ЗЕРКАЛО ЗАДНЕГО ВИДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА М.К.СУКАЧА Российский патент 1994 года по МПК B60R1/04 

Описание патента на изобретение RU2013240C1

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано для оснащения автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств.

Известно, что транспортные средства снабжают плоскими зеркалами заднего вида, которые устанавливают внутри салона, а для увеличения угла обзора - дополнительными боковыми зеркалами, установленными под различными углами.

Недостатком этой схемы обзора является то, что при использовании таких зеркал сзади и сбоку по обеим сторонам транспортного средства существуют зоны невидимости. При обгоне одного автомобиля другим водитель первого в определенный момент времени теряет из поля зрения заднюю машину. Прерывистое отражение заднего фронта, а также его частичное наложение в двух или трех зеркалах затрудняет анализ ситуации позади идущего транспорта. Необходимость одновременного наблюдения посредством плоских зеркал, размещенных в различных точках, отвлекает внимание водителя, утомляет его и может привести к аварии.

Известно зеркало заднего вида транспортного средства, содержащее отражающий элемент, выполненный в виде выпуклой поверхности, боковые стороны которого искривлены меньше, чем ее центральная зона. Такое зеркало расширяет угол обзора заднего вида, однако полностью зону невидимости не устраняет.

Повышенное напряжение водителя вызывает ситуация на дороге, когда задний автомобиль движется с одинаковой скоростью и вблизи транспортного средства. При этом его водитель не замечает идущего сзади и сбоку автомобиля и при маневрировании (обгоне, повороте) может создать аварийную ситуацию. Особенные неудобства в связи с этим возникают на дорогах с многорядным движением, где транспортные средства могут двигаться одновременно с двух сторон (слева и сплава) относительно данного автомобиля. Поэтому неполный обзор заднего вида, а именно вблизи его автомобиля сзади и сбоку, приводит к повышению напряжения и дискомфорту водителя при управлении транспортным средством и создает опасность в его эксплуатации.

Цель изобретения - повышение удобства в эксплуатации и безопасности движения транспортного средства.

Цель достигается тем, что в зеркале заднего вида центральный участок отражающего элемента выполнен плоским, радиус кривизны цилиндрической поверхности каждого из боковых участков равен половине длины центрального участка отражающего элемента, а величина центрального угла каждой из указанных цилиндрических поверхностей находится в пределах 30о < α< 45о.

На фиг. 1 показана схема обзора заднего вида при помощи плоских зеркал; на фиг. 2 - конструкция предложенного зеркала заднего вида, вид сверху.

Зеркало включает отражающий элемент с сопряженными между собой центральным 1 и боковыми 2 участками. Последние выполнены с цилиндрическими поверхностями, центры кривизны которых расположены на вертикальных осях с тыльной стороны зеркала. Центральный участок 1 отражающего элемента выполнен плоским. Радиус кривизны цилиндрической поверхности каждого из боковых участков 2 равен половине длины центрального участка отражающего элемента. Величина центрального угла каждой из указанных цилиндрических поверхностей находится в пределах 30о< α< 45о.

Пользуются зеркалом следующим образом.

В салоне транспортного средства зеркало закрепляют в центре у переднего стекла и устанавливают таким образом, чтобы в его плоской части, как и в обычном зеркале, была видна картина заднего вида (сектор глж). Применение зеркала-прототипа, также как и дополнительных боковых плоских зеркал, позволяет увеличить сектор обзора до вакз. Использование же зеркала с боковыми цилиндрическими участками предлагаемой конструкции максимально увеличивает обзор заднего вида (сектор бвзи) и даже может превысить линию непосредственного бокового обзора водителем м-н. Это позволяет контролировать все полупространство за фронтом водителя без исключения. Т. е. кроме обзора заднего вида зеркало используется как индикатор движущегося в непосредственной близости от транспортного средства объекта.

