Монолыжа Советский патент 1992 года по МПК A63C5/03 

Описание патента на изобретение SU1780514A3

Изобретение относится к монолыже не менее чем с одним приспособлением для крепления обуви на одной из ног лыжника к основанию монолыжи.

Целью изобретения является повышение удобства в пользовании.

На фиг. 1 изображен участок заявляемой монолыжи, вид сверху; на фиг. 2-то же, вертикальный продольный разрез; на фиг. 3 -тоже, вид сверху; на фиг. 4-вертикальный продольный разрез той части монолыжи, где имеется приспособление для фиксации положения крепления; на фиг. 5 - фиксатор приспособления, вид сверху; на фиг: 6 - механизм включения тормоза монолыжи, вид сбоку; на фиг, 7, 11 и 15 - варианты выполнения приспособления для крепления обуви на основании монолыжи, вертикальный разрез; на фиг. 8 - разрез А-А на фйТ. 7; на фиг, 9- вырез фиксатора; на фиг. 10-вид сзади участка основания; на фиг. 12 и 13 - вид сзади двух вариантов концевого участка основания; на фиг. 14 - поперечный разрез опорного участка; на фиг 16 - стойка подшипника оси, на которой располагается опорный участок, вид сзади; на фиг. 17 - вид

сзади одного из концов опорного участка; на фиг. 18 - вертикальный разрез рантодер- жателя на опорном участке; на фиг. 19 - вид сверху прижима; на фиг. 20 - вид сверху участка предлагаемой мололыжи с приспособлением для закрепления одной ноги; на фиг. 21 - вид спереди приспособления; на фиг. 22 - вид сверху опорной пластины крепежного приспособления, закрепляемого на основании монолыжи; на фиг. 23 - вертикальный разрез опорной пластины; на фиг. 24 - вид сверху поворотной детали, накладываемой на опорную пластину; на фиг. 25

-вид сбоку одного из краевых участков поворотной детали, предназначенного для установки стопора; на фиг. 26 - вертикальный разрез стопора; на фиг. 27 - вид сверху участка удерживающей пластины, накладываемой на поворотную деталь; на фиг. 28 - пластина, вертикальный разрез; на фиг. 29

-вид сверху участка промежуточной шайбы между удерживающей пластиной и ротором; на фиг. 30 - вертикальный разрез шайбы; на фиг, 31 -вид сверху опорного участка крепления; на фиг, 32 и 33 - вид сбоку пластины; на фиг. 34 - разрез механизма регу(Л

С

xj со о ел

Ј

со

лировки поворота опорного участка примерно на середине длины этого участка; на фиг. 35 - вертикальный разрез одного из амортизаторов нулевого положения, установленного на нижней стороне опорного участка; на фиг, 36 - вид спереди одного из вариантов предлагаемой монолыжи; на фиг. 37 - вид спереди другого варианта монолыжи; на фиг. 38- крепежная колодка монолыжи, в перспективе; на фиг. 39 - вид сверху участка заявляемой монолыжи; на фиг. 40 - то же, вид спереди.

Предлагаемая монолыжз содержит основание 1, снабженное не менее чем одним приспособлением 2 для крепления обуви ездока. На лыже обычно установлены два таких приспособления 2 на расстоянии друг от друга. Это расстояние выбирается исходя из удобства ездока Однако поскольку это расстояние связано с пропорциями тела ездока, по крайней мере одно из этих приспособлений ,2 может быть выполнено так, чтобы существовала возможность регулировки упомянутого расстояния. Для этого достаточно, чтобы на основании 1 не менее чем одно из приспособлений 2 закреплялось с возможностью перестановки. Если имеется возможность регулировки положения обоих приспособлений, это создает преимущество, состоящее в том, что можно устанавливать положение центра тяжести ездока относительно длины монолыжи оптимальным образом.

В крепежное приспособление 2 входит опорная пластина 3, вмонтированная в основание 1 монолыжи. Эта пластина 3 может крепиться и на поверхности основания 1 с пом ощью подходящих крепежных средств. Как показано на фиг. 1 и 2, пластина 3 предпочтительно имеет некруглый контур, чтобы не проворачиваться в основании 1. Этот контур может быть прим ерно эллиптическим. Для улучшения крепления опорной пластины 3 в основании 1 она имеет несколько сквозных отверстий 4 и 5, в которые при изготовлении может проникать материал основания 1, заполняя их Для снижения веса монолыжи пластина 3 может иметь переменную толщину. В середине, где к ней присоединяется ось 6, эта толщина наибольшая, а в направлении к краям она уменьшается.

В кр е пе жное приспособление 2 вх одит также опорный участок 7 и механизм регулировки 8, расположенный между опорным участком 7 и опорной пластиной 3 К механизму регулировки 8 относится ось б, расположенная примерно в центре опорной пластины 3. Эта ось окружена сквозной трубкой 9, жестко соединенной одним концом с опорной пластиной 3. Наружная сторона этой трубки 9 плотно соприкасается с материалом основания 1 предпочтительно на клею. На верхней стороне основания 1

5 вокруг трубки 9 закреплена шайба 10, край которой снабжен зубцами 11, обращенными вверх. Они доступны как сверху, так и изнутри. На краю шайбы 10 имеются также радиальные, несколько отогнутые вниз язычки

0 12, входящие в материал основания 1. Эти язычки, расположенные далеко от центра шайбы 10, представляют средство, препятствующее прокручиванию шайбы 10.

Крепежное приспособление 2 содержит 5 опорный участок 7, на котором может находиться одна из ног 13 ездока монолыжи. Примерно в центре нижней стороны этого опорного участка 7 к этой нижней стороне примыкает низкая тарельчатая полая струк0 тура 14 Внутренний диаметр этой тарелки выбран так, чтобы в нее входил зубчатый венец 11. Средняя часть тарелки имеет круглое отверстие, в которое входит верхний конец трубки 9. Этим отверстием тарелка,

5 жестко соединенная с опорным участком 7, центруется относительно зубчатого венца 11. В области центрального отверстия тарелки к нему примыкает полость 15 в опорном участке 7, в которой находится верхний

0 конец оси 6, выступающий из основания 1 мйнолыжи Дно полости 15 снабжено плоской подшипниковой втулкой 16, на которую опирается этот конец оси

Опорный участок 7 (фиг. 1 и 3) выполнен

5 вытянутым, а в середине имеет суженную зону 17. В зоне 17 имеется подшипник для крепежного приспособления 2. Расширенные концы 18 опорного участка 7 снабжены средствами фиксации носка и пятки обуви.

0 Эти средства выполнены в виде лыжного крепления.

В пяточной области находится пяточный автомат 19, размеры которого в длину должны быть как можно меньшими Это объ5 ясняется тем, что ширина основания 1 монолыжи сравнима с длиной взрослой лыжной обуви. Если бы пяточный автомат 19 имел большую длину, он при определенных условиях вышел бы за пределы контура мо0 нолыжи Известны пяточные автоматы 19, удовлетворяющие указанному требованию. Такие автоматы крепятся на конце пятки и воздействуют сверху на пяточную часть подошвы Один из них показан на фиг 2 Скоба

5 20 автомата 19 поворотно закреплена в щеках V образной пяточной пластины 21, причем перемычка пластины 21, соединяющая щеки находится под пяткой в углублении 22 пяточного участка Углубление 22 практически проходит по всей длине пяточной области. Для регулировки автомата 19 можно снабдить подвижную пластину 21 зубчатыми полосами по бокам, находящимися в зацеплении с соответствующими зубчатыми полосами пяточной области 17 опорного участка 7. С помощью этих зубчатых полос можно регулировать положение пяточной пластины 21 в продольном направлении опорного участка 7.

Нижняя сторона опорного участка 7 в конце пяточной области 17 снабжена скользящей пластиной 23 из материала с низким коэффициентом трения, например пластмассы, что должно предотвращать, повреждение поверхности основания 1 краем опорного участка 7 при вращении крепежного приспособления 2.

Носочная область 18 опорного участка 7 аналогично пяточной области 17 содержит углубление 22, в котором находятся не по- казанные на чертеже полосы с боковыми зубьями. В углублении 22 располагается автоматически освобождающийся прижим 24 для подошвы лыжного ботинка 13 с возможностью продольного перемещения и фикса- ции. Этот прижим воздействует на подошву в области носка или в носочно-пучковой части обуви. Носочный автомат также должен иметь как можно меньшую длину по описанным соображениям. Поскольку такие предо- хранительные автоматы еще- не выпускаются, их необходимо специально разработать для данного случая.

