Изобретение относится к выполнению мозаичных художественных работ, в частности к выполнению флорентийской мозаики.
Известен способ выполнения флорентийской мозаики (см. Э. И. Белицкая. Художественная обработка цветного камня, М. , Легкая и пищевая промышленность, 1983).
После ознакомления с картиной (рисунком, эскизом), которую необходимо воплотить в камне, ее разбивают на отдельные участки (элементы). Каждый участок картины в свою очередь разбивают на детали. Из приготовленных каменных пластин-заготовок выбирают такие, из которых можно вырезать каждую деталь. Отобранные заготовки размечают, вырезают из них детали и набирают в участки. После этого детали каждого участка плотно, без зазоров подгоняют друг к другу и склеивают. Собранные участки картины также подгоняют между собой без зазоров и склеивают. После набора картины нижней поверхности придают монолитность, а лицевую поверхность выравнивают, шлифуют и полируют.
Однако известный способ имеет следующие недостатки. Как показала практика, воспроизвести в камне художественное произведение (многоплановую картину) с абсолютной точностью невозможно. Для того, чтобы передать творческий замысел художника мастер-исполнитель мозаики, используя вышеуказанный известный способ, должен владеть не только высоким профессиональным мастерством, но и обладать развитым художественным вкусом и безукоризненным зрением в части восприятия всевозможных цветовых оттенков. Эти качества ему необходимы при определении отдельных деталей картины и выборе цветных каменных заготовок для их изготовления. Определение и идентификация цветовых тонов само по себе представляет весьма сложную техническую задачу.
Вторым серьезным недостатком известного традиционного способа является то, что шлифовка и полировка лицевой поверхности каменных пластин-заготовок производится в конце технологического цикла изготовления мозаичного изделия, когда отдельные детали и участки картины уже собраны, подогнаны друг к другу и склеены между собой. А так как такой материал, как камень, из-за своей цветовой неоднородности, наличия всевозможных вкраплений, прожилок, пятнистости и др. особенностей может в процессе его шлифовки и полировки изменять цветовой тон и оттенок, то все это, конечном счете, отразится на точности воспроизведения картины и приведет к дополнительным искажениям цветовой композиции. Что-либо изменить, даже обнаружив дефект, мастер-исполнитель не может, так как картина уже полностью собрана и представляет собой неразъемное монолитное изделие.
Цель изобретения - обеспечение серийности изготовления изделий флорентийской мозаики за счет повышения производительности труда и точности воспроизведения оригинала.
Предлагаемый способ изготовления мозаики реализован следующим образом.
Из хранилища оригиналов отбирают ту картину (рисунок, эскиз), которую в дальнейшем воплощают в каменной мозаике. Отобранный оригинал покрывают прозрачным материалом (капелькой, полиэтиленовой пленкой и т. п. ), на который тушью или шариковой ручкой наносят контуры (границы) участков оригинала одной цветовой тональности. Внутри участков аналогично выделяют контуры деталей с одинаковым цветовым оттенком. После чего на спектрофотометре измеряют физические характеристики цветности каждой детали оригинала, а, именно, длину волны и интенсивность отраженного света от цветовой поверхности детали, а также ее размеры и координаты расположения данной детали на поле оригинала. Полученные результаты измерений вводят в банк данных ЭВМ. Из имеющегося на складе каменного сырья нарезают пластины-заготовки толщиной 4-6 мм, а остальные габариты заготовок определяют, исходя из размеров рабочей зоны имеющегося в наличии спектрофотометра. Затем заготовки с двух сторон шлифуют и полируют. После чего на спектрофотометре измеряют физические характеристики цветности заготовок (длину волны и интенсивность отраженного света от их обеих полированных поверхностей) и размеры областей каждого цветового тона. Полученную информацию кодируют с заданной дискретностью и также вводят в банк данных ЭВМ. После этого заготовки с присвоенным им кодом размещают в ячейках автоматизированного склада. Использование цветовых особенностей обеих сторон каменных пластин-заготовок значительно расширяет возможность их применения при воспроизведении оригинала.
