ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 1994 года по МПК C09K5/00 

Описание патента на изобретение RU2009158C1

Изобретение относится к охлаждению двигателей силовых установок, а конкретно к разработке жидкостей для охлаждения двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано также в качестве рабочих жидкостей в других теплообменных аппаратах, эксплуатируемых при низких и умеренных температурах (минус 50оС).

К жидкостям, используемым в системе охлаждения двигателей внутреннего сгорания автомобилей, предъявляются жесткие требования по нижнему пределу температуры эксплуатации, отсутствию пенообразования, коррозионного и химического воздействия на металлические и резиновые детали двигателей.

Известна охлаждающая жидкость на основе многоатомных спиртов, например, глицерин, диэтиленгликоль - до 87,98% , содержащая ингибиторы коррозии (бораты, бензоаты, нитриты, силикагель и воду).

Наиболее близким техническим решением является известная охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания, включающая, мас. % : этиленгликоль 54,3, бензойная кислота 2,0, гидроксид натрия 0,79, тетраборат натрия 0,6-1,04, нитрит натрия 0,12, нитрат калия 0,03, уранин 0,0012, пеногаситель 0,006, вода 33,4-41,9.

Однако эти известные жидкости по коррозионному воздействию на металлы и по разрушительному воздействию на резиновые элементы двигателя не удовлетворяют современным требованиям, так как этиленгликоль, входящий в эти составы, и известные охлаждающие жидкости на его основе обладают повышенной кислотностью (pH 4,5).

Целью изобретения является разработка состава охлаждающей жидкости (антифриза) для охлаждения двигателей внутреннего сгорания с улучшенными эксплуатационными характеристиками по коррозионному воздействию и пенообразованию.

Поставленная цель достигается тем, что она содержит компоненты в следующем соотношении компонентов, мас. % : Глицерин 3,0-35,0 Диэтиленгликоль 30,0-60,0 Бензойная кислота 1,81-2,01 Гидрооксид натрия 0,7-0,9 Петраборат натрия 0,85-1,15 Нитрит натрия 0,09-0,13 Нитрат калия 0,02-0,04
Флуоресценнатрий (уранин) 0,001-0,002 Вода Остальное
Отличие предложенной охлаждающей жидкости заключается в том, что она дополнительно содержит глицерин, в качестве гликоля содержит диэтиленгликоль. Предложенный состав, в отличие от известных, исключает пенообразование в процессе эксплуатации в системе охлаждения двигателя, что улучшает условия тепломассообмена, повышает эффективность работы двигателя, снижает степень коррозионного воздействия на металл, набухание резиновых элементов. Причем гидроокись натрия вводят в состав в большем количестве, чем ее требуется по стехиометрическому соотношению. Благодаря этому достигается повышение водородного показателя охлаждающей жидкости до 7,5-8,5, что позволяет снизить степень коррозионного воздействия на металл и разрушительного воздействия на резиновые элементы двигателя.

В табл. 1 приведен пример получения предложенного состава охлаждающей жидкости.

В табл. 2 приведены конкретные составы предложенной охлаждающей жидкости.

Из анализа табл. 2 следует, что в составах (примеры 1-3) достигается снижение коррозионного воздействия на металлы и набухание резин при сохранении низкой температуры кристаллизации. Показано также (примеры 4-9), что изменение компонентного состава, выходящего за рамки предлагаемого, приводит к резкому повышению коррозионного воздействия на металлы, набухания резин, или ухудшение показателя по температуре кристаллизации.

Предлагаемый состав антифриза не образует пену в процессе барботирования через него воздуха. Применение предлагаемого антифриза повышает коррозионную стойкость алюминиемых сплавов чугуна, латуни, меди и припоя. Это достигается использованием в составе антифриза в качестве основных компонентов смеси глицерина с диэтиленгликолем и антикоррозионных добавок бензойной кислоты, гидроокиси натрия, тетрабората натрия, нитрита и нитрата калия в оптимальных соотношениях. (56) Патент США N 4404113, кл. C 09 K 5/00, 1983.

