СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ЗНАНИЙ Российский патент 2012 года по МПК A61B5/00 

Описание патента на изобретение RU2462178C1

Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности у детей в категории «способность к обучению» различного возраста, и может быть использовано для проведения медико-социальной экспертизы при установлении статуса «ребенок-инвалид», а также для составления индивидуальной программы реабилитации и оценки эффективности ее выполнения при динамическом наблюдении.

Известны критерии оценки степени ограничения жизнедеятельности больных с органическими заболеваниями головного мозга, разработана ориентировочная шкала определения ограничения жизнедеятельности больных при органической патологии головного мозга. На основании шкалы определяют рекомендации по группе инвалидности и степени тяжести заболевания (В.В.Бычкова, Э.С.Вишневская. «Сибирский вестник психиатрии и наркологии», 2009, 2, с.142-145).

Известен способ оценки способности к обучению в школе для детей 5-7 лет с целью диагностики психологической готовности детей 5-7 лет к школьному обучению и уровня умственного развития ребенка. Тест состоит из 15 заданий, для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту, все результаты заносятся в бланк регистрации. Применяется исключительно индивидуально, требует хорошей предварительной подготовки исследователя (http://www.child-psy.ru/tests/305.html).

Способ выбран в качестве прототипа.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 №1013н утверждены «Классификации» и «критерии», используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями МСЭ, согласно которым способность к обучению и применению знаний характеризуется как способность к обучению - способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми).

Задачей изобретения является разработка достоверного балльного способа оценки степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к обучению и применению знаний» у детей.

Техническим результатом, направленным на решение поставленной задачи, является установление степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к обучению и применению знаний» у детей различного возраста при проведении медико-социальной экспертизы с целью установления статуса «ребенок-инвалид», составления индивидуальной программы реабилитации.

Поставленная задача решается проведением тестирования по критериям, характеризующим «способность к обучению и применению знаний».

Способ осуществляется следующим образом.

При тестировании оценивают следующие параметры: способность целенаправленно использовать органы чувств при обучении, базисные навыки при обучении, приобретение практических навыков, как простых так и комплексных, применение знаний, каждый критерий оценки этих способностей оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за три возрастных периода, предыдущих возрасту ребенка на момент освидетельствования, при этом способность самостоятельно выполнять какое-либо действие в соответствии с возрастной нормой оценивают в 3 балла, неспособность выполнять какое-либо действие или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в освоении ребенком навыка на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов, суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде, отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, снижение на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, снижение на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, снижение на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности.

Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), которая принята ВОЗ в 2001 году, трактует данную категорию жизнедеятельности как «обучение и применение знаний» и выделяет следующие разделы:

- способность целенаправленно использовать органы чувств при обучении, в том числе: использование зрения, слуха, использование других ощущений;

- базисные навыки при обучении, в том числе: копирование, повторение, усвоение навыков чтения, усвоение навыков письма, усвоение навыков счета, приобретение практических навыков, в том числе: простых комплексных;

- применение знаний, в том числе: концентрация внимания, мышление, чтение, письмо, вычисление, решение простых и сложных проблем, принятие решений.

Нами была разработана балльная система оценки степени нарушений способности к общению у детей различного возраста. Каждый критерий оценивают по 4-балльной системе. При этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов. Суммарное количество набранных при тестировании баллов для каждого возрастного периода рассчитывают в процентном отношении к возрастной норме баллов.

МКФ предлагает расценивать снижение способности на 0-4% как отсутствие ограничений, на 5-24% - как незначительные ограничения, на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения, на 50-95% - как тяжелые ограничения, на 96-100% - как абсолютные ограничения (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. // Перевод Г.Д.Шостка, В.Ю.Ряснянский, А.В.Квашин и др. / ВОЗ, Женева. 2001, 342 с.).

Отсутствие нарушений способности к общению соответствует снижению количества набранных относительно возрастной нормы баллов на 0-4%, 1 степень нарушения способности к общению соответствует снижению количества набранных при тестировании баллов на 5-24% от возрастной нормы, 2 степень нарушений соответствует снижению количества набранных при тестировании баллов на 25-49% от возрастной нормы, 3 степень нарушений соответствует снижению количества набранных при тестировании баллов на 50-95% и более от возрастной нормы.

