Изобретение относится к области нефтехимии, а именно к охлаждающим жидкостям и антифризам, предназначенным для использования в качестве теплоносителей в теплообменных аппаратах и в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания.
Автомобильная охлаждающая жидкость TITAN HD содержит водный раствор моногликолей и/или полигликолей и/или многоатомных спиртов различного состава, антивспениватель, в качестве которого используют полидиметилсилоксаны с различной вязкостью и/или полиэфир, получаемые полимеризацией оксида этилена в присутствии моно- и/или дипропиленгликолей, пропандиолов, бутандиолов, индикатор рН - из ряда флуороновых красителей и/или цемактивов Т, в качестве антикоррозионных присадок - смесь органических двухосновных и/или односоновных кислот, высокоэффективного ингибитора коррозии, в качестве которого используют смесь метанола, вторичных жирных спиртов и кетонов фракции С10-С13, являющуюся продуктом жидкофазного окисления фракции н-алканов С10-С13 и/или молибден-содержащие соли щелочных металлов, и/или гидроксиды щелочных металлов и/или метасиликаты щелочных металлов и/или нитриты щелочных металлов, и динатриевую соль этилендиаминтетрауксусной кислоты и/или ОЭДФ, и бензотриазол и/или его производные при следующем соотношении компонентов, выраженном в массовых %: этиленгликоль или смесь этиленгликоля с ди-, триэтиленгликолем и/или с глицерином 45,490-91,570; антивспениватель (полидиметисилоксан с вязкостью от 50 до 500 мм2/с) 0,002-0,004 и/или пеногаситель Лапрол ПД-1 0,002-0,004; индикатор рН из ряда флуороновых красителей и/или цемактивов Т 0,0007-0,0013; в качестве антикоррозионных присадок: двухосновная органическая кислота из ряда бутандиовая, пентандиовая, гександиовая, гептандиовая, октандиовая, нонандиовая, декандиовая и/или их смесь и/или одноосновная органическая кислота из ряда пентановая, гексановая, гептановая, 2-этилгексановая, октановая и/или бензойная кислота или смесь этих кислот 2,090-4,480; высокоэффективный ингибитор коррозии, в качестве которого используют смесь метанола, вторичных жирных спиртов и кетонов фракции С10-С13, являющуюся продуктом жидкофазного окисления фракции н-алканов С10-С13 0,000-0,001; молибденсодержащие соли щелочных металлов из ряда молибдат натрия, молибдат лития, молибдат калия и/или молибдат аммония или их смесь 0,150-0,315; гидроксиды щелочных металлов из ряда гидроксид натрия, гидроксид лития, гидроксид калия или их смесь 0,960-1,930; метасиликаты щелочных металлов из ряда метасиликат натрия, метасиликат калия 0,013-0,035; нитриты щелочных металлов из ряда нитрит натрия, нитрит калия и/или нитрит аммония 0,08-0,200; трилон Б (динатриевая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты) 0,0015-0,004 и/или ОЭДФ 0,0015-0,005; бензотриазол и/или его производные 0,250-0,640; вода 0,0-51,430. За счет указанного состава компонентов достигается уменьшение температуры кристаллизации, улучшение антикоррозионных свойств охлаждающей жидкости и увеличение резерва щелочности, что позволяет обеспечивать высокий срок службы охлаждающей жидкости без замены, равный 450-500 тыс. км пробега.
Технический результат - автомобильная охлаждающая жидкость обладает более низкой температурой кристаллизации, более низкой коррозионной активностью, большим запасом щелочности, и, как следствие, более длительным сроком эксплуатации. Технический результат достигается за счет строгого соблюдения качественного и количественного состава охлаждающей жидкости.
Изобретение относится к области химической технологии, в частности к составам низкозамерзающих охлаждающих жидкостей (ОЖ), предназначенных для систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания, а также используемых в качестве теплоносителей в теплообменных аппаратах и системах терморегулирования, эксплуатируемых при низких и умеренных температурах.