Подошвенный прижим 24 (см. фиг. 2 и в увеличенном виде на фиг. 18 и 19) содержит подошвенную пластину 25, располагающуюся в углублении 22 носочной области 18 опорного участка 7. Нижняя сторона этой подошвенной пластины 25 снабжена зубчатыми полосами (не показаны), зацепляющи- мися с зубчатыми полосами в углублении 22 носочной области 18. С помощью этих полос можно регулировать положение подошвенного прижима 24 в продольном направлении опорного участка 7. На переднем конце или краю подошвенной пластины 25 закреплена передняя пластина 26 предпочтительно под прямым углом к ней. Удаленный от подошвенной пластины 25 конец передней пластины 26 снабжен кожухом 27, в котором размещены механизм захвата для рантового фиксатора или щек 28 подошвенного прижима 24. Корпус 27 выполнен так, что он обращен назад от передней пластины 26 и по крайней мере частично расположен над носком обуви. Передняя пластина 26 предпочтительно имеет такую длину, чтобы нижняя сторона кожуха 27 не прикасалась к верхней части носка обуви.

Рантовый фиксатор 28 имеет дуговую форму, причем один из его концов закреплен на поворотной оси 29. Другой конец этого фиксатора поворачивается и зацептя- ется с подошвой 30 в носочной области. Фиксатор имеет Г-образное сечение по крайней мере в поворотной части, повернутое назад на 180°. Это означает, что горизонтальная полка этого профиля находится над рантом подошвы. Каждая точка фиксатора 28, относящаяся к вертикальной полке, располагается сбоку от подошвы 30. Между двумя такими фиксаторами 28 подошва 30 не удерживается ни в горизонтальном, ни в- вертикальном направлении. Из фиксатора щек 28 на фиг. 2 и. 18 показана только задняя, поскольку передняя отсечена разрезом.

Нижний конец поворотной оси 29 снабжен цапфой 31, расположенной в подошвенной пластине 25. Верхний конец оси 29 закреплен в кожухе 27. Этот верхний конец содержит не показанные на чертеже средства, способствующие взаимодействию оси 29 с механизмом предохранительного автомата. Этот механизм может иметь известную конструкцию.

На подошвенной пластине 25 находится скользящий вкладыш 32, обеспечивающий легкий выход носочной части обуви из переднего предохранительного автомата 24, как это требуется на практике.

На фиг. 3 показаны три возможных положения крепежного приспособления 2 в продольном направлении основания 1 монолыжи. Как видно, крепление 2 может располагаться даже так, что его продольная ось практически параллельная продольной оси основания 1. Это положение крепления 2 на фиг. 3 показано сплошной линией. Такую позицию крепежное приспособление 2 занимает в том случае, когда ездок монолыжи въезжает в гору с помощью подъемника. Положение крепления 2 под углом,обозначенное пунктирной линией, примерно соответствует случаю, когда на нем стоит передняя нога ездока. Практически перпендикулярная к продольному направлению позиция крепления 2 соответствует положению ноги ездока, находящейся в задней части основания 1 монолыжи.

Чтобы изменить положение крепления 2 относительно основания 1 монолыжи и зафиксировать его, механизм регулировки 4 содержит также стопорный механизм 33 (фиг. 4), нормально находящийся в зацеплении с зубчатым венцом 11 и выходящий их этого зацепления для изменения положения крепления 2. Стопорный механизм 33 расположен в суженной средней -зоне 17

опорного участка 7. В этой зоне имеется коробка 34, назначение которой состоит в том, чтобы защитить находящиеся в ней детали механизма от снега и пыли. Коробка 34 имеет наружную стенку 35, проходящую примерно вертикально и на этом участке представляющую собой боковую стенку опорного участка 7, Коробка 34 содержит также верхнюю стенку 36, проходящую от наружной стенки 35 коробки до тарелки 14 внутри и герметично примыкающую к опорному участку 7. Механизм располагается под верхней крышкой 36. В верхней части боковой стенки 35 имеется отверстие, через которое проходит управляющий рычаг 37 стопорного механизма 33. Наружная рукоятка 38 рычага 37 служит для управления работой стопорного механизима 33 и направлена примерно под прямым углом к продольному направлению опорного участка 7. В стенках, примыкающих к отверстию, закреплена ось 39, проходящая через рычаг 37, благодаря чему он может поворачиваться в этом отверстии вокруг ось 39. Одно пл ечо 40 рычага 37 находится внутри коробки 34 и загнуто вниз. Нижний конец другого плеча рычага 37 имеет зубчатый сегмент 41, зубья которого направлены к зубьям венца 11 и могут находиться в зацеплении с ними. С помощью пружины 42, нажимающей на нижний конец внутреннего плеча 40 и имеющей плоское сечение, зубчатый сегмент 41 удерживается в зацеплении с зубчатым венцом 11 до тех пор, пока не происходит воздействия на рукоятку 38. Эта пружина 42 может иметь такую форму, при которой одна сторона упирается в конец внутреннего плеча 40, а другая - в вертикальный участок верхней стенки 36.

На фиг. 5 показана в горизонтальном разрезе часть механизма, изображенного на фиг, 4. Здесь видно наружное плечо 38 управляющего рычага 37, находящееся примерно под прямым углом к продольному направлению опорного участка 7. Видна и коробка 34 со снятой верхней частью для демонстрации механизма внутри В этой коробке 34 изображен отрезок зубчатого венца 11 с внутренними зубьями. С зубчатым венцом 11 зацепляется зубчатый сегмент 41 на внутреннем плече 40 управляющего рычага 37. Между этим плечом 40 и внутренней стенкой 36 действует V-образная пружина 42, расположенная в плоскости, параллельной верхней стороне основания 1.

При необходимости изменения положения крепежного приспособления 2 относительно основания 1 монолыжи нажимают вниз рукоятку 38, например другой ногой Благодаря этому зубчатый сегмент 41 на

конце внутреннего плеча 40 выходит из зацепления с зубчатым венцом 11 на основании 1. Крепление 2 освобождается и может быть повернуто на любой угол вокруг оси 6.

После достижения желательного положения крепления 2 отпускают рукоятку 38, зубчатый сегмент 41 вновь входит в зацепление с зубчатым венцом 11 и фиксирует достигнутое положение крепления 2. Следует пояс0 нить, что в заявляемой монолыже крепления 2 могут переставляться даже так, чтобы можно было вставать на нее слева, а после поворота креплений 2 примерно на 180° - справа.

5 Предлагаемая монолыжа оснащена тормозом 43 (фиг. 3 и 6), включающимся автоматически при разгрузке крепления 2. Это может произойти, например, при падении лыжника, когда расцепляются предохрани0 тельные автоматы 19 и 24. Тормоз 43 содержит ось 44, расположенную на верхней стороне основания 1 в подшипниковых стойках 45 и 46 и проходящую примерно перпендикулярно продольной оси основа5 ния 1 монолыжи. Первая подшипниковая стойка 45 закреплена рядом с верхней боковой кромкой 47 основания 1. Выступающий за эту стойку 45 конец оси 44 отогнут примерно под п рямым углом и работает как

0 собственно тормозящий элемент 48. При торможении элемент 48 направлен вниз, а в нерабочем состоянии примерно параллелен поверхности основания 1. Вторая подшипниковая стойка 46 расположена рядом с та5 релкой 14, как лучше всего видно на фиг. 3. Эта вторая стойка несколько входит в опорный участок 7. Участок 49, находящейся в этом месте оси 44 тормоза 50. также отогнут примерно под прямым углом и образует воз0 вратный рычаг тормоза 43. Этот рычаг 49 и тормозящий элемент 48 располагаются примерно в одной плоскости.

На верхней стороне участка 7 поворотно закреплена пластина 50 с помощью оси

5 51 Место крепления оси 51 расположено в носочной области крепления 18. Пластина 50 имеет удлиненный крепежный участок 52, к которому примыкает круглый участок 53 Диаметр последнего меньше диаметра

0 тарелки 14. Поскольку тарелка 14, находящаяся на некотором расстоянии от опорной поверхности 7, имеет весьма малый размер в высоту, между верхней стороной тарелки 14 и нижней стороной круглого рабочего

5 участка 53 имеется полость. В этой полости располагается возвратный рычаг 49. Во второй подшипниковой стойке 46 находится не показанная пружина, так воздействующая на ось 44, что тормозящий элемент 48 перемещается вниз а возвратный рычаг 49 тормоза - вверх при разгруженной рабочей пластине 50. Это ненагруженное состояние рабочей пластины 50 и возвратного рычага 49 показано пунктиром на фиг. 6. Напротив, положение, показанное сплошными линия- ми, обозначает нагруженное состояние пластины 53 и возвратного рычага 49, т.е. при котором ботинок 13 находится в креплении 2. В этом нагруженном состоянии тормозной элемент 48 практически располагается горизонтально.

