Изобретение относится к области средств обеспечения аварийного покидания самолетов в воздухе через бортовые аварийные двери с защитными щитками, предохраняющими покидающего самолет от прижатия к борту потоком воздуха.
Цель изобретения - обеспечение использования на плаву аварийной, двери гидросамолета в качестве входной двери в случае размещения нижней части проема ниже уровня воды.
Заявляемое в качестве изобретения конструктивное решение позволяет решить техническое противоречие между необходимостью обеспечения полного открытия и защиты проема при эксплуатации гидросамолета на плаву.
Сущность заявляемого изобретения ясна из приведенной на фиг. 1а конструктивной схемы защитного устройства и приведенной на фиг. 2 принципиальной схемы гидропневмопривода механизации .открытия и закрытия обеих частей щитки, а также из приводимого ниже описания работы.
Заявляемое устройство (фиг. 1) содержитустановленную в борту 1 гидросамолета 2 в проеме дверь 3, используемую как входную (на плаву и на земле) и как аварийную (в полете при аварийном покидании). Перед
00
ч
VI
СЛ
4
IGO
проемом двери снаружи борта 1 на вертикальной оси 4 установлены верхний 5 и нижний 6 защитные щитки, представляющие собой разрезанную параллельно ватерлинии 7 на уровне верхней границы воды 8 общую для отклоненного положения створку. Верхний щиток 5 снабжен приводами 9 и 10 (фиг. 1, А-А), которыми, он прижат к борту впереди дверного проема. Нижни щиток 6 снабжен приводом 11 (фиг. 1, В-В), которым он прижат к борту, перекрывая часть проема и герметизируя, стык с бортом по контуру прилегания, благодаря установке уплотнителя 12.
Приводы 9,10,11 (фиг. 2) представляют собой пневмоцилиндры с механическими замками, фиксирующими в прижатом к борту положениях обе части створки: верхнего щитка - при убранных штоках цилиндров 9 и 10, нижнего щитка- при выпущенном штоке цилиндра 11.
Штоковые полости цилиндров заполнены жидкостью и соединены между собой гидролинией 13, соединенной с компенсационным бачком 14 через дренажный распределитель 15. К поршневым полостям цилиндров 9 и 10 подсоединена пневмоли- нии 16 отклонения щитков, подключенная к пневмосистеме через дистанционно управляемый распределитель 17.
К поршневой полости цилиндра 11 подсоединена пневмолиния 18 прижатия щит- ков, подключенная к пневмосистеме через дистанционно-управляемый распределитель 19. Линии 16 и 18 соединены также с дренажным распределителем 15.
Заявляемое устройство работает следующим образом (фиг. 2). При включении распределителя 17 воздух по пневмолинии поступает к дренажному распределителю 15, который герметизирует лмнию 13, отсекая ее от бачка 14. Одновременно воздух поступает в поршневые полости цилиндров 9 и 10. открывает замки фиксации поршней и начинает выпускать штоки. Часть энергии давления через поршни передается жидкости, находящейся в штоковых полостях цилиндров 9 и 10, благодаря чему жидкость поступает в штоковую полость цилиндра 11, открывает замок фиксации поршня и начинает убирать его. шток.
При выпуске штоков цилиндров 9 и .10 (фиг. 1, А-А) верхний, щиток 5 отходит от борта 1 и поворачивается в отклоненное положение против полета, от борта к двери. А при одновременной уборке штока цилиндра 11 (фиг. 1, В-В), нижний щиток 6 отходит от борта 1 и поворачивается в отклоненное положение no-полету, от борта вперед. При этом энергия набегающего потока, действующего на верхний 5 и нижний 6, щитки имеет противоположное направление, благодаря чему уменьшается потребность в величине пневматической энергии,
необходимой для отклонения нижнего щитка: верхний щиток 5, воздействуя на штоки цилиндров 9, 10, как насос накачивает жидкость в цилиндр 11, отклоняя нижний шток. Для закрытия щитков (фиг. 2) распределитель 17 выключается и включается распределитель 19. Воздух поступает в пневмолинию 18, благодаря чему распределитель t5 продолжает герметизировать гидролинию 13, отсекая ее от бачка 14.
Поршень цилиндра 11 начинает выпускаться, а поршни цилиндров 9 и 10 под воздействием жидкости - убираться. Таким образом, (фиг. 1) верхний 5 и нижний б щитки прижимаются к борту 1.