В 20-е годы XX века появились первая низкозамерзающая охлаждающая жидкость, получившая название антифриз. Первая охлаждающая жидкость - антифриз была изготовлена на основе глицерина. Проблемой стали высокая вязкость и недостаточная текучесть такого рода охлаждающей жидкости.
Смесь этиленгликоля с водой обладает высокой коррозионной активностью и имеет склонность к вспениванию, поэтому в охлаждающую жидкость начинают добавлять различного рода присадки.
На данный момент состав наиболее распространенных антифризов представляет из себя смесь компонентов:
Основа антифриза - гликольно-водная смесь, от которой зависят: способность антифриза не замерзать при низких температурах, его удельная теплоемкость, вязкость и воздействие на резину. В России наиболее распространены охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля. Но его водный раствор агрессивен к материалам деталей системы охлаждения (стали, чугуну, алюминию, меди, латуни, припою).
Комплекс присадок: противокоррозионных (ингибиторов), антивспенивающих и стабилизирующих.
Срок замены охлаждающей жидкости, в зависимости от ее класса следующий:
1) Классические (традиционные) тосолы - 50-75 тыс. км. или 1-2 года эксплуатации
2) «Гибридные» охлаждающие жидкости - 100-150 тыс. км. или 2-3 года эксплуатации
3) Карбоксилатные охлаждающие жидкости - 200-250 тыс. км. или 3-5 лет эксплуатации.
В патентной литературе широко встречаются композиции охлаждающей жидкости на основе гликолей.
В патенте Европейской патентной конвенции [Antifreeze composition: пат. 0299942 ЕР. №88870108.3, МКИ C09K 5/00, заявл. 16.06.1988; опубл. 02.12.1992; Бюл. №92/49] описывается рецептура автомобильного антифриза, состоящая из гликолевого компонента (в том числе, глицерина), как отдельного, так и их смеси, воды в массовом соотношении от 98:2 до 10:90, 0,5-3% фосфорной кислоты и/или ее солей. В качестве прочих присадок для улучшения свойств автомобильного антифриза авторами предлагаются следующие компоненты: соединения марганца, например, оксид, гидроксид, кислоты, перманганаты щелочных и щелочноземельных металлов, соли марганца в количестве 0,005-0,02%; соединения магния, в том числе оксид, гидроксид, соли магния в количестве 0,005-0,05%; ароматические поликислоты, в том числе фталевая, изофталевая, терефталевая, гемимеллитовая, тримеллитовая и др. в количестве от 0,1-0,5% в зависимости от содержания гликолевого компонента; алифатические двухосновные органические кислоты, например, адипиновая, себациновая и др. в количестве 0,1-0,7%; а также молибдаты (0,3-0,7%), вольфраматы (0,3-0,7%); и некоторые другие компоненты, в том числе полимерные. В данном патенте описываются методы испытаний полученного антифриза и результаты, подтверждающие возможность его использования в автомобильных двигателях.
В патенте Европейской патентной конвенции [Antifreeze/coolant composition: пат. 1281742 ЕР. №00993852.3, МКИ C09K 5/00, заявл. 23.03.2000; опубл. 05.02.2003; Бюл. №2003/06] описана рецептура автомобильного антифриза на гликолевой основе с использованием как отдельных компонентов, так и смеси гликолевых компонентов. В качестве присадок используются двухосновные алифатические кислоты (0,1-8%), соли щелочных металлов (0,1-10%), триазол.
Для данной рецептуры проведены многочисленные исследования на коррозионную активность, эксперименты показали возможность использования данного антифриза в автомобильных двигателях.
В патенте [Process for producing an antifreeze composition containing lower alcohols and glycerol via alcoholysis of a glyceride: пат.2298721 ЕР. №10184192.2, МКИ C09K 5/00; заявл. 24.03.2005; опубл. 23.03.2011; Бюл. №2011/12], представлена композиция для использования в качестве антифриза, противообледенительного агента, которую получают из сырого глицерина, глицеридов спиртов С1-С4, в которой содержание глицерина 0,5%-60% и 20%-85% пропиленгликоля.