Навыки различных действий, относящихся к способности к обучению и применению знаний, формируются у детей по мере их роста и развития. Поэтому оценка критериев, характеризующих способность к обучению и применению знаний, должна учитывать возраст ребенка и этапы становления различных функций, обеспечивающих эти способности: у детей в возрасте 0-3 года один возрастной период - это эпикризный срок; у детей в возрасте от 3 до 7 лет один возрастной период - 1 год, затем - возраст 10 лет.

Для определения степени нарушений способности к обучению и применению знаний проводят тестирование за период трех возрастных периодов, предыдущих возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3-х месяцев - за 3 прошедших месяца; на первом году жизни ребенка за один возрастной период считают полугодие жизни: первое и второе полугодие, причем в возрасте 6 месяцев оценка приобретенных навыков проводится за 6 прошедших месяцев, в возрасте 12 месяцев - за прошедшие 12 месяцев - 2 возрастных периода; от 1 до 7 лет - ежегодно: 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет, в возрасте 7 лет - за три предыдущих моменту освидетельствования возрастных периода: 5, 6 и 7 лет; а в возрасте 10 лет - за три предыдущих моменту освидетельствования возрастных периода: 6, 7, 10 лет, в возрасте 15 лет: 7, 10 и 15 лет.

Примеры осуществления способа

Пример 1

Мальчик Зайцев Михаил, 1 год. Диагноз: гликогеновая болезнь 0 типа.

Ребенку проводят тестирование по критериям, характеризующим способность к общению. Оценивают следующие параметры: способность целенаправленно использовать органы чувств при обучении, базисные навыки при обучении, приобретение практических навыков, как простых так и комплексных, применение знаний. Каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за эпикризный срок.

