1
Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых.
Цель изобретения - повышение интенсивности ведения горных работ и сокращение затрат на устройство транспортных коммуникаций.
На фиг. 1 изображена экскаваторная заходка, поперечный разрез; на фиг. 2 - экскаваторная заходка в плане.
На чертежах обозначено: пласт 1 полезного ископаемого; экскаваторная заходка 2 по взорванной горной массе; целик 3; драглайн 4; железнодорожный путь 5; площадка 6 для установки драглайна; траншеи 7 для размещения транспортных коммуникаций; развал 8 пород.
Способ осуществляется следующим образом.
Слой вскрышных пород, покрываюгщй пласт 1 полезного ископаемого подготавливают к экскавации путем буровзрывного разрушения экскаваторной закодки 2. Для создания на уступе транспортных коммуникаций по развалу пород со стороны массива вскрьш:- ного уступа проходят траншею. Причем траншею проходят с совмещением одного из бортов траншеи с обнаженным участком-откосом массива вскрьш:- ного уступа. Такое размещение траншеи относительно заходки и делика обеспечивает минимальные затраты на ее проведение, так как в месте строительства траншеи, как правило, в результате проведения массового взры ва происходит понижение рельефа поверхности по сравнению с остальной поверхностью заходки.
Погрузку породы осуществляют с применением экскаваторов с нижним или с верхним черпанием. Экскавацион ное оборудование при этом может размещаться на кровле или почве заходки. Транспортные коммуникации располагают в пройденной траншее.
По мере отработки экскаваторной заходки, производят подготовку к экскаваи ги следующей экскаваторной заходки, где также, как и в предыдущей заходке, проходят траншею, а транспортные коммуникации переносят из траншеи, пройденной по первой экскаваторной заходке, в пройденную траншею по следующей экскаваторной
fO
15
20
25
30
35
-40
2851512
заходке после отработки первой заходки. Затем цикл отработки.заходки и перемещения транспортных коммуникаций повторяют.
Экскавационное и транспортное оборудование может быть различным.
В случае осуществления разработки с применением экскаватора с нижним черпанием, например драглайна 4, до начала отработки экскаваторной заходки, начиная с ее торца со стороны первоначального забоя, производят планировку части навала по трассе движения экскаватора. Планировку производят на длину, пpeвьшIaюгJyю максимальную длину площадки 6 установки экскаватора, затем, по мере отработки экскаваторной заходки и срабатывания спланированного участка, вновь производят планировку в направлении под- вигания забоя. Затем цикл работ повторяют. Такое повторение указанных циклов обеспечивает размещение экскаватора с нижним черпанием на кровле отрабатываемой заходки.
В случае применения в качестве транспортных средств для вывозки горной массы железнодорожного транспорта, траншею по развалу горной массы проходят на длину, превьЕчающую длину железнодорожного состава. При этом обеспечивается вьезд железнодорожного состава в траншею для установки под загрузку. Однако по мере отработки экскваторной заходки, длина траншеи сокращается и при ее сокращении до величины, равной сумме длин железнодорожного состава 1 участка от конца железнодорожного состава до торца траншеи 1, и участка по трассе железнодорожного пути от пункта загрузки до конца забоя
Ч
экскаватора Ig, траншею удлиняют. Для этого, начиная от торца траншеи, проходят новый участок в направлении отработки экскаваторной заходки. После этого, по мере уменьшения длины траншеи вследствие срабатывания экскаваторной заходки, цикл работ повторяют.
В случае применения двух экскаваторов, одного в качестве основного для разработки экскаваторной заходки, а другого для проведения тран- шеи, перед началом обработки заходки траншею проходят на всю ее длину. При этом осуществляется сквозное движение транспорта, что повышает эффективность его использования.
31285151
Должно обеспечиваться опережение забоя проведения траншеи 1 над забоем отработки заходки на величину минимально возможной длины траншеи:
+ bi е
о
Пример, При отработке пласта IV-V, разрез Томусинский, перепады отметок кровли междупластья угольных пластов III - (IV-V) в среднем составляют 5м.
При ширине заходки 30 м, длине фронта работ 1 км необходимый объем под транспортные коммуникации балластного слоя составит ,0тыс.м- Пониженне развала взорванной горной массы после взрыва со стороны массива вскрьшного уступа при высоте уступа 30 м составляет 6-7 м; ширина участка понижения развала 15 м. Следовательно, необходимый объем работ по отсыпке трассы хода экскаватора до высоты массива уступа на фронте длиной 1 км составит:
V 195 тыс.мз.
Таким образом, при работе по технологической схеме с размещением транспортных коммуникаций на массиве вскрьшного уступа, а экскаватора на развале взорванной горной массы объем работ на устройство транспорт- ных коммуникахщй составит:
+ V 270 тыс.м .
о т
При отработке экскаваторной заходки объем работ на устройство - транспортных коммуникаций в связи с проведением траншеи по развалу пород при ширине траншеи по низу 26 м составит:
V 58,5 тыс.мз.
Снижение объема работ на 1 км движения фронта работ составит:
дУ 211,5 тыс.м.
