БЕЗОПАСНОЕ СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 1994 года по МПК B60N2/02 

Описание патента на изобретение RU2022829C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно - к устройствам пассивной безопасности пользователя транспортным средством, преимущественно автомобилем, и может быть использовано для обеспечения безопасности пользователя автомобилем в случае аварии при дорожно-транспортном происшествии, проведении испытаний, спортивных соревнований, выполнении каскадерских трюков и т.п.

Известно безопасное сиденье транспортного средства, содержащее установленные на основании кронштейны, связанные посредством двух соосных шарниров с подушкой сиденья, при этом центр приведенной массы "человек-подушка" расположен позади оси шарниров.

Недостатком известного безопасного сиденья является его недостаточная надежность и эффективность при боковом столкновении транспортного средства с препятствием, общим случаем которого является любой не лобовой удар транспортного средства и то или иное встретившееся на пути его движения препятствие. Поскольку возникающая при таком ударе инерционная сила, перпендикулярная направлению движения транспортного средства, может привести к травмированию пользователя, а известная конструкция безопасного сиденья не предусматривает какой-либо защиты от нее. Кроме того, известное сиденье недостаточно надежно в случае восприятия чисто лобового удара, так как использование для фиксации сиденья пружинных фиксаторов в виду характерных для них поломок: заклинивания, износа рабочей поверхности, изгиба стержня и др. снижает надежность всей конструкции сиденья в целом. Существенным недостатком является и то, что необходимые для стремительного поворота сиденья энергия и время расходуются на работу по предварительной расфиксации сиденья, что опять таки снижает его надежность и безопасность для пользователя транспортным средством.

Целью изобретения является повышение надежности и безопасности пользователя транспортным средством.

Указанная цель достигается тем, что сиденье, центр массы которого вместе с находящимся в нем пользователем расположен ниже оси его цилиндрических шарниров, установлено в кабине транспортного средства с возможностью его поворота вокруг вертикальной оси и последующей фиксацией его в новом положении. При этом центр приведенной массы всех элементов конструкции сиденья с находящимся в нем человеком смещен относительно оси его вертикального вращения, а для фиксации сиденья при его повороте относительно горизонтальной оси используется храповое зацепление.

На фиг. 1 изображено предлагаемое сиденье в момент до столкновения транспортного средства с препятствием; на фиг. 2 - то же, сиденье после столкновения транспортного средства с препятствием; на фиг. 3 - схематичное изображение сил, действующих на систему: "человек-сиденье" при не лобовом ударе транспортного средства о препятствие.

Безопасное сиденье транспортного средства содержит собственно сиденье 1, снабженное ремнем безопасности (не показан) и посредством двух соосных цилиндрических шарниров 2 установленное на двух кронштейнах 3, которые в свою очередь крепятся к основанию 4. Подушка 5 сиденья 1 шарнирно связана с демпфером 6, другой конец котоpого шарнирно связан с основанием 4. Центр приведенной массы системы "человек-подушка" (т.О1) расположен ниже оси А-А шарниров 2. Основание 4 крепится к оси 7, вертикально установленной с возможностью вращения в кабине транспортного средства. На оси 7 установлен диск 8 с выполненным в нем конусным гнездом, в которое входит ось подпружиненного фиксатора 9, неподвижно закрепленного относительно кабины транспортного средства. Ось 7 посредством системы рычагов кинематически связана с демпфером (рычаги и демпфер не показаны). На цилиндрических шарнирах 2 установлены храповые колеса 10, входящие в зацепление с подпружиненными на кронштейнах 3 собачками 11. Центр приведенной массы всех элементов системы "человек-сиденье" (т.О2) смещен вперед (в направлении движения транспортного средства) относительно оси вращения Б-Б сиденья в горизонтальной плоскости.

Устройство работает следующим образом.

Водитель (пассажир) связан с сиденьем 1 посредством ремня безопасности. При столкновении транспортного средства с препятствием (столкновение не лобовое) на транспортное средство действует сила удара , а на систему "человек-сиденье" соответственно действует сила инерции ,= -, которую можно разложить на две составляющие: параллельную вектору скорости движения транспортного средства - силу , и перпендикулярно вектору - силу (см. фиг. 3). Сила приложена к т. О1, а сила - к т. О2. Возникающий от силы крутящий (инерционный) момент поворачивает сиденье вместе с находящимся в нем человеком вокруг оси А-А шарниров 2 на угол порядка 90о. Связанный с сиденьем 1 демпфер 6 поглощает излишек кинетической энергии вращающейся системы "человек-сиденье" и тормозит сиденье в новом его положении. Возникающий при остановке сиденья 1 обратный коммулятивный толчок не приводит к его повороту ввиду фиксации сиденья 1 в новом положении храповым зацеплением.

