Изобретение относится к водному трансnopiy, в частности к способам рейдовой разгрузки судов.
Известен способ рейдовой разгрузки судов у необорудованного берега, вкпючающий операции погрузки грузов на понтоны, формирования буксирного состава из поитонов с носовыми и кормовыми клюзами посредством буксирного троса, буксировки состава на буксирном тросе, связанном с пебедкой , за амфибией к берегу и разгрузки грузов из понтонов LlJ .
Однако такой способ требует больших трудозатрат и занимает много времени, так как понтоны отходят друг от друга, и для их сбора необходимо маневрировать амфибией. Этот недостаток существенно увеличивает время простоев судов под разгрузкой.
При погрузке понтонов у борта судна каждый понтон должен иметь грузоподъемность, рассчитанную на максимальный вес штучного перевозимого груза, так как при гибкой сцепке понтонов невозможно перераспределение грузоподъемности между
ними. Если в сцепке один из понтонов перегружен, а другой недогружен, то перегруженный понтон будет заливаться водой, а недогруженный будет двигаться с неиспользованным запасом ппавучести.
Понтоны, рассчитанные на максимальный вес перевозимого штучного груза, имеют большие габариты и вес.
При рейдовой разгрузке судов в условиях резкого увеличения сопротивления движению, когда тягового усилия )ибии становится недостаточно, необходимо быст ро рассоединить, а впоследствии соединить элементы буксируемого состава для протаскивания их амфибией по одному. По существующей, технологии для преодоления труднопроходимых участков быстрое расформирование и формирование состава, как вприбрежной зоне, так и на мелководье, осуществить нельзя. Поэтому, как следствие, при подходе к берегу грузы переваливают на волокуши. Это существенно увеличивает трудоемкость и временные затраты. При буксировке на гибкой сцепке понтонов с грузом к берегу не исключена возможность повреждения их от ударов один о другой. Кроме того, при посадке состава на гибкой сцепке на мель трудно рассоединить понтоны, так как буксирный трос при этом сильно натянут. Цель изобретения заключается в сок ращении потерь времени и уменьшении трудозатрат. Для этого при операции формирования буксирного состава последовательно пропускают буксирный трос через носовые и кормовые клюзы каждого понтона, поочередно спускают понтоны на воду, закреп-, ляюг трос на последн1ем понтоне и стягивают буксирным тросом между собой понтоны и амфибию. На фиг. 1 показана операция спуска понтонов на воду в процессе формирования состава; на фиг. 2 - погрузка грузов на понтоны; на фиг. 3 - операция заводки буксирного троса в клюзы понтона; на фиг. 4 - буксировка понтонов по мелководью и доставка их на береговой склад. Реализация способа осуществляется посредством судна 1, грузовой стрелы 2, амфибии 3, снабженной лебедкой 4 и буксирным тросом 5. В понтонах 6 выполнены носовой и кормовой кпюзы 7. Понтон в связан со стрелой 2 посредством строп Способ осуществляется следующим образом. ... У борта стоящего на рейде судна 1 с помощью грузовой стрелы 2 спускают на воду a tфибию 3, оснащенную лебедкой 4 и тросом 5. Затем готовят к спуску понтоны 6. Для этого оставшийся на борту судна конец буксирного троса 5 пропускают через носовой и кормовой клюзы 7 первого понтона и закрепляют его на палубе судна. Грузовой стрелой поднимают понтон с палубы и переносят его за бОрт Приэтом понтон скользит по буксирному тросу, соединяющему судно с амфибией. Когда понтон опустится на воду, отсое- диняют стропы, возвращают стрепу в исходное положение, а понтон занимает мес то позади актфибии. На борту судна заводят конец буксирного троса в носовой, затем в кормовой клюзы очередного .понтона и повторяют описанные выше операции. Когда все понтоны спущены на воду, закрепляют конец буксирного троса на корме спущенного последним понтона. Включив лебедку 4, выбирают трос и усилием лебедки стягивают понтоны друг с другом и с амфибией. Состав загружают и буксируют амфибией к берегу, при достижении которого, когда потребное тяговое усилие превььшает тяговое усилие амфибии, буксирный трос ослабляют и закрепляют на грунте. Амфибия поочередно.стягивает понтоны с буксирного троса и по одному или по несколы у тянет их волоком к береговым складам. После разгрузки на складе порожние понтоны; доставленные амфибией к урезу воды, последовательно нанизывают на буксирный трос, пропуская последний через клюзы. Включив лебедку, стягивают пон- тоны друг с другом и с амфибией. Сформированный состав направляют за очередной партией груза к борту судна. Формула изобретения Способ рейдовой разгрузки судов у необорудованного берега, включак1щий операции погрузки грузов на понтоны, формирования буксирного состава из по 1тонов с носовыми и кормовыми клюзами посредством буксирного троса, буксировки состава на буксирном тросе, связанном с -лебедкой, за амфибией к берегу и разгрузки грузов из понтонов, отличающийся тем, что, с целью сокращения потерь времени и уменьшения трудозатрат, при операции формирования буксирного состава последовательно пропускают буксирный трос через носовые и кормовые кпюзы каждого понтона, поочередно спускают понтоны на воду, закрепляют трос на последнем понтоне и стягивают буксирным тросом между собой понтоны и амфибию. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: 1. /Морской флот, 1974, № 5.
N
Фиг.1
54 2
Фиг. 2
Авторы
Даты
1978-08-05—Публикация
1974-10-14—Подача