Испытания данной композиции на соответствие требованиям нормативных документов показало удовлетворительные результаты.
В патенте [Engine coolant additive: пат. 2778208 ЕР. №14159350.9; МКИ C09K 5/00, заявл. 13.03.2014; опубл. 17.09.2014; Бюл. №2014/38], описаны присадки к охлаждающей жидкости, содержащий:, соли одноосновной карбоновой кислоты; азоловые соли; вода, в количестве, не превышающем приблизительно 25-35% масс., в расчете на общий вес присадки к охлаждающей жидкости.
Составы охлаждающей жидкости двигателя обычно представляют собой смесь основного компонента - этиленгликоля, глицерина и воды и незначительное количество других компонентов, таких как силикаты, фосфаты, нитраты, бораты, молибдаты, органические кислоты и азолы. Как правило, эти другие компоненты присутствуют в охлаждающей жидкости в виде солей, поэтому композиция имеет как правило рН 7 или выше, вплоть до 14.
Детали двигателя изготавливают из черных металлов, которые контактируют с охлаждающими жидкостями в том числе, поэтому рН больше 7 облегчает образование защитной пленки на поверхности черного металла.
Также следует отметить, что одним из компонентов группы, являются бораты, например, бура (Na2B4O5(OH)4⋅8H2O), которая обладает кислым рН при низких содержаниях воды, но образует щелочной буферный раствор по мере увеличения содержания воды.
Добавки к антифризам включают в себя также ингибиторы коррозии, красители, пеногасители, поверхностно-активные вещества, депрессорные присадки и биоциды.
Некоторые из этих компонентов являются твердыми веществами, которые должны быть растворены, например, в охлаждающей жидкости.
Ингибиторы коррозии предотвращают точечную коррозию и другие формы коррозии, которая может значительно сократить срок эксплуатации двигателя.
Основной компонент охлаждающей жидкости может быть получен различными способами, в то время как для получения различных присадок требуются порой уникальные и трудные способы, поэтому присадки вносят весомый вклад в себестоимость товарного продукта.
Рассмотрена присадка к охлаждающей жидкости, в которой присутствует соль одноосновной карбоновой кислоты присутствует 40-70% масс. от всей массы добавляемой присадки, причем количество этого компонента варьируется в зависимости от молекулярной массы карбоновой кислоты. В качестве карбоновых кислот, подходящих для данной рецептуры применяют кислоты из ряда: гексановая, гептановая, изогептановая, октановая, 2-этилгексановая, нонановая, неононановая, декановая, ундекановая, додекановая, неодекановая, а также их комбинации.
В качестве азолового компонента применяются триазолы различного состава. Содержание азолового компонента варьируется в диапазоне от 1 до 10% масс.
Предложена конкретная рецептура присадки к охлаждающей жидкости: гидроксид калия (45% раствор) 402,7 г; 2-этилгексановая кислота 483,2 г; натрия толилтриазол (в 50% водном растворе гидроксида натрия) 40.25 г; 50%-ный водный раствор NaOH 80,5 г; натрия молибдат 31,3 г; Plurafac® LF 224 1,52 г; Silbreak 320 0,78 г.
В патенте [Antifreeze composition: пат.2174220 US. №228574; МКИ C09K 5/00, заявл. 06.09.1938; опубл. 26.09.1939] описана охлаждающая жидкость, содержащая хлорид аммония (1 вес. часть), карбонат натрия (1 вес. часть), глицерин (2-3 вес. части), воду (4-6 вес. частей), гидроксид натрия (до рН=7,0). Установлено, что данный состав имеет температуру замерзания -10°С.
В патенте [Antifreeze composition: пат. 2200184 US. №235959; МКИ C09K 5/00, заявл. 20.10.1938; опубл. 07.05.1940] описана рецептура автомобильного антифриза, где наряду с вышеуказанными компонентами для уменьшения температуры замерзания антифриза применяют специальные присадки - этаноламинные компоненты. Установлено, что при добавлении моноэтаноламинхлорида температура замерзания уменьшается до -20°С.
