Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в практике психотерапии.
Современная психотерапевтическая практика в области научной и народной, альтернативной медицины выделяет такие состояния сознания как гипноз, аутогенное погружение, медитация, транс.
Психофизиологические механизмы каждого из отмеченных состояний неясны, отсутствует единое мнение о степени тождественности или различия данных состояний в психологическом, психофизиологическом отношениях. Как правило, теоретики и практики психотерапии - приверженцы конкретного метода, склонны противопоставлять его остальным как по природе, так и по эффективности воздействия (см. Лобзин В. С. и Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Справочное пособие для врачей. - Л. , 1986, - с. 3-41). В это же время убедительных, объективно регистрируемых различий всех перечисленных состояний до настоящего времени не найдено. Самое тщательное феноменологическое изучение гипнотического состояния, аутогенного погружения, состояния медитации, трансовых состояний убеждает в наличии единого континуума субъективных ощущений и переживаний, возможного поведения индивида в данных состояниях. Практически тождественен и психокоррекционно-терапевтический диапазон применения анализируемых методов воздействия.
Понятия гипноз, транс, гипнотический транс до недавнего времени воспринимались как сливающиеся синонимы, однако в последнее время практикующие экстрасенсы-целители выделили и противопоставили транс гипнозу. Подобное выделение и противопоставление основано, очевидно, на противопоставлении альтернативного, народного, подлинного экстрасенсорного целительства официальной, научной психотерапии, гипнотерапии, поскольку ни по применяемым техникам, ни по феноменологии состояний индивида, различий между гипнозом и трансом нет.
Известны различные режимы работы мозга и наиболее отчетливо по состоянию сознания различаются сон и бодрствование. Выделяют так же отстоящее от них промежуточное состояние измененного сознания, характеризующееся повышенной восприимчивостью к психическому воздействию, которое точнее можно определить как особое состояние сознания. Именно последний режим работы мозга и является, вероятно, основой феноменологического единства гипноза, транса, аутогенного погружения и медитации.
При обобщенном анализе различных методов введения в особое состояние сознания следует выделить два основных типа, базирующихся на гетеро- и аутовоздействии. Причем там, где аутовоздействие используется для оказания психотерапевтической, психокоррекционной помощи, в целях его первоначальной генерации часто используют гетеровоздействие, например, в аутогенной тренировке наиболее результативен переход от гетеротренинга к аутотренингу (см. Лобзин В. С. и Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Справочное пособие для врачей. - Л. , 1986, - с. 159-201). Противопоставление гетеро- и аутовоздействия достаточно условно, поскольку аутовоздействие может рассматриваться как частная, опосредованная форма гетеровоздействия. Кроме того, потребность в психокоррекции, терапии определяется единым кругом причин. Выбор же конкретной формы терапии и психокоррекции зависит от рынка методов психотерапии, психокоррекции равно как и от социально, личностно обусловленного предпочтения индивида.
Методы психокоррекции различаются прежде всего по цели воздействия, аутодидактической при аутогенной тренировке (см. Лобзин В. С. и Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Справочное пособие для врачей. - Л. , 1986, - с. 23-28), терапевтической, психокоррекционной для гипнотерапии, религиозно-мистической и одновременно профилактически-оздоровительной для традиционной медитации (см. Сидоров В. Семь дней в Гималаях // Москва - 1982; - N 8. , а также - Торчинов Е. А. О психологических аспектах учения праджняпарамиты // Психологические аспекты буддизма - Новосибирск, 1991. - с. 104-125. ). В то же время различия по форме перехода не столь существенны и во многом нивелируются благодаря преобладанию общих моментов, каковыми являются:
- наличие у индивида потребности, готовности к психокоррекции, психотерапии;
- представление индивида о необычности состояний гипноза, транса, медитации, аутогенного погружения;
- наличие лица, осуществляющего введение в перечисленные состояния на период психокоррекции и психотерапии (первоначально либо в течение всего курса).
Известен способ гипнотизации, основанный на внушении сближения пациентом рук, при соприкосновении которых внушают наступление глубокого крепкого сна (см. Свядощ А. М. Неврозы. М. , 1982. - с. 229).
