СМАЗКА ДЛЯ ТРАНСМИССИОННЫХ ПЕРЕДАЧ "СТП-3М Российский патент 1994 года по МПК C10M161/00 C10M161/00 C10M135/04 C10M137/10 C10M143/08 C10M159/04 C10N40/04 C10N30/06 

Описание патента на изобретение RU2017797C1

Изобретение относится к смазочным материалам для трансмиссионных передач, в частности для тяговых редукторов локомотивов.

Из всех трансмиссий указанные передачи занимают особое место. Они характеризуются высокими контактными напряжениями, достигающими 3˙ 109 Па, скоростями скольжения, которые в среднем составляют 16 м/с, работоспособностью в широком интервале температур (от минус 50 до плюс 50оС). Кроме этого, вследствие конструкционных особенностей трансмиссионных передач локомотивов через неплотности кожуха в тяговые редукторы при эксплуатации попадают влага и грунтовая пыль, что способствует абразивному износу и коррозии трущихся элементов редуктора.

Для удовлетворения все возрастающих требований эксплуатации тяговых передач локомотивов, а именно форсирования скоростей, увеличения нагрузок, повышения долговечности и надежности работы, совершенствования технологии обслуживания и текущего ремонта, а также увеличения межремонтного пробега, необходимо повышать качество применяемых смазочных материалов, которые, как показано в многочисленных работах, оказывают первостепенное влияние на эти показатели.

Ассортимент смазочных материалов, выпускаемых отечественной промышленностью невелик и предусматривает следующие варианты. Известна смазка "ОС", в состав которой входит осерненное автотракторное масло (95-97%), загущенное натровым мылом гудронного сала (3-5%). Смазка "ОС" не обладает требуемой адгезионной способностью, имеет плохую водостойкость и неудовлетворительную вязкостно-температурную характеристику.

Достаточно широко в настоящее время применяется смазка "СТП" (а.с. N 405936 - прототип) на основе тяжелых нефтепродуктов и осерненного сополимера бутилена и изоамиленов с добавкой маловязкого нефтяного масла. Смазка обладает высокой адгезией к металлу, хорошими противоизносными и противозадирными свойствами, работоспособна в широком интервале температур. Высокие противозадирные и противоизносные свойства смазке СТП придают полисульфиды полимера бутилена и изоамиленов, получаемые в процессе осернения последних элементарной серой при температуре, превышающей 180оС. Практически процесс осернения ведут при температурах 180-200оС. Это увеличивает массообмен в реакторе, однако способствует интенсификации процесса испарения углеводорода, улетучивания сероводорода и самой серы. Газообразные продукты реакции - отходящие газы процесса осернения в значительной степени загрязняют рабочие помещения и окружающую среду.

В то же время, имея в своем составе полисульфиды сополимера бутилена и изоамиленов, смазка СТП характеризуется достаточной химической и термической стабильностью, но при попадании воды в редуктор в смазке образуются продукты, ускоряющие коррозионные процессы на трущихся поверхностях, что способствует износу и преждевременному выходу из строя тяговых редукторов.

Задачей настоящего изобретения является создание смазки для тяговых редукторов локомотивов, обладающей улучшенными антикоррозионными свойствами, термической стабильностью при сохpанении высоких адгезионных, противоизносных, противозадирных свойств и работоспособности в широком диапазоне температур, увеличивающей срок службы редукторов.

Поставленная задача достигается тем, что смазка, содержащая минеральное масло, битум и гудрон масляный, дополнительно содержит осерненный тетрамер пропилена, диалкилдитиофосфат цинка и/или диалкилфенилдитиофосфат цинка и сополимер бутилена и изоамиленов при следующем соотношении компонентов, мас.%: Битум 15-33 Гудрон масляный 18-30
Сополимер бутилена и изоамиленов 12-30
Осерненный тетрамер пропилена 2-7
Диалкилдитиофосфат
цинка и/или
диалкилфенилдитиофосфат цинка 0,5-5 Минеральное масло Остальное
Для приготовления смазки используют компоненты, выпускаемые по действующей нормативно-технической документации.

