольношихтованные зубцы 2 из электротехнической стали и пазы с обмоткой 3, Обмотка 3 статора закапсулирована теплопроводящим составом 4 и на торцах лобовых частей обмоток с помсвдью выточек 5, заполненных герметиком на щите б, уплотняет внутреннюю полость электромгииины, К лобовым частям обмоток (к теплопроводящему составу) плотно прижаты внутренние ребра 7 охлаждения, которые соединены со щитами б и наружньвъш ребрами 8 охлаждения. Вентиляционные каналы, образованные между ребрами 7 и окнами в щитах 9 сообщаются с кангшами 10 между внутренней поверхностью спинки 1 и зубцовой зоны 2 и 3.
Другим вариантом выполнения вентиляционных каналов 10 являются каналы между продольно шихтованными зубцами 2, гладкой внутренней поверхностью спинки 1-статора и интегральной изоляционной крышкой 11, перекрывающей обмотки 3 в пазах статора.
Охлаждение электродвигателя осуществляется следующим образом.
Воздух с помощью вентилятора 12 нагнетается в окна щита 9 и по каналам между ребрами 7 поступает в каналы 10 и затем в каналы между ребрами 7 на выходе, откуда,.отобрав тепло от активных частей, покидает электродвигатель (показано стрелка-, ми) ,
Преимуществом такой системы охлаждения для двигателя, изготовленного по безотходной или малоотходной технологии, является эффективность отвода тепловых потерь непосредственио из русла их возникновения. Тепловые потери в спинке статора частично отводятся через наружную гладкую (или
слегка оребренную) поверхность и в каналы 10, Это обеспечивает снижение перепада температуры на 20-30°С.
Экономический эффект от внедрения предложенного устройства образуется за счет повышения надежности и ресурса двигателя от резкого снижения температуры обмоток статора (в среднем на 20-25С), Экспертная оценка показывает, что удается увеличить ресурс двигателя в 1,4 раза,что при планируемом выпуске двигателей 600000 шт, в год и стоимости одного двигателя 22 руб. 50 коп, обеспечит экономический эффект в размере 600000-22,5-0,4 5400 тыс, руб.
Формула изобретения
1.Электрическая машина, содержа0щая щиты с наружными ребрами охлаждения, сердечник статора с составной зубцовой зоной и спинкой, и капсулированную обмотку, отличаю5щаяся тем, что, с целью улучшения охлаждения, над пазами зубцовой зоны сердечника расположены аксиаль- ные вентиляционные кангшы, щиты имеют окна, дополнительные расположен0ные на внутренней поверхности ребра охлаждения, между которыми образованы каналы, сообщающиеся с указанными окнами и аксиальными вентиляционными каналами сердечника, и выступы с коль5цевыми выточками, заполненными герметиком для уплотнения внутренней полости машины, а лобовые части капсу лированной обмотки расположены между внутренними ребрами охлаждения и выступами щитов,
0
2,Машина поп, 1, отличающаяся тем, что спинка сердечника выполнена с размещенными на внутренней поверхности ребрами, между которыми расположены указанные аксиаль5ные .вентиляционные каналы,
3,Машина по п, 1, отлича ющ а я с я тем, что зубцовая зона выполнена в виде продольно шихтованных зубцов, между которыми расположены
0 указанные аксиальные вентиляционные каналы.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР
5 по заявке 2811807/07,
кл, Н 02 К 9/20, 1979.
2.Авторское свидетельство СССР 762904, кл, Н 02 К 1/20, 1975,
S&9
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2007 |
|
RU2350006C1 |
Бескорпусная электрическая машина | 1989 |
|
SU1718341A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2009 |
|
RU2396667C1 |
Статор электрической машины переменного тока | 1989 |
|
SU1690084A1 |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2003 |
|
RU2246786C1 |
ЭКОНОМИЧНАЯ ДВУХСЛОЙНАЯ ОБМОТКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2014 |
|
RU2568186C2 |
Электрическая машина | 1991 |
|
SU1820978A3 |
Статор электрической машины | 1987 |
|
SU1457070A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1997 |
|
RU2148885C1 |
Сердечник электрической машины | 1982 |
|
SU1224903A1 |
Авторы
Даты
1982-12-23—Публикация
1981-04-10—Подача