Известен способ гипнотизации Эриксона-Вольберга, основанный на внушении движения руки, при котором первоначально внушают поднятие пальцев, затем всей кисти и движение руки к лицу до соприкосновения. При этом реализацией движения руки обусловливают опускание век, засыпание, завершение движения руки соприкосновением к лицу связывают во внушении с переходом к глубокому сну, релаксации. В начале гипнотизации пациент не знает о форме предстоящей гипнотизации, а зачастую и том, что она будет проведена, не имеет представления о цели внушения движения руки (цит. по Черток Д. Л. Гипноз. М. , 1992. - с. 126-128).
Однако данный способ применим лишь при индивидуальной психотерапии.
Целью изобретения является упрощение процедуры введения пациента в особое состояние сознания (гипноз, состояние аутогенного погружения, медитацию, транс) и повышение терапевтической эффективности психотерапии.
Цель достигается тем, что предварительно пациенту сообщают о последовательности приемов и ощущениях, которые могут возникнуть при введении в состояние гипноза (аутогенного погружения, медитации, транса), затем после психологической готовности перейти в указанное состояние пациент поднимает руку и ему внушают самопроизвольное опускание руки и одновременный переход в состояние гипноза (аутогенного погружения, медитации, транса).
Способ осуществляют следующим образом.
Пациент должен находиться в удобном положении сидя или лежа. Ему описывают последовательность действий, которые он должен выполнить, и ощущения, которые могут у него возникнуть в процессе погружения. Форма сообщения может быть следующей: "Мы будем работать с гипнотическим состоянием (состоянием аутогенного погружения, медитации, транса). Главное условие перехода в гипноз (состояние аутогенного погружения, медитацию, транс) - наличие желания перейти в него, а мотивацией для этого является успешное лечение. Вы должны настроиться на переход в состояние гипноза (аутогенного погружения, медитации, транса), сосредоточиться на ощущениях собственного тела и по мере готовности поднять любую руку. Я подойду к вам, прикоснусь к руке, ее будет тянуть вниз и рука начнет опускаться, непроизвольно, без ваших активных, осознанных усилий. Чем ниже будет опускаться рука, тем глубже вы будете уходить, погружаться в состояние гипноза (аутогенного погружения, медитации, транса). При соприкосновении руки с поверхностью переход в состояние гипноза (аутогенного погружения, медитации, транса) будет завершен.
Затем предлагают пациенту сосредоточиться на желании перейти в состояние гипноза (аутогенного погружения, медитации, транса) и на ощущениях собственного тела, закрыть глаза. Конкретная форма внушения может быть следующей: "Расслабили мышцы рук, ног, туловища, шеи, лица. Дышим ровно, спокойно. Настраиваемся на переход в состояние гипноза (аутогенного погружения, медитации, транса) и, по мере готовности, поднимаем руку, любую, которую вам удобно . " Пациент, либо один из пациентов при групповом сеансе поднимает руку. Психотерапевт подходит и говорит: "Хорошо. Все внимание - на желании войти в состояние гипноза (аутогенного погружения, медитации, транса)". Психотерапевт прикасается к руке пациента, продолжая внушение : "Руку начинает тянуть вниз . . . Рука начинает движение . . . Ниже идет рука, тянет руку вниз. Отдельные, сливающиеся в одно движения руки . . . С каждым движением руки меняются ощущения тела, тело становиться все более далеким, чужим . . . Ниже идет рука. В момент соприкосновения руки с поверхностью переход в состояние гипноза (аутогенного погружения, медитации, транса) будет завершен . . . Рука опускается и застывает". Рука пациента опускается и застывает.
П р и м е р 1. Введение в гипнотическое состояние.
Пациент М. , 42 года. Диагноз: неврастения, невротическое состояние, астено-вегетативный синдром. Проведена психотерапия в стационарных условиях, включавшая гипнотерапию.
Введение в гипнотическое состояние осуществлено следующим образом.
