Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых опорах различных машин и устройств.
В технике широко используются следующие типы упорных подшипников качения: с цилиндрическими роликами, с коническими роликами, сферические и шариковые. Подшипники с цилиндрическими роликами обладают высокой грузоподъемностью но слишком тихоходны. Сходные характеристики имеют подшипники с коническими роликами. Сферические подшипники имеют сферическую беговую дорожку на одном из колец. Основным их преимуществом является то, что они могут самоустанавливаться при небольшом несовпадении осей вращения. Кроме этого, они более быстроходны по сравнению с другими типами упорных подшипников. Однако из-за самоустановочного свойства эти подшипники имеют очень специфический круг применения.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является упорный подшипник качения с четырехточечным контактом шариков. Профили беговых дорожек образованы пересекающими дугами окружности. При этом прямая, проведенная через точки контакта шарика с одним кольцом, пересекается с прямой, проведенной через точки контакта шарика с другим кольцом, в точке, расположенной на оси вращения подшипника. Тем самым предотвращается проскальзывание шариков.
Основным недостатком упорного четырехточечного шарикоподшипника является то, что при неравномерном износе беговых дорожек может быть нарушен четырехточечный контакт, в результате чего возможно проскальзывание шариков и ускоренный выход подшипника из строя.
Целью изобретения является повышение надежности упорного четырехточечного шарикоподшипника путем создания устройства, обеспечивающего постоянный четырехточечный контакт, при неравномерном износе беговых дорожек.
Указанная цель достигается тем, что одно из колец выполнено составным из двух частей, дорожки качения которых идентичны друг другу. При этом одна точка контакта с кольцом находится на одной части, а вторая точка контакта находится на другой части кольца. Одна часть кольца устанавливается жестко в корпусе или на валу, а вторая часть имеет возможность перемещаться относительно первой части вдоль оси вращения подшипника. Из этого можно сделать вывод о соответствии заявляемого устройства критерию "новизна". Сравнение заявляемого устройства с другими аналогами не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое устройство от прототипа. Это позволяет, сделать вывод о соответствии заявляемого устройства критерию "существенные отличия".
Изобретение поясняется чертежом.
Узел упорного четырехточечного шарикового подшипника содержит два кольца: внутреннее 1 и, состоящее из двух частей 2 и 3, наружное. Между кольцами находятся шарики 4. Дорожки качения 5 и 6 образованы пересекающими дугами окружности. Точка пересечения 7 прямой 8, проведенной через точки 9 и 10 контакта шарика 4 с дорожкой 5, и прямой 11, проведенной через точки 12 и 13 контакта шарика 4 с дорожкой 6, находится на оси вращения 14 подшипника. При этом точка контакта 12 расположена на части 2 наружного кольца, а точка 13 расположена на части 3 того же кольца. Часть 2 наружного кольца жестко закреплена в корпусе 15, а часть 3 связана с корпусом 15 через тарельчатые пружины 16 и может перемещаться относительно части 2, внутри которой она находится, вдоль оси вращения 14. Прижимная сила пружины 16 должна подбираться в зависимости от условий эксплуатации в пределах 40-60% от полной нагрузки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Шариковый подшипник шарошки бурового инструмента | 2020 |
|
RU2750892C1 |
Упорный шариковый подшипник с четырехточным контактом | 1973 |
|
SU561815A1 |
ШАРИКОВЫЙ ПОДШИПНИК | 2014 |
|
RU2571484C1 |
ОПОРА ОСЕВАЯ ШПИНДЕЛЯ ВИНТОВОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ТУРБОБУРА | 2004 |
|
RU2250341C1 |
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ | 1997 |
|
RU2138704C1 |
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ | 2003 |
|
RU2269684C2 |
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2115810C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ СБОРКИ ДВУХРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ | 1997 |
|
RU2148738C1 |
ПЕРЕДАЮЩИЙ УЗЕЛ С КАЧАЮЩЕЙСЯ ШАЙБОЙ (ВАРИАНТЫ) И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ СКОРОСТИ НА ЕГО ОСНОВЕ (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2267673C2 |
Шариковый радиальный многоконтактный подшипник качения | 1989 |
|
SU1831599A3 |
Использование: машиностроение, в подшипниковых опорах различных машин. Сущность изобретения: узел упорного четырехточечного шарикового подшипника содержит тела качения, наружное и внутреннее кольца, установленные в корпусе и на валу. На кольцах выполнены дорожки качения, профили которых образованы пересекающимися дугами окружности, а точка пересечения прямых, проведенных через точки контакта тел качения с дорожками качения, расположена на оси подшипника. Одно из колец выполнено составным из двух частей, дорожки качения которых идентичны друг другу. Одна из частей установлена с возможностью перемещения вдоль другой части вдоль оси подшипника. 1 ил.
УЗЕЛ УПОРНОГО ЧЕТЫРЕХТОЧЕЧНОГО ШАРИКОВОГО ПОДШИПНИКА, содержащий тела качения и установленные в корпусе и на валу наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, профили которых образованы пересекающимися дугами окружности, точка пересечения прямых, проведенных через точки контакта тел качения с дорожками качения, расположена на оси подшипника, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения постоянного контакта тела качения с дорожками при неравномерном износе, одно из колец выполнено составным из двух частей, дорожки качения которых идентичны друг другу, а одна из частей установлена с возможностью, перемещения вдоль другой части вдоль оси подшипника.
Облицованный кокиль | 1976 |
|
SU561615A2 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Приспособление для склейки фанер в стыках | 1924 |
|
SU1973A1 |
Авторы
Даты
1994-09-15—Публикация
1990-11-05—Подача