Привод скважинной штанговой насосной установки Советский патент 1983 года по МПК F04B47/02 

Описание патента на изобретение SU989139A1

Изобретение относится к технике для добычи нефти, в частности к приводу скважинных штанговых насосных установок и может быть использовано при пластовых жидкостей из нефтяных и других скважин.

Известен привод скважйнной штан-, говой насосной установки, содержащий фундаглент, несущую-мачту, расположенные на ее вершине реверсивный двигатель и два вращающихся элемента с размещенными на них гибкими звеньями, концы которых шарнирно соединены с одной стороны с противовесом,- а с другой - с соосной скважине траверсой связанной с колонной насосных штанг.

Недостатками известного привода скважйнной штанговой установки являются низкая надежность ввиду исполь- зования в ней четырех гибких звеньев и значительная собственная масса, связанная с большими габаритными размерами вращающихся элементов и вала, на котором они установлены. Кроме того, расположение траверсы и колонны насосных штанг с внешней стороны несущей мачты ведет к нагружению последней эксцентричной динамической нагрузкой, для восприятия которой несущая мачта выполнена прочной и

жесткой, что определяет и ее большую массу. Это, в свою очередь, способствуе т также увеличению размеров фундамента и его массы.

Цель-, изобретения - повышение надежности, уменьшение массы привода и фундамента.

Указанная цель достигается тем, что в приводе скважйнной штанговой

10 насосной установки, содержащем фундамент, несущую мачту, расположенные на ее вершине реверсивный двигатель и два вращающихся элемента с размещенными на них гибкими звеньями,

15 концы которых шарнирно соединены с одной стороны с противовесом, а с другой - с соосной скважине траверсой, связанной с колонной насосных штанг, центры шарниров смещены отно20сительно- вертикалей, касательных к рабочей поверхности вращакядйхся элементов, а траверса связана с реверсивный двигателем посредством несамотормозящегося винтового механизма, 25 размещенного внутри мачты, причем , вращакндиеся элементы и шарниры расположены симглетрично относительно оси скважины в совпадающей с ней плоскости, а противовес выполнен