Конкретные критерии оценки приведены в таблице 1

Таблица 1 Критерии Оценка Исполнение критерия Оценка Прослеживает глазами за двигающимся предметом на 180º. 3 Глазами за двигающимся предметом не прослеживает. 0 Различает желтый и синий цвета. 3 Желтый и синий цвета не различает. 0 Начинает различать предметы по размеру. 0 Предметы по размеру не различает. 0 Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами (фиксирует на нем взгляд). 3 Голову в сторону невидимого источника звука не поворачивает, взгляд на нем не фиксирует. 0 Адекватно реагирует на спокойные и плясовые мелодии. 0 На спокойные и плясовые мелодии не реагирует. 0 Повышенное внимание к новым предметам. 0 Повышенного внимания к новым предметам не отмечается. 0 Сформирован «комплекс оживления», когда ребенок отвечает эмоциями на обращение к нему, узнает мать или близкого человека. 3 "Комплекс оживления" отсутствует. 0 Обращает внимание на мелкие контрастные предметы. 0 На мелкие контрастные предметы внимания не фиксирует. 0 Различает красный и зеленый цвета. 3 Красный и зеленый цвета не различает. 0 Узнает голос матери или близкого человека. 3 Голос матери или близкого человека не узнает. 0 Элементы гуления. 3 Элементов гуления не наблюдается. 0 Ребенок может дифференцировать выражение лица. 0 Выражения лица ребенок не дифференцирует. 0 По внешнему виду отличает близких людей от чужих. 0 По внешнему виду близких людей от чужих не отличает. 0 Рассматривает другого ребенка, радуется, тянется к нему, гулит, берет у него из рук игрушку. 0 При контакте с другим ребенком проявлений интереса к нему, радости и желания вступить в контакт нет. 0 Выраженный "комплекс оживления": проявляется радость, ребенок громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение. 0 "Комплекс оживления" отсутствует. 0 На неблагополучие ребенок реагирует эмоционально, привлекая к себе внимание. 3 На неблагополучие эмоциональная реакция ребенка с целью привлечения к себе внимания ослаблена. 0 Оживленно реагирует на живое лицо и не реагирует на его цветную фотографию. 0 Различий реакции ребенка на живое лицо и его цветную фотографию нет. 0 Различает интонации голоса взрослого. 3 Различий в реакции ребенка на интонацию голоса не отмечается. 0 Отличает изменения формы от изменения отдельных признаков предмета. 0 Изменения формы от изменений отдельных признаков предмета не отличает. 0 Оценивает отличия любого признака предмета как новый предмет. 0 Отличия любого признака предмета как новый предмет не оценивает. 0 Формируются целенаправленные движения, которые осуществляются под контролем зрения (бимануальная координация под зрительным контролем). 0 Целенаправленных движений под контролем зрения нет. 0 Развивается произвольная регуляция движений глаз, что обеспечивает получение пространственной зрительной информации и определяет развитие и совершенствование движений. 3 Произвольной регуляции движений глаз нет. 0 Ребенок по-разному реагирует на свое и чужое имя. 3 Дифференцированной реакции ребенка на свое и чужое имя нет. 0 Может есть с ложки полугустую и густую пищу, снимая ее губами. 0 Есть с ложки полугустую и густую пищу, снимая ее губами, не может. 0 Небольшое количество жидкой пищи пьет из блюдца или из чашки. 0 Пить из блюдца или из чашки небольшое количество жидкой пищи не пытается. 0 Способен брать предмет руками. 3 Брать предмет руками не может. 0 Держит в руках бутылочку. 3 Бутылочку в руках не держит. 0 Берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее в руке. 0 Брать игрушку из рук взрослого и удерживать ее в руке не может. 0 Понимает собственное имя. 3 Собственное имя не понимает. 0 Способен не только дифференцировать выражение лица, но и различать мимику и жесты. 0 Дифференцировать выражение лица, различать мимику и жесты не способен. 0 Ребенок способен различать объекты по размеру. 1 Различать объекты по размеру не может. 1 Не только различает интонацию голоса, но и по-разному на нее реагирует. 1 Реакция на различную интонацию голоса отсутствует. 1 Пьет из чашки, которую держит взрослый. 1 Из чашки, которую держит взрослый, не пьет. 1 Хорошо сидит без поддержки. 3 Без поддержки не сидит. 