Способ отработки вскрышных уступов в обводненных условиях Советский патент 1983 года по МПК E21C41/00 

Описание патента на изобретение SU994732A1

(5) СПОСОБ ОТРАБОТКИ ВСКРЫШНЫХ УСТУПОВ В ОБВОДНЕННЫХ УСЛОВИЯХ

...1 .

Изобретение относится к открытым горным разработкам и может быть использовано при добыче полезных ископаемых в карьерах.

Известен способ отработки вскрышных и добычных уступов, при котором производят подготовку насыпного полотна для сооружения железнодорожного пути,устройство водоотводных канав и планировку путевых трасс Cl 1.

К недостаткам такого способа относятся значительные о.бьркы планировочных работ при подготовке земляного полотна и работ по его уплотнению, снижение безопасности ведения, горных работ из-за уменьшения устойчивости откоса уступа.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигав- «ИМ результатам является способ отработки вскрышных уступов в обводненных условиях, включающий выемку уступов заходками, формирование полотна для сооружения железнодорожного пути и устройство водоотводных канав С 2 .

Недостатками известного способа являются оседание насыпи и резкое снижение устойчивости основной площадки земполотна забойных жел знодорожных путей при обильном выпадании атмосферных осадков, значительные трудовые и материальные затраты на содержание железнодорожных путей в про-, цессе эксплуатации.

Целью изобретения является повыше,5 ние интенсивности отработки вскрышных уступов, улучшение условий труда и увеличение эксплуатационной надежности забойного железнодорожного пути.

Поставленная цель достигается тем, 20 что согласно способу отработки вскрышных уступов в обводненных условиях включающему выемку уступов заходками, формирование полотна для сооружения железнодорожного пути и устройство . водоотводных канав, полотно формиру ют по целиковым породам рабочей пло щадки уступа при прямом ходе экскаватора выше проектной отметки на высоту полотна и одновременно устраивают водоотводные канавы на поверхности откоса и рабочей площадки уступа, а при обратном ходе экскаватора вдоль уступа на его рабочей площадке со стороны выработанного пространства проходят траншеи, в которых отсыпают поперечные перемычки. На фиг. 1 изображена схема отработки вскрышного уступа при прямом ходе экскаватора, разрез А-А; фиг. 2 - то же, вид в плане; Hd фиг.З схема отработки, вскрышного уступа при обратном ходе экскаватора, разрез Б-Б; на фиг. k - то же, вид в плане. Предлагаемый способ отработки вскрышных уступов в обводненных условиях осуществляется в следующей последовательности. Отработку каждой заходки ведут в два прохода экскаватора. При прямом ходе экскаватора, например ЭКГ-8 и, отработку вскрышного уступа 1 производят заходками вдоль фронта работ выше проектной отметки (согласно технологическим схемам ) на величину высоты земляного полотна до 1 ,5 м, сооружаемого известным способом. Погрузка породы осуществляется железнодорожные транспортные сосу. ды 2. По мере подвигания забоя 3 при выемке целика породы по длине заходки на поверхности вновь образованног откоса k вскрышного уступа 1 и рабочей площадки 5 с интервалом, равным не более 15-кратной высоте уступа, ковшом экскаватора готовят водоотвод ные канавы 6. На рабочей площадке 5 такие канавы готовят на участке длиной не более половины,ширины заходки В местах пересечения водоотводных ка нав 6 с вновь сооружаемым железнодорожным путем 7 укладывают дренажные устройства 8 (металлические трубы, лотки и т.п.),. которые переносятся вместе с перемещением железнодорожного пути 7. Железнодорожный путь укладывают на целиковую породную при му 9 а У нижней бровки 10 вскрышного уступа 1 проводят водоотводную канавку 11. При необходимости целиковая породная призма 9 может быть защищена водозащитными покрытиями (связующими, полиэтиленовой пленкой, пластиком и т.д.К Затем производят балластировку, подбивку, выправку пути При обратном ходе экскаватор устанавливают на проектную отметку и производят выемку породы в траншее 12. Породу грузят в железнодорожные транспортные сосуды 2, расположенные на .старой трассе или на новой трассе у поверхности вновь образованного откоса уступа. По мере подвигания экскаватора с интервалом, равным не более 15-кратной высоте уступа, экскаватор отсыпает поперечные породные перемычки 13, образуя при этом замкнутые траншеи. Каждая такая траншея соединяется с водоотводными канавками 6 в средней части. Вода, поступающая в замкнутые траншеи по водоотводным канавам, удаляется из замкнутых траншей с помощью насосов или перепуска ее на нижележащие горизонты. Использование предлагаемого способа отработки вскрышных уступов в обводненных условиях позволяет повысить эксплуатационную надежность забойного железнодорожного пути за счет обеспечения устойчивости основания, на котором сооружается путь, сократить сходы локомотивосоставов, что резко сократит трудовые и материальные затраты на аварийно-восстановительных работах, а также ускорить подготовку трассы на уступе и сооружение железнодорожного пути, а также отработку новой заходки. Формула изобретения Способ отработки вскрышных уступов в обводненных условиях, включающий выемку уступов заходками, формирование полотна для сооружения железнодорожного пути и устройство водоотводных канав, отличающийся тем, что, с целью повышения интенсивности отработки вскрышных уступов, улучшения.условий труда и увеличения эксплуатационной надежности забойного железнодорожного пути, полотно формируют по целиковым породам рабочей площадки уступа при прямом ходе экскаватора выше проектной отметки на высоту полотна и одновременно устраивают водоотводные канавы на поверхности откоса и рабочей площадки уступа, а при обратном ходе экскаватора вдоль уступа на его рабочей площадке со стороны выработанного пространства проходят траншеи, в которых отсыпают поперечные перемычки.5

