(54) МОНОЛЫЖА ДЛЯ ВОДНОГО СЛАЛОМА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Монолыжа | 1989 |
|
SU1780514A3 |
ЛЫЖА | 1999 |
|
RU2152816C1 |
Самолёт-амфибия укороченного взлёта и посадки | 2023 |
|
RU2796595C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ СЛАЛОМИСТА И СЛАЛОМНЫЙ ИМИТАТОР | 2003 |
|
RU2276615C2 |
ЛЫЖА | 1995 |
|
RU2104075C1 |
СНЕГОКАТ | 2013 |
|
RU2522050C1 |
Устройство для тренировки горнолыжников | 1989 |
|
SU1655526A1 |
ЛЫЖА НА ПОЛОЗЬЯХ | 2014 |
|
RU2540869C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (ВАРИАНТЫ): ЛЫЖА, ЛЫЖЕРОЛЛЕРЫ, ШАРНИРНОЕ ЛЫЖНОЕ КРЕПЛЕНИЕ, ЛЫЖНЫЕ БОТИНКИ И СПОСОБЫ ХОДА НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ | 2010 |
|
RU2414275C1 |
ЛЫЖА | 1993 |
|
RU2077908C1 |
1
Изобретение относится к спорту, в частности к водным лыжам для слалома.
Известна монолыжа для водного слалома, содержащая среднюю часть с креплением для ног, хвостовую и переменную по высоте и ширине носочную часть со скошенными к поверхности скольжения боковыми поверхностями. Верхний контур боковой поверхности лыжи в ее носочной части выполнен в виде плавно закругленной кривой. Скошенные боковые поверхности расположены под углом 45-55° к скользяшей поверхности лыжи и образуют в сечении подводной части лыжи V-образную форму. Скошенные боковые поверхности образуют между собойугол в 90-100°, постепенно увеличивающийся к средней части лыжи до 180°, т. е. скошенные боковые поверхности переходят в ровную скользяш,ую поверхность. Такие лыжи также эффективны при буксировке на неспокойной воде, так как «режут своей носовой частью волны, тем самым уменьшая продольные колебания лыжи 1.
Недостатком этой лыжи является то, что она обладает устойчивостью в поворотах только в узком диапазоне скоростей, и
определенной конфигурации носовой части лыжи соответствует свой оптимальный диапазон скорости.
Суть соревнований по воднолыжному слалому заключается в последовательном
5 огибании воднолыжником шести буев, расставленных в шахматном порядке. При этом скорость катера буксировщика при каждом последующем прохождении трассы с одним и тем же лыжником последовательно уве,Q личивается на 3 км/ч, и на соренованиях международного ранга скорость катера лежит в диапазоне 52-58 км/ч со ступенями скорости 52, 55 и 58 км ч.
Угол наклона тела к воде в повороте у спортсменов высокого класса составляет
15 10-15°. При этом смоченная (скользящая) поверхность лыжи начинается от переднего крепления.Таким образом, нормальная нагрузка при повороте приходится только на часть лыжи, находящуюся в воде, т. е. на
2Q скользящую поверхность. Поэтому было бы желательно увеличить площадь скользящей поверхности при поворотах на различных скоростях и тем самым снизить удельное давление на лыжу в повороте, т. е. иметь возможность увеличить крутизну дуги. Однако, этому мешает то обстоятельство, что сильно наклоненная лыжа в режиме, когда скользящая поверхность начинается с самого носка при некоторых значениях скорости становится неустойчивой в боковом направлении (имеет тенденцию к боковому зарыванию), так как изменение восстанавливающей боковой силы при изменении наклона продольной оси лыжи к воде отсутствует.
Цель изобретения - повышение устойчивости лыжи на поворотах.
