ДВУХСКОРОСТНОЙ ПРИВОД ХОДА ДОРОЖНОЙ МАШИНЫ Российский патент 1994 года по МПК B60K17/32 

Описание патента на изобретение RU2025307C1

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к приводам хода дорожных машин.

Известен привод хода в виде двухскоростного мотор-колеса транспортного средства, содержащего ступицу-корпус, в котором расположены двигатель, колесный редуктор и планетарный редуктор, кинематически связанные между собой, фрикционные муфты, управляемые силовыми цилиндрами, полости которых имеют возможность соединения с источником давления.

Недостатком этого устройства является сложность конструкции, т.к. имеется несколько гидроцилиндров с системами управления, что ухудшает его эксплуатационные свойства.

Наиболее близким к изобретению является двухскоростной привод хода дорожной машины, содержащий гидромотор, планетарную передачу с переключением скоростей, силовой цилиндр, поршень которого связан с зубчатой муфтой, и бортредуктор.

Недостатком этого известного привода является возможность невключения зубчатой муфты при переключении передачи на уклоне, что может привести к неуправляемому разгону машины и, как следствие, к аварии.

Предлагаемое изобретение направлено на повышение эксплуатационных свойств машины путем обеспечения безопасного ее движения при переключении передач на уклоне.

Решение поставленной задачи достигается тем, что двухскоростной привод хода дорожной машины, содержащий гидромотор, планетарную передачу с переключением скоростей, силовой цилиндр, поршень которого связан с зубчатой муфтой, и бортредуктор, выходной вал которого соединен с движителем, снабжен тормозным устройством, кинематически связанным с выходным валом бортредуктора, входной вал соединен с водилом планетарной передачи, а силовой цилиндр с зубчатой муфтой размещен между планетарной передачей и гидромотором, вал которого установлен с возможностью соединения или с солнечной шестерней, или с водилом планетарной передачи.

В известных конструктивных решениях приводов хода, например, колесных машин в дисках колесного движителя устанавливается тормозное устройство, которое требует своего привода. Такие тормозные устройства обычно используются как рабочее тормозное устройство. Кроме того, машины оснащаются стояночными тормозами. Предлагаемое изобретение направлено на упрощение тормозных систем машины путем установки одного тормозного устройства, выполняемого в виде замкнутой дисковой фрикционной муфты, работающей в масляной ванне, что сокращает износ, повышает долговечность и надежность тормозной системы.

На фиг.1 изображен двухскоростной привод хода дорожной машины, вид сбоку; на фиг.2 - схема привода хода; на фиг.3 - установка ведущей звездочки гусеничного движителя.

Двухскоростной привод хода дорожной машины, например асфальтоукладчика, содержит бортредуктор 1, закрепленную на нем планетарную передачу 2, гидромотор 3 и тормозное устройство 4.

Бортредуктор 1 (фиг. 2) включает корпус 5, ведущую шестерню 6, установленную на входном валу 7, ведомое зубчатое колесо 8, установленное на выходном валу 9, шестерню 10 тормоза, вал 11, который соединен, например, с постоянно замкнутым дисковым тормозным устройством 4.

На выходном валу 9 может быть установлена, например, ведущая шестерня 12 ступенчатого редуктора 13, на котором смонтирован колесный движитель 14. Как вариант, на валу 9 может быть установлена звездочка 15 (фиг.3) гусеничного движителя (не показан).

Входной вал 7 бортредуктора 1 соединен с водилом 16 планетарной передачи 2, которая включает корпус 17, прикрепленный, например, к корпусу 5 бортредуктора 1, закрепленную в корпусе 17 коронную шестерню 18, сателлиты 19 и солнечную вал-шестерню 20, снабженную зубчатой полумуфтой 21, а водило 16 выполнено с зубчатой полумуфтой 22.

Силовой цилиндр с поршнем 23, соединенным через подшипник 24 с зубчатой подвижной двухвенцовой муфтой 25, размещен между планетарной передачей 2 и гидромотором 3 привода и имеет возможность через отверстия 26 и 27 соединяться с источником давления рабочей жидкости (не показан).

Зубчатая муфта 25 подвижно установлена на валу 28 гидромотора 3.

Двухскоростной привод хода работает следующим образом.

При подаче давления рабочей жидкости в полость силового цилиндра к поршню 23 через отверстие 27 он смещается вправо (фиг.2) и зубчатая муфта 25 соединяет вал 28 гидромотора 3 через полумуфту 21 с валом- шестерней 20 планетарной передачи 2.

В э том случае привод хода имеет максимальное передаточное число, равное произведению передаточных чисел планетарной передачи 2, бортредуктора 1 и ступенчатого редуктора 13.

