Изобретение относится к медицине, прежде всего к психоневрологии и психологии, и может быть использовано при диагностике неврологических и психических заболеваний, при психологической, в том числе профессиональной, оценке личности.
Известен способ диагностики нарушений стереогностического чувства, по которому обследуемому предлагают вслепую узнать предмет, лежащий на ладони, например ключ, и назвать его. Однако при этом может быть получена ложная информация, если есть недостаточная выраженность астереогноза из-за достаточной легкости угадывания предмета, расположение которого безразлично в пространстве для обследуемого.
Наиболее близким техническим решением является способ диагностики нарушений стереогностического чувства, по которому больному предлагается вслепую узнать ощупываемый предмет, который для узнавания нужно ориентировать в векторе "вверх-вниз". К недостаткам этого способа следует отнести его низкую чувствительность, поскольку для узнавания необходимо предмет сориентировать в векторе "вверх-вниз", а также возможность гипердиагностики вследствие амнестической афазии, при которой пациент не отвечает из-за того, что не помнит название узнанного им предмета.
Цель изобретения - повышение чувствительности. Поставленная цель достигается тем, что в качестве объектов используют асимметричные относительно вертикальной и горизонтальной плоскостей буквы и цифры, при этом литеры имеют различимые при осязании лицевую и изнаночную стороны.
Способ осуществляют следующим образом. На первом этапе обследуемому (больному), находящемуся в удобном положении и комфортных условиях, объясняют суть предстоящего исследования: опознать наощупь взятую в руку, последовательно одну за другой, фигуру и предлагают ему проделать это, но под контролем зрения, вначале одной, затем другой рукой.
На втором этапе, субъективно, отдохнув, больной повторяет процедуру одной рукой, но с глазами, закрытыми светонепроницаемым мягким предметом, например полотенцем. Он берет из коробки фигуру и, держа ее на ладони или на подставке, угадывает ее, после чего произносит название и кладет фигуру в соседнюю пустую коробку. Если угадывание ошибочно, врач тут же предлагает больному взглянуть на фигуру. Если больной не узнает, то он сам смотрит на фигуру без команды врача. Перебрав фигуры, больной перемешивает предметы в коробке, меняет ее местом с пустой и повторяет манипуляции другой рукой.
На третьем этапе, после субъективного отдыха больного, окончившего тренировочное тестирование, осуществляется диагностическое тестирование. Порядок его проведения такой же, как предыдущего, но при этом больной не открывает глаза, а врач не делает ему замечаний при ошибке опознавания. Если больной отказывается назвать изображение, узнав его одной рукой и не узнав затем другой рукой, или сделал одну и ту же ошибку при узнавании знака обеими руками, врач после обследования говорит больному, какой знак он не назвал, не демонстрируя знака.
При необходимости повторного (и последнего в этот день) обследования его проводят после субъективного отдыха больного, но начинают другой рукой. Врач отмечает, не сообщая больному, какие ошибки при опознавании каких букв сделал больной. Если он после опознавания предмета дает лишь описание его, то врач регистрирует смысл словесного описания.
При повторных исследованиях в ближайшее время тестирование начинают с 3-го этапа, при тестировании в ближайшие месяцы - с второго, а при тестировании через полгода - с первого этапа.
Для опознавания предъявляют выпукло-вогнутые фигуры из набора магнитной азбуки и однотипные им по размерам треугольник, ромб, круг квадрат. Из набора используют в обязательном порядке: Ж, М, Ю, Б, У, Ч, 1, Г, Р, Я, 2, 7, Ь, Р, 5, которые асимметричны относительно вертикальной и горизонтальной плоскости (кроме Ж,М, Ю), а также иные различные по сложности и по направлению одной оси симметрии фигуры - прежде всего для того, чтобы разбавить асимметричные относительно двух плоскостей фигуры, а также для проведения дифференциальной диагностики с причинами, могущими вызвать ложный астереогноз. Для дифференциальной диагностики, кроме сказанного, больному демонстрируют зрительное изображение фигур.
