РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ Российский патент 1995 года по МПК F01D5/32 

Описание патента на изобретение RU2028458C1

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано, например, в паровых турбинах.

Известно рабочее колесо турбомашины, содержащее диск, рабочие лопатки с Т-образными хвостовиками и замковые лопатки, соединяющиеся с диском с помощью заклепок [1].

В условиях эксплуатации под действием центробежных сил рабочих лопаток в подобной конструкции возникают значительные изгибные напряжения в щечках обода диска, что не дают возможности применять эту конструкцию для высоконагруженных лопаток.

Свободным от указанного выше недостатка и наиболее близким техническим решением к предлагаемому является рабочее колесо турбомашины, состоящее из диска с ободом, на котором выполнены кольцевые выступы, рабочих лопаток с Т-образными хвостовиками и заплечиками, контактирующими при работе с кольцевыми выступами диска, и замковых лопаток, выполненных без защелок и соединяющихся с диском с помощью нескольких, как правило двух, заклепок одинакового диаметра [1]. Кольцевые выступы на диске в местах установки замковых лопаток отсутствуют. Конструкция замковой лопатки для подобного рабочего колеса изображена, например, в [2]. При сборке обеспечивается плотное прилегание замковых лопаток к Т-образным хвостовикам соседних лопаток в тангенциальном направлении и весьма малый зазор в аксиальном направлении между заплечиками лопаток с Т-образными хвостовиками и кольцевыми выступами обода диска. При вращении заплечики рабочих лопаток вступают в контакт с кольцевыми выступами на диске и тем самым устраняют или существенно уменьшают изгибные напряжения в щечках обода диска, что дает возможность использовать эту конструкцию для высоконагруженных лопаток.

Недостатком подобной конструкции является возможность появление относительно больших переменных напряжений в хвостовиках замковых лопаток, особенно в сечении, ослабленном отверстием под верхнюю заклепку, которое вызывает значительную концентрацию напряжений. При вращении из-за вытяжки диска и лопаток в поле центробежных сил, различия в коэффициентах линейного расширения материала диска и лопаток или неравномерного нагрева может произойти ослабление натяга замковых лопаток в тангенциальном направлении и передачи практически полной величины переменных изгибающих и крутящего моментов в сечение хвостовика замковой лопатки, ослабленное отверстием под верхнюю заклепку. Практика эксплуатации паровых турбин свидетельствует о том, что в этом сечении при аксиальных колебаниях имели место усталостные трещины, приводившие к разрушению замковых лопаток.

Целью изобретения является повышение надежности рабочего колеса за счет повышения вибрационной надежности замковых лопаток.

Указанная цель достигается тем, что на диске выполнены кольцевые выступы в местах установки замковых лопаток, замковые лопатки выполнены с заплечиками, контактирующими с указанными выступами диска, а диаметры заклепок, соединяющих замковые лопатки с диском, выполнены уменьшающимися по мере удаления от оси вращения рабочего колеса, причем отношение диаметров заклепок выбрано из соотношений
I < при 0,5 < a < 0,825
I < ≅ 2,65 при a ≥ 0,825 где dн и dв - диаметры соответственно наиболее и наименее удаленной от оси вращения колеса заклепок;
a = - 0,5
Нв - толщина хвостовика замковой лопатки в месте размещения наиболее удаленной от оси вращения колеса заклепки;
dо - первоначальный диаметр заклепок;
Rн и Rв - расстояние от оси вращения колеса до места расположения соответственно наименее и наиболее удаленной заклепок.

Предлагаемое рабочее колесо отличается от прототипа новым соотношением диаметров заклепок и новым конструктивным выполнением замковых лопаток и диска.

В предлагаемой конструкции рабочего колеса уровень переменных напряжений в замковой лопатке в ослабленном заклепкой сечении за счет контакта заплечиков этой лопатки и выступов в диске будет понижен в сравнении с прототипом.

На фиг.1 показан общий вид рабочего колеса; на фиг.2 - рабочая лопатка с Т-образным хвостовиком и часть обода диска, в сечении I-I по фиг.1; на фиг.3 - замковая лопатка с заплечиками и часть обода диска; на фиг.4 - вторая проекция замковой лопатки; на фиг.5 и 6 - графики, подтверждающие возможность снижения максимальных динамических напряжений в хвостовике замковой лопатки при установке заклепок с различными диаметрами.

Рабочее колесо состоит из диска 1, лопаток 2 с Т-образными хвостовиками и заплечиками, одной или нескольких замковых лопаток 3, каждая из которых соединяется с диском с помощью двух заклепок 4.

