Изобретение относится к электротехнике, а именно к зарядным устройствам, используемым для заряда аккумуляторных батарей реверсивным (асимметричным) током.
Известны устройства для зарядки аккумуляторных батарей, обеспечивающие реверсивный ток в нагрузке и работающие от трехфазной системы питания.
Однако в известном устройстве формирование разрядного импульса связано с рассеиванием энергии разрядного импульса на реактивных элементах и отсутствием возможности рекуперации его энергии в питающую сеть, что ухудшает показатели устройства.
Устройство для зарядки аккумуляторных батарей асимметричным током обеспечивает рекуперацию энергии отрицательных импульсов в сеть, однако не позволяет изменять частоту отрицательных импульсов, что ограничивает функциональные возможности устройства.
Другое известное устройство для зарядки аккумуляторных батарей асимметричным током представляет собой трехфазный мостовой выпрямительный блок, в котором по одному плечу катодной и анодной групп вентилей в двух вентильных ветвях шунтированы токозадающими цепями, выполненными в виде конденсаторов, что определяет большие весовые и габаритные характеристики, а также ограничивает амплитуду разрядного импульса.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является устройство для зарядки аккумуляторных батарей, содержащее трехфазный мостовой выпрямительный блок, в котором шунтируется токоведущая цепь анодной группы выполнена в виде соединенных согласно последовательно разрядного тиристора и вспомогательного тиристора, точка соединения которых образует отрицательную выходную клемму устройства, вентиль смежного с ним плеча катодной группы выполнен управляемым, а шунтирующая токозадающая цепь катодной группы выполнена в виде соединенных последовательно одного зарядного тиристора и регулируемого элемента. Недостатком устройства является то, что в устройстве ограничена возможность плавного регулирования зарядного выходного напряжения. Отсутствие сглаживающего дросселя снижает плотность зарядного тока, а наличие регулирующего элемента в разрядной цепи, ограничивающего амплитуду тока, увеличивает потери энергии, рекуперируемой в сеть. В результате этого устройство имеет ограниченные функциональные возможности и является недостаточно эффективным.
Цель изобретения - повышение эффективности устройства и процесса заряда, расширение регулировочных возможностей.
Поставленная цель достигается тем, что в устройство для зарядки аккумуляторной батареи введены сглаживающий дроссель, первый и второй дополнительные диоды, а в катодной группе трехфазного мостового выпрямительного блока установлены управляемые тиристоры, причем первый разрядный тиристор соединен с анодом второго дополнительного диода и концом сглаживающего дросселя, который своим началом соединен с объединенными выходами катодной группы выпрямительного блока и катодом первого дополнительного диода, согласно последовательное соединение анода которого с катодом второго дополнительного диода образует положительную выходную клемму устройства.
Кроме того поставленная цель достигается тем, что в анодной группе выпрямительного блока установлены управляемые тиристоры, объединенные аноды которых совместно с катодом второго разрядного тиристора образуют отрицательную выходную клемму устройства.
Поставленная цель достигается также тем, что дроссель выполнен с отпайками, которые могут быть соединены с анодом разрядного тиристора, шунтирующего катодную группу выпрямительного блока.
На фиг.1,2,3 показано устройство для зарядки аккумуляторной батареи.
Устройство (см. фиг.1) состоит из выпрямительного блока, состоящего из управляемых тиристоров 1,2,3 и силовых диодов 4,5,6, первого разрядного тиристора 7, шунтирующего катодную группу выпрямительного блока сглаживающего дросселя 8, первого 9 и второго 10 дополнительных диодов, аккумуляторной батареи 11, второго разрядного тиристора 12, шунтирующего анодную группы выпрямительного блока, дополнительного управляемого тиристора 13.
В устройстве (см.фиг.2) анодная группа 4,5,6 выпрямительного блока может быть выполнена на управляемых тиристорах, при этом дополнительный управляемый тиристор может быть исключен.
В устройстве (см.фиг.3) сглаживающий дроссель 8 может быть выполнен с отпайками.
Устройство работает следующим образом.
