ИНВЕНТАРНЫЙ ОСЫПЕУЛОВИТЕЛЬ Российский патент 1994 года по МПК E01F7/00 

Описание патента на изобретение RU2023108C1

Изобретение относится к строительству и эксплуатации инженерных сооружений на автомобильных и железных дорогах, проходящих в горной местности в особенности в стесненных условиях их эксплуатации, а конкретно к инвентарному осыпеуловителю.

Известна конструкция улавливающих стен, которые располагают в большинстве случаев у полотна железной дороги в основании нагорного склона или откоса полувыемки.

Недостатки данного технического решения:
- конструкция требует строительство подпорных стен, что неоправданно дорого;
- пазуха стены быстро заполняется осыпями и создаются условия, благоприятные для скатывания осыпного материала на путь;
- частая систематическая расчистка пазух за стенами от задержанных осыпей требует применения строительной техники, т.е. привлечения строительных организаций;
- конструкция не создает условия для уборки осыпей моторельсовым транспортом эксплуатирующих организаций;
- конструкция не исключает ручной уборки скатываемого осыпного материала с переноской через ж/д пути, что увеличивает эксплуатационные затраты и снижает загрузку моторельсового транспорта эксплуатирующих организаций;
- помимо указанного, при ручной уборке осыпей и переноске его через пути, снижается безопасность работ.

Известно устройство заградительных стен на осыпных участках пути, в котором заградительные стены выполняют толщиной поверху не менее 1,0 м и высотой 1,5-2,0 м, за стеной устраивают пазуху по типу улавливающей полки в уровне земляного полотна, причем, заградительные стены выполнены из бутовой кладки или бетона или железобетона, при этом пазушная полка в сечении образует трапецеидальное очертание с прямым углом, со стороны стены, по отношению к основанию и тупым углом к откосу.

Недостатки данного технического решения:
- конструкция требует расхода бутового камня и цементного раствора при бетонном варианте расхода бетона, иными словами фондируемых материалов и трудозатрат по строительству стен;
- пазуха требует расчетной ширины, но не менее 2,0 метров, что требует подрезки склона, удорожая строительство и нарушая устойчивость косогоров;
- конструкция не приемлема в стесненных условиях прохождения массы дороги;
- конструкция не создает условия сборки осыпей с применением моторельсового транспорта эксплуатируемых организаций;
- в стесненных условиях прохождения трассы дороги осыпной грунт убирается вручную с переноской его на носилках через трассу пути, что в свою очередь не отвечает требованиям безопасных методов работы и незагруженностью моторельсового транспорта;
- уборка осыпей в пазухе требует применения экскаваторов и машин, что не отвечает требованиям снижения механовооруженности на эксплуатируемых участках трассы дороги.

В предлагаемом инвентарном осыпеуловителе, содержащем заградительные элементы и пазухи по типу улавливающей полки, заградительные элементы конструктивно совмещены с улавливающей полкой в инвентарный бункер-осыпеуловитель, выполненный каркасно-сетчатым, деревометаллическим или пластмассовым с вертикальными боковыми и торцевой стенками, вторая из торцовых стенок которого размещена наклонно наружу и выполнена съемной или створчатой для освобождения бункера от осыпавшегося в него грунта посредством грузоподъемной техники моторельсового транспорта, при этом осыпеуловитель включает в себя установленные в ряд по длине осыпного участка в основании откоса с прилеганием друг к другу боковыми стенками бункера-осыпеуловители, вертикальные торцевые стенки которых обращены к трассе, наклонные - к склону и прислонены этими стенками к устойчивому откосу скального косогора, со стороны вертикальных торцевых стенок бункеров размещены съемные затворы для соединения бункеров друг с другом, а емкость каждого из них соответствует значению грузоподъемности.

Сопоставительный анализ предлагаемого технического решения с прототипом показывает, что инвентарный осыпеуловитель, содержащий заградительные элементы и пазуху по типу улавливающей полки, отличается тем, что заградительные элементы конструктивно совмещены с улавливающей полкой в инвентарный бункер-осыпеуловитель, и выполненный каркасно-сетчатым, деревометаллическим или пластмассовым, при этом осыпеуловитель включает в себя установленные в ряд по длине осыпного участка в основании откоса с прилеганием друг к другу боковыми стенками бункера-осыпеуловители, вертикальные торцевые стенки которых обращены к трассе, наклонные - к склону и прислонены этими стенками к устойчивому откосу скального косогора, причем при самозаполнении бункеров-осыпеуловителей осыпями они посредством моторельсового транспорта грузятся на платформы и вывозятся в отвал, в места заполнения деформируемого земляного полотна с последующей установкой их на прежнее место.