Для включения второй передачи привода хода давление рабочей жидкости в полость силового цилиндра к поршню 23 подают через отверстие 26. Поршень 23 смещается влево (фиг.2) и зубчатая муфта 25 соединяет вал 28 гидромотора 3 с зубчатой полумуфтой 22 водила 16.

В этом случае передаточное число привода хода миниманое, т.к. передаточное число планетарной передачи равно 1.

Преимущества предлагаемого двухскоростного привода хода дорожной машины перед известным конструктивным решением заключается в том, что он обеспечивает безопасное переключение передач при нахождении машины на уклоне, т. к., если зубчатая муфта 25 при переключении не вошла в зацепление с ответной полумуфтой, сработает тормозное устройство 4, кинематически жестко связанное с движителем 14.

Похожие патенты RU2025307C1

название год авторы номер документа
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2005
  • Кодинцев Николай Александрович
RU2299136C2
КОЛЕСНЫЙ АСФАЛЬТОУКЛАДЧИК 1992
  • Шухман В.Д.
  • Сыромоловов В.Н.
  • Шутман М.И.
  • Красников А.Б.
  • Журавский С.Л.
  • Сологуб А.М.
  • Денисенко В.И.
RU2024678C1
САМОХОДНОЕ ШАССИ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ УКЛАДЧИКА 1992
  • Самуйлов Виктор Андреевич
RU2025383C1
ДВУХСКОРОСТНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА 2010
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Беляев Евгений Сергеевич
  • Белов Владимир Федорович
RU2432267C1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 1993
  • Самуйлов Виктор Андреевич
RU2042555C1
Электромеханический двухпоточный привод транспортной машины с бортовым способом поворота 2018
  • Добрецов Роман Юрьевич
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2726881C2
Способ повышения точности настройки системы отбора мощности транспортных средств и устройство для его осуществления 1990
  • Бобровник Александр Иванович
SU1801801A1
ГУСЕНИЧНЫЙ АСФАЛЬТОУКЛАДЧИК 1992
  • Шухман В.Д.
  • Сыромолотов В.Н.
  • Шутман М.И.
  • Красников А.Б.
  • Журавский С.Л.
  • Сологуб А.М.
  • Денисенко В.И.
RU2024677C1
ОБЪЕМНАЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА 2010
  • Шарипов Валерий Мирхитович
  • Кожевников Владимир Сергеевич
  • Жебелев Константин Сергеевич
  • Кеменов Алексей Владимирович
  • Печенкин Виктор Алексеевич
  • Платонов Владимир Федорович
  • Сухоруков Александр Калистратович
  • Шарипова Наталья Николаевна
  • Шелест Людмила Анатольевна
  • Зенин Артем Сергеевич
  • Маланин Иван Александрович
RU2444660C1
ТРАНСМИССИЯ ВНЕДОРОЖНЫХ МАШИН, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАКТОРОВ 1999
RU2162799C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 025 307 C1

Реферат патента 1994 года ДВУХСКОРОСТНОЙ ПРИВОД ХОДА ДОРОЖНОЙ МАШИНЫ

Использование: в машиностроении, в частности в конструкциях приводов дорожных машин. Сущность изобретения: привод содержит бортредуктор 1 с закрепленной на нем планетарной передачей 2, гидромотор 3 и тормозное устройство 4. Входной вал 7 бортредуктора соединен с водилом 16 планетарной передачи 2, которое выполнено с зубчатой полумуфтой 22. Силовой цилиндр с поршнем 23, соединенным с зубчатой двухвенцовой муфтой 25, размещен между планетарной передачей 2 и гидромотором 3 привода. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 025 307 C1

ДВУХСКОРОСТНОЙ ПРИВОД ХОДА ДОРОЖНОЙ МАШИНЫ, преимущественно асфальтоукладчика, содержащий гидромотор, связанный с планетарной передачей с переключением передач, силовой цилиндр, поршень которого штоком связан с зубчатой муфтой переключения передач указанной планетарной передачи, и бортовой редуктор, выходной вал которого соединен с движителем, отличающийся тем, что он снабежн тормозным устройством, кинематически связанным с выходным валом бортового редуктора, входной вал которого соединен с водилом планетарной передачи, а силовой цилиндр с зубчатой муфтой размещены между планетарной передачей и гидромотором, вал которого установлен с возможностью соединения через зубчатую муфту соответственно с солнечной шестерней и водилом планетарной передачи.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2025307C1

Муфта включения привода ведущего колеса транспортного средства 1988
  • Сибогатов Валерий Михайлович
  • Семиков Виктор Георгиевич
SU1676843A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

RU 2 025 307 C1

Авторы

Самуйлов Виктор Андреевич

Даты

1994-12-30Публикация

1992-02-17Подача