Предлагаемое изобретение относится к машиностроению и предназначено для повышения износостойкости вкладыша подшипника скольжения.
Известен подшипник скольжения с расположенными на наружной поверхности вкладыша лепестками и продольными пазами.
Недостатком этого подшипника является наличие подвижных элементов-лепестков, а также то, что с ростом давления и окружной скорости значительно растут габариты и количество лепестков, что увеличивает массу и габариты подшипника скольжения.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является подшипник скольжения с канавками на рабочей поверхности вкладыша, выполненными параллельно торцам в виде сегментообразных в поперечном сечении вкладыша карманов, сообщающихся между собой отверстиями [1] .
Недостатком этого подшипника являются значительные износы в околоканавочной зоне в режимах пуска, останова и реверса вала подшипника скольжения.
Целью изобретения является повышение износостойкости вкладыша подшипника скольжения.
Это достигается тем, что вкладыш выполнен из соединенных между собой внутреннего и наружного слоев, причем в сегментообразной полости наружного слоя установлен без зазора полый вкладыш с расположенным в нем с гарантированным зазором в нижней части лепестком в виде замкнутой кривой с длинной осью, перпендикулярной линии действия нагрузки.
На чертеже изображен общий вид подшипника скольжения Снеговского в продольном разрезе с эпюрами контактных давлений традиционного и Снеговского подшипников скольжения.
Предлагаемый подшипник скольжения состоит из вкладыша, смонтированного в корпусе 1 подшипника скольжения и выполненного из соединенных между собой внутреннего 2 и наружного 3 слоев. В сегментообразной полости наружного слоя 3 установлен без зазора полый вкладыш 4 с расположенным в нем с гарантированным зазором в нижней части лепестком 5 в виде замкнутой кривой, описанной уравнением в прямоугольных координатах (x2 + y2)2 - -2c2(x2 - y2) = a4 - c4, при c < a < c с жесткой фиксацией в месте 6 сужения креплением , причем длинная ось лепестка перпендикулярна линии действия нагрузки.
П р и м е р. Подшипник скольжения Снеговского с контактными давлениями 20 МПа и окружной скоростью 5 м/с состоит из вкладыша, смонтированного в корпусе, с наружным диаметром 980 мм, толщиной 80 мм, изготовленного из латуни ЛЦ40МцЗЖ и состоящего из внутреннего слоя 2 с наружным диаметром 600 мм и толщиной 60 мм, изготовленного из эпоксидного углепластика с пределом прочности при сжатии 300 МПа и модулем упругости 15 ГПа и наружного слоя 3 с наружным диаметром 820 мм и толщиной 110 мм, изготовленного также из эпоксидного углепластика с пределом прочности при сжатии 450 МПа и модулем упругости 20 ГПа.
В сегментообразной полости наружного слоя 3 установлен без зазора полый вкладыш 4 высотой 80 мм и длиной дуги 140 мм, соприкасаемой с внутренним слоем 2, изготовленного из текстолита с пределом прочности при сжатии 200 МПа и модулем упругости 4 ГПа, с расположенным в нем с гарантированным зазором в 12 мм в нижней части лепестком 5 в виде замкнутой кривой, описанной уравнением в прямоугольных координатах (x2 + y2) - 2c2(x2 - y2) = a4 - c4, при c < a < c с длинной осью 96 мм и с малой осью 38 мм, изготовленного из марганцовистой стали 55 ГС с пределом прочности при растяжении 650 МПа и модулем упругости 0,21 МПа, причем длинная ось лепестка перпендикулярна линии действия нагрузки.
При нагружении подшипника скольжения Снеговского происходит перераспределение контактных давлений в материале вкладыша за счет разницы в прочностно-упругих свойствах внутреннего слоя 2, полого вкладыша 4, лепестка 5 и наружного слоя 3 перемещением материала полого вкладыша 4 на криволинейных участках 1-3 и 4-6 лепестком при провороте его половинок относительно места сужения навстречу друг другу и гашением уровня максимальных давлений на криволинейном участке 3-6 за счет гарантированного зазора а между лепестком 5 и полым вкладышем 4. При этом эпюра контактных давлений ABC традиционного подшипника скольжения преобразуется в эпюру KMN подшипника скольжения Снеговского.
Технико-экономическая эффективность изобретения состоит в том, что в результате нового принципа действия устройства и воплощения его в конструкцию появляется возможность значительно повысить износостойкость вкладышей подшипников скольжения за счет увеличения длины нагруженной зоны и усреднения контактных давлений, что позволит повысить долговечность подшипников скольжения в 3,2 раза. (56) 1. Авторское свидетельство СССР N 863903, кл. F 16 C 33/10, 1981.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подшипник скольжения | 1989 |
|
SU1732029A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МОДУЛЯ НОРМАЛЬНОЙ УПРУГОСТИ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ | 1991 |
|
RU2013755C1 |
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МОДУЛЯ НОРМАЛЬНОЙ УПРУГОСТИ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ | 1992 |
|
RU2013764C1 |
Акустический преобразователь | 1990 |
|
SU1795368A1 |
Способ испытания зубчатых колес на контактную усталость | 1989 |
|
SU1721458A1 |
Способ определения удельной контактной нагрузки в зубчатой передаче | 1989 |
|
SU1730561A1 |
Способ определения степени повреждения образца в виде ролика для испытания материалов зубчатых колес на контактную усталость | 1988 |
|
SU1629819A1 |
Металлополимерный вкладыш крупногабаритного подшипника скольжения | 1990 |
|
SU1754954A1 |
Устройство для измерения модуля нормальной упругости | 1991 |
|
SU1797036A1 |
СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА | 1991 |
|
RU2005963C1 |
Сущность изобретения: вкладыш подшипника скольжения содержит внутренний и наружный слои. В сегментообразной полости, выполненной в нагруженной зоне наружного слоя, установлен без зазора полый вкладыш с раположенным в нем с гарантированным зазором в нижней части лепестком в виде замкнутой кривой. При нагружении подшипника скольжения происходит перераспределение контактных давлений в материале вкладыша за счет разницы в прочностно-упругих свойствах внутреннего слоя, полого вкладыша, лепестка и наружного слоя перемещением материала полого вкладыша на криволинейных участках лепестком при повороте его половинок относительно места сужения навстречу друг другу и гашением уровня максимальных давлений на криволинейном участке 2-д за счет гарантированного зазора между лепестком и полым вкладышем. 4 з. п. ф-лы, 1 ил.
Авторы
Даты
1994-02-28—Публикация
1991-01-09—Подача