1 Долго занимается игрушками. 1 Долго заниматься игрушками не может. 1 На вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся на постоянном определенном месте (часы, кукла и т.д.) 1 На вопрос «где?» находящийся на постоянном определенном месте предмет (часы, кукла и т.д.) взглядом не находит. 1 Сидя следит за предметом. 3 Сидя, за предметом не следит. 1 Подражает действиям взрослого с игрушками (стучит, толкает мяч). 1 Действиям взрослого с игрушками не подражает. 1 Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете. 1 Взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже должны быть в лепете, не подражает. 1 Повторяет простые (одно- или двухсложные) слова. 1 Простые (одно- или двухсложные) слова не повторяет. 1 Ест корочку хлеба, которую держит в руке сам. 3 Не ест корочку хлеба, которую держит в руке сам. 1 Пьет из чашки, которую держит взрослый. 1 Не пьет из чашки, которую держит взрослый. 1 По вербальной просьбе взрослого (без показа) выполняет разученные ранее действия («ладушки», «дай ручку»). 1 По вербальной просьбе взрослого (без показа) не выполняет разученные ранее действия («ладушки», «дай ручку»). 1 Сам садится, сидит и ложится. 3 Сам не садится, не сидит и не ложится. 1 Находит несколько предметов на постоянных местах. 1 Несколько предметов на постоянных местах не находит. 1 Резко повышается способность различать объекты по размеру. 1 Объекты по размеру не различает. 1 Отмечается повторение увиденных или услышанных жестов, мимики, звуков и слогов. 1 Увиденные или услышанные жесты, мимику, звуки и слоги не повторяет. 1 Отмечаются первые проявления произвольности внимания (внимание к исчезнувшему объекту). 1 Проявлений произвольности внимания (внимание к исчезнувшему объекту) нет. 1 Ребенок долго и разнообразно занимается игрушками, действует ими в зависимости от их свойств. 1 Долго и разнообразно заниматься игрушками, действовать ими в зависимости от их свойств не может. 1 Ощущает предмет в пространстве - ищет упавший предмет. 2 Предмет в пространстве не ощущает - упавший предмет не ищет. 2 Формируется способность опознания формы предмета при изменениях цвета. 2 Способности опознания формы предмета при изменениях цвета нет. 2 Ребенок откликается на свое имя, реагирует на вопрос «где?». 2 На свое имя не откликается, на вопрос «где?» не реагирует. 2 Выполняет плясовые движения под музыку. 2 Плясовых движений под музыку не выполняет. 2 Ребенок, подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете. 2 Новые слоги, которых нет в лепете, подражая взрослому, не повторяет. 2 При заигрывании с ним выполняет разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-воровка», играет в прятки и т.д.). 2 Разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-воровка», играет в прятки и т.д.) при заигрывании не выполняет. 2 Пьет из чашки, которую держит взрослый. 2 Из чашки, которую держит взрослый, не пьет. 2 Учится пить из чашки, слегка придерживая ее ручками. 3 Из чашки, слегка придерживая ее ручками, пить не пытается. 2 Начинает формироваться навык опрятности (высаживается на горшок). 2 На горшок не высаживается. 2 Сам встает, держась за опору, стоит и опускается. 3 Вставать, держась за опору, стоять и опускаться не может. 2 В 10 месяцев - ходит, держась за опору. 3 Не ходит, держась за опору. 2 Копирует мимику, жесты, движения, звуки, слоги и простые слова. 2 Мимику, жесты, движения, звуки, слоги и простые слова не копирует. 2 Знает 2-3 слова из 2 слогов. Многократно их повторяет. 2 2-3 слова из 2 слогов не знает, многократно их не повторяет. 2 Повторяет разученные игровые действия. 2 Разученные игровые действия не повторяет. 2 Полностью самостоятельно стягивает шапку с головы. 2 Самостоятельно стягивать шапку с головы не может. 2 Берет кусочки хлеба и съедает их. 2 Не может брать кусочки хлеба и их съедать. 2 На просьбу «дай» находит и дает знакомые предметы. 2 На просьбу «дай» знакомые предметы находить и давать не может. 2 Ребенок пьет из стакана, не проливая, если стакан держат. 2 Пить из стакана, не проливая, если стакан держат, не может. 2 Самостоятельно пьет из чашки (берет, держит ее ручками и пьет). 2 Самостоятельно пить из чашки не может. 