(54) СМАЗКА ДЛЯ ТРАНСМИССИОННЫХ ПЕРЕДАЧ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СМАЗКА ДЛЯ ТРАНСМИССИОННЫХ ПЕРЕДАЧ | 1992 |
|
RU2054457C1 |
МАСЛО ДЛЯ ТРАНСМИССИОННЫХ ПЕРЕДАЧ | 1992 |
|
RU2054460C1 |
ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО | 1996 |
|
RU2103330C1 |
СМАЗКА ДЛЯ ТРАНСМИССИОННЫХ ПЕРЕДАЧ "СТП-3М | 1992 |
|
RU2017797C1 |
Пластичная смазка | 1981 |
|
SU981350A1 |
МОРОЗОСТОЙКАЯ ПОЛУЖИДКАЯ СМАЗКА | 2021 |
|
RU2766584C1 |
Смазочно-охлаждающая жидкость для холодной обработки металлов | 1976 |
|
SU687110A1 |
Способ получения пластичной смазки | 2023 |
|
RU2816107C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 1995 |
|
RU2106396C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СЕРУСОДЕРЖАЩИХ ПРИСАДОК | 2000 |
|
RU2181137C1 |
Изобретение относится к составам смазочных материалов для редукторов, например подземного оборудования угольных шахт. Опыт эксплуатации горных машин в угольных шахтах показывает, что срок службы редукторов чрезвычайно мал. При каждом капитальном ремонте после 12 мес. работы замене подлежат около 50% зубчатых передач. На зубча тых колесах наблюдается схватывание и заедание зубьев в области начально окружности, выкрашивание и отслаивание цементационного слоя, коррозия Окружающая горную машину среда ха рактеризуется чрезвычайно высокой за пыленностью абразивными частицами и высокой влажностью, наличием в возду хе большого количества капель воды, характеризующейся рН 1-10. Смазка этого оборудования до сих пор производится смазочными материалами общего назначения или разработанными для .других отраслей народного хозяйства с отличной от угольной промышленности спецификой. Известна трансмиссионная смазка СТО, содержащая в своем составе остаточные смолистые нефтепродукты. минеральное масло и осерненный сополимер изобутилена и изоамиленов 1 . Однако смазка СТП характеризуется высоким показателем вязкости, что не допускает ее использование в малогабаритных, быстроходных редукторах горного оборудования, передающих значительные мсяцности и снабженных плунжерными насосами, предназначенными для выполнения вспомогательных операций. Известно трансмиссионное масло ТАП-15В для редукторов горных машин, изготавливаемое на базе остаточного экстракта, разбавленного дистиллятным маслом ИС-45 с добавлением до 1%.депре сора (АзНИИ ЦИАТИМ-1, АФК) и 6±1% противозадирной присадки ОТП .или других серосодержащих присадок (5% ЛЗ-Ь/9, ЛЗ-23К или 6% ОТ-1) 2. Однако опыт эксплуатации показывает, что масло ТАП-15В не удовлетворяет требованиям эксплуатации редукторов, работающих в специфических условиях угольных шахт. Имея в своем составе высокоактивные противоизносные серосодержащие присадки, даже при незначительном попадании воды в редуктор, масло вызывает коррозию трущихся поверхностей. Применение указанного масла требует добавки в него антикоррозионной присадки КП-10 по регламен тируемой технологии, чхо практически трудно осуществлять в угольном забое Известны трансмиссионные масла, представляюшие собой смеси маловязких нефтепродуктов с высоковязкими, такими как осерненные остаточные неф тепродукты - вапЪр или нигрол. 3. Однако эти масла имеют недостаточ1ные для указанных условий смазывающи противозадирные и противоизносные свойства. Целью изобретения является повышение эксплуатационных свойств, а именно повышение противоизносных, противозадирных и антикоррозионных свойств, повьлшение термической стабильности, обеспечивающей повышение долговечности редуктора и сокращение расхода на его эксплуатацию в. специфических условиях угольных шахт Поставленная цель достигается тем что смазка для трансмиссионных передач, содержащая нефтяное масло и осе ненный остаточный нефтепродукт, допо нительно содержит окисленный петрола тум, трибутилфосфат и/или диалкилдитиофосфат цинка и амид кубового оста ка синтетических жирных кислот при следующем соотношении компонентов, мае.%: Осерненный остаточный нефтепродукт 42-65 Окисленный петролатум 2-9 Трибутилфосфат и/или диалкилдитиофосфат цинка1-6Амид кубового остатка синтетических жирных .