30 рхватывсюнцим несущую мачту. Реверсивный двигатель выполнен с полым ротором, охватывающим винт винтового механизма. Кроме того, привод снабжен трубчатым стояком, установленным.внутри несущей мачты, выполненной в виде трубы, с образованием кольцевой пол ти для смазки, а винт винтового механизма выполнен полым, охватывающи стояк. На фиг. 1 схематично представлен привод скважинной штанговой насосно установки, разрез; на фиг. 2 - сече ние А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сече ние Б-Б на-.фиг.. Привод скважинной штанговой насо ной установки состоит из реверсивно го двигателя, например встроенного электродвигателя 1, имеющего статор и полыйротор 3, соосно связанный с гайкой 4, например шариковинтовой несамотормозящегося винтового механ ма (не обозначен), охватывающий вин 5, взаимодействующий с упомянутой гайкой. Винт 5 зкестко и соосно прикреплен к соосной со скважиной траверсе 6, вращение которой стопорится направляющими 7 посредством катков 8, имеющих . подилипники 9 , одетые на цапфы 10 траверсы. Направляющие прикрепл-ены к несущей мачте 11 и па раллельны оси скважины. Траверса 6 посредством имеющих возможность кач ния вокруг пальцев 12 шарниров 13 и гибких звеньев 14, перекинутых че рез вращающиеся элементы-шкивы 15, имеющие возможность свободно вращаться на осях 16 связана с притивове . сом 17, охватывающим несущую мачту 11, на котором установлен управляющий элемент 18. Оси 16 связаны с не сущей мачтой 11 посредством кронште нов 19, причем центры шарниров 13 (пальцев 12) смещены относительно вертикалей, касательных к рабочей п верхности шкивов 15. Это обеспечивает изменение углов, образуемых между ветвями гибких звеньев 14 и вертикалями, проходящиг.-ш через указанные центры шарниров 13, при движении траверсы б (противовеса 17) . Шкивы 15 и центры шарниров 13 на кон цах гибких звеньев 14, а также саг/м гибкие звенья 14 расположены в плоскости, с которой совпсщает ось скважины, причем шкивы 15, крепятдие гибкие звенья 14 к траверсе б, и шар ниры 13,. крепящие гибкие звенья 14 к противовесу 17, симметричны относи тельно оси сквансины. Такое расположение элементов привода обеспечивает симметричноераспределение усилий при выполнении противовеса. 17 симметричным относительно оси скважины и отсутствие эксцентричной нагрузки на несущую мачту 11. Несамотормозящаяся гайка 4 вместе с полым ротором 3 установлена в под1уипниках 20 и соосна со скважиной вследствие соосности с винТом 5, который посредством штока 21, глуфты 22 и полированного штока. 23 связан с колонной насосных штанг (не показана). Несущая мачта 11 посредством пьедестала 24,внутри которого размещается устьевой сальник 25, соосно установлена на обсадной колонне 26 скважины и имеет лапы 27 с катками 28, опирающимися на рельсы 29, уложенные на фундаменте 30/ На боковой поверхности пьедестала 24 имеется вырез 31, обеспечивающий доступ к устьевог.1у сальнику 25 и пропускающий последний при смещении привода по рельсам 29. На несущей мачте 11 установлены датчики реверса 32, связанные с блоком управления 33, двигателя 1. Винтовой механизм защищен от дождя трубчатым кожухом 34, установленными над двигателем. Для регулирования уравновешивания л на противовесе 17 уложен набор съемных .грузов 35. Несущая мачта 11 выполнена в виде трубы и имеет кольцевое днище 36 с прикрепленным к нему трубчатым стояком 37, размещенным в полости 38 винта 5 и образующим вместе с несущей мачтой 11 кольцевую полость 39, частично заполняемую смазочным материалом. Шкивы 15 частично входят внутрь несущей мачты 11 через прорези 40, .выполненные вдоль ее образую дих, и прикрыты от дождя и пыли козырьками 41. Таким образом, м.еханизм привода предохраняется от атмосферных воздействий и обеспечивается удержание смазочного материала. . Привод работает следующим образом. Полый ротор 3, взаимодействуя со статором 2, вращается совместно с несамотормозящейся гайкой 4, сообщающей поступательное движение винту 5, вместе с которым движется траверса 6., катки 8 которой упираются в направляющие 7 и катятся по ним, предохраняя ходовой винт от вращения. Дви хущиеся вместе с траверсой 6 шарниры 13 передают это движение гибким звеньям 14,.огибающим шкивы 15, вращающиеся на осях 16 и вызывающим движение противовеса 17 в направлении, противоположном движению винта 5, связэнного с колонной насосныхштанг и траверсой 6, В частности, при движении винта 5 (колонны насосных штанг и траверсы) вниз, противовес 17 поднимается . При достижении управляющим элементом 18 положения, обеспечибающего срабатывание верхнего датчика реверса 32, управляющий- сигнал, возникающий при срабатывании последнего, воздействует на блок управления 33 и отключает питание двигателя 1. По мере движения угол между ветвями гибких звеньев 14, связанныг/ш с притивовесом 17j увеличивается и, соответ-. ственно, увеличивается натяжение гиб ких звеньев. В то же время, угол МЭЖДУ ветвягли гибких звеньев 14, связанными с траверсой б, уменьшается и, соответственно, увеличивается приложенная к траверсе 6 вертикальная равнодействующая от натяжения гибких звеньев - уравновешивающая сила. Таким образом, по мере движения винта 5 вниз уравновешивающая сила увеличивается, что замедляет, после отключения питания двигателя, движение винта, продолжающееся всдед ствие инерции движущихся частей привода и колонны насосных штанг до полной остановки, после чего, вследствие избыточного уравновешивания, начинается движение винта 5 вверх и соответствующее раскручивание несамотормозящейся гайки 4 с полыг/1 ротором 3. Затем, при взаимодействии управляющего элемента 18 с верхним датчиком реверса 32, включается питание двигателя, причем направление вращения его полого ротора 3 соответствует движению винта 5 вверх. По мере этого движения угол между ветвями гибких звеньев 14, связанными с противовесом 17, уменьшается и, соответственно, уменьшается натяжение гибких звеньев. В то же время, УГОЛ между вeтвя ш гибких звеньев 14, связанными с траверсой б увеличивается и, соответственно, уменьшается уравновешивакяцая сила, что замедляет до полной остановки движение винта 5, продолжающееся вследствие инерции движущихся частей привода и колонны насосных штанг, после отключения питания двигателя при взаимодействии управ-: т яющего элемента 18 с нижним датчи. ком реверса 32. После этого, вслед-, ствие неполного уравновешивания начинается движение винта 5 вниз и соответствующее раскручивание несамб тормозящейся гайки 4 с полым ротором 3, а затем - запуск двигателя 1 в направлении, соответствующем движе нию винта. Изменение углов между ветвями гибких звеньев 14 без перегибов последних обеспечивается шарнирами .13, совершающими качательное движение вокруг пальцев 12. В нижнем положении винта 5 его нижняя часть и траверса б с установленными на не элементами погружаются в смазку, которая в верхнем положении винта 5 попадает на рабочие поверхности нес мотормоэящейся гайки 4, откуда разносится по всей длине винта и, стекая с него, смазывает подшипники 20 после чего возвращается в полость 3 Изменение числа ходов осуществля ется путем изменения числа оборотов двигателя 1, а изменение длины хода сменными гибкими звеньями 14 и пере мещением датчиков реверса 32. При необходимости проведения ремонтных работ на скважине , траверсу б приводят в крайнее возможное нижнее положение, при котором муфта 22 опускается в полость пьедестала 24 и опирается на устьевой сальник 25, после .этого шток 21 отсоединяют от муфты 22, а пьедестал 24 - от обсадной колонны 26, Привод, опирающийся на катки 28, откатывают по рельсам 29 в сторону от скважины. При этом устьевой сальник 25 и муфта 22 проходят .через вырез 31 пьедестала, перемещающегося вместе с приводом. Изобретение позволяет значительно уменьшить массу привода,(уменьшится расход металла на его изготовление), облегчает транспортировку и уменьшает стоимость. Кроме того, фундамент привода выполняет лишь вспомогательные функции, -а его размеры, масса и стоимость значительно ниже. Эти факторы, а также минимальная присквйжинная площадь, занимаемая опи- санным приводом и высокое расположение двигателя, делают его применение особенно перспективным, в нефтяных районах, для которых характерны низкие несущие свойства грунтов, кустовое расположение скважин, при котором имеется минимум прискважинной площади и затопляемость местности. Привод имеет достаточно высокий КПД, несмотря на реверсивный принцип работы двигателя вследствие того, что. предусмотрено накопление энергии движущихся частей при торможении и использование ее в процессе реверса. Применение в приводе встроенного электродвигателя позволяет осуществлять его управление серийно выпускаемыми пусковыми тиристорными устройствами, обеспечивающими достаточно высокую надежность и долговечность. Формула изобретения 1. Привод скважинной штанговой насосной установки, содержащий фундамент, несущую мачту, расположенные на ее вершине реверсивный двигатель и два вращагадихся элемента с размещенными на них гибкими звеньями, концы которых шарнирно соединены с одной стороны с противовесом, а с другой - с соосной скважине траверсой, связанной с колонной насосных штанг, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, уменьшения массы привода и фундамента, центры шарниров смещены относительно вертикалей, касательных к рабочей поверхности вращающихся элементов, а траверса связана с реверсивным двигателем посредством несамотормозящегося винтового механизма, размещенного внутри мачты, причем вращающиеся элементы и шарниры расположены симметрично относительно осискважины в совпадающей , с ней плоскости, а. противовес выполнен охватывающим несущую мачту.

