Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при тренировках и профессиональном отборе операторов.
Известно устройство для контроля профессиональных навыков операторов [1], содержащее пульт оператора, блок регистрации, блок раздражителей, пульт руководителя, генератор импульсов и схему ИЛИ. Это устройство позволяет определить вид образной памяти.
Известно обучающее устройство [2], содержащее блок ввода ответов, блок ввода эталонов, счетчик, два элемента И, элемент ИЛИ, таймер и блок регистрации. Это устройство позволяет вырабатывать одинаково быстрое реагирование на предъявление любого стимула, при этом фиксируются общее число реакций и суммарное время.
Известные устройства не дают возможности выявлять у обучаемых (испытуемых) зрительно-двигательные навыки.
Наиболее близким к изобретению является устройство для тренировки памяти [3] , содержащее блок предъявления учебной информации, блок управления, блок регистрации и пульт оператора и последовательно включенные формирователь двоичных кодов, регистр сдвига, блок компараторов и блок анализа, второй вход которого связан с первым входом блока управления и подключен к третьему выходу формирователя двоичных кодов, групповой вход, первый вход и третий вход соединены соответственно с групповым выходом, входом и выходом пульта оператора, второй выход - с вторым входом блока управления, а третий выход - с первым входом блока регистрации, третий вход которого соединен с третьим входом блока управления, а второй вход связан с управляющими входами формирователя двоичных кодов и блока предъявления учебной информации, первый и второй входы которого соединены с соответствующими выходами формирователя двоичных кодов и подключены к второму выходу блока управления, первый выход которого соединен с управляющим входом блока компараторов, а групповой вход - с последним выходом группы регистра сдвига.
Однако данное устройство не позволяет проводить шифрование цифр условными знаками в течение заданного времени и определять степень усвоения зрительно-двигательных навыков, что сужает его дидактические возможности.
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства.
Цель достигается тем, что в устройство для контроля профессиональных навыков оператора, содержащее пульт оператора, информационные выходы которого соединены с соответствующими входами первой группы блока анализа ответов, а вход - с первым выходом блока анализа ответов и первым входом блока регистрации, блок предъявления учебной информации, согласно изобретению введены блок преобразования кода программы, управляющий вход которого соединен с первым выходом блока анализа ответов, а выходы - с соответствующими входами второй группы блока анализа ответов, и блок формирования случайной последовательности импульсов, первый выход которого подключен к информационному входу блока преобразования кода программы и соответствующему входу блока предъявления учебной информации, второй выход - к соответствующему входу блока регистрации, первый вход - к соответствующему выходу блока анализа ответов, а второй вход - к синхронизирующему выходу пульта оператора и третьему входу блока регистрации, четвертый и пятый входы которого соединены с вторым и третьим выходами блока анализа ответов соответственно, а также тем, что блок формирования случайной последовательности импульсов содержит первый элемент ИЛИ, входы которого являются соответствующими входами блока, второй элемент ИЛИ, генератор, первый и второй элементы И, одни входы которых соединены с выходами соответствующих элементов ИЛИ, а другие входы - с выходом генератора, элемент задержки, вход которого подключен к выходу первого элемента ИЛИ, а выход является вторым выходом блока, счетчик, вход которого соединен с выходом первого элемента И, и одновибраторы, входы которых подключены к соответствующим выходам счетчика, а выходы - к соответствующим входам второго элемента ИЛИ, при этом выход второго элемента И является первым выходом блока.
На фиг. 1 представлена структурная схема устройства; на фиг. 2 - функциональная схема блока формирования случайной последовательности импульсов; на фиг. 3 - блока преобразования кодов программы; на фиг. 4 - блока предъявления учебной информации; на фиг. 5 - блока анализа ответов; на фиг. 6 - блока регистрации; на фиг. 7 - структура клавиатуры пульта оператора.