При подаче на вход устройства сетевого напряжения его система автоматического управления (не показана) начинает формировать управляемые импульсы (см. фиг. 1) для дополнительного тиристора 13 и тиристоров катодной группы 1,2,3 выпрямительного блока (см. фиг. 2,3) для анодной и катодной групп 2,4,6,1,3,5.
По зарядной цепи и через аккумуляторную батарею 11 начинает протекать постоянный ток повышенной плотности, сглаженный до требуемого уровня дросселем 8.
По достижении аккумуляторной батареи 11 требуемого уровня заряда устройство снимает управляемые импульсы с выпрямительного блока и дополнительного (см.фиг.1) тиристора 13 и с паузой выдает управляющие импульсы на разрядные тиристоры 7,12. Частота следования разрядных импульсов тока может регулироваться кратно значениям частоты питающей сети в сторону уменьшения. Амплитуда разрядного импульса тока определяется углом открытия разрядных тиристоров (7,12) и может дополнительно (см.фиг.3) дискретно изменяться ее предел путем пересоединения анода разрядного тиристора 7 к соответствующим отпайкам дросселя 8. Разрядный импульс тока замыкается по цепи: фаза С - тиристор 12 - аккумуляторная батарея 11 - второй дополнительный диод 10 - дроссель (либо его часть) 8 - тиристор 7 - фаза А. Конкретные значения амплитуды и частоты следования, а также чередования зарядных и разрядных импульсов тока через аккумуляторную батарею определяются алгоритмом работы системы автоматического управления (не показана).
Использование предлагаемого устройства позволяет в значительной более широких пределах изменять параметры зарядных режимов, что обеспечивает его универсальность в применении как при заряде батареи различных типов, так и в гальванотехнике для реализации режимов реверсивного тока. Заряд аккумулятоpа током повышенной плотности благодаря введению сглаживающего дросселя, при чередовании с разрядными отрицательными импульсами большой амплитуды и малой длительности, не вызывая при этом перегрева электролита, дает возможность улучшить эффективность зарядного процесса, а также повысить эффективность использования энергии источника за счет сокращения потерь энергии, рекуперируемой в сеть.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для зарядки аккумуляторнойбАТАРЕи РЕВЕРСиВНыМ TOKOM | 1979 |
|
SU813589A1 |
Устройство для заряда аккумуляторной батареи асимметричным током | 1981 |
|
SU989673A1 |
Устройство для заряда аккумуляторной батареи асимметричным током (его варианты) | 1981 |
|
SU1048546A1 |
Устройство для заряда аккумуляторных батарей асимметричным током | 1976 |
|
SU658656A1 |
Устройство для заряда и разряда аккумуляторной батареи | 1977 |
|
SU705599A1 |
Система заряда аккумуляторной батареи асимметричным током | 1990 |
|
SU1741224A1 |
Преобразователь постоянного тока в постоянный | 1975 |
|
SU570962A1 |
Устройство для заряда аккумуляторной батареи асимметричным током | 1975 |
|
SU546994A1 |
Система заряда аккумуляторной батареи | 1980 |
|
SU936220A1 |
Устройство для заряда аккумуляторной батареи асимметричным током | 1976 |
|
SU570152A1 |
Использование: для заряда аккумуляторных батарей реверсивным током. Сущность изобретения: устройство содержит трехфазный мостовой выпрямитель с управляемыми вентилями в катодной группе. Анодная группа выпрямительного моста шунтирована цепью последовательно включенных разрядного и дополнительного тиристора, общая точка соединения которых образует отрицательную выходную клемму. Катодная группа моста шунтирована разрядным тиристором. Положительная выходная клемма устройства соединена через диод с катодной группой выпрямительного моста, связанной через сглаживающий дроссель с другим диодом и с разрядным тиристором. Устройство обеспечивает заряд батарей повышенными плотностями тока при чередовании с разрядными импульсами большой амплитуды и малой длительности. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Автоматический регулятор резонанс-НОгО СОСТОяНия КОНТуРА НулЕВОйпОСлЕдОВАТЕльНОСТи СЕТи | 1979 |
|
SU813585A1 |
Авторы
Даты
1994-07-15—Публикация
1990-12-17—Подача