Изобретение относится к электротехнике и касается генераторов переменвого тока для легковых и грузовых автомобилей. Существующие генераторы переменно го тока работают, в широком диапазоне частоты вращения: от оборотов-холостого хода до максимальных. При движе нии автомобиля в городских условиях двигатель часто работает на малых обС1ротах. При этом генератор должен обеспечить питание потребителей и эа рядку аккумуляторной батареи, т.е. начальные обороты отдачи генератора должны быть минимгшьными. Во время движения автомобиля ночью по шоссе в зимнее время года значительно увеличйватся величина потребляемого тока т.е. генератор должен иметь большую мощность. : Известен Генератор переменного тока с автоматическим переключением обмотки статора L1. Однако наличие переключателя и сложной системы автоматического упра ления переключателем усложияют эксплуатацию генератора. Наиболее близким к предлагаемому устройству по технической сущности является генератор переменного тока в котором для получения положительного энергобаланса как при езде автомобиля в горюдских условиях, так и при движении по шоссе-Обмотка статора выполнена в виде двух самостоятельных трехфазных обмоток, одна из которых соединена по схеме Звезда, а другая - по схеме Треугольник. При этом во время езды в городских условиях включена обмотка, соединенная по схеме Звезда, а при езде по пюссе осуществляется переключение на обмотку, соединенную по схеме Треугольник L2. Недостатком этой конструкции является то, что во время движения возникает необходимость неоднократно переключаешь силовой переключатель. Цель изобретения - упрощение конструкции. Поставленная цель достигается тем, что в генераторе переменного тока, содержёицем ротор с -обмоткой возбужде ния и статор с магнитопроводом, в пазах которого размещены две трехфазные обмотки, пазы магнитопровода выполнены чередующимися полузакрытыми и открытыми, одна из обмоток размещена в полузакрытых пазах/ а дру.гая - в открытых.
На фиг. 1 представлена характеристика отдачи иэвертного генератора; на фиг. 2 - характеристика отдачи предлагаемого генератора; на фиг.З схема предлагаемого генератора, на фиг. 4 - часть пакета статора, (магни(Топроврда) генератора.
Генератор содержит обмотку возбуждения ; пакет 2 железа статора, статорные обмотки 3 и 4, подсоединенные к выпрямительному устройству 5. Выводом + генератор подключен в цепЬ аккумуляторной батареи 6. Обмотка 3 размещена в полузакрытых пазах 7, благодаря чему,в этой обмотке наводится ЭДС уже при низких оборотах вращения ротора, но максимальный ток отдаваемый обмоткой 3, невелик. Обмотка 4 размещена в открытых пазах 8, коэффициент раскрытия которых .коэффициент воздушного зазора) kg больше, чем для полузакрытых пазов, ; поэтому максимальный ток, отдаваемый обмоткой 4, выше максимального тока отдаваемого обмоткой 3, а начало токоотдачи происходит при более высокой частоте вращения ротора.
Токочастотная характеристика генератора имеет вид, показанный на фиг. 2, где а - характеристика отдачи генератора с обмоткой 3 статора, Ъ - характеристика отдачи генератора с обмоткой 4 статора, t - результирующая кривая характеристики отдачи генератора.
Генератор работает следующим образом.
При движении автомобиля в городских условиях на низких оборотах двигателя в генераторе вступает в .работу обмотка 3, которая через выпрямитель 5 питает аккумуляторную батарею 6. При работе двигателя автомобиля Нс1 более высоких оборотах (особенно во время езды по шоссе) дополнительно вступает в работу обмотка 4,также подключенная к выпрямителю 5. Таким образом, к потребителям поступает ток от обмотки 3
(равный-45% от общей величины) и от обмоТки 4 (равный 55% от общей величины) .
Несмотря Н9 то, что с обмотки 4 генератора снимается -больший ток,чем с обмотки 3, силовые выпрямители, (все двенадцать выпрямителей одного и того же типа) перегреваться не будут, так как на высокой частоте вращения увеличивается охлаждение от вентилятора.
Максимальная мощность предлагаемого генератора переменного тока повышается приблизительно на 10% по
сравнению с известным при сохранении низких начальных оборотов токоотдачи массы и габаритов генератора.
Формула изобретения
Генератор переменного тока, содержащий ротор с обмоткой возбуждения и статор с магнитопроводом, в пазах
30 которого-размещены две трехфазные обмотки, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, пазы магнитопровода выполнены чередующимися полузакрытыми и открытыми,
JJ одна из обмоток размещена в полузгисрытын, naisax, а другая - открытых.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе . 1. Патент США №3.378.755,
4Q кл. 322-29, 1968.
: 2, Патент ФРГ 1.538.351, кЛ. 21 е 52/00, 1973.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система электропитания подвижных объектов | 1978 |
|
SU785930A1 |
ИНДУКЦИОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1998 |
|
RU2224348C2 |
Вентильный генератор | 1979 |
|
SU862320A1 |
СПОСОБ РЕКУПЕРАЦИИ КИНЕТИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С РЕКУПЕРАТОРОМ (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2184660C1 |
СИЛОВАЯ ГИБРИДНАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТЫ) | 2017 |
|
RU2705320C1 |
ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА | 1996 |
|
RU2115020C1 |
ИНДУКТОРНАЯ ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА ПОСТОЯННОГО ТОКА | 2001 |
|
RU2235407C2 |
Источник питания | 1979 |
|
SU824369A1 |
НИЗКООБОРОТНЫЙ ГЕНЕРАТОР ТОКА | 2012 |
|
RU2510565C1 |
Источник питания | 1977 |
|
SU639117A1 |
ог.1
Of/HUM
Авторы
Даты
1983-01-15—Публикация
1981-08-20—Подача