При закрытии нижний щиток б играет роль насоса, чем также уменьшает потребности в пневмоэнергии для закрытия защитного щитка..
Предлагаемая конструкция обеспечивает эксплуатацию гидросамолета с аварийной дверью, нижний обрез которой расположен в зоне заливаемости, на плаву, благодаря перекрытию проема нижним щитком. Обеспечение это не ухудшило условия аварийного покидания, так как весь проем затеняется отклоненными частями щитка, превращающимися в таком положении в одно целое. Энергетическая гидропневматическая механизация позволяет
получить выигрыш в запасах сжатого воздуха: при определенных соотношениях площадей верхнего и нижнего щитков, верхний может открывать нижний без затрат энергии. Облегчается также закрытие щитка при
необходимости посадки гидросамолета на воду летчиком после аварийного покидания его экипажем.
Предлагаемое решение разработано в объеме технического предложения для одной из модификаций гидросамолета В.
Формул а изобретения. Защитное устройство открываемой вовнутрь аварийной бортовой двери гидросамолета, содержащее установленную снаружи на вертикальной оси перед про емом двери створку, защищающую в открытом положении весь проем двери, и привод, отличающееся тем, что, с целью
расширения эксплуатационных свойств щитка путем обеспечения использования на плаву аварийной двери, в случае размещения нижней части- проема ниже уровня воды, в нем створка разрезана параллельно
ватерлинии на уровне верхней границы воды с образованием верхнего и нижнего щитков причем верхней щиток размещен на оси перед проемом двери, а нижний - на той же оси с перекрытием части проема двери, и
нимающим его к борту снаружи проема, а его поворот в полете обеспечен по направлению полета, преимущественно синхронно с поворотом верхнего щитка против
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БОРТОВОЙ ЛЮК САМОЛЕТА-АМФИБИИ | 2000 |
|
RU2186710C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ВОДОЙ БАКОВ ГИДРОСАМОЛЕТА | 1991 |
|
SU1809959A3 |
БРЫЗГООТРАЖАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ГИДРОСАМОЛЕТА | 1992 |
|
RU2015068C1 |
ГИДРОСАМОЛЕТ | 1993 |
|
RU2104224C1 |
Устройство для удаления воды из наддуваемого отсека фюзеляжа гидросамолета | 1990 |
|
SU1794037A3 |
ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ | 1991 |
|
RU2028253C1 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ (СА) | 1997 |
|
RU2136544C1 |
СИСТЕМА ДРЕНАЖА ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ГИДРОСАМОЛЕТА | 1992 |
|
RU2054361C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ БАКОВ ВОДОЙ НА ГИДРОСАМОЛЕТЕ | 1991 |
|
SU1811670A3 |
СИСТЕМА НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ ГИДРОСАМОЛЕТА | 1991 |
|
RU2034749C1 |
Изобретение относится к обеспечению аварийного покидания гидросамолета экипажем в воздухе через открываемую вовнутрь бортовую дверь. Целью изобретения является расширение эксплуатационных свойств щитка путем обеспечения использования на плаву аварийной двери в случае размещения нижней части проема ниже уровня воды. Защитный щиток разрезан на уровне верхней границы воды параллельно ватерлинии с образованием верхнего 5 и нижнего щитков, причем нижний щиток герметично прижимается к борту снаружи и в зоне проема двери, образуя наружный ложный борт, а верхний, как обычно, повернут по полету и также прижат к борту. В полете обе части защитного щитка приводами поворачиваются (отклоняются) встречно и в ,отклонен ном положении образуют единый защитный щиток, выполняющий функцию защиты проема двери по всей высоте. 2 ил. СЛ
снабжен дополнительный приводом, при- 5 направления полета.
1
А
J
/
1
Фчк .г.
Пне&мосистеяа.
Изделие Е | |||
Техническое описание | |||
Кн | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Конструкция самолета | |||
Ч | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Приводный механизм в судовой турбинной установке с зубчатой передачей | 1925 |
|
SU1965A1 |
с | |||
Фальцовая черепица | 0 |
|
SU75A1 |
Зубчатое колесо со сменным зубчатым ободом | 1922 |
|
SU43A1 |
СамолетВ | |||
Руководство по технической эксплуатации | |||
Кн | |||
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
рис | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1993-05-23—Публикация
1991-03-28—Подача