Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых.
При производстве открытых горных работ возникает необходимость в формировании отвалов вскрышных пород. Для этого требуются значительные площади горного отвода. При отсутствии площадей вблизи карьера отвалы приходится удалять на расстояния 10-15 км. Кроме того, стоимость земли под отвалы постоянно увеличивается и уже достигает 150-200 тыс. руб. /га.
Территория для формирования внешнего отвала может быть также занята воздушной линией электропередач (ЛЭП), водопроводом, газопроводом и т. п. , которые нужно выносить. Все это ведет к удорожанию добываемого сырья, к утяжелению показателей народнохозяйственной экономики. Известны способы формирования отвалов с использованием железнодорожного, автомобильного и конвейерного видов транспорта с отсыпкой пионерских насыпей, съездов, многоярусным складированием вскрышных пород [1,2] . При этом предварительно производят вынос с территории, отведенной под отвалы, всех транспортных коммуникаций, ЛЭП, водопроводов, газопроводов и т. п.
При невозможности переноса транспортных и прочих коммуникаций, и ЛЭП, а также при отсутствии площадей под отвалы вблизи карьера вскрышные породы приходится транспортировать на более удаленные участки, расширять площади горного отвода.
Известен также способ открытой разработки месторождений с расположением конвейерного подъемника в закрытой галерее с последующей засыпкой наклонной траншеи и галереи вскрышными породами [3] .
При этом внутреннее отвалообразование производят снизу вверх. Объем складируемых пород относительно невелик (десятки-сотни тыс. м3). Складирование носит разовый характер и по существу не решает принципиальных вопросов отвалообразования значительных объемов вскрыши. Способ предназначен только для карьеров, разрабатываемых с использованием конвейерных подъемников.
Одним из направлений улучшения использования площадей под отвалы может быть увеличение емкости и высоты отвала за счет формирования пионерной насыпи вдоль проектных границ отвала [4] .
Однако при этом необходимость переноса транспортных и прочих коммуникаций и воздушных ЛЭП с территории отвалов сохраняется.
Целью изобретения является сокращение расстояния транспортирования вскрышных пород и более рациональное использование площади горного отвода за счет создания возможности размещения отвала в местах расположения транспортных и прочих коммуникаций и воздушных ЛЭП.
Поставленная цель достигается тем, что согласно предлагаемому способу формирования внешнего отвала при открытой разработке полезных ископаемых, включающему формирование пионерных насыпей и отвальных въездов по проектному контуру карьера, укладку железнодорожных путей и тупиков, поярусную отсыпку отвальных пород, предложено сооружать тоннель над действующими транспортными коммуникациями, причем тоннель сооружают в пределах проектного контура отвала, отсыпку отвала ведут после сооружения тоннеля, от нижележащих ярусов к вышележащим с засыпкой сооруженных тоннелей. Тоннель сооружают участками по мере подвигания фронта отвальных работ вдоль транспортных коммуникаций.
На фиг. 1 показан общий вид отвала в плане на первом этапе формирования; на фиг. 2 - то же, на стадии формирования третьего яруса; на фиг. 3 - сечение по А-А на фиг. 2.
Способ осуществляется следующим образом. Над железнодорожными путями 1 сооружают поверхностный тоннель 2, в который при необходимости помещают воздушные ЛЭП 3 в виде кабелей 4, а также при необходимости водопровод, газопровод и прочее. По проектному контуру 5 отвала формируют въезды 6 и пионерные насыпи 7 и ведут последовательную отсыпку вскрышных пород от нижележащих ярусов к вышележащим с засыпкой сооруженного тоннеля 2. Последний сооружают участками по мере необходимости при формировании въездов 6, пионерных насыпей 7 и засыпают на высоту первого яруса 8. Формирование отвала производят в пределах конечного контура 5 с использованием отвальных тупиков 9. После сооружения поверхностного тоннеля 2 на всю длину и отсыпки первого яруса отвала 8 формируется второй ярус отвала 10, а затем все остальные.
Использование предлагаемого способа формирования отвалов позволяет более рационально и полно использовать площадь горного отвода, сократить средние расстояния транспортирования вскрышных пород до внешних отвалов, снизить потребность карьеров в дополнительных площадях под отвалы, улучшить технико-экономические показатели открытых горных работ с внешним отвалообразованием.
Предлагаемый способ применим также при автомобильно-бульдозерном и конвейерном отвалообразовании.
Использование предлагаемого способа перспективно также при прохождении железнодорожных путей МПС вблизи карьера, когда эти пути попадают в зону безопасного ведения буровзрывных работ, ограничивая подвигание фронта работ и углубку карьера (Карагайский карьер, карьер Белый Камень и др. ). (56) Русский И. И. Отвальное хозяйство карьеров. М. : Недра, 1971, с. 240.
М. Г. Новожилов и др. Высокопроизводительные глубокие карьеры. - М. : Недра, 1984, с. 140-153.
Авт. св. N 825954, кл. E 21 C 41/00, 1979.
Авт. св. N 949177, кл. Е 21 С 41/02, 1980.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ отвалообразования | 1990 |
|
SU1788263A1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ С ВНУТРЕННИМ ОТВАЛООБРАЗОВАНИЕМ | 2002 |
|
RU2246620C2 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКОГО ЯРУСНОГО ОТВАЛА | 2006 |
|
RU2310077C1 |
Способ формирования внешних экскаваторных отвалов | 1984 |
|
SU1218111A1 |
Способ формирования внешних железнодорожных отвалов | 1980 |
|
SU949177A1 |
Способ доработки карьеров при разработке крутопадающих залежей месторождений полезных ископаемых | 1990 |
|
SU1788251A1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 1989 |
|
RU2013550C1 |
Способ отвалообразования при открытой разработке месторождений полезных ископаемых | 1985 |
|
SU1265328A1 |
Способ внутреннего отвалообразования | 1990 |
|
SU1788262A1 |
Способ отвалообразования и транспортно-отвальный комплекс для его осуществления | 1980 |
|
SU1081349A1 |
Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и может быть использовано при отсыпке внешних отвалов. Цель изобретения - рациональное использование площади горного отвода под отвал в местах расположения транспортных коммуникаций за счет обеспечения возможности отсыпки в указанном месте отвала. Над транспортными коммуникациями сооружают тоннель. Формируют въезды и пионерные насыпи по проектному контуру карьера и ведут последовательную отсыпку вскрышных пород от нижележащих ярусов к вышележащим с засыпкой сооруженного тоннеля. Последний сооружают в пределах проектных контуров отвала. 3 ил.
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕГО ОТВАЛА ПРИ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, включающий формирование пионерных насыпей и отвальных въездов по проектному контуру карьера, укладку железнодорожных путей и тупиков, поярусную отсыпку отвальных пород, отличающийся тем, что, с целью рационального использования площади горного отвода под отвал в местах расположения транспортных коммуникаций за счет обеспечения возможности отсыпки в указанном месте отвала, сооружают тоннель под действующими транспортными коммуникациями, причем тоннель сооружают в пределах проектного контура отвала, отсыпку отвала ведут после сооружения тоннеля.
Авторы
Даты
1994-03-15—Публикация
1990-12-26—Подача