Пациенту предложено сесть в кресло. Затем ему описаны последовательность действий, которые он должен выполнить, и ощущения, которые могут у него возникнуть в процессе гипнотизации. Форма сообщения была следующей: "Мы будем работать с гипнотическим состоянием. Главное условие перехода в гипноз - наличие желания перейти в него, а мотивацией для этого является успешное лечение. Вы должны настроиться на переход в состояние гипноза, сосредоточиться на ощущениях собственного тела и по мере готовности поднять любую руку. Я подойду к вам, прикоснусь к руке, ее будет тянуть вниз и рука начнет опускаться непроизвольно, без ваших активных, осознанных усилий. Чем ниже будет опускаться рука, тем глубже вы будете уходить, погружаться в состояние гипноза. При соприкосновении руки с поверхностью переход в состояние гипноза будет завершен. "
Затем пациенту было предложено сосредоточиться на желании перейти в состояние гипноза и на ощущениях собственного тела, закрыть глаза. Далее проведено следующее внушение: "Расслабили мышцы рук, ног, туловища, шеи, лица. Дышим ровно, спокойно. Настраиваемся на переход в состояние гипноза и, по мере готовности, поднимаем руку, любую, которую вам удобно . . ". Пациент поднял руку. Психотерапевт подошел и сказал: " . . . Хорошо. Все внимание - на желании войти в состояние гипноза". Затем психотерапевт прикоснулся к руке пациента, продолжая внушение: "Руку начинает тянуть вниз . . . Рука начинает движение . . . Ниже идет рука, тянет руку вниз". Рука пациента начала опускаться. "Отдельные, сливающиеся в одно движение руки . . . С каждым движением руки меняются ощущения тела, тело становится все более далеким, чужим . Ниже идет рука. В момент соприкосновения руки с поверхностью переход в состояние гипноза будет завершен . . . Рука опускается и застывает". Рука пациента опустилась и застыла.
Глубина гипнотического состояния - второй стадии. Далее проведена терапевтическая гипносуггестия.
П р и м е р 2. Введение в состояние аутогенного погружения.
Пациентка В. , 35 лет. Диагноз: неврастения, невротическое состояние, тревожный, астено-депрессивный синдром. Проведена психотерапия в амбулаторных условиях, включавшая аутогенную тренировку.
Введение в состояние аутогенного погружения осуществлено следующим образом.
Пациентка предложено сесть в кресло. Затем ей описаны последовательность действий, которые она должна выполнить и ощущения, которые могут у нее возникнуть в процессе аутогенного погружения. Форма сообщения была следующей: "Мы будем работать с состоянием аутогенного погружения. Главное условие перехода в данное состояние - наличие желания перейти в него, а мотивацией для этого является успешное лечение. Вы должны настроиться на переход в состояние аутогенного погружения, сосредоточиться на ощущениях собственного тела и, по мере готовности, поднять любую руку. Я подойду к вам, прикоснусь к руке, ее будет тянуть вниз и рука начнет опускаться, непроизвольно, без ваших активных, осознанных усилий. Чем ниже будет опускаться рука, тем глубже вы будете уходить, погружаться в состояние аутогенного погружения. При соприкосновении руки с поверхностью переход в состояние аутогенного погружения будет завершен. "
Затем пациентке было предложено сосредоточиться на желании перейти в состояние аутогенного погружения и на ощущениях собственного тела, закрыть глаза. Далее проведено следующее внушение: "Расслабили мышцы рук, ног, туловища, шеи, лица. Дышим ровно, спокойно. Настраиваемся на переход в состояние аутогенного погружения и, по мере готовности, поднимаем руку, любую, которую вам удобно . " Пациентка подняла руку. Психотерапевт подошел и сказал: " . . . Хорошо. Все внимание - на желании войти в состояние аутогенного погружения". Затем психотерапевт прикоснулся к руке пациентки, продолжая внушение: "Руку начинает тянуть вниз . . . Рука начинает движение . . . ". Рука начала опускаться. "Ниже идет рука, тянет руку вниз. Отдельные, сливающиеся в одно движение руки . . . С каждым движением руки меняются ощущения тела, тело становится все более далеким, чужим . . . Ниже идет рука. В момент соприкосновения руки с поверхностью переход в состояние аутогенного погружения будет завершен . . . Рука опускается и застывает". Рука пациентки опустилась и застыла.
Затем проведен сеанс аутогенной тренировки первой ступени из шести стандартных упражнений. Перед выходом из состояния аутогенного погружения пациентке сделано внушение о возможности самостоятельного вхождения в состояние аутогенного погружения с помощью движения руки и сохранении этого навыка впоследствии. Второй сеанс аутогенной тренировки строился идентично первому. После него пациентке предложено повторить его дома самостоятельно. С третьего сеанса пациентка осуществляла введение в состояние аутогенного погружения по предложенному способу самостоятельно.
П р и м е р 3. Введение в медитативное состояние.
Пациентка В. , 32 года. Диагноз: истерический невроз, невротическое состояние, астено-вегетативный синдром. Проведена психотерапия в стационарных условиях, включавшая психотерапию в медитативном состоянии.