2 Показывает указательным пальцем в указанное направление. 2 Показывать указательным пальцем в указанное направление не может. 2 Снимает расстегнутые туфли. 2 Расстегнутые туфли не снимает. 2 Появляются первые обобщения в понимаемой речи (по словесной просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все мячи, все машины, часы и пр.). 2 Обобщений в понимаемой речи нет. 2 Ребенок различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову взрослого). 2 Предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову взрослого) не различает. 2 Узнает предметы по картинке. 2 Предметы по картинке не узнает. 2 Ребенок прислушивается к собственным звукам (связь между речью и слухом). 3 К собственным звукам (связь между речью и слухом) не прислушивается. 2 Легко подражает новым слогам и двухсложным словам. 2 Новым слогам и двухсложным словам не подражает. 2 Повторяет новые слоги и простые слова. 2 Новые слоги и простые слова не повторяет. 2 По вербальной просьбе взрослого выполняет ранее разученные действия с игрушками. 2 По вербальной просьбе взрослого ранее разученные действия с игрушками не выполняет. 2 Ребенок пробует рисовать карандашом. 2 Рисовать карандашом не пробует. 2 Ребенок пьет из стакана, не проливая, если стакан держат. 2 Из стакана, не проливая, если стакан держат, не пьет. 2 Самостоятельно пьет из чашки (берет, держит ее ручками и пьет). 2 Самостоятельно из чашки не пьет. 2 Показывает указательным пальцем в указанное направление. 2 Указательным пальцем в указанное направление не показывает. 2 Ребенок, показывая предмет, пытается его назвать. 2 Показывая предмет, назвать его не пытается. 2 Возникают проявления произвольного направленного внимания (ожидание появления исчезнувшего из поля зрения привлекательного объекта). 2 Проявлений произвольного направленного внимания (ожидание появления исчезнувшего из поля зрения привлекательного объекта) нет. 2 Активное зрительное исследование обстановки, избирательное отношение к окружающим. 2 Активного зрительного исследования обстановки, избирательного отношения к окружающим нет. 2 Понимает значение слова «нельзя» (прекращает действие); понимает некоторые обобщенные команды (сложи игрушки). 2 Значения слова «нельзя» и некоторые обобщенные команды (сложи игрушки) не понимает. 2 Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком. 2 Игрушку, спрятанную другим ребенком, не ищет. 2 Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это эмоциями (смехом и лепетом). 2 Другому ребенку игрушку, сопровождая это эмоциями (смехом и лепетом), не протягивает. 2 К концу первого года жизни у ребенка появляется способность воспринимать и интерпретировать письменный материал: он с интересом рассматривает яркие картинки. 2 Яркие картинки с интересом не рассматривает. 2 Охотно общается с другими детьми и взрослыми, четко дифференцируя при этом, кто ему нравится, а кто нет. 2 С другими детьми и взрослыми, четко дифференцируя при этом, кто ему нравится, а кто нет, не общается. 2 По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.). 2 Разученных действий, не подсказанных предметами (вождение куклы, кормление собачки и др.), по словесной инструкции не выполняет. 2 Узнает близких по фотографии. 2 Близких по фотографии не узнает. 2 Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по вербальной просьбе взрослого). 2 Предметы по форме (кирпичик от кубика) по вербальной просьбе взрослого не различает. 2 Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена детей и взрослых. 2 Названий нескольких предметов, действий, имен детей и взрослых (без показа) не понимает. 2 Выполняет отдельные поручения (принеси, найди, отдай кому-то, положи на место и пр.). 2 Отдельные поручения (принеси, найди, отдай кому-то, положи на место и пр.) не выполняет. 2 Набрано баллов из 163 максимально возможных 282 Нет ограничений (отставание на 0-4%) 271-282 1 степень (отставание на 5-24%) 214-270 2 степень (отставание на 25-49%) 144-213 3 степень (отставание на 50-95%) <144 Заключение: имеются умеренно выраженные ограничения жизнедеятельности в категории «способность к обучению и применению знаний» 2 степени (отставание на 42%).