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Мельников Н.В. и др. Теория и практика открытых разработок. М., Недра, 1979. с. 6Z-k63.

2.Парунакян В.Э. и Матанцев В.И. Комплексная механизация путевых работ на карьерном железнодорожном транспорте. Н., Недра, 1970,

с, 213-219.

Похожие патенты SU994732A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ НОВОГО ТРАНСПОРТНОГО ГОРИЗОНТА И ЭКСКАВАТОРНО-ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2000
  • Курленя М.В.
  • Молотилов С.Г.
  • Васильев Е.И.
  • Норри В.К.
  • Власов В.Н.
RU2186982C1
Способ разработки уступа 1991
  • Прокопенко Василий Иванович
  • Барсуков Игорь Михайлович
  • Садовский Владимир Владимирович
  • Линник Николай Алексеевич
  • Панченко Николай Андреевич
SU1800033A1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КРУТОНАКЛОННОГО ТРАНСПОРТНОГО СЪЕЗДА 2010
  • Акишев Александр Николаевич
  • Бабаскин Сергей Леонидович
  • Черепнов Андрей Николаевич
  • Садриев Фарит Карибович
  • Кожемякин Алексей Александрович
RU2425220C1
Способ отработки обводненного уступа 1990
  • Эскин Владимир Самуилович
  • Леляков Игорь Иванович
  • Бутхарейт Леонид Валентинович
  • Волотовский Анатолий Вадимович
  • Шарко Георгий Георгиевич
  • Лафа Владимир Дмитриевич
  • Емец Владимир Васильевич
  • Клюс Виталий Иванович
  • Кононенко Анатолий Анатольевич
SU1789702A1
СПОСОБ ОТРАБОТКИ ВСКРЫШНЫХ ПОРОД 1995
  • Кузнецов Н.Н.
RU2106494C1
Средство сооружения экскаваторного отвала 1988
  • Тимотиевич Константин Дмитриевич
  • Титовский Василий Иванович
  • Калашников Анатолий Тимофеевич
SU1618882A1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ ОБВОДНЕННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ПЛОЩАДНОГО ЗАЛЕГАНИЯ 1994
  • Кульбацкий В.Б.
  • Назима В.Н.
  • Сютьев С.А.
RU2114307C1
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ ОБВОДНЕННОГО РУДНИКА, ОТРАБАТЫВАЕМОГО ОТКРЫТО-ПОДЗЕМНЫМ СПОСОБОМ 2023
  • Корепанов Алексей Юрьевич
  • Кульминский Алексей Сергеевич
  • Янников Алексей Михайлович
RU2798370C1
Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых 1985
  • Беляков Николай Николаевич
  • Зиновьев Виктор Иванович
  • Мордухович Изя Львович
  • Рыжов Виктор Денисович
  • Подгорный Михаил Степанович
  • Сеинов Николай Павлович
SU1285151A1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ ОБВОДНЕННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 2011
  • Кисляков Виктор Евгеньевич
  • Гузеев Артем Александрович
RU2469191C1

Иллюстрации к изобретению SU 994 732 A1

Реферат патента 1983 года Способ отработки вскрышных уступов в обводненных условиях

Формула изобретения SU 994 732 A1

f 6

(

/ 4Й//./ s

Фуг.

YZ

т

SU 994 732 A1

Авторы

Колесников Николай Петрович

Липский Станислав Борисович

Новоградский Василий Иосифович

Костылев Юрий Владимирович

Татюшев Илья Георгиевич

Киселев Виктор Григорьевич

Матанцев Александр Иванович

Кулинич Михаил Александрович

Даты

1983-02-07Публикация

1981-04-17Подача