Технологический регламент N 4 установки по получению охлаждающей жидкости ОЖ-40, УНИХИМ, г. Свердловск, 1983, инв. N 1549 от 10.01.84 г.

Похожие патенты RU2009158C1

название год авторы номер документа
ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ 2000
  • Сахно Н.В.
RU2182585C2
Рецептура автомобильной охлаждающей жидкости с увеличенным сроком службы 2019
  • Вишнякова Елена Евгеньевна
RU2748914C2
ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ 2003
  • Крупнов П.В.
  • Анненков Д.Н.
  • Логвинов А.С.
  • Орехов О.В.
  • Тараканова Т.Н.
  • Белянина Н.В.
RU2253663C1
Рецептура автомобильной охлаждающей жидкости, совместимой с другими охлаждающими жидкостями 2019
  • Вишнякова Елена Евгеньевна
RU2748915C2
ТЕПЛОНОСИТЕЛЬ ДЛЯ СОЛНЕЧНОГО КОЛЛЕКТОРА 2013
  • Смирнова Нина Владимировна
  • Горчаков Вячеслав Владимирович
  • Смирнов Роман Владимирович
RU2557611C2
Рецептура охлаждающей жидкости 2019
  • Вишнякова Елена Евгеньевна
RU2751880C2
АНТИФРИЗ 1997
  • Борисов А.В.
  • Попандопуло И.В.
  • Матросова Г.И.
  • Тимашев А.П.
  • Рудаков В.А.
  • Мизельков А.М.
  • Парфенов В.Н.
  • Парфенов А.Н.
  • Соколов В.С.
  • Куликов Г.Н.
  • Курбатов В.А.
  • Заяц В.И.
  • Товкало Л.Г.
  • Упадышев Ю.В.
RU2105024C1
Рецептура автомобильной охлаждающей жидкости 2019
  • Вишнякова Елена Евгеньевна
RU2751879C2
АНТИФРИЗ 1992
  • Чижов Е.Б.
  • Есенин В.Н.
  • Ашихмин Г.П.
  • Шамсутдинов В.Г.
  • Галиев Р.Г.
  • Ворожейкин А.П.
  • Зайончковский С.И.
  • Степанов С.С.
  • Агаев Г.Г.
  • Юдельсон Я.Д.
RU2050397C1
ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ 1999
  • Сафин Д.Х.
  • Хазиев К.К.
  • Шияпов Р.Т.
  • Мустафин Х.В.
  • Шаманский В.А.
  • Ашихмин Г.П.
  • Ямашева А.М.
RU2159789C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 009 158 C1

Реферат патента 1994 года ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Применение: охлаждение двигателей силовых установок, в качестве рабочих жидкостей в теплообменных аппаратах, эксплуатируемых при низких и умеренных температурах. Сущность изобретения: охлаждающая жидкость содержит, мас. % : глицерин 3 - 35; диэтиленгликоль 30 - 60; бензойная кислота 1,8 - 2,0; гидроксид натрия 0,7 - 0,9; тетраборат натрия 0,85 - 1,25; нитрит натрия 0,09 - 0,13; нитрат калия 0,02 - 0,04; флуоресцен-натрий 0,001 - 0,002; вода остальное, что позволяет снизить коррозионное воздействие антифриза на металлы и исключить пенообразование при барботировании воздуха. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 009 158 C1

ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, включающая гликоль, бензольную кислоту, гидроксид натрия, тетраборат натрия, нитрит натрия, нитрат калия, флуоресцен-натрия и воду, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит глицерин, в качестве гликоля содержит диэтиленгликоль в следующем соотношении компонентов, мас. % :
Глицерин 3 - 35
Диэтиленгликоль 30 - 60
Бензойная кислота 1,8 - 2,0
Гидроксид натрия 0,7 - 0,9
Тетраборат натрия 0,85 - 1,25
Нитрит натрия 0,09 - 0,13
Нитрат калия 0,02 - 0,04
Флуоресцен-натрий 0,001 - 0,002
Вода Остальное

RU 2 009 158 C1

Авторы

Салахов Р.Ф.

Бусыгин В.А.

Ткаченко В.Г.

Чапко Т.А.

Даты

1994-03-15Публикация

1991-07-01Подача