Введение в медитативное состояние осуществлено следующим образом.
Пациентке предложено сесть в кресло. Затем ей описаны последовательность действий, которые она должна выполнить и ощущения, которые могут у нее возникнуть при введении в медитативное состояние. Форма сообщения была следующей: "Мы будем работать с медитативным состоянием. Главное условие перехода в данное состояние - наличие желания перейти в него, а мотивацией для этого является успешное лечение. Вы должны настроиться на переход в медитативное состояние, сосредоточиться на ощущениях собственного тела и, по мере готовности, поднять любую руку. Я подойду к вам, прикоснусь к руке, ее будет тянуть вниз и рука начнет опускаться, непроизвольно, без ваших активных, осознанных усилий. Чем ниже будет опускаться рука, тем глубже выбудете уходить, погружаться в медитативное состояние. При соприкосновении руки с поверхностью переход в медитативное состояние будет завершен. "
Затем пациентке было предложено сосредоточиться на желании перейти в медитативное состояние и на ощущениях собственного тела, закрыть глаза. Далее проведено следующее внушение: "Расслабили мышцы рук, ног, туловища, шеи, лица. Дышим ровно, спокойно. Настраиваемся на переход в медитативное состояние и, по мере готовности, поднимаем руку, любую, которую вам удобно . . ". Пациентка подняла руку. Психотерапевт подошел и сказал: ". . . Хорошо. Все внимание - на желании войти в медитативное состояние". Затем психотерапевт прикоснулся к руке пациентки, продолжая внушение: "Руку начинает тянуть вниз . . . Рука начинает движение . . . ". Рука начала опускаться. "Ниже идет рука, тянет руку вниз. Отдельные, сливающиеся в одно движения руки. С каждым движением руки меняются ощущения тела, тело становится все более далеким, чужим . . . Ниже идет рука. В момент соприкосновения руки с поверхностью переход в медитативное состояние будет завершен . . . Рука опускается и застывает". Рука пациентки опустилась и застыла.
Затем проведен сеанс медитации. Перед выходом из медитативного состояния пациентке сделано внушение о возможности самостоятельного вхождения в медитативное состояние с помощью движения руки и сохранении этого навыка в последствии. Второй сеанс медитации строился идентично первому, после него пациентке предложено повторить его дома самостоятельно. С третьего сеанса пациентка осуществляла введение в медитативное состояние по предложенному способу самостоятельно.
П р и м е р 4. Введение в состояние транса.
Пациент О. , 27 лет. Диагноз: отдаленные последствия черепно-мозговой травмы с цефалгическим, астено-вегетативным синдромом. Считает себя негипнабельным. Проведена психотерапия в стационарных условиях, включавшая терапию в состоянии транса.
Введение в состояние транса осуществлено следующим образом.
Пациенту предложено сесть в кресло. Затем ему описаны последовательность действий, которые он должен выполнить и ощущения, которые могут у него возникнуть в процессе введения в состоянии транса. Форма сообщения была следующей: "Мы будем работать с состоянием транса. Главное условие перехода в состояние транса - наличие желания перейти в него, а мотивацией для этого является успешное лечение. Вы должны настроиться на переход в состояние транса, сосредоточиться на ощущениях собственного тела и, по мере готовности, поднять любую руку. Я подойду к вам, прикоснусь к руке, ее будет тянуть вниз и рука начнет опускаться, непроизвольно, без ваших активных, осознанных усилий. Чем ниже будет опускаться рука, тем глубже вы будете уходить, погружаться в состояние транса. При соприкосновении руки с поверхностью переход в состояние транса будет завершен".
Затем пациенту было предложено сосредоточиться на желании перейти в состояние транса и на ощущениях собственного тела, закрыть глаза. Далее проведено следующее внушение: "Расслабили мышцы рук, ног, туловища, шеи, лица. Дышим ровно, спокойно. Настраиваемся на переход в состояние транса гипноза и, по мере готовности, поднимаем руку, любую, которую вам удобно". Пациент поднял руку. Психотерапевт подошел и сказал: ". . . Хорошо. Все внимание - на желании войти в состояние транса". Затем психотерапевт прикоснулся к руке пациента, продолжая внушение: "Руку начинает тянуть вниз . . . Рука начинает движение . . . Ниже идет рука, тянет руку вниз". Рука пациента начала опускаться. "Отдельные, сливающиеся в одно движение руки . . . С каждым движением руки меняются ощущения тела, тело становится все более далеким, чужим . . . Ниже идет рука. В момент соприкосновения руки с поверхностью переход в состояние транса будет завершен . . . Рука опускается и застывает". Рука пациента опустилась и застыла.
