СПОСОБ СНИЖЕНИЯ КАВИТАЦИИ ГРЕБНОГО ВИНТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ КАВИТАЦИИ ГРЕБНОГО ВИНТА Российский патент 1994 года по МПК B63H1/18 

Описание патента на изобретение RU2009957C1

Изобретение относится к судостроению, к средствам борьбы с кавитацией гребных винтов.

Известен способ снижения кавитации гребного винта путем воздействия на кавитационные каверны ультразвуковыми вынужденными колебаниями с интенсивностью ниже порога кавитации [1] .

Известно устройство для снижения кавитации гребного винта, содержащее упругие оболочки и приводы их колебаний, выполненные с возможностью расположения в кавитационных зонах лопастей [2] .

Недостатком известного устройства является его низкая эффективность вследствие отсутствия обратной связи между частотой колебаний упругих оболочек и интенсивностью кавитации на лопастях гребного винта.

Целью изобретения является повышение эффективности снижения кавитации гребного винта.

Указанная цель достигается тем, что при реализации способа вынужденные колебания создают в кавитационных зонах посредством упругих оболочек с частотой, совпадающей с частотой собственных колебаний кавитационной каверны в диапазоне 100-1000 Гц, и интесивностью, ограниченной пределом натяжения упругих оболочек.

Указанная цель достигается также тем, что устройство для снижения кавитации гребного винта, содержащее упругие оболочки, выполненные с возможностью расположения в кавитационных зонах лопастей, и приводы их колебаний, снабжено последовательно соединенными датчиком кавитационного шума и блоком управления частотой колебаний упругих оболочек, количество выходов которого равно количеству лопастей гребного винта и все выходы связаны с приводами колебаний соответствующих оболочек.

На фиг. 1 изображена схема общего расположения устройства, реализующего способ снижения кавитации гребного винта; на фиг. 2 - схема размещения упругих оболочек на лопастях гребного винта.

На фиг. 1 показан коpпус 1 судна с гребным винтом 2, на лопастях которого размещены упругие оболочки 3 с приводами колебаний. Датчик 5 кавитационного шума расположен на корпусе 1 судна. Блок 6 управления частотой колебаний упругих оболочек 3 последовательно соединен с датчиком 5. Гребной вал 7 имеет коллектор 8 со щетками 9, а гребной винт 2 выполнен со ступицей 10. Выходы блока 6 управления частотой колебаний упругих оболочек 3 (по количеству лопастей) соединены с приводами 4 колебаний упругих оболочек 3, выполненными в виде электромагнитных или электродинамических возбудителей. Соединение осуществляется через коллектор 8 со щетками 9, смонтированный на гребном валу 7, полость гребного вала 7, ступицу 10 и отверстия в профилях лопастей гребного винта 2.

Способ осуществляется при работе устройства следующим образом.

При вращении винта 2 на засасывающей поверхности его лопастей, вблизи центральной части хорды их профиля, образуются кавитационные зоны, где микроскопические газовые пузырьки под влиянием пониженного давления испытывают рост, создавая предпосылки для возникновения у поверхности профиля кавитационной каверны. Такая каверна возникает, однако, лишь при условии возможности ее устойчивого существования. При замыкании кавитационных каверн в зонах повышенного давления образуется акустическое излучение, называемое кавитационным шумом. Датчик 5 кавитационного шума, например гидрофон, вырабатывает электрический сигнал, пропорциональный акустическому излучению в инфразвуковом и звуковом диапазонах. Этот сигнал поступает на вход блока 6 управления частотой колебаний упругих оболочек 3, где с помощью обратной связи вырабатываются такие управляющие сигналы на приводы 4 колебаний упругих оболочек 3, чтобы кавитационный шум был минимальным. Наибольшая эффективность предложенного способа снижения кавитации гребного винта будет обусловлена совпадением частот собственных колебаний кавитационной каверны, как определенного парогазового объема, с частотой колебаний упругой оболочки 3. Интенсивность колебаний при этом может быть незначительна за счет положительного влияния резонанса, по расчетам этот резонанс наступает в диапазоне 100-1000 Гц. (56) 1. Авторское свидетельство СССР N 954597, кл. F 03 B 11/04, 1980.

2. Авторское свидетельство СССР N 1736838, кл. B 63 H 1/18, 1989.