Эта цель достигается тем, что, в монолыже для водного слалома, имеющей среднюю часть с креплением для ног, хвостовую и переменную по высоте и щирине носочную часть со скощенными к поЕ ерх/1ости скольжения боковыми поверхностями, боковые поверхности носочной части выполнены многогранными в продольном направлении с углом скоса одной грани относительно другой равным 10-15°, причем площадь граней увеличивается в направлении к переднему концу лыжи, а. угол скоса каждой грани к скользящей поверхности составляет 100-110°.
Кроме того, толщина носочной части увеличивается . к переднему концу лыжи и составляет 3-5 толщины средней части.
На фиг. 1 изображена монолыжа, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 4 - монолыжа в фазе поворота; на фиг. 5 - вид Б на фиг. 4.
Моноль1жа содержит среднюю часть 1 с креплением 2 для ног, хвостовую 3 с килем 4 и переменную по высоте и ширине носочную часть 5 со скошенными к поверхности 6 скольжения многогранными в продольном направлении боковыми поверхностями 7. Угол скоса «t (фиг. 2) одной грани относительно другой составляет 10- 15°, а угол скоса каждой грани к скользящей поверхности 0 (фиг. 3) составляет 100-110°. Причем площадь граней увеличивается в направлении к переднему концу лыжи, а толщина носочной части также увеличивается к переднему концу лыжи и составляет 3-5 толщины d средней части.
Значение угла f 100-110° выбрано из условия параллельности водной поверхности боковой кромке носковых частей лыжи в сечении А-А. Это условие выполняется при указанной величине угла /, если учесть, что угол бокового наклона тела спортсмена в момент поворота составляет 10-15°, а угол между плоскостью лыжи и водной поверхностью при этом равен 80- 75°.
В фазе поворота вокруг слаломного буя боковая устойчивость лыжи повышается за счет Наличия скощенных боковых поверхностей в носке лыжи с увеличивающейся площадью граней в направлении носка лыжи. Установившийся режим поворота лыжи соответствует, например, положению уровня О водной поверхности по отношению к продольной оси лыжи. При непроизвольном наклоне лыжника вперед (положение уровня О) изменяется центровка лыжи, смачиваемая боковая поверхность носка лыжи прогрессивно возрастает и на носке возникает дополнительная восстанавливающая боковая сила, препятствующая дальнейщему «зарыванию носка лыжи.
При обратной картине, т. е. случайном
выскакивании носка лыжи из воды (положение уровня 0), площадь смачиваемой боковой поверхности уменьшается, что приводит к уменьшению боковой силы в носке, его опусканию и восстановлению прежнего
положения равновесия.
Таким образом, в процессе поворота вокруг слаломного буя носовая часть основания 1 монолыжи на одном из прямолинейных участков воспринимает нормальную нагрузку. Прямолинейные участки, расположенные ближе к средней части лыжи, наиболее устойчиво работают на более высоких ступенях скорости, а участки , расположенные ближе к носку - на более низких ступенях. Площадь скользящей по верхности при этом увеличивается и, следовательно, удельное давление на воду уменьшается. При этом сохраняется боковая устойчивость, так как происходит увеличение восстанавливающей боковой силы при увеличении наклона продольной оси лыжи к
0 воде.
Предлагаемая монолыжа в отличие от известной обеспечивает устойчивость в повороте для нескольких ступеней скоростей. Зарывание носка лыжи при этом устраняется.
Формула изобретения
хвостовую и переменную по высоте и ширине носочную часть со скошенными к поверхности скольжения боковыми поверхностями, отличающаяся тем, что, с целью повышения устойчивости на поворотах, боко5 вые поверхности носочной части выполнены многогранными в продольном направлении с углом скоса одной грани относительно другой, равным 10-15°, причем площадь граней увеличивается в направлении к переднему концу лыжи, а угол скоса каждой
грани к скользящей поверхности составляет 100-110°.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США № 3950807, кл. 9-310 1976t
W/////f////A
/4-/
. Aw ,
Фиг.З
Видб
W..5 б
Авторы
Даты
1983-02-15—Публикация
1980-11-12—Подача