2. Привод ПОП.1, отличающий с я тем, что реверсивный двигатель выполнен с полым ротором, охватывающим винт винтового механизма.

3. Привод по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что он снабжен трубчатым стояком, установленным внутри несущей мачты, выполненной в виде.,с образованием кольцевой полости для смазки, а винт механизма выполнен полым, охватывающим стояк.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 3595117, кл. 74-89 22, 1973.

Похожие патенты SU989139A1

название год авторы номер документа
МЕХАТРОННАЯ НЕФТЕКАЧАЛКА 2001
  • Астанин В.О.
  • Литвинов Б.В.
  • Сергиенко В.М.
  • Старчеус К.И.
  • Хомяков В.В.
RU2191925C1
Привод скважинного штангового насоса 1980
  • Гусейнов М.А.
SU1040217A1
Безбалансирный привод скважинного штангового насоса 1981
  • Назиев Ибрагим Агамамед Оглы
  • Миркин Мирон Львович
SU994799A1
ЭЛЕКТРОНЕФТЕКАЧАЛКА 2006
  • Малахов Алексей Петрович
RU2308615C1
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ НЕФТЕКАЧАЛКА 2004
  • Малахов Алексей Петрович
  • Старцев Владимир Алексеевич
  • Малахов Алексей Алексеевич
  • Аносов Владимир Николаевич
RU2271470C2
СТАНОК-КАЧАЛКА 2012
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Новоселов Владимир Васильевич
  • Голофаст Сергей Леонидович
RU2506455C1
ПРИВОД СКВАЖИННОГО ШТАНГОВОГО НАСОСА 2004
  • Козлов Михаил Тимофеевич
  • Ямалеев Фандас Габбасович
  • Яковлев Сергей Львович
  • Хасанов Ильяс Аухатович
RU2274767C1
Привод скважинного штанговогоНАСОСА 1979
  • Аливердизаде Керим Салим Оглы
  • Аливердизаде Тале Керим Оглы
  • Аскеров Микаил Мамед Оглы
  • Вагидов Меджнун Абдулвагид Оглы
  • Эйвазова Зулейха Эйлаг Кызы
SU802608A1
ГЛУБИННО-НАСОСНАЯ ШТАНГОВАЯ УСТАНОВКА 2001
  • Мищенко И.Т.
  • Попов В.В.
  • Жуков В.В.
  • Богомольный Е.И.
  • Левитский Д.Н.
  • Башмаков А.И.
  • Жуков И.В.
RU2205979C1
Скважинная штанговая насосная установка 2019
  • Саитов Азат Атласович
RU2721068C1

Иллюстрации к изобретению SU 989 139 A1

Реферат патента 1983 года Привод скважинной штанговой насосной установки

Формула изобретения SU 989 139 A1

SU 989 139 A1

Авторы

Ибрагимов Энвер Сейфуллаевич

Рабинович Абрам Менделевич

Гусейнов Муса Амир Оглы

Вашатовский Вадим Валиевич

Даты

1983-01-15Публикация

1980-06-03Подача