Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к способам работы двухтактных двигателей с продолженным расширением.
Известен способ работы двигателя с продолженным расширением, заключающийся во всасывании свежего заряда в рабочий цилиндр, его сжатии, воспламенении, сгорании и расширении, всасывании воздуха в расширительный цилиндр, его сжатии, вытеснении отработавших газов из рабочего цилиндра в расширительный и смешивании их при этом со сжатым воздухом, дорасширении и дожигании отработавших газов в расширительном цилиндре и выпуске продуктов сгорания в атмосферу (1).
Недостатком аналога являются большие насосные потери из-за дополнительных насосных ходов поршней обоих цилиндров, а также малая эффективность дожигания отработавших газов.
Известен способ работы двигателя с продолженным расширением, заключающийся в продувке надпоршневой рабочей камеры свежим зарядом, сжатии в последнем свежего заряда, его воспламенении, сгорании и расширении горящих газов, перепуске отработавших газов на части хода расширения через открываемое кромкой рабочего поршня выпускное окно и перепускной канал в расширительную камеру, дорасширении отработавших газов в последней, и выпуске продуктов сгорания в атмосферу через выпускной трубопровод, причем в расширительную камеру подают добавочный воздух (2).
Недостатком прототипа является малая его экономичность из-за дополнительных потерь на сжатие добавочного воздуха и недостаточной степени дожигания отработавших газов при малой эффективности их перемешивания с добавочным воздухом.
Известен двухтактный двигатель с продолженным расширением, содержащий картер, рабочий цилиндр, размещенный в нем с образованием надпоршневой камеры рабочий поршень, продувочное и выпускное окна, выполненные в надпоршневой камере, расширительный цилиндр, размещенный в нем с образованием расширительной камеры дополнительный поршень, перепускное и выходное окна, выполненные в расширительной камере, коленчатый вал, установленный в картере и связанный с рабочим поршнем и дополнительным при помощи шатунов, и выпускной трубопровод, связанный с выходным окном, причем выпускное окно надпоршневой камеры связано с перепускным окном расширительной камеры при помощи перепускного канала, в выпускном трубопроводе установлено устройство его перекрытия, а расширительный цилиндр снабжен связанным с атмосферой входным каналом с установленным в нем запорным органом (3).
Недостатком прототипа в части устройства является плохая его уравновешенность и малая эффективность дожигания отработавших газов при их перепуске в относительно холодный расширительный цилиндр, используемый в промежутках между тактами расширения в качестве компрессора.
Целью изобретения является повышение экономичности и снижение токсичности продуктов сгорания.
Поставленная цель достигается тем, что в предлагаемом способе добавочный воздух подают в расширительную камеру путем его всасывания, а продукты сгорания перепускают в последнюю на части хода всасывания, при этом часть свежего заряда нагнетают из перепускного канала через выпускное окно обратно в рабочий цилиндр после продувки.
Цель достигается тем, что часть продуктов сгорания одновременно с перепуском в расширительную камеру направляют в выпускной трубопровод через установленный в нем каталитический нейтрализатор.
Цель достигается тем, что волну давления продуктов сгорания на выходе из нейтрализатора отражают в расширительную камеру обратно через нейтрализатор путем кратковременного перекрытия выпускного трубопровода пульсатором.
Цель достигается тем, что свежий заряд могут нагнетать через выпускное окно в рабочую камеру путем вытеснения части продуктов сгорания из расширительной камеры обратно в перепускной канал.
Поставленная цель в части двигателя достигается тем, что в предлагаемом двигателе расширительный цилиндр выполнен в виде термического дожигателя с устройством подвода добавочного воздуха, выполненным в виде входного канала с установленным в нем обратным клапаном, поршни установлены в цилиндрах синфазно, устройство перекрытия выпускного трубопровода выполнено в виде пульсатора, установленного с возможностью кратковременного перекрытия трубопровода после открытия выпускного окна; а в выпускном трубопроводе перед пульсатором установлен каталитический нейтрализатор.
Цель достигается тем, что пульсатор может быть выполнен в виде золотникового диска, установленного в выпускном трубопроводе свободно с зазором относительно последнего и связанного кинематически с коленчатым валом.
Цель достигается тем, что рабочий и дополнительный поршни расположены оппозитно и с образованием между ними общей картерной полости, сообщенной с надпоршневой камерой с помощью продувочного канала при положении поршней во внутренней мертвой точке.
На чертеже представлен двигатель, в котором реализуется описываемый способ его работы.
Двигатель содержит картер 1, рабочий цилиндр 2, размещенный в нем с образованием надпоршневой рабочей камеры 3, рабочий поршень 4, продувочное 5 и выпускное 6 окна, выполненные в надпоршневой камере 3, расширительный цилиндр 7, размещенный в нем с образованием расширительной камеры 8 дополнительным поршнем 9, перепускное 10 и выходное 11 окна, выполненные в расширительной камере 8, коленчатый вал 12, установленный в картере 1 и связанный с рабочим и дополнительным поршнями при помощи шатунов 13, и выпускной трубопровод 14, связанный с выходным окном 11. Выпускное окно 6 связано с перепускным окном 10 при помощи перепускного канала 15. В выпускном трубопроводе установлено устройство 16 его перекрытия, а расширительный цилиндр 7 снабжен связанным с атмосферой входным каналом 17 с установленным в нем обратным клапаном 18. При этом расширительный цилиндр 7 выполнен в виде термического дожигателя с устройством подвода добавочного воздуха, выполненным в виде входного канала 17 с обратным клапаном 18, поршни 4 и 9 установлены в цилиндрах 2 и 7 синфазно, устройство 16 перекрытия выполнено в виде пульсатора, а в выпускном трубопроводе 14 перед пульсатором установлен каталитический нейтрализатор 19. Пульсатор может быть выполнен в виде золотникового диска, установленного в выпускном трубопроводе 14 свободно с зазором относительно него и связанного кинематически с коленчатым валом 12.
