Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано как переключающий направление потоков элемент.
Известен многопозиционный вентиль, который содержит корпус с патрубками, внутри которого по скользящей посадке установлен затвор с отверстиями. Главное отверстие затвора соединяется при повороте затвора либо с одним патрубком, либо с двумя. Его назначение - смеситель [1].
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является многопозиционный вентиль, содержащий размещенный в корпусе с четырьмя попарно-перпендикулярными боковыми патрубками, цилиндрический затвор с хвостовиком и боковыми параллельными лысками, ширина которых больше расстояния между соседними боковыми патрубками, причем начало лысок выведено на противоположные торцы затвора и их длина меньше высоты затвора [2].
Недостатком известного вентиля является узкая область его применения - коммутация нескольких линий.
Цель изобретения - расширение области применения путем сообщения ему дополнительной возможности переключения контуров из последовательного режима работы в параллельный и наоборот.
Это достигается тем, что предлагаемый многопозиционный вентиль содержит размещенный в корпусе с четырьмя попарно-перпендикулярными боковыми патрубками, цилиндрический затвор с хвостовиком и боковыми параллельными лысками, ширина которых больше расстояния между соседними боковыми патрубками, причем начало лысок выведено на противоположные торцы затвора и их длина меньше высоты затвора. Но в отличии от известного на затворе в плоскости патрубков и параллельно лыскам выполнено сквозное отверстие с диаметром, равным диаметру патрубков, а между торцами корпуса и затвора установлено по дополнительному патрубку.
На фиг.1 изображен предлагаемый вентиль; на фиг.2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг.3 - схема подключения вентиля к двухступенчатому газовому двигателю; на фиг.4-7 - вентиль с различными положениями затвора.
Предлагаемый вентиль состоит из цилиндрического корпуса 1 с четырьмя боковыми патрубками 2 (а, b, с, d) и первым 3 и вторым 4 дополнительными патрубками. В корпусе 1 соосно с ним по скользящей посадке установлен цилиндрический затвор 5 с хвостовиком 6. В затворе 5 выполнено сквозное отверстие 7 в радиальном направлении, диаметр которого равен диаметру боковых патрубков 2, размер его не превышает величины 0,38D, где D - внутренний диаметр корпуса. Этот размер обусловлен тем, что отверстие затвора должно не только соединять противолежащие патрубки, но и разъединять их и соседние, что соответствует положению затвора на фиг.4. Для обеспечения надежного разъединения диаметр отверстия и патрубка должен быть меньше стороны восьмиугольника, вписанного в окружность с диаметром, равным внутреннему диаметру корпуса, т.е. 0,38D. Центры радиального отверстия и боковых патрубков расположены в одной плоскости. На цилиндрическом затворе 5 с противоположных сторон сквозного отверстия 7 и параллельно ему выполнены 2 лыски 8 и 9. Они начинаются с противоположных торцов затвора 5, но доходят не до конца. Длина лыски превышает величину, равную расстоянию от торца до конца отверстия. В результате тот торец, от которого отходит лыска, не полностью перекрывает пространство, в которое имеет выход дополнительный патрубок и газ может пройти к боковому патрубку. Ширина лыски выбрана из условия обеспечения возможности соединения двух боковых патрубков (длина окружности сечения цилиндрического корпуса, соответствующая такой ширине лыски равна +D1+D1, где D1 - внутренний диаметр патрубка).
В положении затвора, показанном на фиг.4, газ из патрубка 3 может пройти в двух соседних боковых патрубков 2а, с одновременно, а четвертый патрубок сообщается одновременно с патрубками 2b, d.
Работает вентиль в составе двухступенчатого газового двигателя следующим образом (фиг.3).
Первая ступень двигателя включена между патрубками 2а, b, вторая ступень - между патрубками 2с, d. Газ под высоким давлением поступает через входной патрубок 3 (фиг.1). На всех чертежах область, которая соединена с входным патрубком, обозначена В. В том случае, когда отверстие затвора соединяет патрубки 2b, c газ из входного патрубка проходит через патрубок 2а, первую ступень двигателя, совершая там работу, затем через патрубки 2b, c попадает во вторую ступень двигателя и оттуда через патрубок 2d в области вентиля, которая соединена с патрубком 4 (выходным). Область вентиля, которая соединена с выходным патрубком, на всех чертежах обозначена Н. Таким образом совершается последовательная работа двух ступеней двигателя.
