Изобретение относится к запорной арматуре трубопроводов, предназначено для перекрытия и регулирования потока транспортируемой среды.
Известны многопроходные краны с поворотными дисками имеющими отверстия для перекрытия и дросселирования потока.
Наиболее близкой по технической сущности является "Задвижка для пропуска жидкости", содержащая корпус с гнездом, в котором установлены притертые запорные диски - средний поворотный вставлен в рукоятку, выходящую через боковой паз корпуса, и два неповоротных, поджатых с помощью уплотнителей друг к другу штуцером. Герметизация бокового паза осуществляется двумя упругими уплотнителями, установленными в гнезде корпуса и прижатыми к торцам рукоятки, расположенным внутри корпуса.
Недостатком описанного устройства является усложнение конструкции исполнением корпуса сборным, что приводит к увеличению материалоемкости и трудоемкости изготовления, а также к усложнению обслуживания и ремонта, т. к. требует демонтажа крана из линии.
Целью изобретения является устранение отмеченных недостатков, а именно: упрощение конструкции и повышение удобства обслуживания при одновременном снижении материалоемкости и трудоемкости изготовления.
Это достигается тем, что корпус выполнен цельным, а сборка и обслуживание производятся через боковой паз, выполненный шириной, равной толщине обоймы поворотного диска и самого поворотного диска, причем в обойме поворотного диска установлены уплотнительные элементы, герметизирующие кран по торцам бокового паза, а рукоятка с возможностью поворота надевается на корпус крана и взаимодействует с обоймой поворотного диска боковыми гранями гнезда, в который входит выступ, выполненный на обойме и являющийся ограничителем поворота обоймы в корпусе, при этом рукоятка удерживается на корпусе в осевом направлении с одной стороны этим выступом, а с другой пружинным кольцом, установленным в канавку, выполненную на корпусе.
Новым отличительным признаком является выполнение корпуса цельным с боковым пазом, размеры которого позволяют устанавливать диски и обойму с уплотнителями в корпус крана сбоку, что повышает удобство обслуживания при эксплуатации. Кроме того, рукоятка надевается на корпус крана и закрывает боковой паз, обеспечивая взаимодействие с выступом обоймы поворотного диска. Такое исполнение позволяет установить дополнительные уплотнения с обеих сторон паза снаружи корпуса, что повышает надежность, а установка пружинного кольца для удержания рукоятки в осевом направлении упрощает конструкцию. Установка уплотнительных элементов в обойме поворотного диска вместе с поворотным диском также является новым признаком, который позволяет уменьшить габариты и снизить материалоемкость. В совокупности эти новые признаки обеспечивают новые качества заявляемого устройства и соответствуют критерию изобретения.
На фиг. 1 изображен кран прямоточный многопроходный в осевом сечении; на фиг. 2 - то же, в поперечном сечении по затвору.
Кран состоит из корпуса 1 с боковым пазом 2, рукоятки 3, надетой с возможностью поворота на корпус 1, дисков запорных 4, один из которых свободно, но без возможности вращения установлен в корпусе 1, а другой - в обойму 5, входящую в боковой паз 2 корпуса 1, которая своим выступом 6 взаимодействует с рукояткой 3. Диски 4 поджимаются своими взаимопритертыми торцами друг к другу упругими уплотнителями 7. Рукоятка 3 удерживается в осевом направлении с одной стороны выступом 6 обоймы 5, а с другой - пружинным кольцом 8, входящим в канавку на корпусе 1. Для повышения надежности герметизации в обойме 5 установлено уплотнение 9, а на корпусе 1 под рукоятку 5 уплотнения 10 с двух сторон от бокового паза 2. Диски 4 выполнены с криволинейной наружной поверхностью в виде радиусного выступа 11, а контур гнезд в корпусе 1 и обойме 5 повторяет конфигурацию дисков 4, что позволяет удерживать их от проворота. Боковые грани 12 выступа 6 на обойме 5 служат ограничителями поворота обоймы 5 и рукоятки 3.
Работает кран следующим образом.
Для перекрытия потока транспортируемой среды рукояткой 3 поворачивают обойму 5 с диском 4, при этом диски 4 своими цельными участками взаимопритертых торцев перекрывают свои проходные отверстия, а упругие уплотнители 7 создают предварительный поджим дисков 4 друг к другу, затем с ростом давления среды увеличивается и сила поджатия дисков 4 друг к другу, что обеспечивает надежное и полное запирание потока.
Регулирование расхода осуществляется поворотом рукоятки 3 с обоймой 5 и диском 4 на угол, обеспечивающий образование необходимых дроссельных щелей за счет частичного совмещения проходных отверстий вплоть до полного.
