Изобретение относится к обучающим устройствам и предназначено для тренировки операторов "слепым" методом работы на клавиатуре печатающих аппаратов, например телетайпов.
Известно обучающее устройство [1], содержащее блок ввода ответов, логический блок, блок предъявления информации, блок динамического формирования вопросов, блок последовательной выдачи вопросов и блок оценки.
Это устройство не позволяет формировать у операторов навыков ориентирования по всему полю клавиатуры.
Известен тренажер телеграфиста [2], содержащий блок ввода ответов, блок сравнения, два счетчика, два дешифратора, блок элементов И, блок предъявления учебной информации, переключатель и блок динамического формирования символов, таймер и блок регистрации.
Этот тренажер обеспечивает обработку навыка скоростного ориентирования по моторным характеристикам, начиная с простого (цифр), переходя к более сложному (буквам) по частям и кончая всей клавиатурой, но при этом не учитывается разница в действиях при нахождении на поле клавиатуры символов, расположенных симметрично относительно намечаемых на клавиатуре условных осей и точек.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является тренажер телеграфиста [3], содержащий блок ввода ответов, информационные выходы которого соединены с соответствующими входами блока сравнения, выходы результата и синхронизации (первый и второй) которого подключены к соответствующим входам блока регистрации, и блок задания программы тренажа, информационные выходы которого соединены с соответствующими входами блока предъявления учебной информации и с соответствующими входами второй группы блока сравнения, управляющие выходы - с соответствующими входами блока предъявления учебной информации, первый и второй управляющие входы - с выходом блока ответов и с вторым (синхронизирующим) выходом блока сравнения соответственно, а второй (сигнальный) выход - с вторым (индикаторным) входом блока регистрации.
Однако данный тренажер при наращивании скорости (выработке навыка) работы не учитывает у обучаемых формирование целостного буквенно-пространственного представления о всей клавиатуре, в котором местоположение каждого символа соотносится (устанавливается) с местоположением других символов по определенному закону симметрии, что сужает дидактические возможности, снижая качество подготовки оператора.
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера при повышении качества подготовки оператора в процессе наращивания скорости (выработка навыка) работы путем формирования целостного буквенно-пространственного представления о всей клавиатуре, в котором местоположение каждого символа соотносится (устанавливается) с местоположением других символов по определенному закону симметрии.
Цель достигается тем, что в тренажер, содержащий блок ввода ответов, выходы группы которого соединены с соответствующими информационными входами первой группы блока сравнения, первый выход которого подключен к входу результата блока регистрации, и блок задания программы тренажа, управляющие выходы которого соединены с соответствующими входами блока предъявления учебной информации, информационные выходы - с соответствующими входами блока предъявления учебной информации и соответствующими информационными входами второй группы блока сравнения, информационный вход - с выходом блока ответов, а сигнальный выход - с соответствующим входом блока регистрации, согласно изобретению введен блок переключения программы контроля, первый и второй выходы и первый, второй и третий информационные входы которого соединены с соответствующими тактовыми входами и соответствующими выходами блока сравнения, третий и четвертый выходы - с соответствующими информационными входами блока регистрации, пятый выход - с входом блока ввода ответов, а шестой выход - с информационным входом блока задания программы тренажа, а также тем, что блок адаптивного переключения программы содержит триггер, нулевой и единичный выходы которого являются соответственно первым и вторым выходами блока, элемент задержки, вход которого является первым информационным входом блока, первый, второй и третий элементы И, первый, второй и третий элементы запрета и элемент ИЛИ, выход которого является пятым выходом блока, а первый и второй входы соединены с выходами соответственно второго и третьего элементов запрета, выходы которых являются соответственно третьим и четвертым выходами блока, причем информационные входы первых элемента И и элемента запрета соединены с выходом элемента задержки, а управляющие входы - с единичным выходом триггера, информационные входы вторых элемента И и элемента запрета соединены с выходом первого элемента запрета, управляющие входы которых являются вторым информационным входом блока, информационные входы третьих элемента И и элемента запрета соединены с выходом первого элемента И, а управляющие входы являются третьим информационным входом блока, выходы второго и третьего элементов И соединены соответственно с нулевым и единичным входами триггера, при этом выход третьего элемента И является шестым выходом блока, и тем, что блок сравнения содержит три элемента ИЛИ, группу разделительных элементов, входы которых являются соответствующими входами второй группы блока, первую и вторую группы элементов И, первые входы которых соединены с выходами соответствующих разделительных элементов, вторые входы являются соответствующими входами первой группы блока, третьи входы элементов И первой группы являются первым тактовым входом блока, третьи входы элементов И второй группы являются вторым тактовым входом блока, причем входы первого элемента ИЛИ соединены с вторыми входами соответствующих элементов И, а выход является первым выходом блока, входы второго элемента ИЛИ соединены с выходами соответствующих элементов И первой группы, выход является вторым выходом блока, входы третьего элемента ИЛИ соединены с выходами соответствующих элементов И второй группы, а выход является третьим выходом блока.
