Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, в частности к интервальному регулированию движения поездов.
Широко известен способ контроля состояние путевого участка посредством рельсовой цепи с нейтральным электромагнитным реле.
Известен способ контроля (выбранный в качестве прототипа) посредством рельсовой цепи с фазочувствительным приемником, который реагирует как на уровень сигнала, так и на его фазу относительно опорного напряжения.
Известна фазочувствительная рельсовая цепь, выбранная в качестве прототипа, содержащая источник питания с ограничителем, рельсовую линию, согласующий трансформатор, к которому последовательно подключены конденсатор и фазочувствительный приемник.
Недостаток известного способа и устройства, как и всех эксплуатируемых в настоящее время рельсовых цепей, заключается в том, что на достоверность контроля состояния путевого участка влияет величина сопротивления поездного шунта (должна быть не более 0,06 Ом) и удельное значение сопротивления изоляции (должна быть не менее 1 Ом х км, а в укороченных рельсовых цепях до 0,1 Ом х км).
Цель изобретения - повышение надежности действия неограниченной рельсовой цепи за счет отслеживания фазы путевого приемника при приближении к рельсовой цепи и удалении от нее поездного шунта.
Поставленная цель достигается тем, что в способе контроля состояние путевого участка посредством фазочувствительного приемника, реагирующего на фазу сигнала, осуществляется отслеживанием изменения фазы сигнала, которая при проследовании поезда должна быть последовательно зафиксирована в четырех заданных диапазонах. Выполнение упомянутого требования воспринимается устройством как проследование поезда, невыполнение - занятость участка. Фазочувствительная рельсовая цепь содержит источник питания, подсоединенный через ограничитель тока к одному концу рельсовой линии, к другому концу которой посредством согласующего трансформатора подсоединен конденсатор. В качестве приемника подключен блок контроля нулевого значения сигнала (БКНЗС), выход которого соединен с одним из входов первого триггера, второй вход которого подсоединен к выходу второго аналогичного блока, а выход - к входам сброса первого (делитель) и второго (счетчик Джонсона) счетчиков, одному из входов элемента И и входу синхронизации регистра, вход данных которого соединен с выходами данных второго счетчика, тактовый вход которого соединен с выходами первого счетчика, тактовый вход которого соединен с выходом генератора и тактовым входом третьего счетчика, вход сброса которого соединен с одним входом второго логического элемента И и одним из выходов пятого счетчика, а выход - с одним из входов второго триггера, второй вход которого через резистор и тумблер соответственно соединен с минусовым и плюсовым полюсами источника питания, а выход - со вторым входом второго элемента И. Второй вход первого элемента И соединен с выходом комбинированного элемента, а выход - с тактовым входом четвертого счетчика (делитель), выход которого соединен с тактовым входом пятого счетчика (счетчик Джонсона), вход сброса которого соединен с одним из своих выходов, а остальные выходы - с частью входов комбинированного элемента, остальные входы через первый, второй и третий элемент ИЛИ, а также непосредственно соединены с выходами регистра.
Заявленный контроль фазы сигнала путевого приемника посредством предложенного устройства способствует достижению цели изобретения. Это позволяет сделать вывод, что заявленные изобретения связаны между собой единым изобретательским замыслом.
Сравнение заявляемого технического решения с прототипом позволило установить соответствие их критерию "новизна". При изучении других известных технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявляемые изобретения от прототипа, не были выявлены и потому они обеспечивают заявляемому техническому решению соответствие критерию "существенные отличия".
П р и м е р осуществления способа. На искусственной неограниченной рельсовой линии была собрана рельсовая цепь, в которой не были предусмотрены изолирующие стыки, длина рельсовой линии составляла 1,25 км и несущественно были скорректированы значения Rп, R3, Ср и коэффициент трансформации релейного трансформатора.