Как видно из фиг. 3, верхняя сторона основания 1 снабжена двумя упорами 54 и 55. Первый упор 54 ограничивает поворот носочной части 18 спереди назад так, чтобы крепление 2 занимало положение не далее чем под прямым углом к продольной оси основания 1. Второй упор 55 ограничивает поворот крепления 2 так, чтобы оно из упомянутого поперечного положения перево- дилось, не далее чем в продольное положение. Если крепление 2 перемещается в этих пределах, то возвратный рычаг 49 постоянно находится под рабочей пластиной 50. Вследствие этого тормоз 43 может срабатывать в любом из перечисленных положений крепления 2.

В стопорном механизме 33 (фиг. 5) зубчатый венец 11 имеет зубья со скошенными боковыми поверхностями. Для большей на- дежности при зацеплении венец 11 может иметь форму, показанную на фиг. 9. Зубья 56 венца 11 имеют профили 57 и 58, практически параллельные друг другу. Сегмент 41, зацепляющийся с таким венцом 11, имеет один или несколько зубьев 59, боковые поверхности которых также практически параллельным друг другу. Расстояние между боковыми поверхностями зуба 59 сегмента меньше расстояния между боковыми повер- хиостями 57 и 58 впадин между зубьями 56 венца 11. Для того чтобы зуб 59 сегмента мог легче войти в соответствующую впадину между зубьями 56 венца, последние имеют фаски 60. Зуб 59 сегмента тоже может иметь скосы. При таком выполнении зубьев 56 и 59 практически исключена возможность выхода их из зацепления под действием бокового усилия.

При спуске на монолыже лыжник нахо- дится в боковом положении с расставленными ногами. Это положение требует, чтобы нижняя сторона подогивы 30 находилась под углом к поверхности основания 1. Этого можно достичь в заявляемой монолы- же благодаря тому (фиг. 10), что между опорным участком 7 и соответствующей частью 19 или 24 крепления располагался клин 41. Наклон клина 41 проходит перпендикулярно к продольной оси опорного участка 10.

При необходимости такой клин 61 может быть соединен с креплением с возможностью замены,

При спуске лыжник совершает движения, необходимые для управления монолыжей. Клин с жестко установленным наклоном препятствует свободному выполнению лыжником этих движений. Поэтому желательно выполнить опорный участок 7 так, чтобы его концевые области 17 и 18 могли поворачиваться относительно средней зоны 17.

В первом варианте, решающем эту проблему, ось 6 имеет цилиндрический участок- 62 (фиг. 7), закрепленны } с возможностью поворота в сквозной трубке 9. Этот участок 62 оси выполнен с фиксирующей площадкой 63, располох енной за кольцевым заплечм- ком 64. Последний образован на внутренней стенке трубки 9 и уложен в кольцевой паз, выполненный в наружной стенке этого участка 62 оси. Однако крепление оси б в трубке 9 может быть выполнено и иначе. Выступающий из трубки 9 конец оси 6 снабжен горизонтальной поперечной траверсой 65, примерно посередине соединенной с цилиндрическим участком 62 оси и проходящей практически перпендикулярно к нему. Сечение этой траверсы предпочтительно прямоугольное.

Вытянутый опорный участок 7 изготовлен, например, из пластмассы, которая в отвержденном состоянии позволяет скручивать центральную узкую з ону 17 опорного участка 7. При необходимости эта пластмасса может быть армирована стекловолокнами, угольными волокнами и т.п. В эту массу залита траверса 65 и выступающий из трубки 9 конец оси 6: Благодаря этому опорный участок 7 закреплен на основании 1 с возможностью поворота, причем центральная суженная зона 17 этого участка 7 не может совершать перемещений, вокруг продольной оси опорного участка 7.

Как пояснялось выше, расширенные концевые области 17 и 18 примыкают к центральной зоне. Нижняя сторона этих областей 17 и 18 имеет скошенные под тупым углом друг к другу стенки 66 и 67 (фиг. 8), соединенные практически круглым переходом 68 в самом нижнем месте. Этот переход 68 прилегает к верхней стороне основания 1 и может обкатываться по нему при качаниях концов 13 или 24.

Когда спортсмен выполняет при спуске покачивания, соответствующие усилия переносятся автоматами 19 и 24 на опорный участок 7. Поскольку он способен скручиваться, концевые области 17 и 18 выполняют такие же крутильные перемещения

относительно центральной зоны опорного участка 7. Чтобы не мешать этим движени- ям, нижняя сторона концевых областей 17 и 18, как показано, имеет V-образную форму. Поэтому области 17 и 18 могут поворачиваться с такой амплитудой, которая задана углом между стенками 66 и 67. Скругленный конец 68 перекатывается при этом по основанию 1. Для того чтобы центральный и неподвижный участок 17 площади 7 не препятствовали поворотам обуви 13, целесообразно, чтобы поверхность участка 17 была выполнена глубже, чем поверхность концевых областей. Однако верхняя сторона центральной зоны может быть с этой целью тоже округлена.

Опорный участок 7 крепления 2, как показано на фиг. 11, работает аналогично опорному участку на фиг. 7, поскольку и у опорного участка 7 (фиг, 11) концы окручиваются относительно средней зоны 17. В опорном участке 7 (фиг. 11) содержатся крутильные элементы 69, причем между соот- ветствующ им концом 17 или 24 и центральным крепежным элементом 6 имеется по одному крутильному элементу 69, эти детали соединяют опорный участок 7. Элементы 69 содержат полый цилиндрический корпус 70, конца которого закупорены гильзами 71 и 72. Наружный диаметр гильз может быть равен наружному диаметру корпуса 69. Гильзы 71 и 72 имеют сквозное Отверстие 73, диаметр которого меньше внутреннего диаметра корпуса 70 Сечение этого отверстия 73 в гильзах 71 и 72 предпочтительно имеет квадратную форму, Вертикальный разрез гильз 71 и 72 показан на фиг. 14. .

Соединительная деталь 6 практически лмеет Т-образную форму, причем конец ее вертикальной стойки 71 находится в основании 1 монолыжи. Здесь стойка 62 может быть закреплена жестко или с возможностью поворота. По крайней мере концевые участки горизонтальной траверсы 65 у соединительной детали 6 также имеют прямо- угольное поперечное сечение, так что и на них можно насадить гильзы 72 крутильных элементов 69. Поскольку отверстие на гильзе 73 тоже имеет квадратную форму, крутильный элемент 69 не поврачивается на крепежном элементе 6.

Удаленные от крепежного элемента 6 концы крутильного элемента 69 располагаются вблизи концевых областей 17 и 18. Каждая из этих областей содержит основание 74, на котором описанным образом ус- тановлена часть 19 иги 24 крепления. От одной из боковых стенок этого основания 74 отходит профиль 75, наружное сечение которого соответствует внутреннему контуру поперечного сечения отверстия 73 в гильзе 71. Этот профиль 75 вставлен в квадратное отверстие 73 гильзы 71 и закреплен там

известным образом.

На фиг. 12 и 13 показан вид сзади на два конструктивных варианта концевых областей 17 и 18. Такая область с основанием 74 (фиг. 12) может использоваться в том кр еплении, которое располагается на основании 1 монолыжи спереди. Участок с основанием 74 по фиг. 13 может представлять часть заднего крепления 2, Основания 74 (фиг. 12 и 13) могут служить для закрепления на них

сверху одного из автоматов 19 или 24, как описывалось, Снизу каждое из оснований 74 имеет также описанные поверхности 74 и 75, расположенные под некоторым углом у не равным 180°, относительно друг друга. /

Наклон этих поверхностей 66 и 67 направлен перпендикулярно к продольной оси опорного участка 10.

Первая из упомянутых составляющих поверхностей 66 располагается на стороне

основания 74, обращенной к передней части основаниия 1 монолыжи. Вторая поверхность 67 находится на стороне основания 74, обращенной к задней части мон олыжи. Угол а между первой поверхностью 66 и

верхней стороной основания 1 сравнительно велик и составляет 20-40°. Этот угол выбирается из тех соображений, чтобы не i затруднять движение лыжника вперед Угол / между второй поверхностью 67иоснованием 1 меньше и составляет от 5 до 25и, поскольку наклон лыжника назад обычно гораздо меньше.

