Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности у детей в категории «способность к обучению» различного возраста, и может быть использовано для проведения медико-социальной экспертизы при установлении статуса «ребенок-инвалид», а также для составления индивидуальной программы реабилитации и оценки эффективности ее выполнения при динамическом наблюдении.
Известны критерии оценки степени ограничения жизнедеятельности больных с органическими заболеваниями головного мозга, разработана ориентировочная шкала определения ограничения жизнедеятельности больных при органической патологии головного мозга. На основании шкалы определяют рекомендации по группе инвалидности и степени тяжести заболевания (В.В.Бычкова, Э.С.Вишневская. «Сибирский вестник психиатрии и наркологии», 2009, 2, с.142-145).
Известен способ оценки способности к обучению в школе для детей 5-7 лет с целью диагностики психологической готовности детей 5-7 лет к школьному обучению и уровня умственного развития ребенка. Тест состоит из 15 заданий, для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту, все результаты заносятся в бланк регистрации. Применяется исключительно индивидуально, требует хорошей предварительной подготовки исследователя (http://www.child-psy.ru/tests/305.html).
Способ выбран в качестве прототипа.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 №1013н утверждены «Классификации» и «критерии», используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями МСЭ, согласно которым способность к обучению и применению знаний характеризуется как способность к обучению - способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми).
Задачей изобретения является разработка достоверного балльного способа оценки степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к обучению и применению знаний» у детей.
Техническим результатом, направленным на решение поставленной задачи, является установление степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к обучению и применению знаний» у детей различного возраста при проведении медико-социальной экспертизы с целью установления статуса «ребенок-инвалид», составления индивидуальной программы реабилитации.
Поставленная задача решается проведением тестирования по критериям, характеризующим «способность к обучению и применению знаний».
Способ осуществляется следующим образом.
При тестировании оценивают следующие параметры: способность целенаправленно использовать органы чувств при обучении, базисные навыки при обучении, приобретение практических навыков, как простых так и комплексных, применение знаний, каждый критерий оценки этих способностей оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за три возрастных периода, предыдущих возрасту ребенка на момент освидетельствования, при этом способность самостоятельно выполнять какое-либо действие в соответствии с возрастной нормой оценивают в 3 балла, неспособность выполнять какое-либо действие или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в освоении ребенком навыка на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов, суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде, отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, снижение на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, снижение на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, снижение на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности.
Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), которая принята ВОЗ в 2001 году, трактует данную категорию жизнедеятельности как «обучение и применение знаний» и выделяет следующие разделы:
- способность целенаправленно использовать органы чувств при обучении, в том числе: использование зрения, слуха, использование других ощущений;
- базисные навыки при обучении, в том числе: копирование, повторение, усвоение навыков чтения, усвоение навыков письма, усвоение навыков счета, приобретение практических навыков, в том числе: простых комплексных;
- применение знаний, в том числе: концентрация внимания, мышление, чтение, письмо, вычисление, решение простых и сложных проблем, принятие решений.
Нами была разработана балльная система оценки степени нарушений способности к общению у детей различного возраста. Каждый критерий оценивают по 4-балльной системе. При этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов. Суммарное количество набранных при тестировании баллов для каждого возрастного периода рассчитывают в процентном отношении к возрастной норме баллов.
МКФ предлагает расценивать снижение способности на 0-4% как отсутствие ограничений, на 5-24% - как незначительные ограничения, на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения, на 50-95% - как тяжелые ограничения, на 96-100% - как абсолютные ограничения (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. // Перевод Г.Д.Шостка, В.Ю.Ряснянский, А.В.Квашин и др. / ВОЗ, Женева. 2001, 342 с.).
Отсутствие нарушений способности к общению соответствует снижению количества набранных относительно возрастной нормы баллов на 0-4%, 1 степень нарушения способности к общению соответствует снижению количества набранных при тестировании баллов на 5-24% от возрастной нормы, 2 степень нарушений соответствует снижению количества набранных при тестировании баллов на 25-49% от возрастной нормы, 3 степень нарушений соответствует снижению количества набранных при тестировании баллов на 50-95% и более от возрастной нормы.
Навыки различных действий, относящихся к способности к обучению и применению знаний, формируются у детей по мере их роста и развития. Поэтому оценка критериев, характеризующих способность к обучению и применению знаний, должна учитывать возраст ребенка и этапы становления различных функций, обеспечивающих эти способности: у детей в возрасте 0-3 года один возрастной период - это эпикризный срок; у детей в возрасте от 3 до 7 лет один возрастной период - 1 год, затем - возраст 10 лет.
