Изобретение относится к судостроению и может найти применение в системах для передачи груза с судна на необорудованный берег.
Известна швартовная и перегрузочная система жидких нефтепродуктов с судна на берег, содержащая одноточечный плавучий причал с гибким трубопроводом на барабане, установленном на основании причала, и буксирное судно.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому решению является быстромонтируемый рейдовый нефтепричал для приема танкеров, содержащий одноточечный причал с гибким трубопроводом на барабане, танкер для доставки и буксир для разматывания плавучего шланга.
Недостатки данных комплексов заключается в том, что скорость развертывания ограничена условиями буксировки, т. к. требуется буксирное судно и предварительная установка на берегу лебедки для вытягивания подводного шланга на берег. Кроме того, при протаскивании подводного шланга от причала до берега требуются значительные усилия, при этом подводный шланг может быть поврежден о подводные препятствия и имеет малый срок службы.
Целью изобретения является устранение указанных недостатков, т. е. снижение времени разворачивания системы, увеличение ее надежности и исключение повреждения шлангов.
Указанная цель достигается тем, что в известной системе, содержащей танкер, буксир, точечный плавучий пригал с подводными и плавучими шлангами и барабаном, точечный плавучий причал установлен на танкере, предварительно собранном в виде двух последовательно и шарнирно соединенных между собой стояков, один из которых, кроме того, шарнирно соединен с якорем, а на другом стояке подвижно закреплен кольцеобразный поплавок, при этом танкер в его носовой части снабжен слипом, стеллажом с роликовыми опорами, лебедкой с блоком и тросом для спуска точечного причала. Кроме того, барабан выполнен плавучим с горизонтальным расположением оси, снабжен тягами для буксировки за катером и выкатывания на берег, якорь плавучего причала выполнен складывающимся по форме носа танкера и закреплен на палубе посредством стопоров, для обеспечения устойчивости якоря при его погружении и для удержания стояков причала при аварийном отходе танкера кольцеобразный поплавок выполнен с возможностью перемещения вдоль стояка с ограничителями в узле соединения двух стояков и в центре стояка в виде упора.
Плавучий барабан и катер-амфибия установлены на палубе танкера.
На фиг. 1 изображен общий вид комплекса в походном состоянии; на фиг. 2 - начальная фаза установки точечного плавучего причала; на фиг. 3 - то же, промежуточная фаза; на фиг. 4 - заключительный момент установки точечного плавучего причала и начало прокладки подводного трубопровода; на фиг. 5 - окончание прокладки подводного трубопровода и его вытаскивание на берег; на фиг. 6 - положение точечного плавучего причала после аварийного отхода танкера.
Комплекс для подачи жидкого груза на необорудованный берег содержит танкер 1 с носовым слипом 2 и нишей со стопорами 3, точечный плавучий причал со стояками 4 и 5, соединенными друг с другом и якорем 6 при помощи универсальных шарниров 7 и 8, стеллаж 9 с роликовыми опорами 10, двухбарабанную лебедку 11 с тросами 12, швартовный кронштейн с подшипником 13, блок 14 для проводки троса при демонтаже причала, подвижный поплавок 15, плавучий барабан 16 с намотанным подводным шлангом 17, грузоподъемный кран 18, буксирный трос 19, буй 20, упор 21 на конце стояка 5, катер-амфибию 22, кронштейн 23 для буксировки плавучего барабана, гибкий шланг 24, соединенный с грузовым манифольдом танкера.
В транспортном положении элементы системы располагаются следующим образом. Стояк 5 посредством троса 12, проведенного через блок 14, находится в натянутом состоянии, при этом стояк 4 и поплавок 15 размещаются в носовом слипе 2 танкера 1, а якорь 6 располагается в нише на носовой оконечности танкера, причем для обеспечения мореходных качеств танкера он находится в сложенном по форме носа танкера состоянии. Плавучий барабан 16 и катер-амфибия 22 располагаются на палубе танкера.