На основании 74 (фиг. 12) концов 17 и 18 для переднего крепления 2 поверхность или

углубление 22 располагается практически параллельно верхней стороне основания 1, На основании 74 концов 17 или 18 для заданного крепления 2 поверхность наклонна относительно верхней стороны основания

1, При этим дно углубления 22 имеет наклона вперед, чтобы нога лыжника уже в состоянии покоя могла занять естественное положение с наклоном вперед. Этот начальный наклон основания 74 проще всего обеслечить благодаря тому, что профиль повернут относительно основания 75. У этого основания для заднего крепления 2 поверхности 66 и 67 могут располагаться несимметрично относительно центральной

вертикальной плоскости основания. Угол / между второй поверхностью 67 и боковой стенкой 76 основания 75 может быть прямым, как показано на фиг. 13, так что угол /3 меньше угла а .

Если траверса 65 крепежного элемента 6 должна иметь возможность поворота, ее можно насадить на стоку 62, причем она может опираться на уступ 77 на этой стойке 62 (фиг. 11).

Кручение опорного участка 7 можно обеспечить и одним крутильным элементом 69, расположенным концами 17 и 18. Этот вариант выполнения показан на фиг. 15-17. На фиг. 15 изображена только поло- вина такого опорного участка 7, поскольку вторая половина полностью идентична ей. Этот опорный участок 7 снабжен жесткой осью 78, имеющей прямоугольный, предпочтительно квадратный, профиль, концы которой закреплены в подшипниковых стойках 79. Стойки 79 скреплены с основанием 1 винтами 80 (фит. 16) и располагаются в области соответствующих концов 17 и 18. Крутильный элемент 69 имеет трубчатую форму В его средней части полость 73 имеет на некотором участке 81 меньший диаметр по сравнению с остальным протяжением, а форма поперечного сечения этого пространства 73 одинакова с по- перечным сечением оси 78. Диаметр за пределами этого участка 81 у элемента 69 больше, чем у оси 78, так что эти отрезки элемента 69 могут скручиваться относительно оси 78. К этим участкам крутильного эле- мента 69 присоединены без возможности поворота концы 17 и 18 Задний отрезок 17 и 18 имеет нишу 82, в которой располагается подшипниковая стойка 79. для того, чтобы крепление 2 имело как можно меньшую дли- ну. Концы 17 и 18 могут быть практически одинаковыми по форме, как показано на фиг. 12 и 13. Единственное различие состоит в том, что концы в этом варианте не имеют профилей 75 на основании, а снабже- ны сквозными отверстиями 83. через которые проходит с зазором ось 78.

Посредством описанного механизма наклона можно быстро и многократно изменять угол между обувью и основанием моно- лыжи. При этом не требуется, как бывало раньше, сверлить в креплении новые отверстия, ослабляя его. Крепление можно приспосабливать к различным этапам тренировки катания на монолыже и к разно- му состоянию снега или крутизне спуска. При подъеме в гору с помощью подъемника переднее крепление легко vcтaнaвливaeтcя параллельно направлению движения, что повышает удобство транспортировки, УГож- но изменять расстояние между креплениями в зависимости от размеров тела лыжника. На опоре для креплений можно устанавливать не только такие крепления, которые автоматически раскрывают при перегрузках, но и крепления из простых ремней и т.п.

Как видно из фиг. 20, опорный участок 7 может быть выполнен в виде продолговатой детали приблизительно прямоугольного поперечного сечения. Ее центральная зона 17 примыкает к механизму регулировки 8. Концы 17 и 18 опорного участка 7 оборудованы приспособлениями 19 и 24 для фиксации пятки и носка обуви, предпочтительно обычных лыжных ботинок. Каждое приспособление 19 и 24 располагается на подвижной пластине 21 и 25, способной перемещаться вдоль опорного участка 7. Эти пластины 21 и 25 имеют практически V-образное поперечное сечение. Щека 84 (фиг. 21) соответствующей пластины 21 или 25 сравнительно коротка. Длина перемычки 85 в виде площадки, соединяющей щеки 84, несколько больше ширины опорного участка 7. так что щека 84 подвижной пластины 21 или 25 может прилегать к боковым поверхностям опорного участка 7. Свободные концы 86 щек 84 загруты внутрь и схватывают боковые края опорного участка 7. Это обеспечивает направление перемещения пластин 21 и 25 вдоль опорного участка 7.

Для того чтобы пластины 21 и 25 могли легко и без зазора перемещаться вдоль опорного участка 7, между верхней стороной опорного участка 7 и перемычкой 85 соответствующей пластины 21 или 25 находится по одному скользящему в кладышу 32, Эти вкладыши 32 сделаны предпочтительно из пластмассы, а их длина больше длины перемычки 85 вдоль опорного участка 7. Иными словами, язык вкладыша 32 выдвинут к центру 17 опорного участка 7. Регулировка положений пластин 21 и 25 по длине опорного участка 7 может осуществляться, например, с помощью известных винтов 87 (фиг. 21), установленных в опорном участке 7, резьбовые части которых взаимодействуют с гайками (не показаны), закрепленными на подвижных пластинах и 25.

В пяточной области опорного участка 7 находится скоба 20, воздействующая сверху на пяточную часть подошвы. Эта скоба выполнена из жесткой проволоки, предпочтительно из пружинной стали, и имеет V-образную форму. Концы 88 прямых участков 89 такой скобы 19 изогнуты внутрь и располагаются в щеках 84 пяточной подвижной пластины 21 с возможностью поворота. Скоба 20 изогнута примерно в середине длины прямых участков 89 и 90 перпендикулярно к продольному направлению, так что соответствующие участки 89 и 90оканчиваются загнутыми внутрь концами 88 и наклонены вверх, когда скоба 20 наложена на верхнюю сторону пяточной части обувной подошвы, К этому наклонному участку примыкает затем практически горизонтальный отрезок прямого участка 89 или 90 (не показано), причем эти горизонтальные отрезки накладываются на верхнюю часть подошвы. Между ними проходит дугообразная перемычка 91, которая соединяет друг с другом концы прямых участков 89 и 90, обращенные в сторону от пяточной пластины 20.

Прижимы 24 в носочной области содержат скобу 92, имеющую примерно V-образ- ную форму, щеки 93 и 94 которой тоже имеют отогнутые внутрь концы 88. Эти концы закреплены с возможностью поворота в подвижной носочный пластине 25, причем это крепление выполнено практически аналогично скобе 20 пяточного автомата 19. Каждая щека 93 или 94 скобы 92 выгнута наружу, чтобы ее можно было устанавливать в носочной части на угловатую подошву. Перемычка 95, соединяющая другие концы щек 93 и 94, проходит в этой скобе 24 по прямой и на этой скобе закрепляется зажим 96 для подошвы в носочной области.

Зажим 96 имеет пластинчатый корпус 97, в котором выполнено отверстие 98 с гладкими внутренними стенками, Это от- вер стие проходит параллельно широким по- верхностям корпуса 97, причем ось отверстия 98 практически перпендикулярна узким боковым поверхностям 99 корпуса 97. Участок 100 корпуса 97, находящийся над продольным отверстием 98, служит в качестве спускового рычага для зажима 96 и снабжен углублениями или выступами 101, облегчающими зацепление этого рычага. Участок 102 зажима 96, находящийся под отверстием 98, служит в качестве рабочего рычага, воздействующего на верхнюю сторону того участка подошвы, который находится п еред верхней частью обуви в области носка. Корпус 97 расширяется в области пе- редней кромки 103 рабочего рычага 102, а сама передняя кромка 103 образуется вогнутую дугу. Передняя сторона верхней части в области носка обычно имеет выпуклую по круглой дуге форму, этот круглый участок располагается в дугообразной передней кромке 103 зажима 96, когда часть 24 крепления закрыта. Передняя кромка 103, имею щая такую форму, препятствует перемещению носка обуви при спуске на монолыже влево и вправо в креплении 24, что могло бы вызвать рыскание монолыжи.

В корпусе 97 зажима 96 также выполнено резьбовое отверстие, в которое ввинчен установочный винт 104 Ось этого отверстия проходит примерно под прямым углом

к главной плоскости зажима 96. Винт 104 имеет форму червяка, а его заостренный конец направлен к пятке 19 крепления и поотому к носку обуви. Острие установочного винта 104 может накладываться на переднюю сторону верхней части обуви, когда крепление закрыто. С помощью этого винта 104 можно регулировать тот путь, который проделывает зажим при закрывании креп0 ления.