Для определения степени нарушений способности к обучению и применению знаний проводят тестирование за период трех возрастных периодов, предыдущих возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3-х месяцев - за 3 прошедших месяца; на первом году жизни ребенка за один возрастной период считают полугодие жизни: первое и второе полугодие, причем в возрасте 6 месяцев оценка приобретенных навыков проводится за 6 прошедших месяцев, в возрасте 12 месяцев - за прошедшие 12 месяцев - 2 возрастных периода; от 1 до 7 лет - ежегодно: 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет, в возрасте 7 лет - за три предыдущих моменту освидетельствования возрастных периода: 5, 6 и 7 лет; а в возрасте 10 лет - за три предыдущих моменту освидетельствования возрастных периода: 6, 7, 10 лет, в возрасте 15 лет: 7, 10 и 15 лет.
Примеры осуществления способа
Пример 1
Мальчик Зайцев Михаил, 1 год. Диагноз: гликогеновая болезнь 0 типа.
Ребенку проводят тестирование по критериям, характеризующим способность к общению. Оценивают следующие параметры: способность целенаправленно использовать органы чувств при обучении, базисные навыки при обучении, приобретение практических навыков, как простых так и комплексных, применение знаний. Каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за эпикризный срок.
Конкретные критерии оценки приведены в таблице 1
Пример 2
Мальчик Курганский Артем, 12 лет. Диагноз: хронический гастродуоденит.
Ребенку проводят тестирование по критериям, характеризующим способность к общению. Оценивают следующие параметры: способность целенаправленно использовать органы чувств при обучении, базисные навыки при обучении, приобретение практических навыков, как простых так и комплексных, применение знаний. Каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за период 7-12 лет. Конкретные критерии оценки приведены в таблице 2.
Балльная система может быть объективным критерием оценки степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к обучению» у детей различного возраста и использоваться при проведении медико-социальной экспертизы с целью установления статуса «ребенок-инвалид», разработки индивидуальной программы реабилитации и оценки эффективности ее выполнения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ | 2011 |
|
RU2462187C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ К ОБЩЕНИЮ | 2011 |
|
RU2462179C1 |
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни | 2016 |
|
RU2640097C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ К ОРИЕНТАЦИИ | 2011 |
|
RU2462188C1 |
СПОСОБ "ГНОМ" ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА | 2003 |
|
RU2246257C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ К САМООБСЛУЖИВАНИЮ | 2011 |
|
RU2462189C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ К ПЕРЕДВИЖЕНИЮ | 2011 |
|
RU2462177C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ХОД ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРЕНЕСЕННОГО ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ | 2010 |
|
RU2449728C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЗАДЕРЖКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА | 2007 |
|
RU2338203C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности у детей в категории способность к обучению и применению знаний различного возраста. Путем тестирования проводят оценку степени нарушений критериев, характеризующих способность к обучению и применению знаний, таких как способность целенаправленно использовать органы чувств при обучении, базисные навыки при обучении, приобретение практических навыков, как простых так и комплексных, применение знаний. Соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла. Отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов. Суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде. Отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, снижение на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, снижение на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, снижение на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности. Способ позволяет установить степени нарушения способности к обучению и применению знаний у детей различного возраста. 2 табл., 2 прим.
Способ оценки степени ограничений жизнедеятельности у детей в категории способность к общению и применению знаний, включающий оценку степени нарушений критериев, характеризующих способность к общению, на основе балльной системы, отличающийся тем, что оценивают следующие критерии: способность целенаправленно использовать органы чувств при обучении, базисные навыки при обучении, приобретение практических навыков, как простых, так и комплексных, применение знаний, каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за три возрастные периода, предыдущие возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3-х месяцев - за 3 прошедших месяца; на первом году жизни ребенка за один возрастной период считают полугодие жизни: первое и второе полугодие, причем в возрасте 6 месяцев оценка приобретенных навыков проводится за 6 прошедших месяцев, в возрасте 12 месяцев - за прошедшие 12 месяцев - 2 возрастных периода; от 1 до 7 лет - ежегодно: 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет; в возрасте 7 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 5, 6 и 7 лет; а в возрасте 10 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 6, 7, 10 лет, в возрасте 15 лет: 7, 10 и 15, при этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов, суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде, отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах, и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, снижение на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, снижение на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, снижение на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности.
БЫЧКОВА В.В | |||
и др | |||
Критерии оценки степени ограничения жизнедеятельности больных с органическим заболеванием головного мозга | |||
- Сиб | |||
Вестник психиатрии и наркологии, №2, 2009, с.142-145 | |||
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА | 2003 |
|
RU2267980C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2004 |
|
RU2261045C1 |
КРЮЧОК В.Г | |||
Ограничения жизнедеятельности в детском возрасте | |||
Учебно-методическое пособие | |||
- Минск, |
Авторы
Даты
2012-09-27—Публикация
2011-07-12—Подача