На фиг. 1 представлена структура тренажера; на фиг. 2 - функциональная схема блока сравнения; на фиг. 3 - блока адаптивного переключения программы контроля; на фиг. 4 - блока регистрации; на фиг. 5 - блока ввода ответов; на фиг. 6 - временные диаграммы цикла тренажа.
Тренажер оператора телетайписта содержит блок 1 ввода ответов, выполненный на микровыключателях в виде клавиатуры телетайпа, блок 2 сравнения, блок 3 задания программы тренажа, блок 4 предъявления учебной информации, блок 5 адаптивного переключения программы контроля и блок 6 регистрации со схемными соединениями. Блок 3 задания программы тренажа содержит распределитель 7 импульсов, формирователи 8 кодов, элемент ИЛИ 9, элемент 10 запрета, триггер 11 и элемент 12 сигнализации. Блок 4 предъявления учебной информации включает информационные табло 4, отображающие половину и всю клавиатуру (табло 41-ось симметрии УВС, табло 42 - ось симметрии ШЛБ, табло 43 - центральную симметричную точку В, табло 44 - центральную симметричную точку Л, табло 45 - ось симметрии - средний ряд и табло 46 - ось симметрии, разделяющую правую и левую части клавиатуры).
Блок 2 сравнения (фиг. 2) содержит элементы И 13, 14, элементы ИЛИ 15, 16, 17 и разделительные элементы 18.
Блок 5 адаптивного переключения программы контроля (фиг. 3) включает триггер 19, элементы И 20, 21, 22, элементы 23, 24, 25 запрета, элемент ИЛИ 26 и элемент 27 задержки.
Блок 6 регистрации (фиг. 4) содержит счетчик 28 (общего числа ответов), счетчик 29 (неверных ответов на высвеченные символы (знаки)), счетчик 30 (неверных ответов на симметричные символы) и индикатор 31 "Конец".
Блок 1 ввода ответов (фиг. 5) включает клавиатуру 32, кнопку 33 "Пуск", кнопку 34 "Цикл" (обнуление счетчиков) и светодиодный сигнализатор 35.
Тренажер работает следующим образом.
Включают питание. Распределитель 7 и счетчики 28, 29 и 30 устанавливаются в исходное состояние, триггер 11 - в нулевое, а триггер 19 - в первое положение (фиг. 6а).
Обучаемый нажимает кнопку 33, импульс с выхода которой поступает на входы формирователей 8 и информационный вход элемента 10, на управляющий вход которого подан нулевой потенциал с выхода триггера 11, записав единицу в первый разряд распределителя 7. Единичный потенциал с первого выхода распределителя 7 поступает на вход табло 41, высветив левую половину клавиатуры и ось УВС, относительно которой обучаемый по высвеченному символу (букве) должен определять симметричный символ (букву), на вход триггера 11, перебросив его в единичное положение, и на один вход формирователя 81, на другой вход которого в данный момент подается импульс с выхода кнопки 33, обеспечивая появление на его выходе единичного потенциала (фиг. 6б1), который поступает на один из входов табло 41, высвечивая на нем символ (букву), и на один из входов блока 2. Единичный потенциал с выхода элемента 18 подается на вход элемента И 13, соответствующего высвеченному символу на табло 41, и на вход элемента И 14, соответствующего симметричному ему символу. Обучаемый по высвеченной букве на табло 41 нажимает соответствующую ей клавишу на левой части клавиатуры 32, обеспечив появление импульса на его выходе.