Устройство для контроля профессиональных навыков оператора содержит блок 1 формирования случайной последовательности импульсов различной длительности, блок 2 преобразования кодов программы, блок 3 предъявления учебной информации, блок 4 анализа ответов, блок 5 регистрации и пульт 6 оператора со схемными соединениями.
Блок 1 (фиг. 2 ) содержит кольцевой счетчик 7, группу одновибраторов 81-89 с задержкой по входу, обеспечивающей несрабатывание одновибраторов при кратковременном воздействии единичного потенциала с выхода счетчика, и разной длительностью импульса на выходе, генератор 9 тактовых (синхронизирующих) импульсов, элементы И 10, 11, элементы ИЛИ 12, 13 и элемент 14 задержки.
Блок 2 (фиг. 3) включает распределитель 15 импульсов, группу переключателей 161-169 и группу элементов ИЛИ 171-179.
Блок 3 (фиг. 4) содержит распределитель 18, шифратор 19, преобразователь 20 кодов и индикатор 21.
Блок 4 (фиг. 5) включает элементы 221-229 и 231-239 запрета, инверторы 241-249 и элементы ИЛИ 25, 26 , 27.
Блок 5 (фиг. 6) содержит триггер 28, таймер 29 и счетчики 30 и 31 верных и неверных ответов.
Пульт 6 (фиг. 7) имеет клавиатуру, одна клавиша П которой является пусковой (Пуск), а остальные со знаками (символами), нанесенными на поверхность, служат для ответа. При нажатии клавиши ответа формируется одиночный импульс (единичный потенциал), действие которого прекращается поступлением на вход импульса с третьего выхода блока 4.
Устройство работает следующим образом.
Предварительно шильдик с символами, в соответствии с которыми установлены переключатели 16 на блок 2, закрепляют в табло, приданное к устройству. Включают питание. Счетчики и распределители устанавливаются в исходное состояние, триггер 28 - в нулевоe положение. Светится табло, на котором каждая цифра обозначена соответствующим символом (знаком) шильдика, имеющимся на клавишах клавиатуры пульта 6.
Ознакомившись с символами, обучаемый (испытуемый) нажимает клавишу П (Пуск) на пульте 6, импульс с выхода которой поступает на второй вход таймера 29, установив последний в начальное положение, и через элемент ИЛИ 12 прикладывается к входу элемента 14 задержки и к входу элемента И 10, обеспечив прохождение импульсов с выхода генератора 9 на вход счетчика 7.
Пусть на вход счетчика 7 поступило пять импульсов с выхода генератора 9, т. е. на его пятом выходе появился единичный потенциал, который прикладывается к входу одновибратора 88. На выходе одновибратора 85 формируется импульс заданной длительности (равной пяти периодам тактового импульса), который через элемент ИЛИ 13 прикладывается к второму входу элемента И 11, обеспечив прохождение пяти синхроимпульсов с выхода генераторa 9 на вход распределителя 15 и на вход распределителя 18. Единичный потенциал с пятого выхода распределителя 15 через переключатель 166, находящийся, например, в первом положении, и через элемент ИЛИ 175 подается на управляющий вход элемента 225 и на вход инвертора 245, вызывая появление на его выходе нулевого потенциала, т.е. подготавливая цепь для верного ответа. Единичный потенциал с пятого выхода распределителя 18 поступает на соответствующий вход шифратора 19, вызывая явление на его выходах двоичной комбинации. Эта комбинация подается на входы преобразователя 20, преобразуя код 8421 в семисегментный код, который прикладывается к входам индикатора 21.