Пример 2

Мальчик Курганский Артем, 12 лет. Диагноз: хронический гастродуоденит.

Ребенку проводят тестирование по критериям, характеризующим способность к общению. Оценивают следующие параметры: способность целенаправленно использовать органы чувств при обучении, базисные навыки при обучении, приобретение практических навыков, как простых так и комплексных, применение знаний. Каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за период 7-12 лет. Конкретные критерии оценки приведены в таблице 2.

Таблица 2 Критерии Оценка Исполнение критерия Оценка Понимает и усваивает рассказы взрослого, изложенные в устной форме, а также услышанное по радио, телевизору или из других источников информации. 3 Рассказы взрослого, изложенные в устной форме, а также услышанное по радио, телевизору или из других источников информации не понимает и не усваивает. 0 Слушает и воспринимает музыкальные произведения. 3 Музыкальные произведения не слушает и не воспринимает. 0 Дети хорошо имитируют или подражают, например, жесты, звуки или буквы алфавита, геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. 3 Имитировать или подражать, например, жесты, звуки или буквы алфавита, геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции, не может. 0 Дети повторяют в определенной последовательности счет десятками или декламирует стихотворения. 3 Повторять в определенной последовательности счет десятками или декламировать стихотворения не может. 0 С легкостью ловит мяч средних размеров или пытается кидать маленький (теннисный) мячик в цель. 3 Ловить мяч средних размеров или пытаться кидать маленький (теннисный) мячик в цель не может. 0 Владеет гуашевыми красками, графическими материалами, пластилином. 3 Гуашевыми красками, графическими материалами, пластилином не владеет. 0 Запоминание и опознавание геометрических фигур осуществляется по типу взрослого, а идентификация и различение букв затруднены. 3 Запоминание и опознавание геометрических фигур затруднены, а идентификация и различение букв отсутствуют. 0 Воспринимает не менее 5 слов из 10 прочитанных. 3 Воспринимать не менее 5 слов из 10 прочитанных не может. 0 После 3-4 прочтений воспроизводит 9-10 слов. 3 После 3-4 прочтений 9-10 слов не воспроизводит. 0 Через один час забывает не более 2 слов, воспроизводившихся раньше. 3 Через один час забывает более 2 слов, воспроизводившихся раньше. 0 Сформировано полноценное речевое общение. 3 Речевое общение не сформировано. 0 Наблюдает и изображает явления окружающей жизни, лепит и конструирует фигурки животных. 3 Наблюдать и изображать явления окружающей жизни, лепить и конструировать фигурки животных не может. 0 1 класс - ребенок владеет навыками чтения: читает правильно (без ошибок), читает выразительно (соблюдает паузы, тон, темп чтения, логическое ударение), читает осознанно, понимая прочитанное (может ответить на вопросы, выделить главную мысль, кратко пересказать). 3 1 класс - навыками чтения не владеет. 1 2 класс - чтение целыми словами со скоростью чтения не менее 45-50 слов в минуту. 3 2 класс - читать целыми словами со скоростью чтения не менее 45-50 слов в минуту не может. 1 3 класс - чтение целыми словами со скоростью чтения не менее 70-75 слов в минуту. 3 3 класс - читать целыми словами со скоростью чтения не менее 70-75 слов в минуту не может. 1 4 класс - чтение целыми словами со скоростью чтения не менее 80-90 слов в минуту. 1 4 класс - читать целыми словами со скоростью чтения не менее 80-90 слов в минуту не может. 1 1-4 классы - в письменных работах отсутствуют орфографические (или 1-2 орфографические ошибки) и дисграфические ошибки. 3 1-4 классы - в письменных работах много орфографических и дисграфических ошибок. 1 Скорость письма при трехминутном переписывании в конце 1 класса - 15-17 букв в минуту. 3 В конце 1 класса при трехминутном переписывании писать со скоростью 15-17 букв в минуту не может. 1 Скорость письма при трехминутном переписывании в конце 2 класса - 35-45 букв в минуту. 3 В конце 2 класса при трехминутном переписывании писать со скоростью 35-45 букв в минуту не может. 1 Скорость письма при трехминутном переписывании в конце 3 класса - 55-65 букв в минуту. 3 В конце 3 класса при трехминутном переписывании писать со скоростью 55-65 букв в минуту не может. 1 Скорость письма при трехминутном переписывании в конце 4 класса - 75-80 букв в минуту. 1 В конце 4 класса при трехминутном переписывании писать со скоростью 75-80 букв в минуту не может. 1 Спокойно и сосредоточенно занимается учебной деятельностью на уроках, выполняет домашние задания. 1 Спокойно и сосредоточенно заниматься учебной деятельностью на уроках, выполнять домашние задания не может. 1 Не отвлекается, на уроках дисциплинирован. 1 На уроках не дисциплинирован, отвлекается. 1 Ориентируется в тестовых схемах лабиринта, отражающего последовательность пути для решения определенных задач. 3 В тестовых схемах лабиринта, отражающего последовательность пути для решения определенных задач, не ориентируется. 1 Понимает смысл изображенного на картинке сюжета, может выделить главное и выразить это в виде устной речи. 3 Смысл изображенного на картинке сюжета не понимает, выделить главное и выразить это в виде устной речи не может. 1 Может выделять группы предметов по функциональному признаку и давать им обобщенные названия (например, мебель, одежда), может - по внешнему признаку ("все большие" или "они красные"), по ситуативным признакам (шкаф и платье объединяются в одну группу, потому что "платье висит в шкафу"). 3 Выделять группы предметов по функциональному признаку и давать им обобщенные названия (например, мебель, одежда), по внешнему признаку ("все большие" или "они красные"), по ситуативным признакам (шкаф и платье объединяются в одну группу, потому что "платье висит в шкафу") не может. 1 Понимает главную мысль текста, выраженного в письменной форме и умеет выразить ее. 3 Главную мысль текста, выраженного в письменной форме, не понимает, выразить ее не умеет. 1 Правильно отвечает на поставленные вопросы. 3 На поставленные вопросы правильно не отвечает. 1 Различает, называет элементы книг. 3 Не различает и не называет элементы книг. 1 Может привести примеры произведений из круга детского чтения, ориентируется в мире книг. 1 Не может привести примеры произведений из круга детского чтения, не ориентируется в мире книг. 1 Различает произведения по их принадлежности к разным видам жанра; из предложенных 5 произведений правильно определяет все виды жанров. 3 Произведения по их принадлежности к разным видам жанра не различает; из предложенных 5 произведений не определяет все виды жанров. 1 Читает осознанно, не делает неоправданных пауз. 3 Не может читать осознанно, не делая неоправданных пауз. 1 Прочитанное пересказывает логично, полно, не допускает речевых ошибок. 1 Не может пересказать прочитанное логично, полно, не допуская речевых ошибок. 1 К концу младшего школьного возраста ребенок способен письменно описывать события или составлять письма. 3 К концу младшего школьного возраста письменно описывать события или составлять письма не может. 1 К концу младшего школьного возраста ребенок умеет производить вычисления с применением математических принципов для решения задач, которые сформулированы в словах, и записать результат. 3 К концу младшего школьного возраста производить вычисления с применением математических принципов для решения задач, которые сформулированы в словах, и записать результат не может. 1 Умеет изображать особенности разных времен года с выбором соответствующей техники, средства выражения. 3 Изображать особенности разных времен года с выбором соответствующей техники, средства выражения не умеет. 1 Изображает человека во взаимодействии с природой. 3 Изображать человека во взаимодействии с природой не может. 1 Количество набранных баллов в возрасте 12 лет 99 (из возможных 111) Нет ограничений (отставание на 0-4%) 107-111 Незначительные ограничения (отставание на 5-24%) 84-106 Умеренные ограничения (отставание на 25-49%) 57-83 Тяжелые ограничения (отставание на 50-95% и более) <57 Заключение: имеются незначительно выраженные ограничения жизнедеятельности в категории «способность к обучению и применению знаний» - 1 степень (отставание на 11%).