Момент от силы поворачивает всю конструкцию сиденья 1 с находящимся в нем человеком вокруг вертикальной оси Б-Б. Этот момент будет действовать на сиденье 1 и человека до тех пор, пока плоскость, проходящая через ось Б-Б и т. О2, не совместится с плоскостью, в которой лежит инерционная сила . При этом расфиксация сиденья при его повороте вокруг оси Б-Б происходит автоматически отжатием подпружиненного штыря фиксатора 9, при инерционном повороте связанного с осью 7 диска 8. Торможение и остановка сиденья 1 в новом положении происходят благодаря действию связанного с осью 7 рычагами демпфера, который также, как и демпфер 6, поглощает излишек кинетической энергии и смягчает действующую на человека инерционную нагрузку.

Таким образом, под действием инерционной силы сиденье с находящимся в нем человеком совершает сложное движение: поворот вокруг горизонтальной оси А-А на угол 90о и поворот вокруг оси Б-Б на некоторый угол α так, что плоскость, проходящая через центр масс системы "человек-сиденье" и вертикальную ось Б-Б вращения, переходит в плоскость действия инерционной силы . Благодаря такому перемещению тело человека принимает положение, наиболее благоприятное для восприятия инерционной нагрузки от удара и удаляется из зоны наибольшей деформации кабины транспортного средства.

Предлагаемое изобретение по сравнению с базовым объектом (прототипом) позволяет повысить надежность и безопасность конструкции сиденья транспортного средства.

Похожие патенты RU2022829C1

название год авторы номер документа
Безопасное сиденье транспортного средства 1990
  • Волков Александр Германович
SU1801813A1
УСТРОЙСТВО ПАССИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЯ 2022
  • Перфилов Александр Александрович
RU2788744C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ СИДЕНЬЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Белый Давид Михайлович
RU2570121C1
Сиденье транспортного средства 1991
  • Сирота Вячеслав Михайлович
  • Шолом Виктор Лазаревич
  • Маковский Сергей Борисович
  • Сирота Вячеслав Анатольевич
  • Ставцев Валерий Васильевич
SU1789371A1
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ СИДЕНЬЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Белый Давид Михайлович
RU2596009C1
Адаптивное транспортное кресло повышенной безопасности 2015
  • Белый Давид Михайлович
RU2620144C1
Детское кресло безопасности с ременным поворотным соединением 2018
  • Кайзер Томас
RU2755840C2
БЕЗОПАСНОЕ СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Белый Давид Михайлович
RU2571485C1
Блок активной безопасности пассажиров транспортного средства 2015
  • Белый Давид Михайлович
RU2621813C1
БЕЗОПАСНОЕ ПЕРЕСТРАИВАЕМОЕ СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Белый Давид Михайлович
RU2570123C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 022 829 C1

Реферат патента 1994 года БЕЗОПАСНОЕ СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Использование: устройства для обеспечения пассивной безопасности пользователя транспортного средства. Сущность изобретения: безопасное сиденье транспортного средства содержит установленные на основании кронштейны 3, связанные посредством двух соосных шарниров с подушкой 5 сиденья, причем центр приведенной массы "человек-подушка" /т. O1/ расположен позади и ниже оси шарниров, а основание 4 соединено с корпусом транспортного средства с помощью вертикальной поворотной оси 7, при этом центр приведенной массы системы "человек-сиденье" /т. O2/ смещен относительно упомянутой оси в вертикальной плоскости. Кроме того, сиденье снабжено приспособлением для фиксации подушки, включающим в себя храповые колеса 10 и подпружиненные собачки 11. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 022 829 C1

1. БЕЗОПАСНОЕ СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее установленные на основании кронштейны, связанные посредством двух соосных шарниров с подушкой сиденья, при этом центр приведенной массы человек-подушка расположен позади оси шарниров, отличающееся тем, что центр приведенной массы человек-подушка расположен ниже оси шарниров, а основание соединено с корпусом транспортного средства с помощью поворотной вертикальной оси, при этом центр приведенной массы системы человек-сиденье смещен в вертикальной плоскости относительно упомянутой оси. 2. Сиденье по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено приспособлением для фиксации подушки, включающим в себя храповые колеса, закрепленные на осях шарниров, и подпружиненные собачки, установленные на кронштейнах и взаимодействующие с храповыми колесами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2022829C1

Патент США N 3576345 кл
АВТОМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ УГЛЯ К ТОПКАМ 1920
  • Палько Г.И.
SU297A1

RU 2 022 829 C1

Авторы

Волков Александр Германович

Даты

1994-11-15Публикация

1991-12-29Подача