Сборка и обслуживание предлагаемого крана прямоточного многопроходного производится через боковой паз 2 корпуса 1. Сначала через него вставляется один из дисков 4 с упругим уплотнителем 7, затем на корпус 1 надевается рукоятка 3 до упора в выступ 6 обоймы 5 и фиксируется на корпусе 1 пружинным кольцом 8.
Для облегчения сборки и защиты уплотнительных элементов от повреждений при сборке применяется тонкая (до 0,05 мм) лента, которая является единственным приспособлением для обслуживания крана.
Разборка производится в обратном порядке. Снимается пружинное кольцо 8, а затем рукоятка 3, за выступ 6 вынимается обойма 5 с диском 4 и уплотнителями 7 и 9, затем вынимается второй диск 4.
Предлагаемый кран прямоточный многопроходный может найти широкое применение во всех отраслях народного хозяйства. В результате снижения затрат на изготовление и малую материалоемкость при налаженном массовом выпуске стоимость их будет ниже, а это позволит применять их для регулирования подачи теплоносителя на каждом отопительном приборе в жилых помещениях и промышленных зданиях, что даст экономию теплоэнергии. Выполнение запорных дисков из керамики позволяет получить надежную и долговечную арматуру для трубопроводов.
(56) Заявка Франции N 2542840, кл. F 16 К 3/08, 1984.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАДВИЖКА ПРЯМОТОЧНАЯ МНОГОПРОХОДНАЯ | 1992 |
|
RU2007646C1 |
ДРОССЕЛЬ РЕГУЛИРУЕМЫЙ ПРЯМОТОЧНЫЙ МНОГОПРОХОДНЫЙ | 2011 |
|
RU2479773C2 |
ДРОССЕЛЬ РЕГУЛИРУЕМЫЙ ПРЯМОТОЧНЫЙ МНОГОПРОХОДНЫЙ | 2006 |
|
RU2320911C2 |
КОНЦЕВОЙ КРАН ВОЗДУШНОЙ МАГИСТРАЛИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА | 1998 |
|
RU2126752C1 |
КОНЦЕВОЙ КРАН ВОЗДУШНОЙ МАГИСТРАЛИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА | 1999 |
|
RU2142889C1 |
ЗАТВОР ДИСКОВЫЙ | 2007 |
|
RU2355928C1 |
ДРОССЕЛЬ РЕГУЛИРУЕМЫЙ ПРЯМОТОЧНЫЙ МНОГОПРОХОДНЫЙ | 2010 |
|
RU2467236C2 |
ШАРОВОЙ КРАН | 2018 |
|
RU2685800C1 |
ЗАПОРНЫЙ КЛАПАН ДЛЯ АБРАЗИВНЫХ СРЕД | 2003 |
|
RU2241884C1 |
Запорно-регулирующий прямоточный кран | 2003 |
|
RU2223433C1 |
Использование: для перекрытия трубопроводов и регулирования потоков среды. Сущность изобретения: во втулке рукоятки выполнены боковые грани. Один запорный диск с взаимопритертыми торцами и проходным отверстием неподвижно установлен в корпусе, другой подвижный - во втулке рукоятки. Радиальный выступ охватывающей поворотный диск обоймы ограничивает ее поворот в корпусе. Корпус выполнен цельным. Уплотнительные элементы размещены в обойме с возможностью герметизации торцев бокового паза, ширина которого равна толщине обоймы. Втулка с возможностью поворота надета на корпус и связана боковыми гранями с обоймой. На корпусе выполнены выступ и канавка под пружинное кольцо, фиксирующее рукоятку в осевом направлении. 2 ил.
ПРЯМОТОЧНЫЙ МНОГОПРОХОДНЫЙ КРАН, содержащий корпус с боковым пазом, рукоятку, во втулке которой выполнены боковые грани, запорные диски со взаимно притертыми торцами и проходными отверстиями, один из которых, неподвижный, установлен в корпусе, а другой, подвижный, - во втулке рукоятки, и уплотнительные элементы, отличающийся тем, что он снабжен охватывающей поворотный диск обоймой с радиальным выступом, ограничивающим ее поворот в корпусе, при этом корпус выполнен цельным, уплотнительные элементы размещены в обойме с возможностью герметизации торцов бокового паза, ширина которого равна толщине обоймы, втулка рукоятки с возможностью поворота надета на корпус и связана боковыми гранями с обоймой, причем на корпусе выполнены выступ и канавка под пружинное кольцо, фиксирующие рукоятку в осевом направлении.
Авторы
Даты
1994-01-15—Публикация
1991-10-04—Подача