Битумы нефтяные получают из остатков перегонки смолистых нефтей. Это твердые или жидкие высокомолекулярные органические соединения, состоящие из смеси углеводородов и их сернистых, кислородных и азотистых производных. Для производства предлагаемой смазки предпочтительно использовать битумы дорожные по ГОСТ 11954-81, обладающие свойством упруговязких и прочностных характеристик в широком интервале температур. Дорожные битумы используют в основном, для строительства и ремонта дорожных покрытий.

В качестве гудрона масляного предпочтительно использовать продукт, остающийся после отгонки от нефти легких и большей части масляных фракций. Гудрон масляный выпускается по ТУ 38. УССР 201184-74 и характеризуется высоким содержанием смолистых веществ. В промышленности гудрон масляный используют для получения остаточных масел, битумов и т.д.

Сополимер бутилена и изоамиленов (ТУ 38.101808-81) получают полимеризацией бутанбутиленовой фракции термического крекинга в присутствии катализатора - хлористого алюминия. Это высоковязкий продукт, обладающий повышенной антиокислительной стабильностью в условиях эксплуатации, характеризуется однородностью и постоянством состава, обладает диэлектрическими свойствами. Он применяется при производстве кабелей, частично для производства присадок.

Осерненный тетрамер пропилена получают осернением монохлористой серой фракции олефиновых полимеров с температурой кипения 150-260оС. Это нейтральная жидкость без запаха, хорошо растворимая в минеральном масле, выпускается по ВТУ НП 203-65.

Диалкилфенилдитиофосфат цинка (присадка ВНИИ НП - 354) и диалкилдитиофосфат цинка (присадка ДФ-11) выпускаются по ГОСТ 24216-80.

В качестве масла нефтяного предпочтительно использовать дистиллат трансформаторного масла, полученного из Анастасиевских нефтей, или масла приборного МВП (ГОСТ 1805-51), входящие в состав группы легких индустриальных масел, получаемых прямой перегонкой малосернистых и сернистых нефтей. Важным показателем качества используемых масел должна быть температура застывания (до минус 60оС).

Технология получения предлагаемой смазки для трансмиссионных передач заключается в обезвоживании компонентов, входящих в ее состав, и их сорастворение до получения однородной композиции. Изготовление смазки ведут при атмосферном давлении в обогреваемом варочном аппарате емкостью 10 м3, снабженном механическим перемешивающим устройством. Вначале в варочный аппарат загружают 1880 кг нефтяного масла и 2000 кг гудрона масляного. Смесь тщательно перемешивают и обезвоживают при температуре 110-115оС. Затем в реактор загружают 1520 кг битума марки БНД-70/90, после растворения которого приступают к загрузке сополимера бутилена и изоамиленов в количестве 2000 кг. По окончании загрузки смесь в реакторе тщательно перемешивают до однородности при температуре 110-120оС. Наконец, в реактор по очереди загружают 400 кг осерненного тетрамера пропилена с содержанием серы до 20% и 200 кг присадки диалкилдитиофосфата и/или диалкилфенилдитиофосфата цинка.

По приведенной технологии в соответствии с заявляемым изобретением были приготовлены образцы предлагаемой смазки (образцы 2-4), состав которых приведен в табл. 1. В той же табл.1. приведена рецептура образцов, состав которых выходит за пределы заявляемого количественного соотношения (образцы 1 и 5).

Приготовленные образцы смазок были испытаны в сравнении с известной смазкой по а. с. 405936 следующей рецептуры, мас.%: Битум 15 Минеральное масло МВП 30
Осерненный сополимер изобутилена и изоамиленов 29 Гудрон масляный 26
Как видно из данных табл.1 и 2, содержание компонентов в заявляемом интервале количественных соотношений обеспечивает предложенной композиции особое сочетание свойств, а именно достижение высоких противоизносных и противозадирных свойств в комплексе с высокой антикоррозионной стойкостью. При этом достигается также снижение испаряемости смазки, что выражается в улучшении термической стабильности.