Нарушение стереогноза имеется, если из 24 предъявленных знаков при узнавании палочки, круга, обследуемый допустит 2 неузнавания одной рукой и больше двух при опознавании последовательно двумя руками. В очевидных случаях предъявляется меньшее количество знаков простой конфигурации, что определяет исследователь, исходя из состояния обследуемого.
П р и м е р 1. При тестировании принятыми способами у больного установлен астереогноз. При тестировании предлагаемым способом он не смог опознать палочки, круг назвал зубчатым колесом. Последующее более тщательное обследование позволило установить у пациента псевдоастереогноз из-за нарушения кожного и мышечно-суставного чувства.
П р и м е р 2. При тестировании по прототипу установлен астереогноз, так как больной не смог узнать опознаваемые предметы - фигурку автомобиля, будильник. Тестирование предлагаемым способом не выявило астереогноза. Углубленное исследование выявило у больного амнестическую афазию, при которой больной не мог назвать предметы, забыв их название, т.е. в прототипе был установлен псевдоастереогноз.
П р и м е р 3. При поступлении в стационар больной не узнал 10 знаков а через месяц после лечения 5 приблизительно того же структурного состава. Уменьшение выраженности астереогноза в 2 раза подтвердили дополнительные исследования.
П р и м е р 4. Группа молодых людей находилась на строгом постельном режиме 5 месяцев. Традиционные методы не выявили нарушений стереогноза, однако при использовании предлагаемого способа они в конце гипокинезии не смогли узнать знаки, асимметричные относительно вертикальной и горизонтальной плоскостей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Настольная игра "Глия" для реабилитации неврологических больных | 2019 |
|
RU2725052C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ВЫСШИХ МОЗГОВЫХ ФУНКЦИЙ | 2003 |
|
RU2246256C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ У БОЛЬНЫХ С НАРУШЕНИЯМИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРИ ОЧАГОВЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА | 2015 |
|
RU2581707C1 |
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ, СТЕРЕОГНОСТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА И НАБОР ТРЕХМЕРНЫХ ФИГУР ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2015 |
|
RU2597807C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АДАПТИВНОЙ СПОСОБНОСТИ К СЪЕМНЫМ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИМ ОРТОПЕДИЧЕСКИМ ПРОТЕЗАМ ПО СОСТОЯНИЮ ОРАЛЬНОЙ СТЕРЕОГНОЗИИ У ПАЦИЕНТА ПРИ ПОЛНОЙ УТРАТЕ ЗУБОВ | 2019 |
|
RU2715985C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ЦЕРЕБРОВАСКУЛЯРНОЙ ПАТОЛОГИИ | 2011 |
|
RU2506963C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ЗНАНИЙ | 2011 |
|
RU2462178C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ АДАПТИВНОЙ СПОСОБНОСТИ К СЪЕМНЫМ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИМ ОРТОПЕДИЧЕСКИМ ПРОТЕЗАМ | 2019 |
|
RU2719660C1 |
Способ диагностики степени выраженности сосудистых когнитивных нарушений | 2020 |
|
RU2745282C1 |
СПОСОБ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПОВРЕЖДЕНИЯ МОЗГОВЫХ СТРУКТУР ПРИ ОРГАНИЧЕСКИХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ | 2015 |
|
RU2581708C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии. Сущность изобретения: испытуемому предъявляют угадать путем осязания известные объемные предметы, при этом в качестве объектов используют буквы и цифры, асимметричные относительно вертикальной и горизонтальной плоскостей, причем знаки с лицевой и изнаночной стороны различаются при осязании. Способ позволяет повысить чувствительность диагностики нарушений стереогностического чувства. 1 з.п. ф-лы.
И.М.Тонконогий | |||
Введение в клиническую нейропсихологию | |||
Приспособление для склейки фанер в стыках | 1924 |
|
SU1973A1 |
Авторы
Даты
1995-02-09—Публикация
1988-01-15—Подача