Рецептура, содержащая 0,5-5% этиленгликоля в смеси с монорицинолеатом глицерина и/или этиленгликоля, освобожденных от мыла, а также комплект присадок для достижения необходимых свойств антифриза описана в патенте [Antifreeze composition: пат. 2386182 US. №454195; МКИ C09K 5/00, заявл. 08.08.1942; опубл. 09.10.1945].
Антифриз на основе глицерина также рассмотрен в патенте [Antifreeze composition: пат. 4455248 US. №546081; МКИ C09K 5/00, заявл. 31.10.1983; опубл. 19.06.1984]: для его приготовления смешивают 100 масс, частей глицерина, 0,1-500 масс. частей воды, 0,1 масс. часть метасиликата натрия, 1,6-2,2 масс. части фосфата калия, 0,15-0,5 масс. частей борсодержащих солей щелочных металлов, 0,1-0,4 масс. часть нитрата натрия, а также набор антикоррозионных присадок, в частности толилтриазол, бензотриазол, меркаптобензотриазол. При этом рН антифриза составляет величину 9,0-11,5.
Буферные смеси, антикоррозионные присадки, пеногасители описаны в патенте [Organophosphate-containing antifreeze: пат. 4613445 US. №633210; МКИ C09K 5/00, заявл. 23.07.1984; опубл. 23.09.1986]. В качестве буферных смесей используются боратные, фосфатные. Для достижения необходимого рН и значения щелочности добавляются бензойная кислота, двухосновные органические алифатические кислоты, и сочетания компонентов. В качестве ингибиторов коррозии предлагается использовать фосфор-органические соединения, в частности, сложные эфиры фосфорной кислоты.
В патенте [Metal corrosion inhibitive coolant composition containing alkenylsuccinic acid or alkali metal salt thereof: пат. 5851419 US. №08/829528; МКИ C09K 5/00, заявл. 28.03.1997; опубл. 22.12.1998] авторы раскрывают состав охлаждающей жидкости, содержащей производные янтарной кислоты, в комбинации с производными бензойной кислоты, для обеспечения коррозионной устойчивости и удовлетворительного значения рН и щелочности.
В патенте [Hydroxybenzoic acid as рН buffer and corrosion inhibitor for antifreeze containing organosiloxane-silicate copolymers: пат. 4241016 US. №06/082705; МКИ C09K 5/00, заявл. 09.10.1979; опубл. 23.12.1980] описан способ ингибирования коррозии металлов, в частности алюминия, с использованием гидроксибензойной кислоты в качестве ингибиторов коррозии в сочетании с органосилоксансиликатым сополимером при рН от 9 до 11.
В патенте [Orthosilicate ester containing heat transfer fluids: пат. 4460478 US. №06/430374; МКИ C09K 5/00, заявл. 30.09.1982; опубл. 17.07.1984] приведен состав охлаждающей жидкости содержащей сложный эфир ортосиликата с рН от 6 до 8, содержащий от 25 до 4000 частей на миллион кремния. В качестве ингибитора коррозии предлагается использовать гидроксибензоат.
В патенте [Corrosion-inhibited antifreeze/coolant composition: пат. 5085793 US. №07/615763; МКИ C09K 5/00, заявл. 19.11.1990; опубл. 04.02.1992] описан состав антифриза, в котором для защиты от коррозии используются гидроксибензоаты. Антифриз состоит из гликолевого компонента в роли которого может выступать и глицерин, и одноосновную ароматическую карбоновую кислоту, имеющую карбоксильную группу вблизи гидроксильных радикалов. Также в данном патенте раскрыт способ ингибирования коррозии металла. Ингибитор коррозии представляет собой гидроксибензоат и по крайней мере один компонентов из группы боратов, силикатов, бензоатов, нитратов, нитритов, молибдатов, тиазолов и алифатических двухосновных кислот или их солей.
