S
(Л
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а конкретно к оборудованию автомобиля, в частности к наружным сферическим зеркалам заднего вида. Цель изобретения - повышение безопасности движения путем достижения регламентированной зоны обзора при минимальном уменьшении изображения в левом и правом зеркалах и однозначном зрительном восприятии в них изображения. Зеркала 1 и 2 выполнены с разной кривизной и шириной поверхности, обеспечивающими следующее условие ψ л/Θ Л=Ψ П/Θ П1, где ψ л и ψ п - углы обзора в левом и правом зеркалах, Θ Л и Θ П - углы, образованные лучами, проведенными из точки циклопического глаза водителя к крайним точкам левого и правого зеркал заднего вида в горизонтальной плоскости. 3 ил.
Изобретение относится к транспортному машиностроению, конкретно к оборудованию автомобиля, в частности к наружным сферическим зеркалам заднего вида.
Цель изобретения - повышение безопасности движения путем достижения регламентированной зоны обзора при минимальном уменьшении изображения в левом и правом зеркалах и однозначном зрительном восприятии в них изображения.
На фиг. 1 представлена система зеркал заднего вида транспортного средства, вид сверху; на фиг. 2 - схема к определению обзорности в ,сферическом зеркале; на фиг. 3 - схема расположенчя зеркал на автомобиле, вид сбоку.
Система зеркал заднего ьида транспортного средства содержит лево 1 и правое 2 сферические зеркала, выполненные с различной кривизной и шириной поверхности, разноудаленные от точки 3 расположения циклопического глаза водителя относительно его рабочего места и установленные с внешней стороны транспортного средства 4.
Система зеркал заднего вида транспортного средства работает следующим образом.
В рабочем положении отражающие поверхности левого 1 и правого 2 зеркал расположены относительно места водителя так, что лучи, направленные из точки 3 расположения циклопического глаза водителя к внутренним крайним точкам каждого из зеркал, в горизонтальной плоскости, отразившись, ограничивают соответственно слева и справа поперечный габарит транспортного средства 4 параллельно его продольной оси. При этом лучи, направ.аенные из точки расположения циклопического глаза водителя к внешним крайним точкам каждого из зеркал, в горизонтальной плоскости, отразившись, ограничивают углы обзора соответственно в левом и правом зеркалах.
Регламентированная зона обзора достигается соответствующими шириной и кривизной поверхности зеркал, обеспечивающими условие
01
со
4
О
ьэ сд
V
Лп
en
1,
аналогично с этим достигается зона обзора по высоте при обеспечении условия
Y Vn 1
ft
Pj Ph
где J и -фп - углы обзора соответственно в левом и правом зеркалах, образованные линиями, параллельными продольной оси транспортного средства, ограничивающими его поперечный без зеркал заднего вида габарит, и лучами, отраженными от крайних внешних точек левого и правого зеркал, проведенными из точки циклопического глаза водителя транспортного средства, в горизонтальной плоскости (циклопический глаз - условный глаз, расположенный посредине между левым и правым глазом водителя);
9ди9„ -углы, образованные лучами, проведенными из точек циклопического глаза водителя к крайним точкам соответственно левого и правого зеркал заднего вида в горизонтальной плоскости;
Y и 7„ - соответственно вертикальные углы обзора в ближнем и дальг нем зеркалах заднего вида;
PJ, и Рд - соответственно углы зрения, под которыми водитель видит крайние точки ближнего и дальнего зеркал заднего вида в вертикальной плоскости.
Равенство заданных условиями соотношений обеспечивает однозначное зрительное восприятие изображения в разноудаленных от места водителя зеркалах, а величина соотношений, близкая к единице - минимальное уменьшение изображения в левом и правом зеркалах.
Критерием величины соотношений углоа, приведенных в расчетной формуле для сферических зеркал, является величина соотношений тех же углов для плоских зеркал заднего вида, равная единице, независимо от их размеров и расстояния от места водителя до соответствующего зеркала, поскольку плоские зеркала передают Изображение в натуральную величину без уменьшения.
В практических условиях определение обзорности и параметров зеркал, входящих в систему зеркал заднего вида транспортного средства, осуществляется аналогично для левого и правого зеркал.
На план транспортного средства наносится прямоугольная система координат так, чтобы точка О - начало координат совпала с точкой циклопического глаза водителя, нормально сидящего на своем рабочем месте.
Ось ординат проходит параллельно продольной плоскости симметрии автомобиля и совпадает с направлением движения вперед. Максимальная обзорность в зеркале заднего
вида CD с размером оптического элемента по горизонтали достигается при условии, когда луч СА, ограничивающий зону обзора, направлен вдоль кузова, параллельно плоскости симметрии автомобиля. При этом соблюдается равенство , где Хс
и Хд - соответственно абсциссы крайней точки зеркала С и габаритной точки автомобиля А, м. Значение абсциссы точки А принимается со знаком минус по габаритным размерам автомобиля. Ордината точки С
зеркала определяется из выражения
Уе-tgw
0
где (О - угол между осью ординат и прямой, соединяющей начало координат с ближней к водителю крайней точкой С зеркала.
