Изобретение относится к области авиатехники, в частности к гидросамолетам и самолетам-амфибиям, способным производить взлеты и посадки как на суше, так и на водной поверхности.
Известны различные устройства для отражения и формирования направления движения пелены брызгового потока воды от корпуса лодки гидросамолета при взаимодействии его с водой.
В одним случаях у борта лодки устанавливаются брызгоотражающие щитки и выполняются скуловые образования лодки открытого типа [1].
В других случаях у борта лодки скула выполняется в виде ловушки для брызговой струи. Ловушка представляет собой углубление желобкового типа, вертикально расположенное у борта лодки в ее носовой части. Такие ловушки установлены на лодке японского гидросамолета "Шин-Мейва" US-1 [2]. Это брызгогасители желобкового типа, расположенные в нижней части корпуса носовой части лодки до плоскости вращения винтов двигателей. Для предотвращения деформации внешние стенки желоба имеют продольные щели для перепуска воды наружу.
Известны гидродинамические брызгоотражающие щитки самолета-амфибии С-215 Т канадского производства, выбранные в качестве прототипа [3]. Они установлены в носовой части лодки. Непосредственно в носке они большой высоты, составляющей примерно 15-30% ширины лодки в каждом сечении. Высота брызгоотражающих щитков уменьшается до 5% по мере приближения их вдоль скулы лодки к ее первому редану. Брызговой поток воды, подходя под установленный щиток, затормаживается им, создавая давление, а последующий фронт брызговой пелены уже идет по этому заторможенному объему воды за щиток на внешнюю сторону лодки.
Таким образом, щитки, установленные на самолете-амфибии С-215 Т, не устраняют выход брызгового потока воды за скулы лодки, они не уменьшают высоты подъема брызговых струй воды и, следовательно, не исключают попадание их на крыло и винты двигателей при движении самолета на волне, а лишь немного задерживают развитие брызгообразования при встрече корпуса с волной.
Задача изобретения - повышение надежности эксплуатации гидросамолета путем уменьшения высоты подъема брызговых струй воды за скулами его лодки при движении на волне.
Задача достигается тем, что в брызгоотражающем устройстве щитки установлены у скулы носовой части днища лодки гидросамолета вертикально и выполнены с отверстиями, при этом высота щитка составляет не менее 4% ширины днища лодки, а общая площадь отверстий составляет не менее половины площади щитка.
На фиг. 1 показан общий вид брызгоотражающего щитка, установленного на борту гидросамолета; на фиг. 2 - узел I на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 1 (струя полностью перепускается через отверстия); на фиг. 4 - то же (часть струи огибает щиток).
Брызгоотражающее устройство содержит щиток 1, установленный вертикально у скулы днища лодки 2 в носовой части с площадью отверстий 3, составляющей половину площади щитка 1. Высота щитка 1 составляет 4% ширины лодки. Направление отверстий 3 в щитке горизонтальное.
Работу брызгоотражающего устройства можно представить состоящей из трех этапов.
Первый этап относится к моменту начала погружения сечения днища лодки 2 в гребень волны, высота которой предельная для данного самолета. При этом к щитку 1 в основном подходит быстро лишь брызговая пелена, она частично затормаживается им и через направляющие отверстия 3 перепускается горизонтально со скоростью 8-15 м/с за скулу лодку. На этих режимах объем воды, подошедшей к щитку 1 в виде струй (пелены), полностью перепускается через отверстия 3 щитка 1 (фиг. 3).
Вторым этапом работы устройства можно считать момент, когда сечение днища лодки 2 гидросамолета погрузилось в гребень волны на 0,3-0,4 ее высоты. При этом днище лодки в поперечные стороны успевает уже вытеснить большой объем воды, который весь не успевает пройти через направляющие отверстия 3 щитка 1 и начинает огибать его, выходя наружу за щиток и поднимаясь вверх (фиг. 4). В этот момент исходящие горизонтально из щитка 1 струи воды разрушают передний фронт поднимающейся вверх воды, обогнувшей щиток.
Третий этап работы устройства аналогичен второму. При этом сечение днища лодки 2 гидросамолета погрузилось уже в гребень волны больше, чем на 0,3-0,4 ее высоты. В этом случае щиток 1 погружен в воду и в подводном положении также горизонтальными струями воды, истекающей из его отверстий, продолжает действовать на поднимающийся объем воды вверх за бортом лодки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ | 1991 |
|
RU2028253C1 |
ГИДРОСАМОЛЕТ | 1993 |
|
RU2104224C1 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ С НИЗКОРАСПОЛОЖЕННЫМ КРЫЛОМ | 2002 |
|
RU2231480C2 |
ГИДРОСАМОЛЕТ | 2001 |
|
RU2223200C2 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ | 1997 |
|
RU2135394C1 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ | 2004 |
|
RU2272752C1 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ | 1994 |
|
RU2116226C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ВОДОЙ БАКОВ ГИДРОСАМОЛЕТА | 1991 |
|
SU1809959A3 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ (СА) | 1997 |
|
RU2136544C1 |
Защитное устройство открываемой вовнутрь аварийной бортовой двери гидросамолета | 1991 |
|
SU1817754A3 |
Изобретение относится к области авиатехники, в частности к гидросамолетам и самолетам-амфибиям. Цель изобретения - повышение надежности эксплуатации гидросамолета путем уменьшения высоты подъема брызговых струй воды за скулами лодки при движении на волне. Брызгоотражающий щиток 1 установлен вертикально у скулы днища лодки 2 в носовой части с общей площадью отверстий 3, составляющей половину площади щитка 1. Высота щитка 1 составляет 4% ширины лодки 2. Направление отверстий 3 в щитке горизонтальное. 4 ил.
БРЫЗГООТРАЖАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ГИДРОСАМОЛЕТА, содержащее щитки, установленные на борту лодки в ее носовой части, отличающееся тем, что щитки установлены вертикально у скул носовой части днища лодки и выполнены с отверстиями, при этом высота щитков составляет не менее 4% ширины днища лодки, а общая площадь отверстий составляет не менее половины площади щитка.
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Canadian aviation, 1989, N 9. |
Авторы
Даты
1994-06-30—Публикация
1992-07-30—Подача