Таким образом, интенсивность подготовки запасов при использовании изобретения увеличится на 23%,
Формула изобретения
1. Способ открытой разработки мес торождений полезных ископаемых, включающий формирование транспортных коммуникаций, раздельную выемку полезного ископаемого и вскрышных пород уступами, подготовку экскаваторных за- ходок массивов уступов, планироку развала пород по трассе движения экскаватора и погрузку пород в транспорные средства, отличающийс
5
5
0
О
5
0
тем, что, с целью повышения интенсивности ведения горных работ и сокращения затрат на устройство транспортных коммуникаций, по развалу пород подготовленной экскаваторной заходки одновременно с его планировкой проходят траншею с совмещением ее борта со стороны массива вскрытного уступа с его откосом, а транспортные коммуникации формируют в указанной траншее, причем подготовку следующей экскаваторной заходки ведут одновременно с отработкой первой экскаваторной заходки .
2.Способ по п. 1, отлича ю- щ и и с я тем, что при использовании экскаватора с нижним черпанием до начала отработки экскаваторной заходки, планировку развала пород по трассе движения экскаватора производят на длину, превышающую минимальную длину площадки установки экскаватора, затем, по мере отработки экскаваторной заходки и срабатьшания спланированного участка, снова производят планировку развала пород в направлении подвигания забоя, после чего, цикл работ повторяют до полной отработки экскаваторной заходки.
3.Способ по п. 1, отлича ю- щ и и с я тем, что при использовании железнодорожного транспорта; траншею по развалу пород экскаваторной заходки проходят на длину, превьш1ающую длину железнодорожного состава и,
по мере отработки экскаваторной заходки и сокращения длины траншеи до величины 1 . + 1. + 1 где 1.
тр
тр теу минима:т:
м;
г -э ьная длина траншеи.
Л
длина железнодорожного состава, м;
длина минимального участка от конца железнодорожного состава до торца траншеи, м;
1 - длина участка по трассе железнодорожного пути от пункта загрузки дб конца забоя экскаватора, м; траншею удлиняют в направлении подвигания забоя, после чего цикл работ повторяют.
4. Способ поп, 1, отличающийся тем, что траншею, проходят одновременно с отработкой экскаваторной заходки, причем проходку траншеи ведут с опережением
чину 1„ + 1 + 1, где 1
шеи, м.
Фиг. 2
Составитель В. Тычина
Редактор С. Патрушева Техред И.ПоповичКорректор Н. Король
Заказ 7621/35Тираж 455Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.,д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул. Проектная, 4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ НОВОГО ТРАНСПОРТНОГО ГОРИЗОНТА И ЭКСКАВАТОРНО-ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2186982C1 |
Способ разработки уступа | 1988 |
|
SU1585518A1 |
Способ бестранспортной разработки наклонных пластовых месторождений | 1985 |
|
SU1289989A1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ОТРАБОТКУ РУДНЫХ ТЕЛ В ЗОНАХ КОНТАКТА РУДЫ И ВСКРЫШИ ПОДУСТУПАМИ | 2013 |
|
RU2524716C1 |
Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых | 1990 |
|
SU1794191A3 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ЭКСКАВАТОРНО-БУНКЕРНЫЙ ПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ ПУНКТ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2204720C2 |
Способ отработки вскрышных уступов в обводненных условиях | 1981 |
|
SU994732A1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 2013 |
|
RU2541352C1 |
СПОСОБ ВЫЕМКИ ПОЛЕЗНОГО ИСКОПАЕМОГО ПРИ ВЕЕРНОМ ПОДВИГАНИИ ФРОНТА ГОРНЫХ РАБОТ | 2013 |
|
RU2536909C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ И ПОЛОГИХ ПЛАСТОВ ПОЛЕЗНОГО ИСКОПАЕМОГО | 1993 |
|
RU2026998C1 |
Изобретение относится к горному делу и позволяет повысить интенсивность ведения горных работ и сократить затраты на устройство транспортных коммуникаций. Слой пород, покрывающих пласт полезного ископаемого 1, подготавливают к экскавации путем буровзрывного разрушения экскваторной заходки (Э3)2. По развалу пород со стороны массива вскрьшного уступа одновременно с его планировкой проходят траншею (Т) с совмещением одного из ее бортов с обнаженным участком-откосом уступа. В пройденной траншее распо- лагают транспортные коммуникации. Затем осуществляют раздельную выемку полезного ископаемого и вскрьш- нык пород уступами. По мере отработки ЭЗ 2 производят подготовку следующей ЭЗ. Для чего также проходят Т, а транспортные коммуникации переносят из траншеи, пройденной по отработанной первой ЭЗ, в пройденную Т по следующей ЭЗ. Погрузку и выгрузку породы осуществляют с при- меннием ж.д. транспорта или экскаваторов с верхним или нижним черпанием. При этом при планировке развала учитывают длину ж.д. состава и минимальную длину площадки установки экскаваторов. 3 з.п. ф-лы, 2 ил. i сл ю 00 сд сд /
Типовые проекты систем разработки и транспорта на карьерах | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Машина для разделения сыпучих материалов и размещения их в приемники | 0 |
|
SU82A1 |
Типовые технологические схемы ведения горных работ на угольных разрезах | |||
М.: Недра, 1982, с | |||
Способ получения камфоры | 1921 |
|
SU119A1 |
Авторы
Даты
1987-01-23—Публикация
1985-08-23—Подача