Угол ф, образованный лучом ОС, направленным из точки циклопического глаза водителя на плоскость зеркала и отраженным 5 лучом СА, определяется по формуле
, Хс
Ф агс1§-.
УС
Угловые коэффициенты прямой ОС и нормали к плоскости зеркала СЛ рассчи- 0 тываются по формулам
ffУс.
, Хс
V
КKco + ig-r .
5 l-/Ccotgf
Учитывая, что перпендикуляром к сферической поверхности является радиус ее кривизны, находим координаты центра 9 кривизны зеркала по формулам
0
х Xc-R cosarctgA ; у /,-/ -sinarctgAj,
где X и у - соответственно абсцисса и ордината центра кривизны, м; R - радиус кривизны сферической
поверхности зеркала, м.
5 Центральный угол, заключенный между радиусами QC и QD, определяется из выра е™ . . 0,5а a 2arcsin-,
А
где а - центральный угол.
0 Угловой коэффициент нормали DE к поверхности зеркала в крайней точке D определяется по формуле
К
/Сак-tgg
В зависимости от расположения зеркала относительно наблюдателя значение углового коэффициента /Ср может быть как положительным, так и отрицательным. Это необходимо учитывать при определении координат крайней точки D зеркала, которые рассчитываются по формулам (при отрицательном значении Kag в формулах ставится знак плюс, при положительном - знак минус)
Хо Xa ±
где л;, и j/д-соответственно абсцисса и ордината точки D зеркала, м. Зная координаты точки D зеркала, угловой коэффициент прямой DO определяют
из выражения
К УО
00-Г-- Лр
Так как нормаль DE к поверхности зеркала делит угол ф|, образованный падающим OD и отраженным DB лучами, пополам, то- по теореме тангенсов
tg
Z t-HKpo ЛОЕ
Угловой коэффициент прямой DS, ограничивающий зону обзора в зеркале, определяется из выражения
(«-tg
«-r+TQiF
Угол обзора в сферическом зеркале рассчитывается по формуле
i|)arctg;, t
где -ф - угол обзора в сферическом зеркале. Угол циклопического зрения 9, под которым видны крайние точки сферического зеркала, определяется по формуле
,,. /Ct - Ксо
9 arctg
1+ADO А со
Уменьшение изображения в сферическом зеркале определяется из выражения
Y 1
где Т - коэффициент уменьшения изображения в сферическом зеркале. Угол, ограничивающий зону видимости в вертикальной плоскости (фиг. 3), для циклопического и бинокулярного зрения определяется из выражения
„ .0,5&
Y 2arctg,гтг-;
(Хс - Хо),-Ус
где V - вертикальный угол обзора в зеркале;
b - размер оптического элемента зеркала по вертикали, м. Угол зрения, под которым водитель видит поверхность оптического элемента зеркала в вертикальной плоскости, определяется по формуле
P 2arctg
P,5bsina
с
где р - угол зрения в горизонтальной плоскости.
Коэффициент уменьшения изображения в зеркале для обзорности по вертикали составит
т„
Г
0
5
0
5
0
5
0
5
0
5
Задавшись параметрическим рядом зеркал, составив программу и просчитав на ЭВМ значения угла обзора и коэффициента уменьшения изображения, подбирают для конкретного транспортного средства, в зависимости от его габаритных размеров, систему зеркал заднего вида с кривизной и шириной поверхности левого и правого зеркал, которые обеспечивают регламентированную зону обзора при минимальном уменьшении изображения и однозначном зрительном его восприятии в разноудаленных от места водителя зеркалах, т. е. при одинаковых минимальных значениях коэффициента уменьшения изображения.
Формула изобретения
Система зеркал заднего вида транспортного средства, включающая левое и правое разноудаленные от места водителя, установленные с внешней стороны транспортного средства зеркала со сферическими поверхностями различной кривизны, отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности движения путем достижения регламентированной зоны обзора при минимальном уменьшении изображения в левом и правом зеркалах и однозначном зрительном восприятии в них изображения, зеркала выполнены с различной кривизной и шириной поверхности, обеспечивающими следующие условия. ,
Уя Ч п1
9, е„
где i|;j, и г|)д - углы обзора соответственно в левом и правом зеркалах, образованные линиями, параллельными продольной оси транспортного средства, ограничивающими его поперечный без зеркал заднего вида габарит, и лучами, отраженными от крайних внешних точек левого и правого зеркал, проведенными из точки ЦИК.ЛОПИ- ческого глаза водителя транспортного средства, в горизонтальной плоскости;
п п - углы, образованные лучами, проведенными из точки циклопического глаза водителя к крайним точкам соответственно левого и правого зеркал заднего вида в горизонтальной плоскости.
Фие 1
Способ изготовления звездочек для французской бороны-катка | 1922 |
|
SU46A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1990-09-23—Публикация
1988-04-08—Подача