В патенте [Liquid coolant compositions with anti-corrosive property containing magnesium and calcium compounds: пат. 5718836 US. №08/559199; МКИ C09K 5/00, заявл. 13.11.1995; опубл. 17.02.1998] описан состав охлаждающей жидкости, содержащей кальциевые и/или магниевые соли, и другие ингибиторы коррозии, в том числе бензойную кислоту.
Патент Европейской конвенции [Additive for an antifreeze product: пат. 0348303 ЕР. №19890401784; МКИ C09K 5/00, заявл. 23.06.1989; опубл. 27.12.1989; Бюл. №89/52] описывает ингибитор коррозии, хорошо показавший себя при работе в условиях повышенных температур - салицилат или ацетилсалицилат. Примеры показывают, что при воздействии высоких температур образование кислот из основного компонента антифриза происходит значительно быстрее и рН снижается. Добавление салицилата по-видимому, подавляет увеличение основности, рН растет по мере термического воздействия. Увеличение или снижение рН ниже установленных пределов нежелательно, поскольку вызывает коррозию системы охлаждения.
Патент [Engine antifreeze coolant composition: пат. 5387360 US. №08/132042; МКИ C09K 5/00, заявл. 05.10.1993; опубл. 07.02.1995] раскрывает состав охлаждающей жидкости, содержащей гликоли, в качестве основного компонента например, этиленгликоль, пропиленгликоль, 1,3-бутиленгликоль, гексиленгликоль, диэтиленгликоль и глицерин. Состав также включает один из стандартных ингибиторов коррозии несиликатной природы, и примерно 0,005-0,5% лимонной кислоты и/или ее соответствующих солей.
В патенте [Antifreeze concentrate and coolant compositions and preparation thereof: пат. 7790054 US. №11/769943; МКИ C09K 5/00, заявл. 28.06.2007; опубл. 07.09.2010] содержание основного компонента из группы алкиленгликолей, гликолевых эфиров, глицерина и их смесей варьируется от 50 до 99,8%. Также в состав антифриза предлагается вводить от 0,1 до 10% мас. разветвленных органических кислоты (С5-С18) или солей и аминов разветвленных органических кислот (С5-С16); замещенные ароматические кислоты (С7-С18) или соли и амины таких кислот.В одном варианте композиция используется в виде концентрата в смеси с водой 10-90% масс.
Для уменьшения температуры замерзания предлагается использовать депрессорные присадки из ряда: октановая кислота, нонановая кислота, декановая кислота, ундекановая кислота, додекановая кислота, неодекановая кислота, бензойная кислота, 2-гидроксибензойная кислота, и их смеси. Также предложен способ улучшения термической стабильности антифриза, включающий смешивание основного компонента с соответствующими присадками.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является охлаждающая жидкость, содержащая масс. %: 50,0-97,2 этиленгликоля или смеси этиленгликоля с ди-, триэтиленгликолем и/или с моноалкиловыми эфирами (C1-С2) полиоксиалкиленгликолей средней молекулярной массой 90-120, 0,5-8,0 тетрабората натрия десятиводного, 0,02-2,5 бензотриазола и/или его производных, и/или натриевой или калиевой соли 2-меркаптобензтиазола, 0,05-4,5 гидроксида и/или карбоната щелочного металла, 0,1-7,0 борной, или адипиновой, или себациновой, или бензойной, или триазинотриилтрииминополигексановой, или 2-этилгексановой, или сорбиновой, или 2-меркаптобензотиазоилянтарной кислот, или смеси этих кислот и 2,0-49,0 воды, 0,001-0,02 красителя [Охлаждающая жидкость: Пат. 2213119 С2 РФ, N 2001123306 А, МКИ С09Л 5/00, заявл. 20.08.2001, опубл. 29.07.2003].
Технической задачей изобретения является создание охлаждающей жидкости, обладающей более низкой коррозионной активностью, относительно более высоким резервом щелочности, более низкой температурой начала кристаллизации.