Далее проводилась психотерапия в состоянии транса.
Нами проведено сопоставление результативности традиционной вербальной гипнотизации со счетом (см. Слободяник А. П. Психотерапия, внушение, гипноз. - Киев, 1982. - с. 194-195. ) и предлагаемого способа в группах по 300 человек каждая, прошедших гипнотерапию в кабинете психотерапии при Уфимском НИИ гигиены и профзаболеваний (собственные данные). В каждой группе выделены две подгруппы: негипнабельных и гипнабельных. Полученные результаты представлены в следующей таблице.
Глубинное сходство форм и условий введения в особое состояние сознания при различи целей, семантического содержания гипнотерапии, аутогенного тренировки, медитации позволяет предложить единую форму введения, наполняемую в каждом конкретном случае необходимым содержанием: гипнотерапии, аутогенной тренировки, медитации, транса. Особенностью предлагаемого способа является возможность как индивидуального, так и группового введения в особое состояние сознания, причем независимо от групповой, индивидуальной форм работы, сохраняется индивидуализация подхода к пациенту, с оптимальным для него началом введения, его темпом, моментом завершения. Индивидуализация подхода не зависит от величины и состава группы.
Дополнительным положительным моментом является то, что движение руки, его темп, являются своеобразной формой биологической обратной связи для индивида, индикатором наличия, темпа, завершения перехода для лица, проводящего введение в гипноз, медитацию и другие формы особого состояния сознания. (56) Черток Д. Л. Гипноз. М. , 1992, с. 126--128.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ТУКАЕВА Р.Д. ЛЕЧЕНИЯ АЛИМЕНТАРНОГО ОЖИРЕНИЯ | 1992 |
|
RU2008028C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ И АДДИКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ | 2003 |
|
RU2255770C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ РИСКА СВИНЦОВОЙ ИНТОКСИКАЦИИ | 1992 |
|
RU2032904C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ РИСКА ИНТОКСИКАЦИИ И РАДИАЦИОННОГО ПОРАЖЕНИЯ ДОЛГОЖИВУЩИМИ РАДИОНУКЛИДАМИ | 1992 |
|
RU2032905C1 |
СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ВОСПОМИНАНИЙ | 2010 |
|
RU2444993C1 |
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПИИ ЗАБОЛЕВАНИЙ | 2000 |
|
RU2198690C2 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА | 2010 |
|
RU2438728C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА | 2010 |
|
RU2438727C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА | 2010 |
|
RU2438725C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ | 1995 |
|
RU2079309C1 |
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в практике психотерапии. В предлагаемом способе введения в состояния гипноза, аутогенного погружения, медитации, транса путем внушения самопроизвольного движения руки с одновременным вхождением в указанные состояния пациента дополнительно информируют о последовательности выполнения приемов и ощущениях, которые могут возникнуть при переходе в состояния гипноза, аутогенного погружения, медитации, транса, после достижения пациентом психологической готовности перейти в состояния гипноза, аутогенного погружения, медитации, транса, он поднимает руку, ему внушают, что она опускается без активных мышечных усилий, и одновременно с движением руки осуществляется вхождение в указанные состояния, завершают введение при соприкосновении руки с поверхностью. 1 табл.
СПОСОБ ВВЕДЕНИЯ В СОСТОЯНИЯ ГИПНОЗА, АУТОГЕННОГО ПОГРУЖЕНИЯ, МЕДИТАЦИИ, ТРАНСА путем внушения самопроизвольного движения руки с одновременным вхождением в указанные состояния, отличающийся тем, что предварительно информируют пациента о последовательности выполнения приемов и ощущениях, которые могут возникнуть при переходе в указанные состояния, затем после достижения пациентом психологической готовности перейти в состояние гипноза, аутогенного погружения, медитации, транса, свидетельством которой является поднятие руки пациентом, ему внушают, что рука опускается, без активных мышечных усилий, а завершением вхождения в указанные состояния является соприкосновение руки с поверхностью.
Авторы
Даты
1994-02-28—Публикация
1992-10-06—Подача