Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам тушения пожаров при использовании гидросамолетов.
Целью изобретения является уменьшение гидродинамического сопротивления водозаборников, повышение надежности работы и эксплуатационных свойств, т. к. водозабор может осуществляться на режимах плавания и глиссирования без существенного влияния на подъемную силу и брызгообразования и сохранять работоспособность в различных климатических условиях эксплуатации.
На фиг. 1 изображено устройство на гидросамолете; на фиг. 2 - узел I на фиг. 1 в закрытом положении; на фиг. 3 - узел I на фиг. 1 в открытом положении; на фиг. 4 - сечение А-А фиг. 2; на фиг. 5 - вид Б на фиг. 4; на фиг. 6 - кинематическая схема.
Устройство состоит из водозаборников 1, расположенных на глиссирующем днище 2 гидросамолета 3 вблизи редана и водоводов 4, соединенных с баком 5.
Водозаборник 1 представляет собой вытянутое прямоугольное окно 6 в днище лодки, накрытое корпусом расширительной камеры 7, в которой на оси 8 у передней кромки окна 6 и у задней кромки на оси 9, шарнирно закреплены передняя 10 и задняя 11 створки.
Створки кинематически связаны между собой управляющей тягой 12 и качалками 13, а также двумя кулисами, из которых внешняя 14 (т.е. дальняя от оси симметрии гидросамолета) выполнена совместно с наружной щекой 15 создает совместно с задней створкой 11 боковой водозаборный щиток перед входом в совок.
Внутренняя кулиса 16 имеет форму серьги. Кулисы связаны с задней створкой посредством штырей 17.
К уху 18 передней створки 10 шарнирно крепится шток гидроцилиндра 19, одностороннего действия с пружиной 20, работающей на уборку штока. Шток цилиндра 19 вводится внутрь расширительной камеры через отверстие 21, а через отверстие 22 расширительная камера 7 соединена с атмосферой.
Работает устройство следующим образом.
После приводнения гидросамолета или перед приводнением, выпускаются водозаборники 1. Процесс выпуска водозаборника выглядит так: при снятии давления в гидросистеме открывается шаровый замок 23, освобождается пружина 20, которая втягивает шток, открывая переднюю створку 10 вверх, а заднюю 11 вниз, при этом скоростной напор воды (или воздуха) помогает выпуску водозаборника и постановке его на кинематический замок выпущенного положения, когда штыри 17, закрепленные на боковых щитках задней створки 11 зафиксируют ее в нижнем положении прорезей кулис 15 и 16 от дальнейшего удаления передней кромки от днища лодки 2, обеспечив заданную величину открытия "В", а также обеспечат опору передней кромки створки 11 на ось вращения 8.
Створка 10 при этом займет крайнее верхнее положение. Описанное состояние элементов водозаборника создает в задней части водозаборника водовод, часть которого является совок створки 11 площадью "а х в", а также передняя часть окна 6, площадью "а" "х" "с". В окно этой площади, благодаря расширительной камере 7, создаваемой открытой внутрь передней створки 10 и подпору, создаваемому задней створкой 11 будет выходить дополнительный поток воды площадью "а" "ж" "в". Боковой шток 12, создаваемый внешней кулисой 15, перед входом в совок также дает увеличение потока за счет улавливания косых струй.
Кулисы 15 и 16 своими нижними кромками предохраняют переднюю кромку совка от столкновения с плавающими предметами.
Кулисный механизм 15, 16, 17 в рабочем положении устройства в сочетании с работой пружины 20 гидроцилиндра 19 - выполняет роль демпфера при столкновении водозаборника с плавающими предметами большой массы и позволяет утопить совок створки 11 с кулисами 15, 16 за счет сжатия пружины внутрь водовода, заподлицо с днищем лодки.
Кроме того, наружная кулиса 15 имеет расширительную щеку 12, которая перекрывает контур выреза окна 6, что увеличивает поток захвата воды. На передней кромке окна 6 имеется срывник 24, который формирует струю со свободной поверхностью, что уменьшает гидродинамические потери в канале водозаборника.