К креплению 2 (фиг. 20) относится опорная пластина 3 (фиг. 22 и 23), которая в показанном примере закреплена на верхней стороне основания. 1 монолыжи. На этой

5 опорной пластине 3, верхняя сторона которой за исключением краевого участка в основном плоская, располагается ротор 105 (фиг. 24), имеющий форму плоского кольца. На роторе 105 находится тарельчатая про0 межуточная шайба 106 (фиг. 29 и 30), наруж- ный край которой накладывается на верхний внутренний край ротора 105 (фиг. 30) и которая предпочтительно выполнена из пластмассы. Промежуточная шайба 106

5 перекрыта фиксирующей шайбой 107 (фиг, 27 и 30), которая также выполнена из жесткого материала. Предусмотрены соединительные детали, например заклепки (не показаны), головки которых накладываются

0 на верхнюю сторону фиксирующей шайбы 107, а стержни проходят через отверстия в фиксирующей шайбе 107 и в промежуточной шайбе 106, через внутреннее отверстие в кольцевом роторе 96, а также через отвер5 стия 108 в опорной пластине 3. причем выступающие снизу опорной пластины 3 участки этих стержней формируются в головки. Благодаря этому перечисленные детали образуют одно целое, которое и крепится

0 посредством опорной пластины 3 на основании 1 монолыжи.

Опорная пластина 3 показана на фиг. 22 и 23. На фиг. 22 эта пластина изображена в виде сверху, а на фиг. 23 - в вертикальном

5 разрезе. Она име ет основание 109, имеющее практически форму плоского кольца. От этого кольца снаружи отходят выступы 110- 113. Рядом с центральным отверстием 114 в кольцевом основании 109 выполнены от0 верстия 108 для соединительных деталей. Стрелка L на фиг. 22 примерно обозначает продольное направление основания монолыжи, а также указывает положение носка основания 1.

5 Самый узкий выступ 110 на опорной пластине 3 имеет всего одно отверстие 115, через которое проходит винт 116 (фиг. 20), с помоа ыо которого опорная пластина 3 закреплена на основании 1 монолыжи. Этот винт имеет потайную головку, а отверстие

115 соответственную рйсточку для установки винта 116 впотай (фиг 23).

Примерно диаметрально противоположно узкому выступу 110 расположен другой высту 111, несколько более широкий, в котором также выполнено отверстие 115 под крепежную деталь. Однако рядом с этим отверстием имеется второе отверстие 117, предназначенное для установки штифта механизма регулировки 8 Конструкции этого механизма будет описана далее. Положение выступа 111 средней ширины относительно направления L выбрано так, чтобы продольная ось опорного участка 7, закрепленная на этой опорной пластине 3 с воз- можностью поворота и фиксации относительно основания 1, совпадала с продольной осью основания 1 монолыжи.

Слева и справа от выступа 111 средней ширины находятся по одному сравнительно более широкому выступу 112 и 113, Эти выступы выполнены одинаково. Каждый широкий выступ 112 или 113 находится на наружном краю кольца 109 между узким выступом 110 и выступом средней ширины 111

Каждый из широких или самых широких выступов 112 и 113 имеет по одному крепежному отверстию и рядом с ним еще несколько фиксирующих отверстий 117, расположенных по дуге окружности. Центр этой дуги совпадает с центром отверстия 114 в опорной пластине 3. Каждый отрезок широкого выступа 112 и 113 с фиксирующими отверстиями 117 обращен по дуге в сто- рону выступа 111 средней ширины, в котором выполнено фиксирующее отверстие 117. определяющее продольное положение опорного участка 7. Кремежное отверстие 115 в каждом широком выступе 112 и 113 располагается первым в ряду фиксирующих отверстий 117. Поэтому оно обращено в сторону узкого выступа 110.

Опорный участок 7 крепления 2 может поворачиваться влево или вправо из своего продольного положения, те. устанавливаться наискось к продольному направлению основания 1 монолыжи При повороте вправо средство 24 для удержания носка обуви находится вблизи к правому краю ос- нования 1 лыжи. При повороте влево носок обуви находится у левого края монолыжи. При этом упомянутый штифт регулировочного или стопорного механизма 8 может входить в зацепление с одним из фиксиру- ющих отверстий 117 в широком выступе 112 или 113. Благодаря этому выбранное положение опорного участка 7 фиксируется до тех пор, пока не потребуется изменить его расфиксацией, передвиганием и повторной

фиксацией. Таким образом, широкие выступы 112 и 113 позволяютустанавливать опорный участок 7 под углом к основанию 1 монолыжи для удобства лыжника. Угловое расстояние между соседними фиксирующими отверстиями 117 в ряду таких отверстий сбставляет предпочтительно 7°, что позволяет обеспечить достаточно тонкую регулировку углового положения крепления 2 относительно основания 1.

На нижней сторЪне опорной пластины 3 выполнены приливы 118 (фиг. 23), окружающие нижние выходы отверстий 108, 115 и 117 и тем самым продлевающие их вниз Поэтому выходы этих отверстий располагаются практически в одной плоскости. Нижние выходы отверстий 108, через которые проходят соединительные детали опорной пластины 3 роторов 105, промежуточной шайба 106 и фиксирующей шайбы 107, снабжены расточкой 119, предназначенной для головки соединительной детали, например заклепки В области верхнего выхода фиксирующих отверстий 117 выполнены приливы 120 Один из таких приливов 120 сделан также на фиксирующем отверстии 117 в выступе 111 средней ширины. На широких выступах 112 и 113 такие верхние приливы 120 слиты е сегменты 121. Один из таких сегментов 121 показан на фиг. 23 справа

Нижняя сторона основания 109 снабжена плоскими выемками 122, от дна которых отходят нижние приливы 118 и усилительные ребра 123 (фиг. 23). Ребра 123 проходят также по краю опорной пластины 3.

На опорной пластине 3 располагается ротор 105, имеющий форму плоского кольца и показанный сверху на фиг. 23. Кольцо 105 состоит из двух примерно полукруглых сегментов 124 и 125, концы которых соединены перемычками 126. На верхней стороне концов сегментов 124 и 125 закреплено по низкому кольцу 127, предназначенному для размещения одного из концов описываемой ниже пружины. Каждя перемычка 126 имеет прямолинейные боковые края, проходящие между концами сегментов 124 и 125. В области каждого бокового края перемычек имеется выступ 128, практически перпендикулярный плоскости перемычки 126 На фиг. 31 показана та часть ротора 105, которая находится на фиг. 23 слева Каждая перемычка 126 имеет два обращенных к верху выступа 128 В каждом из эти выступов выполнено сквозное отверстие 129, так что эти отверстия лежат на одной прямой во всех выступах 128 ротора 105.

Наружный край одного из сегментов 124 снабжен выступом 130 (фиг. 24 и 25) для

установки стопорного механизма 131 (фиг 26)

В состав этого стопорного механизма 131 входят уже упомятый стопорный штифт 132, который может входит в зацепление с одним из фиксирующих отверстий 117 в опорной пластине 3. Выступ 130 выполнен в виде полосы, примыкающей с одной стороны к сегменту 124 и изгнутой в V-образ- ную форму (лежа), причем свободный конец нижней полки 133 соединен с сегментом 124. Верхняя полка 134 этого V-образного выступа 130 также горизонтальна и находится на расстоянии от нижней полки 133. В этих полках 133 и 134 выполнены находящиеся на одной оси отверстия 135, через которые-проходит стопорный штифт 132.

Штифт 132 имеет нижний участок 136 и верхний участок 137, причем диаметр верхнего участка 137 меньше, чем у нижнего. Диаметр отверстия 135 в нижней полке 133 соответственно больше, чем диаметр отверстия 135 в верхней полке 134. Верхний край нижнего участка 136 штифта находится в том пространстве, которое ограничено сверху и снизу полками 133 и 134 Та часть тонкого участка 137 стопорного штифта 132, которая находится между полками 133 и 134, окружена нажимной пружиной 138 Нижний конец этой винтовой пружины 138 располагается на верхнем краю толстого участка 136 штифта 132 Верхний конец пружины 138 прилегает к нижней стороне верхней полки 134. В нерабочем состоянии пружина 138 заставляет штифт 132 находиться в нижнем положении, показанном на фиг 26.