Варианты конструкций зеркала заднего вида транспортного средства:
Длина центрального
(плоского) участка, см l 12 14
Радиус кривизны
цилиндрической
поверхности
боковых участков, см r 6 7
Центральный
угол цилиндричес-
кой поверхности, град α 45 45
Область значений 30о < α <45о обусловлена соотношением l/d, где d - расстояние от плоскости зеркала до глаза наблюдателя; обычно l/d = 1/12. . . 1/8. При соотношении l/d в реальной конструкции автомобиля, равном 1/8, угол α достигает значения 30о. И, наоборот, при l/d = 1/12 превышение угла α= 45о становится нецелесообразно из-за превышения отражаемого зеркалом заднего полупространства (фронта наблюдателя, м-н). При среднем соотношении l/d = 1/10 для достижения эффекта полного заднего обзора центральный угол в первом случае составил 40о, во втором - 42о.

Концентрация внимания водителя на одном зеркале и отсутствие зон невидимости при заднем обзоре является преимуществом применения предложенного зеркала.

Похожие патенты RU2013240C1

название год авторы номер документа
ЗЕРКАЛО ЗАДНЕГО ВИДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ШИРОКИМ УГЛОМ ОБЗОРА И УМЕНЬШЕННЫМ ИСКАЖЕНИЕМ ИЗОБРАЖЕНИЯ 2000
  • Манфре` Джованни
  • Локателли Марио
RU2233753C2
Система зеркал заднего вида транспортного средства 1988
  • Воробьев Павел Павлович
  • Брага Григорий Иосифович
  • Иванов Валерий Николаевич
  • Мицкевич Иосиф Станиславович
SU1594025A1
УСТРОЙСТВО ПЕРЕДНЕГО ОБЗОРА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ 2004
  • Макдугалл Крейг Харт
RU2320501C2
СИСТЕМА ЗЕРКАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2004
  • Дубровский Аркадий Вениаминович
RU2286267C2
СПОСОБ И СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ 2018
  • Ван Дер Мейс, Флорис
RU2724935C1
СИСТЕМА ВИЗУАЛИЗАЦИИ ТРЕНАЖЕРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Зверев В.В.
  • Копытко Е.Н.
RU2245582C9
КАБИНА ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ С ПОКРЫВАЕМЫМИ КАМЕРОЙ ОБЛАСТЯМИ ОБЗОРА 2017
  • Цайндль Альберт
  • Копп Штефан
RU2742360C2
СИСТЕМА ЗЕРКАЛ ЗАДНЕБОКОВОГО И ПЕРЕДНЕБОКОВОГО ВИДА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2011
  • Дубровский Аркадий Вениаминович
RU2465158C1
УСТРОЙСТВО ПЕРЕДНЕГО ОБЗОРА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ С ПРАВЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ РУЛЯ 2005
  • Потапов Григорий Александрович
RU2302350C2
СИСТЕМА ПОМОЩИ ПРИ РЕГУЛИРОВКЕ ЗЕРКАЛ ДЛЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ 2017
  • Ван Дер Мейс, Флорис
  • Ван Берло, Хуб
RU2714820C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 013 240 C1

Реферат патента 1994 года ЗЕРКАЛО ЗАДНЕГО ВИДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА М.К.СУКАЧА

Использование: в транспортных средствах, в частности в автомобилях, мотоциклах и других транспортных средствах. Сущность изобретения: зеркало состоит из среднего плоского центрального участка, с которым сопряжены два крайних участка, выполненные с цилиндрической поверхностью, ось вращения образующей которых расположена вертикально. Диаметр боковых участков равен продольному размеру плоской части зеркала, а их центральный угол находится в пределах 30<α<45° . 2 ил.

Формула изобретения RU 2 013 240 C1

Зеркало заднего вида транспортного средства, содержащее отражающий элемент с сопряженными между собой центральным и боковыми участками, последние из которых выполнены с цилиндрическими поверхностями, центры кривизны которых расположены на вертикальных осях с тыльной стороны зеркала, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства в эксплуатации и безопасности движения транспортного средства, центральный участок отражающего элемента выполнен плоским, радиус кривизны цилиндрической поверхности каждого из боковых участков равен половине длины центрального участка отражающего элемента, а величины центрального угла каждой из указанных цилиндрических поверхностей находится в пределе 30o < α < 45o .

RU 2 013 240 C1

Авторы

Сукач М.К.

Сукач С.М.

Сукач А.М.

Даты

1994-05-30Публикация

1991-02-20Подача