Если обучаемый, определив местоположение, воспроизводит неверно высвеченную букву на клавиатуре 32, то единичный импульс с выхода клавиши (микровыключателя) поступает на вход элемента ИЛИ 15 блока 2 и на входы элементов И 13, 14, не соответствующие высвеченной букве, т.е. на выходах элементов И нулевой потенциал.
Импульс с выхода элемента ИЛИ 15 (фиг. 6в) поступает на вход счетчика 28, фиксируя ответ на предъявленный символ, и на вход элемента 27, задержанный импульс с выхода которого (на время срабатывания элементов И и запрета) через элемент 23, на управляющий вход которого подан нулевой потенциал с выхода триггера 19, и через элемент 24, на управляющий вход которого подан нулевой потенциал с выхода элемента ИЛИ 16, поступает на вход счетчика 29 (фиг. 6г), фиксируя неверный ответ на высвеченный символ, а через элемент ИЛИ 26 - на вход светодиода 35 (фиг. 6д), предупреждая обучаемого засвечиванием последнего о неверно нажатой клавише и необходимости повторения.
Если обучаемый правильно определил и воспроизвел высвеченную букву, то импульс с выхода клавиши поступает на вход элемент ИЛИ 15 и на первые входы соответствующих элементов И 13, 14. Так как на третий вход элемента И 13 подан единичный потенциал с триггера 19, то импульс с выхода элемента И 13 поступает на вход элемента ИЛИ 16.
Импульс с выхода элемента ИЛИ 15 (фиг. 6в) поступает на вход счетчика 28 и на вход элемента 27, задержанный импульс с выхода которого через элемент 23 запрета и через элемент И 21, на другой вход которого одновременно подается импульс с выхода элемента ИЛИ 16, поступает на вход триггера 19, перебрасывая его во второе положение (фиг. 6б2). Единичный потенциал с выхода триггера 19 прикладывается к третьим входам элементов И 14, подготовив цепь для прохождения импульса на правильный симметричный ответ, и к управляющим входам элементов 20 и 23. Обучаемый определяет местоположение буквы, симметричной высвеченной, и воспроизводит ее.
Если обучаемый неправильно определил (воспроизвел) местоположение симметричного символа, то импульс с выхода клавиатуры 32 поступает на вход элемента ИЛИ 15 и на первые входы элементов И 13, 14, на вторых входах которых единичный потенциал с выхода формирователя 81 отсутствует, т.е. на выходах элементов И 14 нулевой потенциал. Импульс с выхода элемента ИЛИ 15 поступает на вход счетчика 28 (фиг. 6в), фиксируя очередной ответ, и через элемент 27, элемент И 20, элемент 25, на управляющий вход которого подан нулевой потенциал с выхода элемента ИЛИ 17 на вход счетчика 30 (фиг. 6е), фиксируя неверный ответ на симметричный символ, а через элемент ИЛИ 26 на вход светодиода 35 (фиг. 6д), предупреждая обучаемого засвечиванием последнего о неверно нажатой клавише - необходимости повторного нажатия.
Если обучаемый верно воспроизвел симметричный знак (символ), то на выходе соответствующего элемента И 14 появляется импульс, который через элемент ИЛИ 17 прикладывается к управляющим входам элемента И 22 и элемента 25 запрета. Импульс с выхода элемента ИЛИ 15, поданный через элементы 27 и И 20 на информационные входы элементов И 22 и 25 одновременно с импульсом, поступающим с выхода элемента ИЛИ 17, проходит через элемент И 22 на вход триггера 19, перебрасывая последний в первое положение (фиг. 6а1), и на информационный вход формирователя 81, обеспечивая появлениe единичного потенциала на втором выходе последнего, т.е. высвечивание на табло 41 следующего символа.