Импульс с выхода элемента 14 задержки поступает на вход триггера 28, переводя его в единичное положение. Единичный потенциал с выхода триггера 28 подается на управляющий вход индикатора 21, высвечивая на последнем цифру "5", и на первый вход таймера 29, запуская последний. Испытуемый, увидев на индикаторе 21 высветившуюся цифру "5", по приданному табло определяет ее символ, размещенный под ней на шильдике, и нажимает на пульте 6 клавишу с этим символом. Если испытуемый правильно выбрал символ, то при нажатии клавиши на пульте 6 с его обозначением на выходе последнего появляется импульс (единичный потенциал), который поступает на информационные входы элементов 225 и 235. Так как на управляющий вход элемента 235 подан нулевой потенциал с выхода инвертора 245, то на его выходе появляется импульс, который через элемент ИЛИ 26 поступает на вход элемента ИЛИ 27 и на вход счетчика 30, фиксируя верный ответ. Если испытуемый неправильно выбрал символ, например нажал клавишу, на которой обозначен знак, размещенный на шильдике под цифрой "6", то импульс с выхода клавиши пульта 6 поступает на информационные входы элементов 226 и 236. На вход элемента ИЛИ 26 этот импульс (единичный потенциал) не проходит, так как на управляющий вход элемента 236 подается единичный потенциал с выхода инвертора 246, а через элемент 226, на управляющий вход которого подан нулевой потенциал с выхода элемента ИЛИ 176, поступает на вход элемента ИЛИ 25. Импульс с выхода элемента ИЛИ 25 поступает на вход счетчика 31, фиксируя неверный ответ.
Импульс с выхода элемента ИЛИ 27 поступает на триггер 28, перебрасывая его в нулевое положение и прекращая подсчет времени таймером 29. Одновременно импульс с выхода элемента ИЛИ 27 подается на вход установки распределителя 15, возвращая последний в исходное состояние, на вход элемента ИЛИ 12, обеспечивая предъявление следующей цифры в случайном порядке, и на вход пульта 6, прекращая подачу единичного потенциала с выхода клавиши.
По окончании испытаний (тренировки) снимают показания времени с таймера 29 и число верных и неверных ответов со счетчиков 30 и 31, по которым определяют уровень (степень тренируемости) зрительно-двигательных навыков.
Использование изобретения в устройствах для профессионального отбора и обучения операторов позволяет выявить степень усвоения зрительно-двигательных навыков путем определения времени на зрительное отыскание зашифрованной случайно предъявляемой цифры с последующим двигательным действием - воспроизведением соответствующего ей знака-символа, при этом отдельно фиксируются правильные и неправильные ответы. Время проверки (тренажа) и количество верно зашифрованных цифр дают возможность квалифицировать пригодность операторов для работы на пультах управления энергетическими сетями, коммутационными устройствами и т.п.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ И ОЦЕНКИ РАБОТЫ ОПЕРАТОРА | 1991 |
|
RU2018971C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ОПЕРАТОРОВ | 1991 |
|
RU2020598C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ОПЕРАТОРОВ | 1991 |
|
RU2020604C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОПЕРАТОРА | 1991 |
|
RU2020603C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ОПЕРАТОРОВ | 1991 |
|
RU2020605C1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов | 1990 |
|
SU1711222A1 |
ТРЕНАЖЕР ТЕЛЕГРАФИСТА | 1991 |
|
RU2024069C1 |
Устройство для обучения операторов | 1990 |
|
SU1737488A1 |
Устройство для оценки операторов | 1987 |
|
SU1479952A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности оператора | 1989 |
|
SU1714646A1 |
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к обучающим устройствам, и может быть использовано при тренировках и профессиональном отборе операторов. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства путем определения степени усвоения зрительно-двигательных навыков. Устройство содержит блок 1 формирования случайной последовательности импульсов, блок 2 преобразования кодов программы, блок 3 предъявления учебной информации, блок 4 анализа ответов, блок 5 регистрации и пульт 6 оператора со схемными соединениями. Изобретение обеспечивает случайное предъявление цифровой информации, зашифрованной условными знаками (символами) для зрительного восприятия, с последующим воспроизведением последних путем моторного действия на клавиатуру пульта 6 с аналогичными символами . 1 з.п.ф-лы, 7 ил.
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Устройство для тренировки памяти | 1988 |
|
SU1603420A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1994-11-30—Публикация
1991-02-25—Подача