Балльная система может быть объективным критерием оценки степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к обучению» у детей различного возраста и использоваться при проведении медико-социальной экспертизы с целью установления статуса «ребенок-инвалид», разработки индивидуальной программы реабилитации и оценки эффективности ее выполнения.

Похожие патенты RU2462178C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ 2011
  • Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна
  • Волынец Галина Васильевна
  • Ильин Александр Геннадьевич
  • Яковлева Татьяна Владимировна
  • Маслова Ольга Ивановна
  • Кузенкова Людмила Михайловна
  • Конова Светлана Романовна
  • Пузин Сергей Никифорович
  • Днепрова Любовь Ивановна
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Потапов Александр Сергеевич
RU2462187C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ К ОБЩЕНИЮ 2011
  • Баранов Александр Александрович
  • Волынец Галина Васильевна
  • Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна
  • Ильин Александр Геннадьевич
  • Альбицкий Валерий Юрьевич
  • Яковлева Татьяна Владимировна
  • Маслова Ольга Ивановна
  • Кузенкова Людмила Михайловна
  • Конова Светлана Романовна
  • Пузин Сергей Никифорович
  • Днепрова Любовь Ивановна
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Потапов Александр Сергеевич
RU2462179C1
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни 2016
  • Стребелева Елена Антоновна
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Закрепина Алла Васильевна
RU2640097C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ К ОРИЕНТАЦИИ 2011
  • Баранов Александр Александрович
  • Волынец Галина Васильевна
  • Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна
  • Ильин Александр Геннадьевич
  • Альбицкий Валерий Юрьевич
  • Яковлева Татьяна Владимировна
  • Маслова Ольга Ивановна
  • Кузенкова Людмила Михайловна
  • Конова Светлана Романовна
  • Пузин Сергей Никифорович
  • Днепрова Любовь Ивановна
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Потапов Александр Сергеевич
RU2462188C1
СПОСОБ "ГНОМ" ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 2003
  • Козловская Г.В.
  • Калинина М.А.
  • Горюнова А.В.
RU2246257C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ К САМООБСЛУЖИВАНИЮ 2011
  • Баранов Александр Александрович
  • Волынец Галина Васильевна
  • Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна
  • Ильин Александр Геннадьевич
  • Альбицкий Валерий Юрьевич
  • Яковлева Татьяна Владимировна
  • Маслова Ольга Ивановна
  • Кузенкова Людмила Михайловна
  • Конова Светлана Романовна
  • Пузин Сергей Никифорович
  • Днепрова Любовь Ивановна
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Потапов Александр Сергеевич
RU2462189C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ К ПЕРЕДВИЖЕНИЮ 2011
  • Баранов Александр Александрович
  • Волынец Галина Васильевна
  • Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна
  • Ильин Александр Геннадьевич
  • Альбицкий Валерий Юрьевич
  • Яковлева Татьяна Владимировна
  • Маслова Ольга Ивановна
  • Кузенкова Людмила Михайловна
  • Конова Светлана Романовна
  • Пузин Сергей Никифорович
  • Днепрова Любовь Ивановна
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Потапов Александр Сергеевич
RU2462177C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ХОД ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРЕНЕСЕННОГО ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ 2010
  • Лазуренко Светлана Борисовна
RU2449728C1
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЗАДЕРЖКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 2007
  • Филькина Ольга Михайловна
  • Воробьева Елена Анатольевна
  • Пыхтина Людмила Артемьевна
  • Широкова Ольга Сергеевна
  • Шанина Татьяна Геннадьевна
  • Кузьменко Галина Николаевна
  • Попова Ирина Геннадьевна
  • Матвеева Екатерина Александровна
RU2338203C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2021
  • Сухинин Михаил Вячеславович
  • Крайсман Жанна Викторовна
  • Лопаков Кирилл Владимирович
  • Петрова Анна Валерьевна
  • Пивоваров Александр Иванович
  • Суркова Елена Германовна
  • Тарасова Ирина Валерьевна
  • Федянина Анна Юрьевна
RU2769620C1