При повороте затвора в положение, при котором входной патрубок 3 соединен одновременно с патрубками 2а, с (фиг.4), высокое давление газа одновременно поступает на входы обеих ступеней и через патрубки 2b, d в область вентиля, соединенную с выходным патрубком 4. Это режим параллельной работы двух ступеней - режим форсажа.
При одновременном соединении с входным патрубком 3 патрубков 2а, b (фиг. 5) на входе и выходе каждой ступени двигателя давление одинаково, работа не совершается, что соответствует режиму свободного хода.
При сквозном соединении патрубков 2а, d (фиг.6) высокое давление газа действует последовательно в первой, второй ступенях двигателя а обратном направлении. Это первый режим реверса - последовательное соединение ступеней двигателя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШНЕКОВЫЙ НАСОС ЗЕМЛЯКОВА ДЛЯ ВЯЗКИХ МАСС С ПРИВОДОМ ОТ БЫТОВОЙ ЭЛЕКТРОДРЕЛИ | 2007 |
|
RU2335660C1 |
Превентор плашечный сдвоенный | 2020 |
|
RU2738551C1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ РЕВЕРСИВНОЕ УДАРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОХОДКИ СКВАЖИН В ГРУНТЕ | 1999 |
|
RU2151851C1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ УДАРНЫЙ МЕХАНИЗМ | 2021 |
|
RU2779900C1 |
Плунжерный насос | 1990 |
|
SU1710826A1 |
Угольный струг | 1985 |
|
SU1583600A1 |
ПРЕВЕНТОР ПЛАШЕЧНО-ШИБЕРНЫЙ РАЗДЕЛЬНЫЙ | 2020 |
|
RU2742574C1 |
СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТВЕРСТИЙ В КОСТНОЙ ТКАНИ АЛЬВЕОЛЯРНОГО ГРЕБНЯ И УСТРОЙСТВО ЕГО РЕАЛИЗУЮЩЕЕ | 2011 |
|
RU2479263C1 |
ПАТРОН ДЛЯ ПЕРФОРАТОРА | 2007 |
|
RU2436667C2 |
СИСТЕМА ИЗМЕРЕНИЯ И УЧЕТА ПОКВАРТИРНОГО ПОТРЕБЛЯЕМОГО ТЕПЛА В СИСТЕМАХ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ ДЛЯ ДВУХТРУБНОЙ СИСТЕМЫ | 2008 |
|
RU2380620C1 |
Использование: для переключения потоков газового двигателя. Сущность изобретения: вентиль устанавливается в двухконтурных системах и может подключать их друг к другу либо последовательно, либо параллельно. Вентиль состоит из корпуса с четырьмя попарно-перпендикулярными боковыми патрубками и двумя дополнительными патрубками. Цилиндрический затвор с хвостовиком и боковыми параллельными лысками установлен в корпусе. В затворе в плоскости патрубков и параллельно лыскам выполнено сквозное отверстие. Вентиль позволяет выполнять пять вариантов соединения двух контуров. 7 ил.
МНОГОПОЗИЦИОННЫЙ ВЕНТИЛЬ, содержащий размещенный в корпусе с четырьмя попарно перпендикулярными боковыми патрубками цилиндрический затвор с хвостовиком и боковыми параллельными лысками, ширина которых больше расстояния между соседними боковыми патрубками, причем начало лысок выведено на противоположные торцы затвора и их длина меньше высоты затвора, отличающийся тем, что на затворе в плоскости патрубков и параллельно лыскам выполнено сквозное отверстие с диаметром, равным диаметру патрубков, а между торцами корпуса и затвора установлено по дополнительному патрубку.
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Петент США N 3191628, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1994-07-15—Публикация
1990-07-31—Подача