По специально составленной программе в ЭВМ происходит сравнение результатов измерений физических характеристик цветности как деталей оригинала, так и каменных заготовок и отбор одной или нескольких заготовок, из которых мозаичная деталь может быть изготовлена.
По выданному ЭВМ коду мастер-изготовитель мозаики находит необходимую заготовку (одну или несколько) на складе, визуально оценивает ее по цветовому тону и размерам соответствующей детали оригинала, размечает ее и передает на механическую обработку на профильно-вырезной станок или лазер.
При высоком уровне автоматизации заготовки отыскивают по коду, выданному ЭВМ, которая соединена с устройствами управления автоматизированным складом, и доставляют автоматической линией или манипулятором на профильно-вырезной станок с ЧПУ или лазер, на котором из заготовок вырезают мозаичные детали по заданной программе.
Готовые мозаичные детали в соответствии с проведенной на первоначальном этапе разметкой оригинала на детали и их координатами на его поле собирают в мозаичные участки, плотно, без зазоров подгоняют между собой и склеивают. Собранные мозаичные участки затем подгоняют друг к другу без зазоров, также руководствуясь разметкой оригинала на участки и их координатами на его поле, выравнивают по полированной лицевой поверхности и склеивают. После сборки картины нижней поверхности придают монолитность.
Предлагаемый способ изготовления мозаики позволяет повысить точность воспроизведения оригинала и автоматизировать технологический процесс изготовления флорентийской мозаики за счет максимальной замены таких субъективных факторов, как острота зрительного восприятия и художественный вкус мастера-исполнителя мозаики объективными параметрами, поддающимися физическому измерению. Такими параметрами являются длина волны и интенсивность света, отражаемого деталями воплощаемого в мозаике оригинала и каменными заготовками для их изготовления.
Используемый для измерения спектрофотометр, разработанный для определения физического состава веществ методами спектрального анализа, является прибором высокой точности. Применение такого прибора обеспечивает высокую степень идентичности мозаичного изделия и воплощаемого оригинала при максимальном уровне передачи творческого замысла его автора. Этому способствует также новый порядок проведения традиционных технологических операций, заключающийся в шлифовке и полировке каменных заготовок с двух сторон перед их отбором для изготовления мозаичных деталей.
Предлагаемый способ позволяет, таким образом, серийно изготавливать изделия флорентийской мозаики за счет повышения производительности труда при высоком художественном уровне продукции. (56) Белицкая Э. И. Художественная обработка цветного камня. М. : Легкая и пищевая промышленность, 1983.
Изобретение относится к способу изготовления мозаики. Сущность изобретения заключается в том, что перед выбором материала заготовок элементов для мозаичной картины осуществляют измерение физических характеристик цветности материала элементов оригинала картины.
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МОЗАИКИ, заключающийся в разметке оригинала картины на участки, их разметке на элементы, в выборе материала заготовок элементов для мозаичной картины, сборке элементов для образования участков мозаичной картины и последующих выравнивании лицевой поверхности мозаичной картины и образовании монолитного основания, отличающийся тем, что перед выбором материала заготовок элементов для мозаичной картины осуществляют измерение физических характеристик цветности материала элементов оригинала картины, затем осуществляют обработку шлифованием и полированием сторон материала заготовок элементов и измерение их физических характеристик цветности, перед сборкой элементов для образования участков мозаичной картины осуществляют сравнение измеренных физических характеристик цветности материала элементов оригинала картины и физических характеристик цветности обработанного материала заготовок элементов, а при сборке используют обработанные элементы, измеренные физические характеристики цветности которых совпадают с физическими характеристиками цветности материала элементов оригинала картины.
Авторы
Даты
1994-01-15—Публикация
1992-08-12—Подача