Предлагаемая охлаждающая жидкость включает (содержание указано в % массовых): этиленгликоль или смесь этиленгликоля с ди-, триэтиленгликолем и/или с глицерином 45,490-91,570; антивспениватель (полидиметисилоксан с вязкостью от 50 до 500 мм2/с) 0,002-0,004 и/или пеногаситель Лапрол ПД-1 0,002-0,004; индикатор рН из ряда флуороновых красителей и/или цемактивов Т 0,0007-0,0013; в качестве антикоррозионных присадок: двухосновная органическая кислота из ряда бутандиовая, пентандиовая, гександиовая, гептандиовая, октандиовая, нонандиовая, декандиовая и/или их смесь и/или одноосновная органическая кислота из ряда пентановая, гексановая, гептановая, 2-этилгексановая, октановая и/или бензойная кислота или смесь этих кислот 2,090-4,480; высокоэффективный ингибитор коррозии, в качестве которого используют смесь метанола, вторичных жирных спиртов и кетонов фракции С10-С13, являющуюся продуктом жидкофазного окисления фракции н-алканов С10-С13 0,000-0,001; молибденсодержащие соли щелочных металлов из ряда молибдат натрия, молибдат лития, молибдат калия и/или молибдат аммония или их смесь 0,150-0,315; гидроксиды щелочных металлов из ряда гидроксид натрия, гидроксид лития, гидроксид калия или их смесь 0,960-1,930; метасиликаты щелочных металлов из ряда метасиликат натрия, метасиликат калия 0,013-0,035; нитриты щелочных металлов из ряда нитрит натрия, нитрит калия и/или нитрит аммония 0,08-0,200; трилон Б (динатриевая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты) 0,0015-0,004 и/или ОЭДФ 0,0015-0,005; бензотриазол и/или его производные 0,250-0,640; вода 0,0-51,430. За счет указанного состава компонентов достигается уменьшение температуры кристаллизации, улучшение антикоррозионных свойств охлаждающей жидкости и увеличение резерва щелочности, что позволяет обеспечивать высокий срок службы охлаждающей жидкости без замены, равный 450-500 тыс. км пробега.
Заявляемая охлаждающая жидкость отличается от прототипа введением новых компонентов (высокоэффективного ингибитора коррозии, в качестве которого используют смесь метанола, вторичных жирных спиртов и кетонов фракции С10-С13, являющуюся продуктом жидкофазного окисления фракции н-алканов С10-С13) и новым соотношением компонентов. Применение в предлагаемом составе охлаждающей жидкости новых компонентов (высокоэффективного ингибитора коррозии, в качестве которого используют смесь метанола, вторичных жирных спиртов и кетонов фракции С10-С13, являющуюся продуктом жидкофазного окисления фракции н-алканов С10-С13) и найденное соотношение всех ингредиентов обеспечивает такие свойства, которые проявляются только в указанном техническом решении, а именно более низкой коррозионной активностью, относительно более высоким резервом щелочности, более низкой температурой начала кристаллизации.
Для увеличения срока эксплуатации охлаждающей жидкости важно, чтобы, запас щелочности составлял величину более 10 см3. Из полученных данных следует, что разработанная охлаждающая жидкость имеет более высокий запас щелочности (32,9 см3) по сравнению с прототипом, запас щелочности которого составляет 8,7-20,8 см3. Одной из ключевых характеристик любой охлаждающей жидкости является температура начала кристаллизации, поскольку этот параметр определяет температурный предел применения жидкости. Чем ниже температура кристаллизации охлаждающей жидкости - тем более универсальной она является, поскольку позволяет применять ее в более широком температурном интервале. Полученные экспериментальные данные указывают на то, что для разработанной жидкости характерны более низкие, чем у прототипа значения температуры начала кристаллизации. Что касается коррозионной активности разрабатываемой охлаждающей жидкости, то по сравнению с прототипом наблюдается значительное уменьшение коррозионного воздействия на сталь, чугун и медь при равных условиях проведения коррозионных испытаний.
Таким образом, сравнительный анализ показал, что по ключевым первичным характеристикам, разработанная охлаждающая жидкость превосходит прототип. По сравнению с прототипом, коррозионные потери на сталь, чугун и медь составляют величину 0,3, 0,3 и 0,8 мг соответственно.