Реферат патента 2012 года СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ЗНАНИЙ

Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности у детей в категории способность к обучению и применению знаний различного возраста. Путем тестирования проводят оценку степени нарушений критериев, характеризующих способность к обучению и применению знаний, таких как способность целенаправленно использовать органы чувств при обучении, базисные навыки при обучении, приобретение практических навыков, как простых так и комплексных, применение знаний. Соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла. Отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов. Суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде. Отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, снижение на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, снижение на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, снижение на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности. Способ позволяет установить степени нарушения способности к обучению и применению знаний у детей различного возраста. 2 табл., 2 прим.

Формула изобретения RU 2 462 178 C1

Способ оценки степени ограничений жизнедеятельности у детей в категории способность к общению и применению знаний, включающий оценку степени нарушений критериев, характеризующих способность к общению, на основе балльной системы, отличающийся тем, что оценивают следующие критерии: способность целенаправленно использовать органы чувств при обучении, базисные навыки при обучении, приобретение практических навыков, как простых, так и комплексных, применение знаний, каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за три возрастные периода, предыдущие возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3-х месяцев - за 3 прошедших месяца; на первом году жизни ребенка за один возрастной период считают полугодие жизни: первое и второе полугодие, причем в возрасте 6 месяцев оценка приобретенных навыков проводится за 6 прошедших месяцев, в возрасте 12 месяцев - за прошедшие 12 месяцев - 2 возрастных периода; от 1 до 7 лет - ежегодно: 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет; в возрасте 7 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 5, 6 и 7 лет; а в возрасте 10 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 6, 7, 10 лет, в возрасте 15 лет: 7, 10 и 15, при этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов, суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде, отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах, и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, снижение на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, снижение на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, снижение на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2462178C1

БЫЧКОВА В.В
и др
Критерии оценки степени ограничения жизнедеятельности больных с органическим заболеванием головного мозга
- Сиб
Вестник психиатрии и наркологии, №2, 2009, с.142-145
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА 2003
  • Рычкова Лидия Сергеевна
  • Лаврова Галина Николаевна
RU2267980C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА 2004
  • Чуркин А.А.
  • Демчева Н.К.
  • Сорокин А.В.
RU2261045C1
КРЮЧОК В.Г
Ограничения жизнедеятельности в детском возрасте
Учебно-методическое пособие
- Минск,

RU 2 462 178 C1

Авторы

Баранов Александр Александрович

Волынец Галина Васильевна

Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна

Ильин Александр Геннадьевич

Альбицкий Валерий Юрьевич

Яковлева Татьяна Владимировна

Маслова Ольга Ивановна

Кузенкова Людмила Михайловна

Конова Светлана Романовна

Пузин Сергей Никифорович

Днепрова Любовь Ивановна

Лазуренко Светлана Борисовна

Потапов Александр Сергеевич

Даты

2012-09-27Публикация

2011-07-12Подача