Изобретение относится к обучающим устройствам, предназначенным для тренировки 0 1ераторов «слеиым методом работы на клавиатуре печатающих (телеграфных), наборных или кодирующих аппаратов.
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства за счет формирования навыка ориентирования для всего поля клавиатуры путем «слепого нахождения символов (букв), расположенных на поле клавиатуры симметрично относительно разных, выбранных условно, осей, точек.
На фиг. 1 изображена структура предлагаемого тренажера; на фиг. 2 - функциональная схема блока сравнения.
Тренажер телеграфистов содержит блок
1ввода ответов, который выполнен в виде клавиатуры телеграфного аппарата, блок
2сравнения (анализа ответов), блок 3 за-, Дания программы тренажа, блок 4 предъявления учебной информации и блок 5 регистрации (результатов).
Блок 1 содержит клавиатуру 6, выполненную на микровыключателях, кнопку 7 «Пуск и кнопку 8 Сброс., соединенную с входами блоков 3 и 5 (не показано).
Блок 3 включает распределитель 9 импульсов кодов, формирователи 10--15 кодов, элемент ИЛИ 16, элемент 17 запрета, триггер 18 и элемент 19 сигнализации. Формирователи 10-15 содержат элемент И 20, счетчик 21 и дещифратор 22.
Блок 4 предъявления учеб.ной информации содержит информационные табло 23- 28, отображающие половину и всю клавиатуру, табло 23 - ось симметрии УВС , табло 24 - ось симметрии ШЛБ табло 25 - центральную симметричную точку Л, табло 26 - центральную симметричнуб точку Л, табло 27 - ось симметрии - средний ряд и табло 28 - ось симметрии, разделяющую правую и левую части клавиатуры. На первых четырех табло изображена половина клавиатуры, на двух последних - вся клавиату)а.
Блок 5 включает счетчик 29 правильных ответов, счетчик 30 числа ответов и индикатор 31 «Конец. Блок 3 также содержит элемент ИЛИ 32.
Блок 2 содержит элементы И 33, элементы ИЛИ 35 и 34, элемент 36 запрета, инвертор 37 и диоды 38 (разделительные элементы).
Тренажер работает следующим образом.
Включают питание, нажимают кнопку 8, устанавливая распределитель 9 и счетчики 2, 29 и 30 в исходное состояние, а триггер 18 - в нулевое положение. Тренажер готов к работе.
Обучаемый нажимает кнопку 7. Импу. с ее выхода через элемент 31, поступает на информационный вход элемента 17 и проходит на вход распределителя 9, так как на запрещающий вход элемента 17 подается н у.ле- вой потенциал с выхода триггера 18, занисав «единицу в первый разряд. Единичный нотен1;иа, 1 с первого выхода распределителя 9 поступает на второй вход табло 23, высветив левую половину клавиатуры и ось ; УВС, относительно которой обучаемый ;;ол- жен определить симметричную букву, на вход т)игтера 18, перебросив его в единичное положение, и на оди1) вход эле.мепта И 20, на другой вход которого в данный момент нодается импульс с выхода кнопки 7,
ооеспечивая прохождение им11у; ,ьса на вход
счетчика 21. Сигнал (единичный потенциал) с выхода счетчика 21, воздействуя на вход .це1нифратора 22, вызывает появление на его выходе единичного потенциала, который по2 ступает па один из входов табло 23, высвечивая на нем символ (букву), и на один из входов блока 2, соответствующий букве, симметричной высвеченной на табло 23.
Обучаемый по высвеченной букве на табло 23 мысленно отыскивает симметричную
0 ей букву относительно оси УВС ; нажимает (ударяет) соответствующий ей клавиш левой клавиатуры 6, обеспечивая появление на его выходе импульса.
Если обучаемый правильно определил
местоположение и воспроизвел соответствую- щи.м пальцем левой руки симметричную букву на левой половине клавиатуры , то единичьн й импульс с выхода микровыключателя к;1авиатуры 6 поступит через элемент 35 на И1и)ормационный вход элемента 3G,
0 на выход блока 2 н isa один вход элс-меьта 33, на другой вход которого через диод 38 нодается едн1 ичнь;й потенциал с выхода дешифратора 22. Импульс с выхода блока 2 поступит па вход счетчика 30 и зафиксирует ответ. Единич1п-лй потенциал с выхода элемен5 та 33 через элемепт 34, поступит на вход вертора 37, обеспечив появление на его выходе нулевого потенциала, который прикла- дьпвается к запрещающему входу элемента 36, обеспечив прохождение импульса на выход блока 2.