Технология приготовления предлагаемой охлаждающей жидкости заключается в растворении в воде при температуре 20-80°С антикоррозионных присадок, антивспенивателя, индикатора рН, с последующим смешением раствора присадок с этиленгликолем или смесью этиленгликоля с ди-, триэтиленгликолем и/или с глицерином. Полученную смесь фильтруют и получают готовый продукт. Компоненты, входящие в рецептуру предлагаемой охлаждающей жидкости не дефицитны и производятся промышленным способом.
Определение резерва щелочности проводят по методике ASTM-1121. Водородный показатель рН измеряют в 50%-ных растворах образцов антифризов по методике ASTM-1287.
Коррозионные испытания проводят на 50%-ных растворах по методике ASTM D-1384 в течение 336 ч при 88±1оС с аэрацией воздухом.
Определение температуры начала кристаллизации проводят в соответствии с методикой ASTM D 1177.
В таблице 1 приведены составы образцов заявляемой охлаждающей жидкости а в таблице 2 их свойства по сравнению с прототипом. Из данных таблицы 2 видно, что предлагаемая охлаждающая жидкость имеет более низкую коррозионную активностью, относительно более высокий резерв щелочности, чем прототип, более низкую температуру начала кристаллизации.
Пример 1.
В емкость помещают 50,660 г воды и постепенно растворяют в нем 0,002 г Лапрола ПД-1, 0,0007 г Цемактива Т-5С, 2,09 г смеси адипиновой (гександиовой) и бензойной кислот в соотношении 1,7/1, 0,150 г молибдата натрия и 0,960 г гидроксида натрия, 0,013 г метасиликата натрия, 0,080 г нитрита натрия, 0,0015 г трилона Б, и 0,250 г толилтриазола. Перемешивают в течение 1,0 часа при температуре 20-40°С и затем добавляют 45,7978 г этиленгликоля. Далее смесь перемешивают при температуре 20-80°С в течение 1,0 ч до полного растворения всех компонентов.
В таблице 1 (примеры 1-19), представлены составы предложенной охлаждающей жидкости, приготовленные в условиях, описанных в примере 1.
В таблице 2 приведено сравнение наиболее коррозионно безопасного прототипа с предлагаемой охлаждающей жидкостью.
Таким образом, сравнительный анализ показал, что по ключевым первичным характеристикам, разработанная охлаждающая жидкость превосходит прототип.
Дальнейшее увеличение содержания противокоррозионных компонентов не приводит к значимому уменьшению коррозионного воздействия охлаждающей жидкости на металлы и сплавы, однако значительно снижает запас щелочности и увеличивает себестоимость продукта.
Увеличение содержания пеногасителя и антивспенивателя также экономически нецелесообразно и ухудшает эксплуатационные свойства охлаждающей жидкости.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Рецептура автомобильной охлаждающей жидкости для эксплуатации в особо тяжелых условиях | 2019 |
|
RU2748916C2 |
Рецептура охлаждающей жидкости | 2019 |
|
RU2751880C2 |
Рецептура автомобильной охлаждающей жидкости с увеличенным сроком службы | 2019 |
|
RU2748914C2 |
Рецептура автомобильной охлаждающей жидкости, совместимой с другими охлаждающими жидкостями | 2019 |
|
RU2748915C2 |
КОНЦЕНТРАТ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ | 2012 |
|
RU2518583C1 |
ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ | 1998 |
|
RU2145624C1 |
Рецептура противообледенительной жидкости 1 типа | 2018 |
|
RU2686171C1 |
Рецептура противообледенительной жидкости 4 типа | 2018 |
|
RU2686172C1 |
ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ | 2001 |
|
RU2213119C2 |
КОНЦЕНТРАТ ДЛЯ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ НАЧАЛА КРИСТАЛЛИЗАЦИИ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ | 2010 |
|
RU2457235C1 |