Совместное использование осерненного тетрамера пропилена и присадки диалкил-, диалкилфенилдитиофосфата цинка не обнаружено ни в отечественных, ни в зарубежных аналогах предлагаемой смазки.

Решая вопрос антикоррозионной стойкости смазки, одновременно достигнуты также результаты по улучшению экологических условий работы промышленного персонала: значительно снижается выброс в атмосферу количества паров углеводородов и сероводорода.

Предлагаемая смазка прошла стендовые и натурные испытания в условиях эксплуатации. Проведенные испытания под наблюдением показали, что на рабочих поверхностях зубьев следов задиров, схватывания и усталостного выкрашивания не выявлено, утечек смазки не наблюдалось, а предлагаемая смазка способствует повышению износостойкости зубьев шестерен. Новая смазка допущена к применению. Ее внедрение повысит надежность и долговечность работы тяговых редукторов локомотивов, позволит улучшить экологию производства.

Похожие патенты RU2017797C1

название год авторы номер документа
СМАЗКА ДЛЯ ТРАНСМИССИОННЫХ ПЕРЕДАЧ 1992
  • Каличевская Екатерина Андреевна[Ua]
  • Стерхова Людмила Николаевна[Ua]
  • Чернышева Евгения Андреевна[Ua]
  • Стахурский Александр Дмитриевич[Ua]
  • Губанова Валентина Андреевна[Ua]
  • Боханов Дмитрий Федорович[Ua]
  • Авчинников Иван Кондратьевич[Ua]
  • Загубыгорилка Валерий Леонидович[Ua]
RU2054457C1
Смазка для трансмиссионных передач 1979
  • Стерхова Людмила Николаевна
  • Каличевская Екатерина Андреевна
  • Чернышева Евгения Андреевна
  • Ена Борис Павлович
  • Ищук Юрий Лукич
  • Недбайлюк Петр Емельянович
  • Дяченко Юрий Павлович
  • Плющев Николай Григорьевич
  • Денисенко Евгений Васильевич
  • Финкельштейн Зельман Лазаревич
  • Горохов Виталий Яковлевич
SU863620A1
МАСЛО ДЛЯ ТРАНСМИССИОННЫХ ПЕРЕДАЧ 1992
  • Каличевская Екатерина Андреевна[Ua]
  • Чернышева Евгения Андреевна[Ua]
  • Школьников Виктор Маркович[Ru]
  • Стерхова Людмила Николаевна[Ua]
  • Стахурский Александр Дмитриевич[Ua]
  • Авчинников Иван Кондратьевич[Ua]
  • Загубыгорилка Валерий Леонидович[Ua]
RU2054460C1
БИТУМНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 1993
  • Капустин А.М.
  • Чернышев В.П.
  • Тарасюк Ю.Г.
  • Фукс И.Г.
  • Шибряев С.Б.
  • Нестеров А.В.
  • Караченкова В.А.
  • Перекрестова В.В.
  • Елисеев Л.С.
  • Кайдала Е.В.
  • Школьников Е.Н.
RU2036223C1
КОМПОЗИЦИЯ СМАЗКИ ДЛЯ РЕДУКТОРОВ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ 2011
  • Нигматуллин Ришат Гаязович
  • Нигматуллин Виль Ришатович
  • Нигматуллин Ильшат Ришатович
  • Абрамов Алексей Николаевич
  • Пузырьков Дмитрий Федорович
RU2502791C2
МОРОЗОСТОЙКАЯ ПОЛУЖИДКАЯ СМАЗКА 2021
  • Матина Ольга Сергеевна
  • Волгин Сергей Николаевич
  • Чулков Игорь Павлович
RU2766584C1
СМАЗКА ДЛЯ ТРАНСМИССИОННБ1Х ПЕРЕДАЧ 1973
  • М. Удк
  • Изобретени Л. Н. Стерхова, Е. А. Чернышева, Е. А. Каличевска В. И. Грушевенко, С. А. Степан Нц, А. П. Коропец, Н. Б. Лобанов, А. А. Брюховецкий, М. Н. Найш, Ю. Е. Волошкин, С. П. Филонов, В. С. Титаренко
  • В. М. Снаговский
  • Вители Берд Нский Опытный Нефтемаслозавод, Ворошиловградский Филиал Всесоюзного Научно Исследовательского Тепловозного Института Ворошиловградский Тепловозостроительный Завод Окт Брьской Революции
SU405936A1
СМАЗКА ДЛЯ ХОЛОДНОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ ДАВЛЕНИЕМ 1992
  • Гарун Ярослав Евстахиевич[Ua]
  • Мацелюх Богданна Васильевна[Ua]
  • Гарун Ирина Михайловна[Ua]
  • Клис Вера Ивановна[Ua]
  • Ильницкий Зеновий Михайлович[Ua]
  • Костецкий Ярослав Иванович[Ua]
RU2024603C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СМАЗКИ 1988
  • Денежный Д.Т.
  • Пищенко Л.И.
  • Чернышев В.А.
  • Авчинников И.К.
  • Жиленко В.В.
  • Килимник Н.Г.
  • Загубыгорилка В.Л.
SU1573871A1
Смазочная композиция 1976
  • Шехтер Юлий Наумович
  • Шабанова Евгения Васильевна
  • Сидорова Наталия Николаевна
  • Школьников Виктор Маркович
  • Ямникова Алла Прокофьевна
  • Романовская Алевтина Александровна
  • Федоров Владимир Александрович
SU623860A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 017 797 C1