Данная конструкция не требует загрузочных устройств и механизмов, так как бункера-осыпеуловители являются самозаполняющей конструкцией, кроме того исключаются ручные работы за счет полной механизации уборки осыпей, повышается безопасность ведения работ, исключается потребность в дополнительной технике по уборке осыпей и повышается коэффициент использования моторельсового транспорта эксплуатирующих дорогу организаций. Выполнение же наклонных стенок к косогору не только снижает давление грунта со стороны косогора на бункер- осыпеуловитель, но и повышает устойчивость их при расчете на сдвиг за счет увеличения плеча пригрузочного веса от осыпей, при этом выполнение съемной или створчатой стенки облегчает процесс высвобождения грунта из бункеров. Конструкция инвентарных осыпеуловителей исключает необходимость устройства заградительных бетонных стен, что снижает основные фонды эксплуатирующих организаций, как важный фактор при новых формах ведения хозяйства. Инвентарный осыпеуловитель удобен в работе, в особенности, в стесненных условиях прохождения трассы дороги, где нарезка полок улавливающих и строительство заградительных стен исключается из-за потребности значительных строительных неоправданных работ.

Бункерные осыпеуловители, установленные по фронту осыпного участка впритык боковыми стенками друг к другу, образуют секционный заградитель с равномерным заполнением его секций и не только не допускают просыпания осыпей между стенками, но и обеспечивают устойчивость самих наборных бункеров за счет обжатия боковых стенок от распора насыпного грунта. Соединение же, при необходимости, наборных бункеров между собой на съемных затворах обеспечивает дополнительную их устойчивость за счет единой работы конструкции в целом, при этом передняя торцевая стенка бункера предотвращает попадание осыпей на путь, которая, при необходимости, выполнена усиленной, воспринимающей удары отдельных камней.

Данное техническое решение не требует дополнительной строительной техники по уборке осыпей, что снижает механовооруженность эксплуатирующих организаций.

Эти отличия позволяют сделать вывод о соответствии предлагаемого технического решения критерию "новизна".

Признаки, отличающие предлагаемое техническое решение от прототипа не выявлены в других решениях при изучении данной и смежных областей техники, и следовательно, обеспечивают предлагаемому решению соответствие критерию "существенные отличия".

На фиг. 1 изображен план размещения устройства; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.

Инвентарный осыпеуловитель содержит заградительные элементы и пазуху по типу улавливающей полки, совмещенные в инвентарный бункер-осыпеуловитель 1, выполненный каркасно-сетчатым, деревометаллическим или пластмассовым, с вертикальными боковыми 2 и торцевой 3 стенками, вторая из торцевых стенок 4 которого размещена наклонно наружу и выполнена съемной или створчатой для освобождения бункера 1 от осыпавшегося в него грунта 5 посредством грузоподъемной техники моторельсового транспорта, при этом осыпеуловитель включает в себя установленные в ряд по длине осыпного участка в основании откоса 6 с прилеганием друг к другу боковыми стенками 2 бункера-осыпеуловители 1, вертикальные торцевые стенки 3 которых обращены к трассе, наклонные 4 к склону 7 и прислонены этими стенками к устойчивому откосу 6 скального косогора 7, со стороны вертикальных торцовых стенок 3 бункеров 1 размещены съемные затворы 8 для соединения бункеров 1 друг с другом, а емкость каждого из них соответствует значению грузоподъемности механизмов моторельсового транспорта.

Инвентарный осыпеуловитель работает следующим образом.

Осыпная масса грунта 5, скатываясь, заполняет бункера-осыпеуловители 1, не попадая на трассу дороги за счет торцевой стенки 3, выполненной на бункере 1 со стороны трассы дороги, при этом сопряжение боковых вертикальных стенок 2 бункеров-осыпеуловителей 1 обеспечивает скатывание в них осыпей и равномерное их распределение по фронту осыпного участка, но и недопущение его просыпания между бункерами-осыпеуловителями 1; кроме того, осыпной грунт 5, заполняя бункера-осыпеуловители 1, обеспечивает их устойчивость за счет обжатия боковых стенок 2 распором осыпного грунта 5, этому фактору также способствуют и наклонные 4 к косогору 7 стенки, увеличивая свою устойчивость за счет прижима осыпным грунтом 5.

Соединение же бункеров-осыпеуловителей 1 на съемных затворах 8 обеспечивает дополнительную устойчивость конструкции инвентарного осыпеуловителя за счет единой работы всех бункеров-осыпеуловителей 1.

В дополнение к сказанному, наклонные стенки 4 бункеров-осыпеуловителей 1 снижают активное давление со стороны косогора 7, увеличивая тем самым устойчивость бункеров-осыпеуловителей 1 при расчете на скольжение, а также обеспечивают полное улавливание осыпей; наряду с этим съемная или створчатая наклонная стенка 4 облегчает процесс высвобождения бункеров-осыпеуловителей 1 из-под осыпного грунта 5 на месте свалки. Заполненные бункера-осыпеуловители 1 грузятся моторельсовым транспортом на себя и вывозятся на участки, требующие досыпку откосов земполотна с последующим возвратом и установкой бункеров-осыпеуловителей 1 на прежнее место. И наконец, емкость бункеров-осыпеуловителей 1 выполнена таким образом, что ее вес с грунтом 5 соответствует грузоподъемности моторельсового транспорта, располагаемой эксплуатирующими организациями.