Изобретение относится к области нефтехимии, а именно к охлаждающим жидкостям и антифризам, предназначенным для использования в качестве теплоносителей в теплообменных аппаратах и в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Предложена автомобильная охлаждающая жидкость, включающая (содержание указано в % массовых): этиленгликоль или смесь этиленгликоля с ди-, триэтиленгликолем и/или с глицерином 45,490-91,570; антивспениватель (полидиметисилоксан с вязкостью от 50 до 500 мм2/с) 0,002-0,004 и/или пеногаситель Лапрол ПД-1 0,002-0,004; индикатор рН из ряда флуороновых красителей и/или цемактивов Т 0,0007-0,0013; в качестве антикоррозионных присадок: двухосновную органическую кислоту из ряда бутандиовая, пентандиовая, гександиовая, гептандиовая, октандиовая, нонандиовая, декандиовая, и/или их смесь, и/или одноосновную органическую кислоту из ряда пентановая, гексановая, гептановая, 2-этилгексановая, октановая и/или бензойная кислота или смесь этих кислот 2,090-4,480; молибденсодержащие соли щелочных металлов из ряда молибдат натрия, молибдат лития, молибдат калия и/или молибдат аммония или их смесь 0,150-0,315; гидроксиды щелочных металлов из ряда гидроксид натрия, гидроксид лития, гидроксид калия или их смесь 0,960-1,930; метасиликаты щелочных металлов из ряда метасиликат натрия, метасиликат калия 0,013-0,035; нитриты щелочных металлов из ряда нитрит натрия, нитрит калия и/или нитрит аммония 0,08-0,200; трилон Б (динатриевая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты) 0,0015-0,005 и/или ОЭДФ 0,0015-0,005; бензотриазол и/или его производные 0,250-0,640; воду 0,0-51,430. Технический результат: снижение коррозионной активности при использовании автомобильной охлаждающей жидкости. 2 табл.
Автомобильная охлаждающая жидкость включает (содержание указано в % массовых): этиленгликоль или смесь этиленгликоля с ди-, триэтиленгликолем и/или с глицерином 45,490-91,570; антивспениватель (полидиметисилоксан с вязкостью от 50 до 500 мм2/с) 0,002-0,004 и/или пеногаситель Лапрол ПД-1 0,002-0,004; индикатор рН из ряда флуороновых красителей и/или цемактивов Т 0,0007-0,0013; в качестве антикоррозионных присадок: двухосновную органическую кислоту из ряда бутандиовая, пентандиовая, гександиовая, гептандиовая, октандиовая, нонандиовая, декандиовая, и/или их смесь, и/или одноосновную органическую кислоту из ряда пентановая, гексановая, гептановая, 2-этилгексановая, октановая и/или бензойная кислота или смесь этих кислот 2,090-4,480; молибденсодержащие соли щелочных металлов из ряда молибдат натрия, молибдат лития, молибдат калия и/или молибдат аммония или их смесь 0,150-0,315; гидроксиды щелочных металлов из ряда гидроксид натрия, гидроксид лития, гидроксид калия или их смесь 0,960-1,930; метасиликаты щелочных металлов из ряда метасиликат натрия, метасиликат калия 0,013-0,035; нитриты щелочных металлов из ряда нитрит натрия, нитрит калия и/или нитрит аммония 0,08-0,200; трилон Б (динатриевая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты) 0,0015-0,005 и/или ОЭДФ 0,0015-0,005; бензотриазол и/или его производные 0,250-0,640; воду 0,0-51,430.
ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ | 2003 |
|
RU2253663C1 |
ИНГИБИРУЮЩИЕ КОРРОЗИЮ КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ ЖИДКИХ ТЕПЛОНОСИТЕЛЕЙ | 2000 |
|
RU2249634C2 |
КОНЦЕНТРАТ ЗАЩИТНОГО СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА | 1994 |
|
RU2050408C1 |
ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ | 2001 |
|
RU2213119C2 |
Гонок для ткацкого станка | 1923 |
|
SU254A1 |
КОНЦЕНТРАТ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ | 2012 |
|
RU2518583C1 |
Авторы
Даты
2021-07-19—Публикация
2019-06-21—Подача