Верхний конец стопорного штифта 132 находится над верхней полкой 134м закреплен с возможностью поворота в рычаге 139, лежащем на верхней стороне верхней полки 134 выступа. Для этого рычаг 139 снабжен выемкой, открывающейся вниз. В этой выемке 140 находится верхний конец стопорного штифта 132, через который и одновременно через расположенную сбоку от него стенку углубления в выемке проходит цапфа 141, с помощью которой стопорный штифт 132 присоединен к рычагу 139

Рычаг 139 выполнен одноплечим Конец показанного слева участка 142 рычага закруглен и наложен на верхнюю полку 134 Выходящий слева участок 143 рычага 139 имеет такую длину, чтобы выступать сбоку от выступа 130 Если поднять рукой этот участок 143 рычага, то нижняя часть 136 штифта выйдет из фиксирующего отверстия 117 в опорной пластине 3 и ротор 105 можно повернуть

Выступ 130 для установки стопорного механизма 131 расположен на роторе 105 так, чтобы продольная ось опорного участка 7 проходила параллельно продольной оси

основания 1 монолыжи, когда стопорный штифт 132 введен в фиксирующее отверстие 117 в выступе 111 средней ширины на опорной пластине 3,

Положение ротора 105 на опорной плэ0 стине 3 не определяется формой опорной пластины 3, поскольку поверхности соприкосновения этих деталей 3 и 105 практически плоские. Положение и центр вращения ротора 105 относительно опорной пластины

5 3 определяются с помощью фиксирующей шайбы 107 (фиг. 27 и 28). Основание 144 фиксирующей шайбы 107 выполнено в виде жесткой шайбы, край которой имеет ступенчатый уступ 145 Этот уступ располагается

0 выше остальной части 146 основания 144 шайбы Нижняя сторона уступа 45 образует углубление, ограниченное сверху нижней стороной 147 уступа 145, а сбоку внутренним краем этого уступа. При этом диаметр

5 внутреннего края 148 несколько меньше внутреннего диаметра кольцевого ротора 105, так что верхний внутренний край ротора 105 может находится в углублении, ограниченном внутри уступом 145.

0 В центральной части 146 фиксирующей шайбы 107 выполнены четыре отверстия 108 для пропускания описанных соединительных деталей этого поворотного механизма. Отверстия 108 расположены так,

5 чтобы иметь возможность совмещения с соответствующими отверстиями 108 в опорной пластине 3, когда фиксирующая шайба 107 находится на опорной пластине 3. На нижней стороне фиксирующей шайбы 3 вы0 полнены четыре выступа 149 в форме прилива Для уменьшения трения между фиксирующей шайбой 107 и нижележащей опорной пластиной 3 там располагается промежуточная шайба 106 (фиг. 29 и 30) из

5 подходящей пластмассы Эта промежуточная шайба 106 тоже имеет приподнятый и выполненный в виде уступа край 150, располагающийся между верхней внутренней кромкой ротора 105 и отогнутым краем 145

0 фиксирующей шайбы 107. Остальная, те. внутренняя часть 151 промежуточной шайбы 106, содержит отверстия 151, через которые могут проходить с зазором соединительные детали. В той же внутрен5 ней части 151 тонкой промежуточной шайбы 106 имеются отверстия 152, положение которых соответствует положению приливо- образных выступов 149 на фиксирующей шайбе 107 Когда три детали 107, 106, 105 и 3 наложены друг нэ друга, полукруглые выступы 149 проходят через меньшие отверстия 152 в промежуточной шайбе 106 и накладываются на верхнюю сторону опорной пластины 3. Эти выступы 149 предотвращают смятые промежуточной шайбы 106 выполненной из мягкого материала, между фиксирующей шайбой 107 и ротором 105, когда затягиваются соединительные детали.

Как уже упоминалось, опорный участок 7 крепления 2 в плане имеет прямоугольную форму (фиг. 31). Его базовая пластина 153 имеет в плане форму вытянутого прямоугольника, а в поперечном сечении -форму широко раскрытой буквы V, Это сечение хорошо видно, например, на фиг. 21 и 31. На фиг. 32 и 33 базовая пластина 153 изображена сбоку так, что тоже виден продольный сгиб посередине. Линия сгиба 145, расположенная в самом нижнем месте поперечного сечения, проходит вдоль базовой пластины 153 и практически находится на середине ширины этой пластины 153. В ней получены выпрессовкой выпуклости 154, служащие в качестве усилительных ребер этой пластины 153.

Снизу от базовой пластины 153 отходят лапки 155 с отверстиями 156 (фиг. 31 и 32), выполненными практически аналогично выступам 128 на роторе 105. В собранном виде лапки 155 на базовой пластине 153 так подходят к выступам 128 на роторе 105, что отверстия 129 и 156 в них совпадают. Через эти отверстия 129 и 156 проходит ось 157 (фиг. 21 и 25), с помощью которой опорный участок 7 примыкает к ротору 105. Опорный участок 7 может поворачиваться на оси 157 относительно ротора 105 в определенных пределах.

Как видно прежде всего из фиг. 31, пластина 153 опорного участка 7 имеет несколько пар отверстий. Средняя пара отверстий 158 и 159 (фиг. 34) предназначена для установки ограничительных винтов 160. В области каждого отверстия 158 и 159 установлены втулки 161 с внутренней резьбой. Ограничительные винты 160 выпояне- ны потайными и ввинчены во втулки 161, верхние концы потайных винтов 160 имеют шлиц под отвертку для регулировки снаружи. Нижележащие торцовые поверхности винтов 160 упираются в выступающую кольцевую выпуклость 162, выполненную на верхней стороне фиксирующей шайбы 107. Чем больше выступает винт 160 из базовой пластины 153, тем меньше амплитуда наклона опорного участка 7 на оси 157. С помощью винтов 160 можно отрегулировать амплитуду покачиваний опорного участка 7.

Если потайные винты 160 выведены не полностью, базовая пластина 153 может свободно поврачиваться на оси 157 и занимать любое положение относительно осно- 5 вания 1 монолыжи. Это представляло бы недостаток прежде всего при заправке ноги в крепление. Для придания опорному участку 7 заданного исходного положения предусмотрены амортизаторы 163 нулевого

0 положения (фиг. 31 и 35).

Каждый амортизатор 163 выполнен в виде полосы из упругой пластмассы с прямоугольным поперечным сечением. Полоса 164 согнута посередине, благодаря чему то-5 же имеет форму широкого раскрытого V. В средней части нижняя сторона 165 полосы 164 уплощена с образованием практически горизонтальной поверхности 166 накладки. Сверху на стороне 167 в каждом плече V-об0 разного амортизатора 163 имеется резьбовое гнездо 168.

Слева и справа от средней пары отверстий 158 и 159 в базовой пластине 153 имеется другая пара отверстий 169 и 170.

5 Расстояние между гнездами 168 на амортизаторе 163 равно расстоянию между отверстиями 169 этой второй пары.-В отверстия 169 и 170 пропускаются винты (не показаны), которые ввинчиваются в гнезда

0 168. Таким образом, два амортизатора 163 крепятся на нижней стороне базовой пластины 153. Высота амортизирующих полос 164 выбирается так, чтобы собранный амортизатор 163 накладывался своей опорной

5 поверхностью 166 на верхнюю сторону фиксирующей шайбы 107. Поскольку эта опорная поверхность 166 горизонтальна, нулевое положение опорного участка 7 практически находится в горизонтальной

0 плоскости.

Материал амортизатора t63 эластичен и не мог бы удержать опорный участок 7 при катании в желаемом положении. Для этой цели предусмотрены пружины 171, особен5 но винтовые пружины, закрепленные на нижней стороне базовой пластины 153 (фиг 21 и 31). Для крепления пружин 171 в базовой пластине 153 выполнены пары отверстий 172 и 173, нижняя сторона которых

0 усилена приливами 174, На этом приливе закреплен один конец пружины 171, например, с помощью винта. Другой конец пружины 171 располагается внутри кольца 127, закрепленного на верхней стороне ротора

5 105.

На фиг. 33 показана сбоку базовая пластина 153, причем передняя часть этой пластины посередине удалена, чтобы показать крепежно-направляющие средства шпинделя 87, обозначенного на фиг 33 штрихпунктирной линией Для направления и удержания шпинделя 87 в средней части 17 базовой пластины 153 от основания 175 этой пластины 153 отходят вверх лапки 176, выполненные с углублениями, отверстиями и т.п., в которые уложены соответствующие уступы шпинделя 22 Расположенные в концевых участках 17 и 18 опорного участка 7 концы шпинделя 87 находятся в зацеплении с частями 19 и 24 крепления и благодаря этому направляются ими в этих областях 17 и 18 опорного участка 7.