Рабочий 4 и дополнительный 9 поршни могут быть расположены оппозитно и с образованием между ними общей картерной полости 20, сообщенной с надпоршневой камерой 3 с помощью продувочного канала 21 при положении поршней в нижней мертвой точке.
Способ реализуется следующим образом. При положении поршней 4 и 9 в районе нижней мертвой точки происходит продувка надпоршневой камеры 3 сжатым в картерной полости 20 свежим зарядом через продувочный канал 21, который сжимается рабочим поршнем 4 при его перемещении к верхней мертвой точке, воспламеняется, сгорает и расширяется при перемещении поршня 4 к нижней мертвой точке. В расширительном цилиндре 7 при этом происходит всасывание добавочного воздуха через входной канал 17, примерно до половины хода дополнительного поршня 9, после чего рабочим поршнем 4 открывается выпускное окно 6 надпоршневой камеры 3 и происходит перепуск продуктов сгорания из последней в расширительную камеру 8, которые интенсивно перемешиваются с находящимся в нем при атмосферном давлении воздухом, доокисляясь с выделением при этом дополнительного тепла и передачей дополнительной энергии расширения на коленчатый вал 12. Перемешивание газов с воздухом при этом происходит без дополнительных на это затрат энергии за счет использования энергии струи продуктов сгорания. Нахождение в расширительном цилиндре 7 добавочного воздуха под атмосферным давлением, а также перемещение дополнительного поршня 9 с увеличением объема расширительной камеры 8 не создает дополнительного сопротивления выпуску продуктов сгорания из рабочего цилиндра 2, что сохраняет эффективность его работы.
При перемещении поршней от нижней мертвой точки создается подпор газов в перепускном канале 15 и происходит обратный выброс свежего заряда под давлением через выпускное окно 6 в надпоршневую камеру 3 в конце продувки перед закрытием поршнем 4 выпускного окна 6.
Одновременно с перепуском продуктов сгорания в расширительную камеру 8 часть их направляют в выпускной трубопровод 14 через каталитический нейтрализатор 19, после чего трубопровод 14 перекрывают на выходе из него кратковременно пульсатором. Отраженная волна давления вытесняет часть продуктов сгорания обратно через нейтрализатор 19 в расширительную камеру 8, увеличивая давление в ней и создавая одновременно подпор в перепускном канале 15 для вытеснения обратно в цилиндр 2 части свежего заряда, попавшей в канал 15 во время продувки. Импульсное воздействие в нейтрализаторе отраженной волны давления позволяет очищать каталитическое покрытие от осевших на ее поверхности механических частиц, например, сажи. Кроме того, при этом увеличивается время взаимодействия катализатора с продуктами сгорания, что повышает степень их очистки нейтрализации.
Таким образом предлагаемое изобретение позволяет повысить экономичность двигателя за счет дожигания и дорасширения при этом продуктов сгорания без ухудшения эффективности работы непосредственно рабочего цилиндра, повышения степени наддува цилиндра и уменьшения потерь свежего заряда за счет наполнения цилиндра через выпускное окно, а также снизить токсичность продуктов сгорания за счет улучшения их дожигания и повышения степени очистки в нейтрализаторе.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЕГО ПОРШЕНЬ | 1993 |
|
RU2017994C1 |
ОДНОЦИЛИНДРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2018005C1 |
МНОГОТОПЛИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЕГО СИСТЕМА ПИТАНИЯ | 1991 |
|
RU2029116C1 |
ОППОЗИТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЕГО КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ | 1992 |
|
RU2018006C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2016214C1 |
СПОСОБ ПРОДУВКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2027878C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ ДВУХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2103524C1 |
ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2028471C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ЩЕЛЕВЫМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕМ | 1996 |
|
RU2103525C1 |
ОППОЗИТНЫЙ ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2027035C1 |
Сущность изобретения: продукты сгорания из рабочего цилиндра 2 перепускают в расширительный цилиндр 7 после открытия кромкой рабочего поршня 4 выпускного окна 6. В расширительный цилиндр 7 перед перепуском в него продуктов сгорания всасывается воздух, а струя продуктов сгорания вдувается в чистый воздух, интенсивно перемешиваясь с ним, догорая и передавая работу расширения на дополнительный поршень 9. Часть продуктов сгорания направляется при перепуске в выпускной трубопровод 14, в котором установлен каталитический нейтрализатор 19, затем отражается от поверхности пульсатора, установленного на выходе из трубопровода 14, перетекая обратно в расширительный цилиндр 7 и в перепускной канал 15. При этом очищается поверхность катализатора от механических частиц и создается подпор газов, позволяющий нагнетать обратно в цилиндр 2 через выпускное окно 6 часть свежего заряда, попавшую в канал 15 при продувке. 2 с. и 6 з.п. ф-лы, 1 ил.
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Двигатель внутреннего горения | 1932 |
|
SU40092A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1994-08-15—Публикация
1992-01-30—Подача