Использование предлагаемого технического решения позволит:
- отказаться от необходимости строительства заградительных бетонных стенок, обеспечивая снижение эксплуатирующим организациям основных фондов, и достичь при этом ресурсосбережения;
- использовать существующий моторельсовый транспорт эксплуатирующих организаций без привлечения строительных подразделений, а также обеспечить повышение коэффициента использования техники эксплуатирующих организаций;
- решить проблему замены ручного труда по уборке осыпей, в особенности, в стесненных условиях прохождения трассы в горной местности на механизированную ее убоpку;
- выполнение бункеров-осыпеуловителей сетчато-каркасными, деревометаллическими или пластмассовыми позволяет использовать тот или иной материал в зависимости от его наличия в хозяйстве.

Похожие патенты RU2023108C1

название год авторы номер документа
Подпорная стенка Кожина Ю.П. 1990
  • Кожин Юрий Петрович
SU1813142A3
ПРОТИВООПОЛЗНЕВОЕ СООРУЖЕНИЕ КОЖИНА Ю.П. 1991
  • Кожин Юрий Петрович
RU2034957C1
ПОДПОРНАЯ СТЕНКА 1992
  • Кожин Юрий Петрович
RU2041318C1
БЕРЕГОЗАЩИТНОЕ, ОТКОСОУКРЕПИТЕЛЬНОЕ И ПОДПОРНО-УДЕРЖИВАЮЩЕЕ СООРУЖЕНИЕ КОЖИНА Ю.П., КАДУКИНА В.И., АЗАРСКОГО А.И. 1991
  • Кожин Юрий Петрович
  • Кадукин Владимир Иванович
  • Азарский Анатолий Иванович
RU2026451C1
Подпорная стена парусного типа 1991
  • Кожин Юрий Петрович
  • Кадукин Владимир Иванович
SU1830099A3
Подпорная стенка 1991
  • Кожин Юрий Петрович
SU1823897A3
ЗАЩИТНОЕ СООРУЖЕНИЕ НАД ПОДЗЕМНЫМИ КОММУНИКАЦИЯМИ 1991
  • Кожин Юрий Петрович
RU2022077C1
Устройство для укрепления откосов земполотна и склонов 1986
  • Кожин Юрий Петрович
  • Рева Виктор Васильевич
SU1411380A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ИЛИ СКЛОНОВ 1991
  • Кожин Юрий Петрович
RU2032022C1
Подпорная стенка Кожина Ю.П., Азарского А.И. 1991
  • Кожин Юрий Петрович
  • Азарский Анатолий Иванович
SU1808043A3

Иллюстрации к изобретению RU 2 023 108 C1

Реферат патента 1994 года ИНВЕНТАРНЫЙ ОСЫПЕУЛОВИТЕЛЬ

Изобретение относится к строительству и эксплуатации инженерных сооружений на автомобильных и железных дорогах, проходящих в горной местности, в особенности в стесненных условиях их эксплуатации, а конкретно к инвентарному осыпеуловителю. Сущность изобретения: инвентарный осыпеуловитель содержит заградительные элементы и пазуху по типу улавливающей полки совмещенные в инвентарный бункер-осыпеуловитель 1, выполненный каркасно-сетчатым, дерево-металлическим, или пластмассовым. Боковые 2 и торцевая 3 стенки бункера - вертикальные, торцевая стенка 4 наклонена наружу и выполнена съемной или створчатой для освобождения бункера 1 от осыпавшегося в него грунта 5. Со стороны вертикальных торцевых стенок 3 бункеров 1 размещены съемные затворы 8 для соединения бункеров 1 друг с другом при установке их в ряд в основании откоса 6. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 023 108 C1

ИНВЕНТАРНЫЙ ОСЫПЕУЛОВИТЕЛЬ, содержащий заградительные элементы и пазуху по типу улавливающей полки, отличающийся тем, что заградительные элементы конструктивно совмещены с улавливающей полкой в инвентарный бункер-осыпеуловитель, выполненный каркасно-сетчатым, деревометаллическим или пластмассовым с вертикальными боковыми и одной торцевой стенками, вторая из торцевых стенок размещена наклонно наружу и выполнена съемной или створчатой для освобождения бункера от осыпавшегося в него грунта посредством грузоподъемной техники моторельсового транспорта, при этом осыпеуловитель включает в себя установленные в ряд по длине осыпного участка в основании откоса, с прилеганием друг к другу боковыми стенками бункеры-осыпеуловители, вертикальные торцевые стенки которых обращены к трассе, наклонные - к склону и прислонены этими стенками к устойчивому откосу скального косогора, со стороны вертикальных торцовых стенок бункеров размещены съемные затворы для соединения бункеров-осыпеуловителей друг с другом, а емкость каждого из них соответствует значению грузоподъемности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2023108C1

Ройнишвили Н.М
Защита железнодорожного пути от горных обвалов и осыпей, М.: Транспорт, 1973, с.90,91.

RU 2 023 108 C1

Авторы

Кожин Юрий Петрович

Рева Виктор Васильевич

Сыров Валерий Федорович

Даты

1994-11-15Публикация

1991-03-11Подача