На удлиненном опорном участке 7 находится перва пара пружин 171 в носочной части и другая пара в пяточной части (фиг, 3) Может оказаться желательным, чтобы опорная пластина 7 покачивалась не только вокруг оси 157, но м в другом направлении, перпендикулярном к оси 157 Этого можно достигнуть тем, что отверстие 129 в лапках

128ротора и/или отверстие 156 в лапках 149 базовой пластины выполняется не круглым, а вытянутым. В примере, изображенном на фиг. 36, отверстие 129 в лапках 128 ротора выполнено удлиненным. Когда давление на опорную пластину 7, например, в носочной части больше, чем давление в пяточной части пружины 171 в носочной части сжимаются больше, чем задняя пара пружин 22 и ось 157 перемещается в удлиненном отверстии 129 вниз в соответствии с этим.

Наряду с этим удлиненные отверстия

129или 156 в лапках 17 или 155 способствуют некоторому подпружиниванию креплений относительно основания монолыжи, что повышает удобство в эксплуатации, например, при выполнении прыжков на монолыже.

Для того чтобы опорный участок 7 мог беспрепятственно спускаться в любом наклонном положении, лапки 128 и 155 выполнены так, что их свободные края 177 и 178 закруглены, Помимо этого край-прорези 129 или 156, обращенный к соответствующему свободному краю 177 или 178, должен располагаться как можно ближе к нему.

Вместо описанных лапок 128, 155 и оси 157 можно использовать сухари 179 из прочного, но эластичного материала для присоединения опорного участка 7 к основанию 1 монолыжи (фиг. 37 и 38) Эти сухари можно изготовить из подходящей пластмассы Целесообразно разместить один сухарь 179 в носочной части, а другой - в пяточной; при этом средняя область опорного участка 7 остается свободной и может использоваться для других целей

Каждый сухаоь I79 может быть выполнен из тплгтом рл и иметь предпочтительно

круглое поперечное сечение (фиг. 37). Сухарь 179 имеет такую конструкцию, в которой его наружные поверхности 180 и 181 соответствуют соединяемым частям 7 и 105.

В показанном примере нижняя опорная поверхность 181 сухаря приспособлена к ротору 105. Поскольку верхняя сторона ротора 105 в основном плоская, нижняя опорная поверхность 181 сухаря тоже может быть

плоской, В нижней опорной поверхности 181 сухаря выполнено резьбовое гнездо 182. Если сухарь имеет круглое поперечное сечение, то резьбовое гнездо 182 может находиться в центре опорной поверхности

181. Но сухарь может иметь и продолговатую форму. В этом случае целесообразно, чтобы его вытянутость совпадала с продольным направлением опорного участка 7. Для повышения надежности соединения опорного участка 7 с основанием 1 монолыжи в сухаре 180 можно сделать несколько резьбовых гнезд 182 одним или несколькими рядами. Можно, конечно, расположить продолговатый сухарь 180 и перпендикулярно

продольному направлению опорного участ-- ка 7 (не показано).

Предусмотрен крепежный винт 183, стержень 184 которого ввинчивается в резьбовое гнездом 182. Головка 185 этого винта

должна иметь как можно большую поверхность. В роторе 105 или в иной пластине, закрепленной на основании 1 монолыжи, даже без возможности поворота выполнено сквозное отверстие, через которое пропущен стержень 184 винта 183, если он должен ввинчиваться в резьбовое гнездо 182, Между головкой 185 винта 183 и опорной плоскостью 180 сухаря 179 зажата пластина 105. Обычно такие пластины 105 делаются

из листового металла и чтобы она не деформировалась в области завинчивания в гнездо, головка 185 винта должна иметь расширенную поверхность

Поскольку опорная площадка 7 имеет

V-образное поперечное сечение, верхняя опорная поверхность 181 сухаря 179 имеет соответствующее углубление. Подразумевается, что форма поверхностей соприкосновения сухаря 179 может выполняться в

соответствии с формой закрепляемых на нем объектов В самом низком месте верхней опорной поверхности 181 сухаря 179 тоже имеется не менее одного резьбового гнезда 182 На фиг. 37 схематически показан второй винт 186, с помощью которого опорная площадка 10 может крепиться к верхней поверхности 181 сухаря 179 Подразумевается, что в случаях неплоских поверхностей можно использовать люСюе

известное соединительное средство, применимое в данном варианте.

Тормоз 43, показанный на фиг. 39 и 40, имеет нажимной порог 187, расположенный в средней части 17 опорного участка 7 креп- ления 2. С нижней стороны порога 187 отходит стержень 188, направленный вниз. Этот стержень проходит через- опорную пластину 3 и соединен с одним из концов 189 соединительной штанги 190. Другой ко- нец соединительной штзнги 190 соединен с механизмом, предназначенным для выполнения торможения.

В плане порог 187 может предпочтительно иметь круглую или четырехугольную форму (фиг. 39). Продольная ось стержня 188, примыкающего к нижней стороне порога 187,- совпадает с осью поворота крепления 2 так, что работа тормоза 43 не зависит от углового положения опорного участка 7 этого крепления 2.

Для установки порога 187 в средней зоне 17 опорного участка 7 имеется корпус, дно 191 которого расположено под поверхностью 192 центрального участка 17. Сам порог 187 имеет донную пластину 193, например, из листового металла, расположенную в корпусе над дном 191. На донной пластине 193 находится сухарь 194 из эластичного материала, например подходящей пластмассы типа эластомера, соединенный с верхней стороной донной пластины 193, Верхняя сторона 195 сухаря 194 располагается над верхней стороной 192 центрального участка 17,

К нижней стороне дна 191 присоединена трубка, продольная ось которой примерно перпендикулярна к дну 191 и в которой расположен с возможностью продольного перемещения стержень 188. Отрезок стер- жня 188, находящийся между дном 191 и основанием 196 опорного участка 7, окружен пружиной 197, например винтовой. Эта пружина давит на нижнюю сторону донной пластины 193 и благодаря этому удерживает порог в его верхнем положении при отсутствии давления на порог 187 сверху. Для ограничения перемещения порога 187, вызванного пружиной 197, участок стержня 188, выступающий из трубки 192, снабжен упорами. В показанном примере таким упором служит цапфа 198, пропущенная через стержень 188 и имеющая выступающие концы, упирающиеся в нижний край трубки 198. В качестве упора 198 может служить и коль- цо, закрепленное на внешней стороне стер- жкя 188 и т.п. деталь.

Перемещающаяся вдоль оси соединительная штанга 190 располагается (фиг. 40) на верхней стороне основания 1 монолыжи

и в области опорной пластины 3 проходит через продольную камеру 199 в опорной пластине 3. Поперечное сечение этой выемки 199 соответствует поперечному сечению соединительной штанги 190 с тем, чтобы последняя имела минимальный зазор в этой выемке. Эта штанга 190 может иметь, например, прямоугольное поперечное сечение, причем длинная сторона этого профиля лежит на основании 1. В области стержня

188соединительная штанга 190 имеет расширенный конец 189, в котором выполнено сквозное отверстие 200 так, чтобы нижний конец 201 стержня 190 мог находится в этом- отверстии 200. Боковые стенки отверстия

200расположены практически перпендикулярно к поверхности соединительной штанги 190. В области торца этого концевого участка 189 соединительной штанги 190 выполнена наклонная плоскость 202, начинающаяся у нижней стороны конца 189 штанги и поднимающаяся в направлении к отверстию 200. Конец этой наклонной поверхно.сти 202 находится на расстоянии от края отверстия 200, так что этот участок конца

189штанги представляет подъемную площадку для нижнего конца 201 стержня 190. Острие или начало этой площади 203 находится поэтому внизу, т.е. практически на основании 1.

На фиг. 40 порог 187 показан в нижнем, т.е. нажатом положении, когда ботинок зажат в креплении 2. Вследствие этого конец

201стержня 190 находится в указанном отверстии 200. Как только порог 187 разгружается, пружина 197, прижимая вверх донную пластину 193, выводит нижний конец стержня 201 из отверстия 200 в соединительной штанге 190. Благодаря этому штанга 190 освобождается и движется вправо под действием механизма, так что отверстие 200 не находится больше под стержнем 188. Сдвиг штанги 190 вправо имеет такую величину, чтобы острие 203 на конце 189 штанги располагалось под стержнем 188 или даже правее от него. Когда тормозной элемент 48 установлен в горизонтальном, то есть нерабочем положении, штанга 190 одновременно-сдвигается снова влево. Кромка 203 площадки 202 смещается под нижний конец 201 стержня и дальше в положение, изображенное на фиг. 40. Теперь спортсмен вставляет обувь в крепление 2, нажимая на порог 187, благодаря чему нижний конец 201 стержня 188 входит в отверстие 200 в штанге. Штанга 190 и связанный с ней тормозящий элемент 48 удерживаются в этом положении.

