ЛОПАСТНЫЙ РОТОР Российский патент 1995 года по МПК F04D29/20 F04D29/34 F04D29/66 F01D5/10 

Описание патента на изобретение RU2027914C1

Изобретение относится к области гидравлики, в частности, к лопастным роторам насосов, турбин, вентиляторов и т.д.

В силу ряда причин, в том числе обтекания лопастного ротора неоднородным потоком текучей среды, может возникать вибрация, приводящая к уменьшению ресурса турбомашины и ухудшению санитарных условий работы обслуживающего персонала. Способом уменьшения вибрации является установка на амортизаторы не всего насоса, а только его лопастного ротора.

В известной конструкции лопастной ротор содержит ступицу с лопастями, соединенную с валом посредством амортизатора, выполненного в виде установленного между ступицей и валом упругого кольца со шлицами на внутренней и наружной сторонах. Однако такая конструкция ограничивает величину передаваемой мощности. Кроме того, снижение вибрации лопастного ротора обеспечивается только в области относительно высоких частот, так как жесткость амортизатора из полиуретана очень высока. Амортизатор же из материала с малой жесткостью будет неработоспособен, так как под действием веса ротора он сместится вниз, образуется несоосность вала и ротора, и последний потеряет устойчивость при вращении.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является увеличение передаваемой мощности при одновременном снижении вибрации в области относительно низких частот.

Поставленная задача решается так, что в лопастном роторе амортизируется каждая лопасть отдельно, причем амортизатор выполнен в виде как минимум двух упругих элементов и своими противоположными по высоте концами соединяет лопасть с валом. Своей шириной пакеты упругих элементов установлены в пределах прямого угла к оси ротора (причем это тот из двух дополнительных углов, в котором лежит хорда корневого сечения лопасти) по разные стороны относительно пера лопасти или ее корневого сечения.

На фиг. 1 представлен лопастной ротор; на фиг.2 - вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.1 с наложением корневого сечения лопасти.

Лопастной ротор содержит ступицу 1, на которой выполнены основания 2 лопастей 3, разделенные зазором 4. Каждое основание 2 соединено с валом 5 противоположными по высоте концами двух упругих элементов 6. Они установлены по разные стороны относительно хорды 7 корневого сечения 8 лопасти и своей шириной 9 ориентированы под углом, лежащим в пределах прямого угла α к оси 10 ротора, в котором находятся хорды всех (или части) сечений рабочей части лопасти. Упругий элемент 6 выполнен в виде пакета пластин, жестких в направлении их высоты 11 и податливых в направлении их толщины, перпендикулярном ширине 9. Кроме представленного на чертеже, возможны и другие исполнения элементов устройства. Амортизатор может быть выполнен в виде пучка прутков различного профиля, слоев композитного материала или пластика, соединенных связующим составом, и др. В любом исполнении амортизатор выполнен жестким в направлении высоты упругих элементов и податливым в направлении, перпендикулярном их ширине. Основание лопасти может быть выполнено в виде вырезанного по поверхности ступицы цилиндра, части сферы и др. В любом из этих случаев основания лопастей отделены от соседних деталей зазором. Под лопастью по условиям прочности может быть установлено три и более пакета упругих элементов.

При перекачивании жидкости или газа на лопастях ротора возникают гидродинамические и центробежные силы, под действием которых каждая лопасть устанавливается в расчетное положение. При возникновении пульсационных сил от неоднородности потока лопасть отклоняется от расчетного положения, а после их исчезновения - возвращается на место. Вследствие того, что лопасть связана с валом посредством амортизаторов, на вал передаются силы с уменьшенными амплитудами пульсационных составляющих, т. е. происходит снижение вибрации механизма, содержащего лопастной ротор. При этом амортизируются силы, действующие перпендикулярно ширине пластин. При ориентации пакетов их шириной перпендикулярно оси ротора амортизируются только осевые пульсационные составляющие сил на каждой лопасти. При ориентации пакетов шириной параллельно оси ротора амортизируются только поперечные пульсационные составляющие. В промежуточных положениях амортизируются и осевые, и поперечные составляющие. Кроме того, на лопастном роторе в целом амортизируются пульсационные составляющие в направлении действия крутящего момента.