Рабочая лопатка состоит из профильной части 5, промтельной части 6 с заплечиками 7, шейки 8 хвостовика и полки 9 хвостовика. Осевое расстояние L между заплечиками 7 превышает осевой размер D полки 9 хвостовика, а последний, в свою очередь, превышает осевой размер d шейки 8 хвостовика. Щечка обода 10 с выступами 11 диска 12 в сечении I-I заделана в полотно диска 12. Выступы 13 обода диска 12 в местах установки замковых лопаток 3 имеют общую кольцевую поверхность с аналогичными выступами 11 для рабочих лопаток 2 со стороны заплечиков 7 и 14 и образуют с выступами 11 единый кольцевой выступ на ободе 10 диска 12. Замковая лопатка 3 состоит из профильной части 15 (аналогичной профильной части 5 лопатки 2), промтельной части 16 с заплечиками 16 и хвостовика 17, соединенного с диском с помощью заклепок 18. Как и для рабочей лопатки 2, осевое расстояние L между заплечиками 14 превышает осевой размер D хвостовика. Расстояние между заплечиками 7 рабочих лопаток 5 выполнено равным расстоянию между заплечиками 14 замковой лопатки.

На фиг. 4 показана вторая проекция замковой лопатки 3, соединяющейся с диском с помощью двух заклепок (верхней и нижней) с диаметрами соответственно dв и dн, расположенных на расстоянии Rв и Rн от оси вращения рабочего колеса; полная ширина хвостовика замковой лопатки в сечениях, где расположены заклепки dв и dн составляет соответственно Нви Нн.

При сборке обеспечивается весьма малый зазор δ в осевом направлении между заплечиками 7 рабочих лопаток 2 с Т-образными хвостовиками или заплечиками 14 замковых лопаток 3 и выступами 11 и 13 щечек обода диска 12, а также плотное прилегание в тангенциальном направлении хвостовиков замковых лопаток 3 к хвостовикам соседних с замковыми рабочих лопаток 2 с Т-образными хвостовиками.

При вращении под действием центробежных сил рабочих лопаток 2 происходит изгиб щечек обода 10 диска 12, заделанных в сечении I-I. При этом выбирается малый зазор δ между заплечиками 7 лопаток 2 и кольцевыми выступами 11 щечек обода 10 диска 12, что обеспечивает силовое замыкание заплечиков 7 и выступов 11. Из-за равенства перемещений щечек обода диска в сечениях на стыке лопаток 2 с Т-образными хвостовиками и замковых лопаток 3 обеспечивается силовое замыкание и между заплечиками 16 замковых лопаток 3 и выступами 13.

Если в процессе эксплуатации возникают колебания лопаток, то из-за контакта заплечиков 14 и выступов 13 переменные изгибающие и крутящий моменты частично будут переданы с замковой лопатки на диск, что снижает уровень переменных напряжений в сечении II-II хвостовика лопатки, ослабленном отверстием под верхнюю заклепку и концентратором напряжений в районе отверстия и тем самым повышает надежность работы хвостовика.

Дальнейшее повышение вибрационной надежности замковых лопаток может быть обеспечено за счет снижения уровня переменных напряжений в ослабленном сечении II-II хвостовика с помощью уменьшения диаметра заклепок по мере их удаления от оси вращения рабочего колеса. При уменьшении диаметра верхней заклепки возрастает момент сопротивления ослабленного сечения II-II хвостовика и поэтому даже при неизменной величине изгибающих и крутящего моментов уровень переменных напряжений в этом сечении понижается. Так как одним из условий обеспечения статической прочности соединения замковой лопатки с диском является ограничение уровня напряжений среза в поперечном сечении заклепки, то суммарная площадь поперечных сечений обеих заклепок должна сохраняться неизменной. Поэтому уменьшение диаметра верхней заклепки сопровождается увеличением диаметра нижней и, следовательно, уменьшением момента сопротивления хвостовика в сечении III-III. В связи с этим существует ограничение на допустимую величину отношения , определяемое тем, что переменные напряжения в сечении III-III не должны превзойти напряжений в сечении II-II при установке двух заклепок одинакового диаметра dо.

Практика эксплуатации показывает, что наибольшую опасность для замковых лопаток представляют аксиальные колебания. При аксиальных колебаниях и условии равенства переменных усилий, передаваемых на диск каждой заклепкой, положительный эффект, заключающийся в снижении уровня переменных напряжений в хвостовике по сравнению со случаем установки заклепок одинакового диаметра достигается при выполнении следующих соотношений:
I < < при 0,5 < a < 0,825
(I)
I < ≅ 2,65 при a ≥ 0,825 где a = - 0,5, а остальные обозначения указаны выше.

При выводе формулы (1) предполагается, что при установке двух заклепок одинакового диаметра dо максимальные переменные напряжения достигаются в сечении II-II, а при изменении диаметров заклепок соблюдается неравенство dв ≥ 0,5 dо.

Область допустимых значений , обеспечивающих достижение положительного эффекта, при различных значениях параметра а отмечена штриховкой на фиг. 5.