кислот 5-10 Нефтяное масло До 100 В качестве осерненного остаточног нефтепродукта может быть использован осерненный нигрол или гудрон. Технология изготовления смазки со тоит из нескольких стадий: осернение нигрола изготовление амида кубового остатка синтетических жирных кислот; сплавление компонентов. Осернение нигрола осуществляют в варочном аппарате емкостью 5 м, снабженном обогревом и перемешивающим устройством. Для осернения обезвожже ный нигрол в количестве 3475 кг загружают в реактор, подогревают его до 120-130С. Затем при постоянном перемешивании в реактор подают небол шими порциями 130 кг порошковой серы и ведут процесс осернения до полу чения конечного продукта, выдерживающего испытание на коррозию стальной пластинки при в течение 3 ч. Полученный осерненный нигрол от качивают в накопительную емкость. Изготовление амида кубового остатка синтетических жирных кислот осуществляют в реакторе такого же типа при 150-1бОС. Конечный продукт удовлетворяет следующим требованиям: Кислотное число Не выше 15 мг КОН/Г Кинематическая вязкость при 100°С, В пределахсСт100-300Полученный амид складируют в накопительной емкости. Изготовление смазки для трансмиссионных передач осуществляют в варочном аппарате емкостью 10 м, снабженном механическим перемешивающим устройством и обогревом через рубашку, В реактор сначала загружают масляную основу смазки: масло индустриальное И-12А в количестве -2300 кг и осерненный нигрол 650 кг. После перемешивания загружают 200 кг окисленного петролатума и 500 кг амида кубового остатка синтетических жирных кис.лот. Затем температуру в реакторе повышают до lOO-llO C, тщательно перемешивают и загружают 500 кг трибутилJфlpcфaтa или 500 кг 50%-ного раствора в маслеДиалкилдитиофосфата цинка {присадка ДФ-И), или 250 кг трибутилфосфата и 250 кг присадки ДФ-11. После трехчасового перемешивания готовую смазку анализируют- и сливают. Изготовленные по приведенной технологии образцы смазки показаны в табл.1. Характеристика образцов приведена в табл.2. Как видно из данных табл.2,предлагаемая смазка превосходит известное масло по противоизносным, противс задирным, антикоррозионным свойствам, характеризуется более высоким показателем вязкости. Улучшенные эксплуатационные свойства трансмиссионной смазки подтверждаются стендовыми испытаниями, провеенными в Стахановском филиалеКоммунарского горно-металлдагического института и промышленными испытаниями а шахте Самарская. Преимущества нового смазочного маериала следующие: резкое снижение течек смазочного материала из трансиссионных передач; значительное увеичение срока службы новой смазки, оторая- не требует полных замен маел; повышение надежности (снижение езотказности и увеличение долговечости) оборудования; уменьшение труоемкости всех видов техн-ического обоудования и текущего ремонта оборуования.
Температура вспышки в открытом тигле, С
Испытание на коррозию:
пластинок из стали по ГОСТ 1050-74
то же, с добавлением 5% воды
Противозадирные свойства на четырехшариковой маши ,трения:
критическая нагрузка
, кгс
нагрузка сваривания РСВ
обобщенный показатель износа
Термоокислительная стабиность по методу Папок, 1 Ч100 С
175-180 189 190 192
Выдержи- Выдер- Выдер- Выдервает живает живает живает
Не вьвдёр- Выдер- Выдер- Выдерживает живает живает живает
141141141
794891794
80,284,982,3
2,01,91,8
Формула изобретения
Смазка для трансмиссионных передач содержащая нефтяное масло и осерненный остаточный нефтепродукт, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационных свойств смазки, она дополнительно содержит окисленный петролатум, трибутилфосфат и/или диалкилдитиофосфат цинка и амид кубового остатка синтетических жирных кислот при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Осерненный
остаточный
нефтепродукт 42-65
Окисленный
петролатум 2-9
Трибутилфосфат и/или диалкилдитиофосфат цинка 1-6 Амид кубового остатка синтетических жирных кислот 5-10 Нефтяное масло До 100 Источники информации, инятые во внимание при экспертизе
миссионных масел,
I I
1966, вып.9, с.5-8 и нефтехимия
(прототип).
Авторы
Даты
1981-09-15—Публикация
1979-10-01—Подача