0
5
0
Импульс с выхода блока 2 поступит на вход счетчика 29, зафиксировав правильный ответ, и через элемент 31 - на входы элементов 20. Так как па вход элемента 20 подан единичный потенциал, то импульс с его вы.- хода поступи : на вход счетчика 21, изменит Ci o состояние и обеспечит появление на втором выходе депшфратора 22 единичного потенциала. Единичный нотенциа.п с второго выхода ден1ифратора 22 поступит на другой из входов табло 23., обеспечив высвечивание на пем с.,1сдующеи оуквьг и на один нз входов блока 2, соответствующий букве, симметричной высвеченной на табло 23.
Обучаемый определяет местополо;кение буквы, симметр ичной высвеченной. :. иоспро- 5 изводит ее.
Если обучаемый -;еправильпо определил (воспроизвел) .местопо.ложение симметричной буквы (символа), то }ia выходе б;1ока 2
появится импульс, который поступит па вход счетчика 30 и зафиксирует очередной ответ.
На табло 23 продолжает светиться прежняя буква. Она погаснет, если обучаемый правильно воспроизведет симметричную букву.
Если обучаемый в первом цикле правильно воспроизведет все симметричные буквы относительно оси УВС, то при правильном ответе на последнюю К-ю (К,5) букву на выходе счетчика (К+ 1, последнем) 21 появится импульс (переполнения), который через элемент 16 поступит на элемент 19, предупреждаюш.ий обучаемого коротким фоническим сигналом о выполнении первого цикла программы и необходимости снятмя показаний со счетчиков 29 и 30, и на вход распределителя 9, переведя единицу с первого выхода на второй выход, осуществив тем самым переход к второму циклу.
Единичный потенциал с второго выхода распределителя 9 поступает на вход табло 24, высветив правую половину клавиатуры и ось ШЛБ, относительно которой обучаемый должен определять симметричные буквы, и через элемент 20, на другой вход которого поступает импульс с блока 5, - на вход счетчика 21. Сигнал с выхода счетчика 2, воздействуя на вход дешифратора 22 вызовет появление на его выходе единичного потенциала, который поступит на один из входов табло 24, высветив на нем букву, и на один из входов блока 2, соответствующий букве, симметричной высвеченной на табло 24.
Действия обучае.мого и работа блоков, узлов и элементов тренажера в последующих циклах аналогичны описанному.
В третьем цикле обучаемый определяет симметричные буквы относительно центрально-симметричной точки В для левой половк- нь клавиатуры, в четвертом цикле - относительно точки Л для правой половины клавиатуры, в пятом цикле - относительно оси среднего ряда всей клавиатуры, в шестом цикле - относительно оси, разделяющей правую и левую части клавиатуры. После каждого цикла обучаемый снимает показания со счетчиков 29 и 30.
При правильном ответе на последнюю п-ю симметричную букву в шестом цикле, на выходе счетчика 21 появится импульс, который поступит на индикатор 31, засветив транспарант «Конец и оповестив обучаемого об окончании тренировки, и на вход триггера 18, перебросив его в нулевое положение. Тренажер готов к повторной тренировке.
По окончании тренажа обучаемый отдает результаты тренировки, снятые со счетчиков 29 и 30, преподавателю для анализа.
Использование предлагаемого изобретения при подготовке телеграфистов расширяет дидактические возможности тренажеров
так как в основу познания структуры объекта (клавиатуры телеграфного аппарата) положен принцип симметричных преобразо- 11аний, позволяющиу установить основные
свойства изучаемого объекта, остающиеся инвариангными относительно проводимых преобразований. При освоении клавиатуры телеграфного аппарата в качестве такого инварианта выступает расстояние между заданным и искомым клавишами относительно
определенной оси или точки. Опираясь на него, обучаемым удается достаточно легко выработать целостное представление о взаимном расположении, клавиш и о всей структуре построения клавиатуры телеграфного
5 аппарата.
Формнрова:г е целостного буквенно-прост- paHCTBeiiHoro представления о всем поле кла виатуры осуществ.:1яется путем выполнения комплекса упражнений на отыскание симво0 -la (букв), симметричных заданным относительно оси УВС и точки В левой и оси ШЛБ и точки Л правой половины клавиатуры, оси сред1 его ряда и осп, разделяющей правую и левую части - для всей клавиатуры. Отработка таких упражнений, требующих достаточно напряженной мыслительной деятельности, дает возможность прочно усвоить взаимное расположение символов на клавиатуре телеграфного аппарата, сократить время, затрачиваемое при пере-.