Согласно заявляемому способу был осуществлен контроль состояния рельсовой цепи по изменению фазы сигнала путевого приемника относительно опорного напряжения при перемещении нормативного шунта. Перемещение шунта осуществлялось первоначально по смежной рельсовой линии с координаты - 1,75 (1750 м до релейного конца) в сторону релейного конца, затем по данной рельсовой линии (от 0 до 1250 м) и далее по другой смежной рельсовой линии (от питающего конца до 2500 м).
За начало отсчета принят релейный конец. Координата питающего конца 1250 м. На фиг.1 показаны кривые ϕр= ϕ1 (Хш) при rи = ∞ и ϕр= ϕ2(Хш) при rи=1 Ом х км.
Из приведенных кривых видно, что при удалении шунта на расстоянии 1500 м. (т.е. при отсутствии шунта) фаза сигнала не отличается от фазы опорного напряжения на угол 20о, а при большем удалении - и на 10о. При приближении шунта к релейному концу фаза сигнала находится в "окне" 40-70о, а при удалении - в "окне" 40-60 градусов, независимо от состояния балласта (1 Ом х км≅ ≅ rи≅ ∞ ). При наложении шунта в пределах рельсовой линии (ограничена местами подключения приборов) фаза сигнала при любом балласте умещается в "окне" от 10 до 20о. Фиксируя поочередное перемещение фазы сигнала по "окнам" 0-20, 40-70, 10-20, 40-60, 0-10о может быть осуществлен контроль проследования состава, т.е. занятие и освобождение путевого участка.
На фиг.1 приведены зависимости фазы сигнала от места наложения шунта при различных состояниях балласта; на фиг.2 - устройство, позволяющее осуществить контроль состояния путевого участка -фазочувствительная рельсовая цепь; на фиг.3 - временные диаграммы сигнала и опорного напряжения, а также работы триггеров Шмитта и триггера фиксации фазы.
Рельсовая линия 1 через резистор 6 и трансформатор 3 подключена к полюсам источника переменного напряжения 25 и 26. Другой конец линии через трансформатор 2 и конденсатор 4 подключена к первому блоку контроля нулевого значения сигнала 5. Входом блока служит первичная обмотка согласующего трансформатора 5.1, выход которого через диод 5.2 и резистор 5.3 подключен к входу триггера Шмитта, который зашунтирован резистором 5.4 (резисторы 5.3 и 5.4 образуют делитель напряжения) и стабилитроном 5.5. К выходу триггера 5.6 подключен формирователь логической единицы по фронту 5.7. К входу второго блока контроля нулевого значения 7 подано напряжение (25, 26). Схема обоих блоков одинакова, а обозначение элементов блоков отличаются только первой цифрой. Выходы упомянутых блоков соединены с входами триггера фиксации фазы 8, выход которого соединен с входом сброса счетчиков 9 и 11, входом синхронизации записи регистра 12 и одним из входов элемента 21. Выход генератора 10 соединен с тактовыми входами счетчиков 19 и 9, выход последнего из которых соединен с тактовым входом счетчика 11, выходы которого соединены с входами данных регистра 12, выходы которого через логические элементы ИЛИ 13, 14 и 15 соединены с частью входов комбинированного элемента 16, вторая часть входов которого соединена с выходами счетчика 23 (счетчик Джонсона), а выход - со вторым входом элемента 21, выход которого соединен с тактовым входом счетчика 22 (делитель частоты), выход которого соединен с тактовым входом счетчика 23, один из выходов которого соединен со своим входом сброса, еще один выход счетчика соединен с входом сброса счетчика (делитель) 19 и одним из входов логического элемента И 24, второй вход которого соединен с выходом триггера 20, один из входов которого соединен с выходом счетчика 19, второй - с полюсами 25 и 26 соответственно через тумблер 17 и резистор 18.