Максимальное снижение напряжений в хвостовике достигается в том случае, когда становятся равными переменные напряжения в сечениях II-II и III-III. Равенство напряжений достигается при оптимальном отношении диаметров заклепок , определяемом формулой
= (2) где b = -0,4a+
Зависимость от параметра а также показана на фиг.5.

На фиг.6 показана зависимость относительной величины напряжений в хвостовике от параметров а и при оптимальном отношении диаметров заклепок (σотн= , где σ - максимальные напряжения в хвостовике при ;
σо - при двух заклепках одинакового диаметра do.

Величина σотн определяется формулой
σотн= (3) где c =
Как следует из фиг. 6, в зависимости от геометрических характеристик замковой лопатки (параметров а и ) снижение максимальных напряжений в хвостовике может достигать 20-30%.

Похожие патенты RU2028458C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ 2000
  • Беляев В.Е.
  • Иванов А.Г.
  • Попель Н.А.
RU2183747C1
Устройство для фиксации хвостовика замковой лопатки в диске рабочего колеса осевой турбины 1982
  • Дубов Александр Яковлевич
  • Соколов Иван Сафронович
  • Яковлев Леонид Дмитриевич
SU1293372A1
Установка для сборки и разборкиКлЕпАННыХ издЕлий 1979
  • Колявкин Борис Михайлович
  • Лавров Станислав Васильевич
  • Михалев Владимир Иванович
  • Захаров Антон Александрович
  • Яковлев Леонид Дмитриевич
SU795708A1
ОБЛОПАЧЕННЫЙ РОТОР ДЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ФИКСАЦИИ ЛОПАТКИ В НЕМ 1999
  • Валентини Валерио
  • Жект Эжен
RU2213229C2
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ВТОРОЙ СТУПЕНИ РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Артюхов Александр Викторович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2603383C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ПЕРВОЙ СТУПЕНИ РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Манапов Ирик Усманович
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2603382C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2603384C1
ДИСК ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ ВАЛА РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Любопытова Наталья Ивановна
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2603219C1
Рабочее колесо первой ступени ротора компрессора высокого давления (КВД) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора КВД, лопатка рабочего колеса ротора КВД, лопаточный венец рабочего колеса ротора КВД 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Сыроежкин Олег Васильевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2630918C1
ДИСК ВТОРОЙ СТУПЕНИ ВАЛА РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Любопытова Наталья Ивановна
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2603215C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 028 458 C1

Реферат патента 1995 года РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ

Использование: в области энергомашиностроения, в частности, в рабочих колесах турбомашин. Сущность изобретения: рабочее колесо содержит диск с рабочими лопатками с Т-образными хвостовиками и заплечиками, контактирующими с кольцевыми выступами обода диска, замковые лопатки, имеющие часть 16 и хвостовик 17, соединенный с диском посредством заклепок 18. В части 16 лопаток выполнены заплечики 14, а на диске в местах установок замковых лопаток выступы 13, размещенные между хвостовиком 17 и заплечиками 14. Диаметры заклепок 18 уменьшены по мере удаления от оси вращения рабочего колеса, при этом диаметры заклепок выбираются из определенного соотношения. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 028 458 C1

РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ, включающее замковые лопатки и выполненные с Т-образными хвостовиками и заплечиками рабочие лопатки, а также диск с кольцевыми выступами для рабочих лопаток, при этом последние установлены на диске с контактом их заплечиков с его выступами, а каждая из замковых лопаток закреплена на диске своим хвостовиком с помощью двух заклепок, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности путем увеличения вибростойкости замковых лопаток, последние выполнены с заплечиками, а диск выполнен с дополнительными кольцевыми выступами для замковых лопаток, причем каждая из последних установлена на диске с контактом ее заплечиков с соответствующим ей дополнительным выступом, а заклепки расположены в радиальной плоскости симметрии хвостовика замковой лопатки параллельно оси вращения рабочего колеса и выполнены с уменьшающимся по мере удаления от оси вращения рабочего колеса диаметром, при этом соотношение диаметров заклепок определяется из следующих выражений:

или

где dн и dв - диаметры соответственно наименее и наиболее удаленной от оси вращения колеса заклепок;
а - величина, определяемая зависимостью

где Hв - толщина хвостовика замковой лопатки в месте размещения наиболее удаленной от оси вращения колеса заклепки;
d0 - первоначальный диаметр заклепок;
Rн и Rв - расстояние от оси вращения колеса до места расположения соответственно наименее и наиболее удаленной заклепок.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2028458C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Костюк А.Г
Динамика и прочность турбомашины
М.: Машиностроение, 1982, с.49.

RU 2 028 458 C1

Авторы

Боришанский К.Н.

Вассерберг О.Г.

Денисов Г.И.

Консон Е.Д.

Масной С.А.

Неженцев Ю.Н.

Даты

1995-02-09Публикация

1990-11-23Подача