Если обучаемый в первом цикле верно воспроизводит все высвеченные и симметричные символы относительно оси УВС, то при правильном ответе на последний, К-й, знак на выходе формирователя 81 появляется импульс, который через элемент ИЛИ 9 поступает на элемент 12, предупреждая обучаемого коротким фоническим сигналом о выполнении первого цикла программы и необходимости снятия показания со счетчиков 28, 29, 30 (фиг. 6ж), и на вход распределителя 7, переводя "единицу" на его второй выход. Единичный потенциал с второго выхода распределителя 7 поступает на вход табло 42, высвечивая правую половину клавиатуры и ось ШЛБ, относительно которой обучаемый по высвеченному символу должен определять симметричный знак, на вход формирователя 82, вызывая появление на его выходе единичного потенциала, который поступает на один из входов табло 42, высвечивая на нем букву (символ), и на один из входом блока 2.
Действия обучаемого и работа блоков и элементов тренажера в последующих циклах аналогична описанному.
В третьем цикле обучаемый определяет симметричные символы относительно центрально-симметричной точки В, в четвертом цикле - относительно точки Л, в пятом цикле - относительно оси среднего ряда всей клавиатуры, в шестом цикле - относительно оси, разделяющей правую и левую части клавиатуры. После каждого цикла обучаемый снимает показания со счетчиков 28, 29, 30, а затем переводит их в исходное состояние нажатием кнопки 34 "Цикл".
При верном ответе на последнюю п-ю букву в шестом цикле на выходе формирователя 86 появляется импульс, который поступает на индикатор 31, засветив транспарант "Конец", и на вход триггера 11, перебросив его в нулевое положение. Тренажер готов к повторной работе.
Использование изобретения в устройствах для тренировки операторов-телетайпистов позволяет формировать у обучаемых целостное буквенно-пространственное представление о всей клавиатуре по определенному закону симметрии, в котором в качестве инварианта выступает постоянное расстояние между заданной и искомой клавишами относительно определенной оси или точки. В процессе тренировки учитываются неверные воспроизведения (до достижения верных) высвеченных и симметричных им символов отдельно, что дает возможность судить о приобретении навыка ориентировочных действий - степени подготовленности обучаемых по точности воспроизведения символов и качеству работы. Необходимость осмысливания действий при совершенствовании симметричных преобразований позволяет развивать у операторов навыки самоконтроля.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер телеграфистов | 1985 |
|
SU1314367A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОПЕРАТОРА | 1991 |
|
RU2024067C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ОПЕРАТОРОВ | 1991 |
|
RU2020605C1 |
Тренажер телеграфиста | 1989 |
|
SU1601620A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОПЕРАТОРОВ | 1991 |
|
RU2020599C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ОПЕРАТОРОВ | 1991 |
|
RU2020598C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ СЕНСОМОТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА | 1991 |
|
RU2020602C1 |
Тренажер оператора системы управления | 1989 |
|
SU1649588A1 |
Устройство для обучения операторов | 1991 |
|
SU1785026A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ И ОЦЕНКИ РАБОТЫ ОПЕРАТОРА | 1991 |
|
RU2018971C1 |
Изобретение относится к обучающим устройствам и предназначено для тренировки операторов "слепым" методом работы на клавиатуре печатающих аппаратов. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей с повышением качества подготовки телетайпистов. Тренажер содержит блок 1 ввода ответа, выполненный на микровыключателях, блок 2 сравнения, блок 3 задания программы тренажа, блок 4 предъявления учебной информации, блок 5 адаптивного переключения программы контроля и блок 6 регистрации со схемными соединениями. Введение блока 5 переключений, а также выполнение блока 2 сравнения обеспечивают возможность при высвечивании символа (буквы) воспроизвести его верно с учетом числа неверных ответов, а затем выявить симметричный ему символ относительно определенной (заданной) оси или точки и также воспроизвести его верно, учитывая неверные ответы. При этом о качестве работы и тренируемости обучаемого судят по количеству неверных ответов в каждом цикле и по соотношению между высвеченными и симметричными неверными ответами. 2 з.п.ф-лы, 6 ил.
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Тренажер телеграфистов | 1985 |
|
SU1314367A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1994-11-30—Публикация
1991-04-29—Подача