Устройство работает следующим образом. На выходах блоков 5 и 7 происходит кратковременное повышение потенциалов в момент, когда на их входах понижается потенциал до порога переключения триггера Шмитта с учетом работы делителя напряжения собранного на резисторах 5.3 и 5.3. Для того, чтобы в меньшей мере момент переключения триггера 5.6 зависел от амплитуды входного сигнала целесообразно иметь эту амплитуду по возможности больше. При этом триггер защищен от перенапряжения стабилитроном 5.5, а от действия обратной полуволны - диодом 5.2. Прохождения кривой Uр= ϕ3(t) (фиг.3а) и кривой Uм= = ϕ4(t) через ось почти совпадает по времени. Угол сдвига между синусоидой на фиг. 3, а Хш = ∞ и синусоидой на фиг.3, в не превышает 10о. Нахождение шунта в координате Хш= -0,25 км приводит к тому, что угол сдвига составляет от 40 до 70о при разных значениях сопротивлениях изоляции. Итак, в момент снижения опорного напряжения до нуля (почти до нуля) на входе блока 7 устанавливается в единичное состояние триггер 8, а при таком же снижении на входе блока 5 этот триггер сбрасывается. Время установленного состояния триггера 8 соответствует разности фаз между сигналом и опорным напряжением. Временная диаграмма работы триггеров показана соответственно на фиг.3 (б, г, д).
Схема, содержащая элементы 9-24 (фиг.2), предназначена для определения разностей фаз, попадания найденных значений и соответствующие "окна" при нахождении шунта перед рельсовой цепью (Хш ≈ ≈ - 0,5 км), на рельсовой цепи (Хш ≈ + 0,5 км), за рельсовой цепью (Хш ≈1,5 км) и уходе шунта из зоны его влияния на путевой приемник (Хш > 2,5 км). При свободном путевом участке фазочувствительный приемник "ожидает" появление фазы в "окне" 40-70о, затем переключается на "ожидание" в "окне" 10-20о, далее переключается на "ожидание" в "окне" 40-60о, и, наконец - на ожидание в окне 0-20о. Изменение фаз в соответствии с ожидаемыми значениями за некоторый интервал времени (например за 30 мин) фиксируется устройством, как нормальное продвижение поезда. Заданный интервал исключает опасную ситуацию в случае остановки поезда, на контрольном участке или повреждении рельсовой линии, когда в силу помех при неограниченном времени может наступить контроль ложной свободности или исправности. Снижение опасности из-за воздействия помех достигается еще и тем, что фазовые соотношения для каждого "окна" и должны многократно повториться (количество поворотов определяется коэффициентом деления счетчика 22).
И, наконец, для полной уверенности и надежности контроля свободности и исправности путевого участка предложенное устройство должно троироваться и проверяться синхронное состояние выходов этих устройств.
Устройство контроля разности фаз работает следующим образом.
Первый счетчик (делитель) 9 и второй счетчик 11 расторможены только в течении установленного в единичное состояние первого триггера 8. При отсутствии приближающего поезда триггер ненадолго устанавливается (фиг.3 д), что по фазе не превышает 10о (в крайнем случае 20о). Непродолжительное время нахождения триггера 8 в установленном состоянии не позволяет второму счетчику 11 переключиться в третью позицию (Q2). При этом непрерывно поддерживается логическая единица на выходах Q 0 или Q1. Эта информация и заносится в регистр 12 в момент обнуления триггера 8. Использование промежуточного звена - первый счетчик 9 между генератором 10 и вторым счетчиком 11 позволяет существенно сократить ошибку при определении разности фаз вызванную тем, что момент переключения генератора 10 и момент переключения триггера 8 может значительно отличаться. Третий счетчик 19 нормально заторможен за счет повышенного потенциала на входе R. Счетчик вступает в работу в момент приближения поезда. В нормальных условиях, когда исправна рельсовая цепь, продолжительность занятие участка ограничена несколькими минутами, или в крайнем случае, несколькими десятками минут, когда наблюдаются сбои в движении поездов, счетчик 19 не успевает переполниться (большой коэффициент деления) и второй триггер 20 сохраняет исходное состояние, делая прозрачным второй логический элемент 24 и для сигнала с выхода Q 0 пятого счетчика 23 (это его исходное состояние). В случае повреждения рельсовой нити или чрезмерно длительного занятия путевого участка триггер 20 устанавливается в единичное состояние исключая контроль свободного участка. В исходное состояние триггера 20 может быть приведен только обслуживающим персоналом за счет кратковременного переключения тумблера 17.