Уборка водозаборника (закрытие водозаборного окна 6) по сигналу о заполнении баков водой, подается давление в гидросистеме на выпуск штока гидроцилиндра 19, снимается пружина 20, передняя створка 10 опускается вниз, штыри 17 задней створки 11 увлекают кулисы 15 и 16 внутрь камеры 7. В конце хода все элементы убираются внутрь лодки заподлицо с днищем, а шток гидроцилиндра ставится на шариковый замок, выпущенного положения.
Для предотвращения замерзания створок водозаборника в условиях обледенения имеется возможность в дренажный патрубок подать горячее тепло (горячий воздух или воду), которое разогреет конструкцию водозаборного устройства и повысит надежность его работы при повторном открытии.
Предложенное устройство для забора воды уменьшает гидродинамические потери при заборе воды, что уменьшает время, а следовательно и дистанцию режима забора, позволит уменьшить режим работы силовой установки. Это скажется на уменьшении расхода топлива и увеличит эффективность использования гидросамолета в целом.
Повышенная надежность работы устройства позволит в процессе эксплуатации экономить средства на ремонт, что также скажется на экономичность использования гидросамолета.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ | 1991 |
|
RU2028253C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ БАКОВ ВОДОЙ НА ГИДРОСАМОЛЕТЕ | 1991 |
|
SU1811670A3 |
ВОДОЗАБОРНОЕ УСТРОЙСТВО ГИДРОСАМОЛЕТА | 1992 |
|
RU2034751C1 |
ВОДОЗАБОРНОЕ УСТРОЙСТВО ГИДРОСАМОЛЕТА | 2017 |
|
RU2655580C1 |
Устройство для заполнения бака противопожарного гидросамолета жидкостью | 1991 |
|
SU1830354A1 |
ВОДОЗАГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ПРОТИВОПОЖАРНОГО САМОЛЕТА | 1999 |
|
RU2174934C2 |
ВОДОЗАБОРНОЕ УСТРОЙСТВО ПРОТИВОПОЖАРНОГО ГИДРОСАМОЛЕТА | 2004 |
|
RU2268765C1 |
БРЫЗГООТРАЖАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ГИДРОСАМОЛЕТА | 1992 |
|
RU2015068C1 |
СИСТЕМА ДРЕНАЖА ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ГИДРОСАМОЛЕТА | 1992 |
|
RU2054361C1 |
СИСТЕМА ЗАПОЛНЕНИЯ БАКОВ-ОТСЕКОВ ВОДОЙ САМОЛЕТА-АМФИБИИ НА ГЛИССИРОВАНИИ | 2005 |
|
RU2294301C1 |
Изобретение относится к противопожарной авиации, в частности к средствам, обеспечивающим заполнение баков водой, используемой для тушения пожаров. Цель изобретения - уменьшение гидродинамического сопротивления при заборе воды, повышение надежности работы и расширение эксплуатационных свойств. Цель достигается тем, что в днище гидросамолета выполнена расширительная дренажная камера, в нижней части которой размещен водозаборник, представляющий собой две створки, шарнирно закрепленные по противоположным концам выреза (окна). Створки кинематически связаны между собой и с приводом, раскрывающим их при заборе воды в противоположные стороны относительно направления полета. Кинематическая связь задней створки с осью вращения передней створки содержит две кулисы в виде щитков (внешний и внутренний), обеспечивающие дополнительно при заборе воды организацию потока в водоводе и защиту задней створки от плавающих предметов. В передней части расширительной камеры имеется дренажное отверстие, в которое может поступать горячее рабочее тело, которое разогревает водозаборник и тем самым обеспечивает его работоспособность в условиях обледенения. 3 з.п.ф-лы, 6 ил.
Авторское свидетельство СССР N 1064598, кл | |||
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Авторы
Даты
1995-03-27—Публикация
1991-03-28—Подача