Механизм (фиг. 39) включает в себя фиксирующую пластину 204, закрепленную

винтами 116 на основании 1. Одна из кромок этой фиксирующей пластины 204 совпадает с одной из боковых кромок 47 основания 1 монолыжи. Тормозящий элемент 48 содержит примерно S-образный элемент 205, средняя часть которого шар- нирно закреплена в ушке 45 на фиксирующей пластине 204. Внутреннее, находящееся в области фиксирующей пластины 204 плечо S-образного элемента 205 зацепляется с приводной пружиной 206, устанавливающей тормозящий элемент 48 в рабочее положение при срабатывании тормоза. Другое плечо S-образного элемента 205 располагается у боковой кромки 47 основания 1 и предназначено для проникновения в снег при необходимости торможения монолыжи и таким образом, для ее остановки.

С S-образным элементом зацепляется стопорная цапфа 207, находящаяся поддей- ствием пружины 208, и, кроме того, связанная с наружным концом соединительной штанги 190. Когда эта штанга 190 свободна, стопорная цапфа 207 разгружена и оттянута назад пружиной 208. Тормозящий элемент 48 в результате освобождается для торможения.

Формула изобретения

1.Монолыжа, содержащая установленное на основании по крайней мере одно приспособление для крепления одного из ботинок лыжника, отличающаяся тем, что, с целью повышения удобства в пользовании, крепление содержит опорный участок с фиксаторами для обуви и соединенный с основанием и с опорным участком регулировочный механизм для обеспечения возможности поворота и фиксации крепления относительно основания.

2.Монолыжа по п. 1,отличающая- с я тем, что регулировочный механизм содержит стопорный механизм для обеспечения возможности изменения положения и фиксации крепления относительно основания.

3.Монолыжа по п. 1, о т л и ч а ю щ а я- с я тем, что она имеет тормоз, установленный с возможностью срабатывания от крепления.

4.Монолыжа поп. 1,отличающая- с я тем, что опорный участок содержит средний и концевые участки с размещенными на последних фиксаторами для обуви,

5.Монолыжа поп. 1,отличающая- с я тем, что регулировочный механизм содержит установленную на основании опорную пластину, несущую связанные между собой посредством соединительных деталей кольцеообразный ротор, имеющий центральное отверстие, и расположенную над последним фиксирующую пластину с выполненным по ее периметру уступом для размещенной под ним концевой части ротора,

6.Монолыжа по п. 5, о т л и ч а ю щ а я- с я тем, что она имеет ось, на верхней поверхности ротора выполнены направленные вверх и расположенные соосно одна относительно другой лапки с отверстиями, а на нижней поверхности опорного участка выполнены направленные вниз загибы с отверстиями, при этом ось пропущена через

отверстия лапок и загибов.

7.Монолыжа по п. 5, о т л и ч а ю щ а я- с я тем, что она имеет расположенные на нижней поверхности опорного участка винты для регулировки угла наклона опорного

участка относительно ротора, амортизатор исходного положения для поддержания среднего положения опорного участка и пружину для обеспечения возможности изменения положения опорного участка относительно основания.

8.Монолыжа по п. 6, о т л и ч а ю щ а я- с я тем, что отверстия лапок и/или отверстия загибов выполнены удлиненными.

9.Монолыжа по п. 7, о т л и ч а ю щ а я- с я тем, что она имеет расположенный между основанием и креплением и связанный с основанием и опорным участком посредством крепежных элементов эластичный сухарь.

10. Монолыжа по п. 3, от л и ч а ю ща я- с я тем, что тормоз содержит расположенное на среднем участке крепления спусковое приспособление с тормозным механизмом.

Похожие патенты SU1780514A3

название год авторы номер документа
Кошки для альпинистов 1980
  • Муравьев Евгений Александрович
  • Ефимов Сергей Борисович
  • Кашевник Борис Лазаревич
  • Лебедихин Алексей Вениаминович
  • Кулаков Анатолий Андреевич
  • Абрамов Сергей Семенович
SU1020120A1
Автоматический комплекс для сборки обуви 1985
  • Брод Илья Иосифович
  • Иванова Людмила Павловна
  • Сергеев Иван Демьянович
  • Пушкин Сергей Андреевич
SU1384315A1
Формованная подошва 1989
  • Медзерян Долорес Ервандовна
  • Волкова Елена Анатольевна
SU1784195A1
Обувь со складным каблуком 2017
  • Чайковская Мари Сергеевна
RU2657989C1
ОБУВЬ С РЕГУЛИРУЕМЫМ ПО ВЫСОТЕ ВЫСОКИМ КАБЛУКОМ 2006
  • Хандел Дэвид
  • Уайт Айан
  • Уайт Дэвид
RU2389420C2
Конструкция здоровьесберегающей обуви на высоком и серхвысоком каблуке 2019
  • Александров Сергей Петрович
  • Шестов Андрей Владимирович
RU2729645C1
ТРЕНАЖЕР 1991
  • Железных Ю.К.
  • Новиков А.Л.
RU2008053C1
ВКЛАДНАЯ СТЕЛЬКА С ВЕНТИЛЯЦИЕЙ 2008
  • Тулупов Олег Константинович
  • Кузина Татьяна Александровна
  • Яковлева Надежда Владимировна
  • Татаров Сергей Васильевич
RU2384281C1
Устройство в обуви, обеспечивающее принудительную вентиляцию, амортизацию и анатомический контакт стопы 2018
  • Кокорев Борис Сергеевич
  • Александров Сергей Петрович
RU2717919C2
ОБУВЬ "МАКСИ-3" (ВАРИАНТЫ) 1994
  • Максимов Николай Иванович
RU2087112C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 780 514 A3

Реферат патента 1992 года Монолыжа

Использование; в лыжном спорте. Сущность изобретения: крепление содержит опорный участок с фиксаторами для обуви и регулировочным механизмом. 9 з.п.ф-лы, 40 ил.

Формула изобретения SU 1 780 514 A3

ft

LLi

У///У/МЛЖМ/ЛХ/Я% / т,

гг ,7 № 6 50 ff Sf 2Z Д %

ХУЧ Л

Я Zt 3 Я ff S 9 10

Щи г. г

X f 5

X f 5

9Q°/ffff #7

SJ

so ц

я -W- У

.-r-7 /

/ Ч1-

- L J /jigJimJt i-ii.l-i....t.L.----,r--.-, .--an, ij.ii.. Г ...in ниц s/Ju4jr7 7 /r 7 7 77j 7 y / y y y SyЈ «Jl

ҐZZ Z ZZZЈЈZЈ&&

L

LuMimMT Liii jirjiu iiini-im

Фиг. 5

SJ

45

Л#

Д)

К

8L

Si гпФ

V

У Мф

19

/

W SL

Ы.

Б1

Фиг.18

Фиг,1В

iJ--tf

7/

//7 153 7/ Ли//

т

W/W Г67

Фиг. 21

т ..Х Ч ЧУЧЧХ 1 KLX

Sd

т

/ 1

/ «7 И9 Ш М

ffft.

12 i

V 7

т fzz т

ffS

Фиг. 23

W5

М

У/7

SZ7

&SФие,24

М W5

т

1И1

XV

т

135- 130 /37ж- Ы

/36г

т131 in

т

107

107 т т м

1780514

/39

т /м

ш ш

/м з

Фиг№

М

т

Фиг.17

т

%ЈУЛт1

/4f №

Фие. 28

if

)

Ьп

k

SJ

$

is

Si

I

3 I

§

tj 5

H

@

(k-

h

t

7 161

Л

160 157 153 161

Фиг. J4

185166

%г.Я

fg

г4

126 9 ГГ8

Фиг 36

125

§а

v.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1780514A3

ШПИНДЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ОБЖИМНОГО ПРОКАТНОГО СТАНА 0
SU354916A1
Спускная труба при плотине 0
  • Фалеев И.Н.
SU77A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 780 514 A3

Авторы

Беттина Форштеер

Александер Форштеер

Даты

1992-12-07Публикация

1989-11-16Подача