Развертывание системы производится в следующем порядке.
После прихода в район выгрузки танкер 1 стопорит ход, лебедкой 11 ослабляется трос 12, отключаются стопоры 3, при этом под собственным весом якорь 6 вываливается в воду и раскрывается. Производится спуск на воду катера-амфибии 22 и плавучего барабана 16 с намотанным подводным шлангом 17 и связанным с катером-амфибией 22 кронштейном 23. Свободный конец подводного шланга 17 подключается к трубопроводной системе причала, расположенной на якоре 6 и посредством троса 19 катер-амфибия 22 начинает буксировку одновременно плавучего барабана 16 и якоря 6. В дополнение к этому лебедкой 11 и тросом 12, закрепленным за упор 21, производится перемещение стояка 5 в направлении носа танкера до тех пор, пока стояк 5 движется по роликовым опорам 17 стеллажа 9. Далее с танкера 1 на якоре 6 дистанционно открывают днищевые кингстоны и затапливают его, при этом стабилизирующим элементом, предотвращающим опрокидывание якоря, является поплавок 15, зафиксированный в нижней части стояка 5.
В это время с катера-амфибии 22 освобождают трос 19, на конце которого закреплен буй 20, указывающий место расположения якоря 6. После этого катер-амфибия 22, двигаясь к берегу, буксирует плавучий барабан 16, при этом подводный шланг 17 разматывается и укладывается на морское дно. При выходе на берег катер-амфибия 22 выкатывает плавучий барабан 16, где конец подводного шланга 17 подключается к потребителю нефтепродуктов.
Перед началом перекачки гибкий шланг 17 точечного плавучего причала, проходящий вокруг универсальных шарниров 7 и 8 внутри стояков 4 и 5, соединяется с грузовым манифольдом танкера посредством гибкого шланга 24. В процессе перегрузки под действием внешних нагрузок танкер натягивает стояки 4 и 5, при этом упор 21 соприкасается со швартовным кронштейном 13, оборудованным подшипником. Учитывая точечный характер швартовки, танкер имеет возможность поворота на 360о под действием внешней среды.
Свертывание системы производится в обратном порядке. В случае возникновения аварийной ситуации, при которой танкер должен покинуть место выгрузки, поплавок 15 дистанционно с танкера 1 освобождается от фиксации и всплывает до середины стояка 5, швартовный кронштейн 13 с подшипником разобщается и освобождает стояк 5. Танкер 1 отходит от причала.
Заявляемая система для швартовки и перегрузки жидких грузов на необорудованный берег позволяет быстро развернуть одноточечный плавучий причал в месте перегрузки нефтепродуктов, т. к. он заранее собран и установлен на палубе танкера, тут же установлен катер-амфибия, который доставляет на берег плавучий барабан с намотанным подводным шлангом, при этом шланг не изнашивается и не повреждается о морское дно, т. к. он укладывается на дно с барабана под собственным весом. (56) Подводно-технические, водолазные и судоподъемные работы. Гидротехнические сооружения. Экспресс-информация, М. : ВИНИТИ, 1987, N 39, с. 22.
Сущность изобретения: комплекс содержит танкер с носовым слипом и нишей со стопорами, точечный плавучий причал со стояками, соединенными друг с другом и якорем при помощи универсальных шарниров, и установленные на танкере стеллаж с роликовыми опорами, двухбарабанную лебедку с тросами, швартовный кронштейн, блок для проводки троса. Кроме того, комплекс имеет подвижный поплавок, установленный на одном из стояков плавучий барабан с намотанным подводным шлангом, кран, буксирный трос, буй, катер-амфибию, кронштейн для буксировки плавучего барабана, гибкий шланг, соединенный с грузовым манифольдом танкера. В транспортном положении точечный плавучий причал, плавучий барабан и катер-амфибия располагаются на танкере. 4 з. п. ф-лы, 6 ил.
Авторы
Даты
1994-01-30—Публикация
1991-05-06—Подача