Похожие патенты RU2009957C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ КАВИТАЦИИ ГРЕБНОГО ВИНТА 1991
  • Шуганов О.Ю.
  • Медведев В.В.
  • Туркин И.И.
  • Халиуллин Ю.М.
  • Пархоменко В.Н.
RU2010741C1
Устройство для снижения кавитации гребного винта 1989
  • Богданов Александр Николаевич
  • Медведев Вадим Владимирович
  • Туркин Игорь Иванович
  • Шуганов Олег Юрьевич
SU1736838A1
СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ КАВИТАЦИОННЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ 2001
  • Калько И.П.
  • Семенюк Б.С.
RU2197638C1
ГРЕБНОЙ ВИНТ 1997
  • Яковлев В.А.
RU2137674C1
ГРЕБНОЙ ВИНТ КОРАБЕЛЬНЫЙ 2009
  • Набоков Владислав Васильевич
RU2382715C1
ЛОПАСТЬ ГРЕБНОГО ВИНТА СУДНА ЛЕДОВОГО КЛАССА 2013
  • Багаев Дмитрий Владимирович
  • Рудниченко Алексей Андреевич
  • Чалов Сергей Андреевич
RU2540684C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ КАВИТАЦИОННЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ТЕЛ КРЫЛОВОГО ПРОФИЛЯ 2001
  • Калько И.П.
  • Семенюк Б.С.
RU2197637C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ КОЛЕБАНИЙ ДАВЛЕНИЯ ЖИДКОСТИ В ПОТОКЕ, ОБТЕКАЮЩЕМ ОБЪЕКТ, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Дмитренко С.Г.
RU2196699C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ГРЕБНОГО ВИНТА НА КОРПУС СУДНА 1998
  • Иванов А.Н.
  • Кильдеев Р.И.
  • Насыров А.М.
  • Новиков И.Д.
  • Пашин В.М.
  • Садовников Д.Ю.
RU2134648C1
Гребной винт с многорезонансным демпфирующим устройством для снижения колебаний и резонансного звукоизлучения гребного винта 2020
  • Грушецкий Игорь Викторович
  • Шлемов Юрий Фёдорович
  • Савенко Валентин Викторович
  • Петров Александр Александрович
  • Малинин Иван Олегович
  • Яковлева Елена Владимировна
  • Добрынин Дмитрий Геннадьевич
  • Сёмкин Василий Георгиевич
RU2768292C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 009 957 C1

Реферат патента 1994 года СПОСОБ СНИЖЕНИЯ КАВИТАЦИИ ГРЕБНОГО ВИНТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ КАВИТАЦИИ ГРЕБНОГО ВИНТА

Использование: в судостроении, в средствах борьбы с кавитацией гребных винтов. Сущность изобретения: на лопастях гребного винта 2 размещены упругие оболочки 3 с приводами колебаний. Датчик 5 кавитационного шума расположен на корпусе 1 судна. Блок 6 управления частотой колебаний упругих оболочек 3 последовательно соединен с датчиком 5. Гребной вал 7 имеет коллектор 8 со щетками 9, а гребной винт 2 выполнен со ступицей 10. 2 с. п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 009 957 C1

СПОСОБ СНИЖЕНИЯ КАВИТАЦИИ ГРЕБНОГО ВИНТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ КАВИТАЦИИ ГРЕБНОГО ВИНТА
1. Способ снижения кавитации гpебного винта путем воздействия на кавитационные кавеpны ультpазвуковыми вынужденными колебаниями с интенсивностью ниже поpога кавитации, отличающийся тем, что вынужденные колебания создают в кавитационных зонах посpедством упpугих оболочек с частотой, совпадающей с частотой собственных колебаний кавитационной кавеpны в диапазоне 100 - 1000 Гц, и интенсивностью, огpаниченной пpеделом натяжения упpугих оболочек.

2. Устpойство для снижения кавитации гpебного винта, содеpжащее упpугие оболочки, выполненные с возможностью pасположения в кавитационных зонах лопастей, и пpиводы их колебаний, отличающееся тем, что оно снабжено последовательно соединенными датчиком кавитационного шума и блоком упpавления частотой колебаний упpугих оболочек, количество выходов котоpого pавно количеству лопастей гpебного винта, и все эти выходы связаны с пpиводами колебаний соответствующих оболочек.

RU 2 009 957 C1

Авторы

Андрюнин Н.В.

Медведев В.В.

Пархоменко В.Н.

Паромов А.Ю.

Туркин И.И.

Халиуллин Ю.М.

Шуганов О.Ю.

Даты

1994-03-30Публикация

1991-04-26Подача