Увеличение передаваемой мощности при одновременном снижении вибрации в области относительно более низких частот стало возможным в результате использования в качестве амортизаторов пакетов пластин, которые могут обеспечить высокую прочность одновременно с большой податливостью в направлении их толщины. При этом жесткость амортизатора в направлении действия силы веса ротора очень высока, что позволяет обеспечить мягкую амортизацию без опускания лопастей под действием их веса.

Похожие патенты RU2027914C1

название год авторы номер документа
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2014
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2565091C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2014
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2565108C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2014
  • Артюхов Александр Викторович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2565137C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2014
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Трощенкова Марина Михайловна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2565114C1
ПАРЦИАЛЬНЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС ДЛЯ ПЕРЕКАЧИВАНИЯ ЖИДКОСТЕЙ СО ВЗВЕСЯМИ 1990
  • Давыдов И.В.
RU2011016C1
РОТОР (ЯКОРЬ) ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Новосельцев Михаил Сарпионович
  • Замира Юрий Васильевич
  • Аргунов Юрий Васильевич
RU2485658C2
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ ЗВЕНО УПРУГОЙ ПОДВЕСКИ ОБОРУДОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 1990
  • Гернер И.И.
  • Гритчин А.А.
  • Георгиади А.Г.
  • Гришин В.И.
  • Романов В.В.
  • Левтов В.Л.
RU2017662C1
ВИНТОВОЙ ГЕРОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ТУРБИННЫМ АКТИВАТОРОМ 2002
  • Иоанесян Ю.Р.
  • Коротаев Ю.А.
  • Мессер А.Г.
  • Чайковский Г.П.
  • Чудаков Г.Ф.
RU2203380C1
СТУПЕНЬ ДАВЛЕНИЯ ТУРБИНЫ ТУРБОБУРА 2000
  • Иоанесян Ю.Р.
  • Мессер А.Г.
  • Чайковский Г.П.
RU2174584C1
Рабочее колесо седьмой ступени ротора компрессора высокого давления (КВД) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора КВД, лопатка рабочего колеса ротора КВД, лопаточный венец рабочего колеса ротора КВД 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Шишкова Ольга Владимировна
RU2630923C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 027 914 C1

Реферат патента 1995 года ЛОПАСТНЫЙ РОТОР

Использование: в насосах, турбинах, вентиляторах. Сущность изобретения: ступица с лопастями установлена на валу посредством амортизаторов. Амортизатор выполнен из нескольких упругих элементов, ступица - из нескольких установленных друг относительно друга с зазором оснований лопастей, на каждом из которых размещена одна лопасть. Каждое основание соединено с валом противоположной по высоте концами по меньшей мере двух упругих элементов, которые расположены по разные стороны относительно хорды корневого сечения соответствующей лопасти, ориентированы шириной к оси ротора в пределах прямого угла, в котором лежит хорда, и выполнены жесткими в направлении их высоты. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 027 914 C1

ЛОПАСТНОЙ РОТОР, содержащий установленную на валу посредством амортизатора ступицу с лопастями, отличающийся тем, что амортизатор выполнен из нескольких упругих элементов, ступица - из нескольких установленных друг относительно друга с зазором оснований лопастей, на каждом из которых размещена одна лопасть, причем каждое основание соединено с валом противоположными по высоте концами по меньшей мере двух упругих элементов, которые расположены по разные стороны относительно хорды корневого сечения соответствующей лопасти, ориентированы своей шириной к оси ротора в пределах прямого угла, в котором лежит хорда корневого сечения лопасти, и выполнены жесткими в направлении их высоты.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2027914C1

Узел крепления рабочего колеса турбомашины 1987
  • Насыров Афгат Рашитович
  • Хакимов Ирек Саубанович
SU1495520A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1

RU 2 027 914 C1

Авторы

Чернов Е.Н.

Благирев А.В.

Васильев В.Ф.

Мамедов Э.М.Д.

Мартиросов Г.Г.

Хвостов В.А.

Кормилицын Ю.Н.

Даты

1995-01-27Публикация

1992-09-28Подача