При приближении поезда изменяются фазовые соотношения между сигналом и опорным напряжением (фиг. 3 а, в при Хш = =- 0,25) увеличивается интервал времени, в течение которого триггер 8 сброшен (фиг.3 д) и на выходе Q3 (Q4 или Q5) счетчика 11 повышается потенциал (фиг.2). После сброса триггера 8 информация переносится в регистр 12, благодаря чему на выходе первого логического элемента ИЛИ 13 повышается потенциал. Так как на выходе Q0 пятого счетчика так же повышен потенциал, то и на выходе комбинированного элемента 16 появляется логическая единица. Это обстоятельство делает прозрачным элемент 21 для импульсов с выхода триггера 8. После переполненная счетчика 22 изменяется состояние выходов пятого счетчика. На выходе Q0 потенциал понижается, а на выходе Q1 повышается. При этом вступает в работу (переводится в режим ожидания) второй логический элемент И комбинированной схемы 16. Дальнейшее продвижение поезда (Хш = 0,5) приводит к тому, что разность фаз между сигналом и опорным напряжением оказывается в пределах 10-20о и на выходах Q1 счетчика 11 и регистра 12 повышается потенциал при этом на выходе элемента 16 вновь повышается потенциал (предварительно он был понижен когда шунт был наложен в координате Хш = 0,1), и вновь счетчик 22 отсчитывает серию импульсов с выхода триггера 8, что впоследствии приводит к переключению счетчика 23. В работу включается следующий элемент И микросхемы 16. При этом отслеживается увеличение разности фаз при Хш=1,5. Если такое увеличение происходит, то повышается потенциал на выходе Q3 счетчика 23 и контролируется снижение разности фаз до значения 20о. При соблюдении и этого в устройстве происходит повышение потенциала на выходе Q4 счетчика 23, что в свою очередь обнуляет счетчик (повышается потенциал на выходе Q0 и выходе элемента 24 (контроль освобождения участка).
Использование предлагаемого способа контроля свободности путевого участка и предложенной рельсовой цепи, разработанной с учетом упомянутого способа, позволит обеспечить надежный контроль состояния путевого участка при сопротивлении поездного шунта 0,5 Ом (кривые на фиг.1 практически не зависят от величины сопротивления шунта, если он не превышает 0,5 Ом, а при более высоких частотах он может быть равен и 1 О м) и снижении сопротивления изоляции существенно ниже нормативного значения (0,3-0,5 Ом х км). Изобретение существенно меняет представление о возможности использования рельсовых цепей в условиях неблагоприятных для нормального и шунтового режимов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ | 1991 |
|
RU2025359C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ПУТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2025355C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗА ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДА | 1991 |
|
RU2028239C1 |
РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ | 1991 |
|
RU2025361C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ | 1992 |
|
RU2051055C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ МАНЕВРОВОГО ЛОКОМОТИВА | 1990 |
|
RU2025133C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДА | 1991 |
|
RU2025360C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1990 |
|
RU2025358C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ПУТИ | 1991 |
|
RU2022854C1 |
РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ | 1992 |
|
RU2081772C1 |
Использование: для контроля свободности путевого участка. Сущность изобретения: осуществляется сравнение заданной разности фаз сигнального тока в начале и конце рельсовой линии с зафиксированными при проследовании поезда. Устройство содержит два блока контроля нулевого значения сигнала, два триггера, пять счетчиков, генератор импульсов, три элемента ИЛИ, элемент И - ИЛИ и два элемента И. Счетчики выполнены в виде счетчиков Джонсона. 2 с.п. ф-лы, 3 ил.
Аркатов В.С | |||
и др | |||
Рельсовые цепи магистральных железных дорог | |||
Устройство для видения на расстоянии | 1915 |
|
SU1982A1 |
Способ получения камфоры | 1921 |
|
SU119A1 |
Авторы
Даты
1994-12-30—Публикация
1991-06-10—Подача