Реферат патента 1994 года СМАЗКА ДЛЯ ТРАНСМИССИОННЫХ ПЕРЕДАЧ "СТП-3М

Сущность изобретения: смазка содержит, %: битум 15-33; гудрон масляный 18-30; сополимер бутилена и изоамиленов 12-30; осерненный тетрамер пропилена 2-7; диалкилдитиофосфат цинка и/или диалкилфенилдитиофосфат цинка 0,5-5 и минеральное масло остальное. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 017 797 C1

Смазка для трансмиссионных передач, содержащая битум, масляный гудрон и минеральное масло, отличающаяся тем, что смазка дополнительно содержит осерненный тетрамер пропилена, сополимер бутилена и изоамиленов, диалкилдитиофосфат цинка и/или диалкилфенилдитиофосфат цинка при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Битум 15 - 33
Масляный гудрон 18 - 30
Сополимер бутилена и изоамиленов 12 - 30
Осерненный тетрамер пропилена 2 - 7
Диалкилдитиофосфат цинка и/или диалкилфенилдитиофосфат цинка 0,5 - 5
Минеральное масло Остальное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2017797C1

СМАЗКА ДЛЯ ТРАНСМИССИОННБ1Х ПЕРЕДАЧ 0
  • М. Удк
  • Изобретени Л. Н. Стерхова, Е. А. Чернышева, Е. А. Каличевска В. И. Грушевенко, С. А. Степан Нц, А. П. Коропец, Н. Б. Лобанов, А. А. Брюховецкий, М. Н. Найш, Ю. Е. Волошкин, С. П. Филонов, В. С. Титаренко
  • В. М. Снаговский
  • Вители Берд Нский Опытный Нефтемаслозавод, Ворошиловградский Филиал Всесоюзного Научно Исследовательского Тепловозного Института Ворошиловградский Тепловозостроительный Завод Окт Брьской Революции
SU405936A1
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1

RU 2 017 797 C1

Авторы

Каличевская Е.А.

Стерхова Л.Н.

Чернышева Е.А.

Губанова В.А.

Стахурский А.Д.

Авчинников И.К.

Загубыгорилка В.Л.

Коропец А.П.

Даты

1994-08-15Публикация

1992-08-10Подача