Q ходе от одного клавиша клавиатуры к другому без зрительного контроля, не требует обязательного возвращения пальцев в исходную позицию и обеспечивает высокую безошибочность оаботы.
5
3.5
Формула изобретения
. Тренажер телеграфиста, содержащий блок ввода ответов, информационные выходы которого соединены с соответствующими входами первой группы блока сравнения,
выходы результата и синхронизации которого соединены с соответствующими входами блока регистрации, и блок предъявления учебной информации, отличающийся тем, что, с целью раси;ирения дидактических возможностей тренажера, в пего введен блок задания программы тренажа, состоящий из формирователей кодов, распределителя импульсов, элемента запрета, триггера, первого и второго элементов ИЛИ и элемента сигнализации, вход которого соединен с выходом
первого элемента ИЛИ. подключенным к информационному входу распреде:1ите;1я импульсов, управляющий вход KOTOpoi o сое- Д11нен с выходо. элемента запрета, а выходы -- с соогветсгвуюи.1ПлП уп;5Н 5.1яющими входахп блока пр-едьявлсния учебной информации и с ш-формицпогпп.гми входами соответствующих I ptipM 1-;рО1 атслеГ1 г.одов, управляющие B.i),ii-i которых 1К)дк. |-1сЩ)1 к выходу второго :. iC -.U i vp IL IH. . ;;|)ав,1яюп1ие
выходы - к соответствующим входам первого элемента ИЛИ, а информационные выходы - к соответствующим информационным входам блока предъявления учебной информации и к соответствующим входам второй группы блока сравнения, выход результата которого соединен с первым входом второго элемента ИЛИ, второй вход которого подключен к управляющему выходу блока ввода ответов, информационный вход элемента запрета подключен к выходу второго элемента ИЛИ,,.а р зреплающий вход - к-вы- ходу триггера, / -вход которого соединен с первым выходом распределителя импульсов, а S-вход - с выходом одного из форми
рователей кодов, подключенным к индикаторному входу блока регистрации.
2. Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что в нем каждый формирователь кодов содержит элемент И, первый и второй входы которого являются соответственно информационным и управляющим входами формирователя, счетчик, вход которого соединен с выходом элемента И, а выход переполнения является управляющим выходом формирователя, и дещифратор, входы которого подключены к соответствующим выходам счетчика, а выходы являются соответствующими информационными выходами фор- мировате.чя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРЕНАЖЕР ТЕЛЕГРАФИСТА | 1991 |
|
RU2024069C1 |
Тренажер телеграфиста | 1987 |
|
SU1418800A1 |
Тренажер телеграфиста | 1985 |
|
SU1314366A1 |
Тренажер для радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1325552A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1287217A1 |
Тренажер телеграфиста | 1987 |
|
SU1479953A2 |
Тренажер телеграфиста | 1989 |
|
SU1601620A1 |
Тренажер радиооператоров | 1984 |
|
SU1280429A2 |
Тренажер телеграфиста | 1987 |
|
SU1497632A1 |
Устройство для обучения операторов | 1991 |
|
SU1785026A1 |
Изобретение относится к обучающим устройствам и предназначено для тренировки операторов «слепым методом работы на клавиатуре печатающих аппаратов. Цель изобретения - расщирение дидактических возможностей тренажера. Тренажер содержит блок 1 ввода ответов (клавиатуру телеграфного аппарата) , блок 2 сравнения (анализа ответов), блок 3 задания программы тренажа, блок 4 предъявления учебной информации и блок 5 регистрации. Новым является введение блока 3 задания программы тренажа, содержащего распределитель 9 импульсов, шесть формирователей кодов 10... 15, элемент ИЛИ 16, элемент 17 запрета, триггер 18 и элемент 19 сигнализации (звуковой индикатор), а также выполнение формирователя кодов из элемента И 20, счетчика 21, дептфратора 22. Сущность изобретения основана на использовании симметричных преобразований для познания структуры объекта. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. S 4 СО с:
фиг. 2.
УСТРОЙСТВО для СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ | 0 |
|
SU297207A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Тренажер для обучения работе с клавиатурой пишущей машины | 1979 |
|
SU777666A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Восстановительная глазурь | 1976 |
|
SU597653A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1987-05-30—Публикация
1985-10-24—Подача